Темы статей
Выбрать темы

Энциклопедия бухучета (часть 1). 1. Нормативное регулирование бухучета

редактор Вороная Наталья, налоговый эксперт Чернышова Наталья
Правительство уверяет, что вести бизнес в Украине с каждым днем становится все проще. Однако вряд ли вы смогли прочувствовать это на себе. Постоянные «усовершенствования» законодательства, в том числе бухгалтерского, все больше его запутывают. Обязательный для некоторых категорий субъектов хозяйствования переход на международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО), бесконечные изменения правил учета и составления отчетности для малых предприятий и другие «покращення» привели к тому, что далеко не всегда понятно, какими документами следует руководствоваться в работе. В этом разделе спецвыпуска мы поможем вам с этим разобраться.

Итак, главным документом для бухгалтера является Закон № 996. Он устанавливает правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине. Этот Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухучет и подавать финотчетность в соответствии с законодательством. Таким образом,

Законом № 996 руководствуются абсолютно все предприятия

Еще один документ, обязательный для всех, — Порядок № 419. Из него вы узнаете о том, в какие сроки, с какой периодичностью и кому необходимо подавать финансовую отчетность.

На этом всеобщее единение заканчивается.

1.1. Для кого МСФО

Руководствоваться МСФО обязаны ( ч. 2 ст. 121 Закона № 996, п. 2 Порядка № 419):

— банки*;

* Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финотчетности в банках устанавливает НБУ ( ч. 3 ст. 6 Закона № 996).

— публичные акционерные общества;

— страховщики;

— кредитные союзы;

— предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения, — раздел 64 КВЭД ДК 009:2010 (с 2015 года включая деятельность по управлению активами — группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010);

— предприятия, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010);

— предприятия, осуществляющие вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД ДК 009:2010).

Прочие предприятия могут самостоятельно определять целесообразность применения МСФО для составления финансовой отчетности ( ч. 3 ст. 121 Закона № 996).

Логично было бы предположить, что субъекты хозяйствования, применяющие МСФО (в обязательном порядке или добровольно), могут не обращать внимания на национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ). Но это не совсем так.

НП(С)БУ 1 распространяется на всех юридических лиц, независимо от форм собственности, кроме банков и бюджетных учреждений

Именно этот бухгалтерский стандарт устанавливает формы финансовой отчетности, которые составляют и предприятия, руководствующиеся МСФО.

Еще один национальный документ, обязательный для применения такими субъектами хозяйствования, — План счетов**. А вот Инструкция № 291 для предприятий с МСФО-учетом — не указ. Субсчета к синтетическим счетам они вводят самостоятельно, исходя из нужд управления, контроля, анализа и отчетности.

** Это не касается банков, для которых постановлением Правления НБУ от 17.06.2004 г. № 280 утвержден План счетов бухгалтерского учета банков Украины.

1.2. Учет по П(С)БУ

Если ваше предприятие не обязано составлять отчетность по МСФО и не перешло на международные стандарты добровольно, вы в своей работе руководствуетесь национальными П(С)БУ.

При этом особняком стоят бюджетные учреждения и организации. Для них приняты специальные правила учета. Так, бюджетники используют свой Бюджетный план счетов. Порядок его применения и типовые корреспонденции субсчетов утверждены приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611. Есть у бюджетников и свои формы финотчетности (см. приказ Минфина от 24.01.2012 г. № 44). Кроме того, начиная с 2015 года постепенно вступают в силу национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе. Именно этими нормативными документами бухгалтеры бюджетных организаций должны руководствоваться в своей деятельности.

Что же касается обычных хозрасчетных предприятий, то особенности их бухгалтерского учета и финотчетности зависят от того, относятся ли они к субъектам малого предпринимательства.

Напомним: среди юридических лиц субъектами малого предпринимательства являются субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, которые одновременно соответствуют двум критериям ( ч. 3 ст. 55 ХКУ):

1) среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек*;

* Наши рекомендации по расчету среднего количества работников вы найдете в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 52, с. 10.

2) годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ**.

** Среднегодовой курс можно определить по формуле, приведенной в письме НБУ от 22.03.2004 г. № 13-410/1390. Но проще использовать уже рассчитанную величину с официального сайта НБУ (http://www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).

Если ваше предприятие не «вписалось» в эти критерии,

придется учитывать нормы всех П(С)БУ, кроме П(С)БУ 25

Из этого следует, что вы обязаны составлять и подавать полную финансовую отчетность*** по формам, приведенным в НП(С)БУ 1. Она состоит из:

— формы № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

*** Полную финотчетность составляют по итогам года. Промежуточную финотчетность подают ежеквартально в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах ( ч. 1 ст. 13 Закона № 996).

— формы № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»;

— формы № 3 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)» или формы № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)»;

— формы № 4 «Отчет о собственном капитале».

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 996 в состав полной финотчетности входят примечания к отчетам. К ним относятся:

1) форма № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности» (см. приказ № 302). Учтите: предоставление этой формы не освобождает предприятие от раскрытия в примечаниях другой информации, установленной действующими П(С)БУ;

2) форма № 6 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам» (см. приложение 1 к П(С)БУ 29). Ее заполняют только предприятия:

— обязанные обнародовать годовую финансовую отчетность;

— занимающие монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг);

— в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен (включая предприятия, осуществляющие производство, транспортировку, поставку тепловой энергии и предоставляющие услуги централизованного водоснабжения и водоотведения).

