Темы статей
Выбрать темы

ФЛП выплачивает мобилизованному средний заработок: есть ли компенсация?

Смердов Виталий, налоговый эксперт

Суть дела

Публиковать решения судов апелляционной инстанции вообще-то не в наших правилах. Но, согласитесь, у каждого правила есть исключения. И в данном случае оно как раз перед вами. Почему это решение так интересно, вы поймете прямо сейчас.

В 2014 году предприниматель уволил работника, которого призвали в связи с мобилизацией. Работник такое увольнение успешно обжаловал (решение суда вынесено в 2015 году) и был восстановлен на работе. Предприниматель, как полагается, выплатил ему средний заработок и, в cвою очередь, решил получить компенсацию из бюджета согласно ст. 119 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ).

Однако в предоставлении такой компенсации ему отказали. Как оказалось, по мнению органов соцзащиты, юридических оснований для этого нет. Предприниматель с таким подходом не согласился и обратился в суд.

Решение дела судом

И местный, и апелляционный суды приняли сторону предпринимателя-работодателя. Суд, в частности, указал на то, что:

— гарантии ч. 3 ст. 119 КЗоТ распространяются и на лиц, работающих у предпринимателей;

Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением Кабмина от 04.03.2015 г. № 105 (далее — Порядок № 105), распространяется в том числе и на предпринимателей. А это значит, что органы соцзащиты были обязаны предоставить истцу компенсацию среднего заработка, выплаченного мобилизованному работнику.

Мнение редакции

Ну как, удивлены? Мы — да, и удивляться здесь есть чему. Вы, должно быть, помните, что ст. 119 КЗоТ содержит ряд военно-трудовых гарантий. В частности, вот эту:

За работниками, призванными на <…> военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период <…> сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на момент призыва <…>

Как видите, данная статья КЗоТ привязывается лишь к работникам предприятий, учреждений и организаций. В свою очередь, работники, которые состоят в трудовых отношениях с предпринимателями, в ней не упомянуты. Получается, что на таких работников данные гарантии не распространяются. Другими словами:

— предприниматель-работодатель вправе уволить работника, попавшего, в частности, под мобилизацию;

— если он сохранит за таким работником рабочее место и средний заработок, на получение компенсации из бюджета можно не рассчитывать.

По сути, это же подтвердило и Минсоцполитики в письмах от 19.08.2015 г. № 1067/13/84-15* и от 16.06.2015 г. № 325/13/155-15. Причем чиновники сообщили, что для урегулирования этой проблемы они уже готовят соответствующий законопроект.

* Кроме того, в этом письме чиновники также отметили, что указанные гарантии не распространяются на работников, которые работают в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных производственных кооперативах.

Ну-ну… Пока они это делают, уже начала формироваться судебная практика. Причем ряд судебных решений очень необычен, в том числе сегодняшнее. Из него следует, что суды готовы занимать позицию, противоположную той, с которой вы ознакомились выше. Проще говоря, они готовы признать:

— право работников, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателями, на сохранение места работы, должности и среднего заработка;

— право предпринимателей на получение компенсации среднего заработка по таким работникам из бюджета*.

* Заметьте: этот вывод не зависит от системы налогообложения, на которой находится предприниматель. То есть он может быть как общесистемщик, так и единоналожник.

Скажете, что выводы судов противоречат закону? А вот мы бы не были так уверены. Все зависит от того, как читать ст. 119 КЗоТ и Порядок № 105 (да-да, бывает и такое ☹). Если читать их системно, т. е. в связке друг с другом и общими нормами КЗоТ — подход судов выглядит вполне обоснованным. Давайте посмотрим на аргументы, которые назвал суд:

— согласно ч. 1 ст. 3 КЗоТ законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, а также лиц, работающих по трудовым договорам с физлицами;

— по ст. 7 КЗоТ особенности регулирования труда лиц, которые работают по трудовым договорам с физлицами, устанавливаются законодательством;

— из системного анализа указанных выше статей следует, что законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников предприятий, учреждений, организаций, а также лиц, которые работают по трудовым договорам с физлицами, кроме особенностей регулирования таких правоотношений в случаях, прямо предусмотренных законом;

ст. 119 КЗоТ не содержит оговорок насчет нераспространения соответствующих гарантий на лиц, работающих у предпринимателей. Как результат, данные гарантии должны действовать и в отношении таких лиц;

Порядок № 105 — лишь подзаконный нормативно-правовой акт, а потому не может противоречить нормативно-правовому акту, юридическая сила которого выше, — в данном случае КЗоТ. Кроме того, Порядок № 105 не содержит оговорок по поводу его нераспространения на предпринимателей и лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях;

— предприниматель требовал компенсации среднего заработка, в том числе за 2014 год. В то же время Законом о госбюджете на 2014 год** не была предусмотрена соответствующая программа. Но и это не стало аргументом для судов, поскольку по факту компенсация за 2014 год должна быть выплачена в 2015 году***;

— ссылку чиновников на письмо Минсоцполитики, в котором было указано, что ст. 119 КЗоТ на предпринимателей не распространяется (видимо, это уже называвшееся письмо от 16.06.2015 г. № 325/13/155-15), суды не приняли во внимание. В частности, из-за необоснованного сужения прав предпринимателей в сравнении с правами предприятий, учреждений, организаций.

** Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.

*** Этот аргумент очень интересен, поскольку может оказаться актуальным и для предприятий.

Как видите, суд свое решение мотивировал основательно. Интересно при этом, что его аргументы выходят за рамки буквального прочтения ст. 119 КЗоТ. Причем часть из них подходит и для других ситуаций, в том числе для предприятий, учреждений, организаций. К слову, именно такое применение закона отвечает принципу верховенства права, который записан в ст. 8 Конституции Украины. Но это лишь одна сторона медали.

Вторая же сторона — ссылка суда на то, что ст. 119 КЗоТ должна распространяться и на предпринимателей, хотя не упоминает о них, увы, не бесспорна ☹. Поэтому предугадать подход ВССУ или ВСУ к такой позиции сложно (тем более, что на кону бюджетные деньги). Не исключаем, что высшая инстанция подойдет к этому вопросу сдержаннее. Но это еще покажет время.

Теперь же, уверены, вам не терпится узнать: какая же вам польза от данного решения? А это зависит от конкретной ситуации:

— вы — предприниматель и при этом сохраняли за мобилизованными работниками место работы, должность и средний заработок. Данное решение суда свидетельствует о том, что вы можете рассчитывать на получение компенсации среднего заработка (в том числе за 2014 год). Правда, «выбивать» его, скорее всего, придется через суд. То есть сначала надо будет подать соответствующий отчет, согласованный с военным комиссариатом. Если на него вам ответят отказом, такой отказ можно будет обжаловать в суде. При этом, когда будете формулировать иск, используйте аргументы, с которыми ознакомились выше, и сошлитесь на решение, которое мы сейчас рассматриваем, — это придаст вашему иску дополнительный вес. Заметьте: если суд будет на вашей стороне, то вы, в идеале, сможете пересчитать НДФЛ, ВС и ЕСВ. Другое дело, что налоговиков это не порадует, поэтому в таком случае с ними тоже придется спорить в суде;

— вы — предприниматель, но не сохраняли за мобилизованными работниками место работы, должность и средний заработок (формально уволить работника ФЛП мог лишь после 11.06.2015 г.). То есть действовали так, как советовали чиновники. Штрафы от Гоструда вам в таком случае не грозят (учитывая упомянутое письмо Минсоцполитики). Проблема в другом. В этом случае бывший работник может обратиться в суд с требованием восстановить его на работе. Если решение вынесут в пользу работника, вам придется восстановить его и выплатить средний заработок. Затем, конечно, вы сможете затребовать компенсацию такого среднего заработка на основании Порядка № 105. Но, как вы уже, наверное, поняли: делать это придется через суд. С НДФЛ, ВС и ЕСВ ситуация такая же, как и выше.

И еще. Это судебное решение будет полезным и для предприятий. Особенно выводы о том, что Порядок № 105 не может противоречить ст. 119 КЗоТ (интересно в части получения компенсации по «срочникам», «контрактникам» и мобилизованным, срок службы которых превышает 1 год — подробности см. на с. 32), а также о компенсации среднего заработка за 2014 год.

КИЕВСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 августа 2015 года по делу № 739/716/15-а

(извлечение)

Коллегия судей Киевского апелляционного административного суда <…>, рассмотрев <…> апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения, семьи и труда <…> на постановление