Субъекты крупного и среднего предпринимательства, не использующие МСФО, должны применять План счетов и Инструкцию № 291

Вы имеете дело с субъектом малого предпринимательства? Вашим основным документом станет П(С)БУ 25. Этот же стандарт следует использовать представительствам иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Однако это не означает, что прочие П(С)БУ можно игнорировать. Они тоже применяются, но с учетом требований П(С)БУ 25. Да и в самих стандартах могут быть установлены определенные особенности для «малышей».

Например, в соответствии с п. 4 П(С)БУ 31 предприятия, применяющие П(С)БУ 25, не капитализируют финансовые расходы, а всегда включают их в расходы периода. Вообще не распространяется на малые предприятия П(С)БУ 29. Также не используют они форму № 5, утвержденную приказом № 302.

Субъекты малого предпринимательства и представительства иностранных субъектов хозяйствования могут применять Упрощенный план счетов. Причем по предписаниям п. 4 приказа № 186 записи на счетах бухгалтерского учета Упрощенного плана счетов и на забалансовых счетах производятся в соответствии с Инструкцией № 291 (ср. ). В то же время нельзя не заметить, что положения Инструкции № 291 не всегда соответствуют описаниям счетов Упрощенного плана счетов, что, безусловно, создает некоторые сложности при их совместном использовании.

Обратите внимание:

предприятия, применяющие П(С)БУ 25, имеют право, но не обязаны использовать в работе Упрощенный план счетов

Таким образом, никто не запрещает им пользоваться в работе общим Планом счетов.

1.3. Одно П(С)БУ — два вида финотчетности

Поскольку П(С)БУ 25 предусматривает два вида финансовой отчетности, рассмотрим его нормы подробнее. О том, как этот стандарт регулирует применение разными субъектами хозяйствования сокращенной финотчетности, вы можете узнать из табл. 1.1.

Таблица 1.1. Применение сокращенной финансовой отчетности

Форма финансовой отчетности

Кто применяет

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-м и № 2-м)

Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, признанные таковыми в соответствии с законодательством (кроме составляющих Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства)

Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-мс и № 2-мс)

Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов согласно налоговому законодательству*

Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, соответствующие критериям микропредпринимательства**

* В настоящее время упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов имеют право вести юридические лица — единоналожники группы 3 ( п. 44.2 НКУ).

** Субъектами микропредпринимательства являются юридические лица, у которых среднее количество работников за календарный год не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро по среднегодовому курсу НБУ.

Обратите внимание на несколько важных моментов.

1. Не все единоналожники имеют право применять П(С)БУ 25, а только те из них, которые соответствуют критериям субъекта малого предпринимательства. Напомним: НКУ не содержит ограничения по количеству наемных работников для единоналожников группы 3. А значит, не всегда единоналожник является субъектом малого предпринимательства в понимании ХКУ. Если количество наемных работников плательщика единого налога превысит 50 человек, то

ему придется отказаться от применения П(С)БУ 25 и перейти на полноформатную финотчетность

2. Единоналожники группы 3, которые не являются субъектами микропредпринимательства, подают финотчетность ежеквартально, а не раз в год. То есть не всегда формы № 1-мс и № 2-мс составляют один раз в год. Только микропредприятия имеют такую привилегию ( п. 2 Порядка № 419).

3. Лица, предоставляющие Упрощенный фин­отчет (малые единоналожники группы 3 и субъекты микропредпринимательства), могут ( п. 8 разд. І П(С)БУ 25):

— учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

— не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на оплату последующих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;

— текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.

А вот для лиц, предоставляющих финотчетность по формам № 1-м и № 2-м, такое послабление не пре­дусмотрено. Им придется выполнять все требования соответствующих бухучетных стандартов.

4. Плательщики налога на прибыль, применяющие П(С)БУ 25, не определяют суммы отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств в соответствии с П(С)БУ 17. Такой вывод следует из норм пп. 2.19 и 5.8 разд. ІІ, п. 2.6 разд. ІІІ П(С)БУ 25.

5. Для субъектов малого предпринимательства — единоналожников группы 3, не зарегистрированных плательщиками НДС, предусмотрена возможность систематизации информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи ( п. 9 разд. I П(С)БУ 25). Во исполнение этих норм были приняты Методрекомендации № 720. Заметим, что приведенные в них регистры оказались не слишком удобными для применения и поэтому не получили широкого распространения на практике.

В заключение раздела напомним, что метод­рекомендации, которые в большом количестве разработали Минфин и некоторые другие министерства, не являются обязательными к применению документами. Они, как и следует из названия, носят рекомендательный характер. Хотя, безусловно, могут стать хорошим подспорьем в работе.

А вот позаботиться о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете вы обязаны. И здесь без Положения № 88 не обойтись. Оно распространяется на все предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности (кроме банков).

Уверены, что теперь вы нашли ответы на все вопросы, связанные с применением в работе тех или иных бухгалтерских нормативно-правовых актов.

выводы

  • Закон № 996 и Порядок № 419 являются обязательными для всех юридических лиц.

  • Предприятия, которые руководствуются МСФО, применяют План счетов, но не обязаны использовать Инструкцию № 291.

  • Субъекты крупного и среднего предпринимательства (кроме использующих МСФО) руководствуются всеми П(С)БУ, за исключением П(С)БУ 25.

  • Формы финотчетности для субъектов малого предпринимательства, не использующих МСФО, устанавливает П(С)БУ 25.

  • Малое предприятие имеет право выбрать, какой План счетов применять — общий или упрощенный.

  • В вопросах документального обеспечения записей в бухгалтерском учете все субъекты хозяйствования (кроме банков) руководствуются Положением № 88.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше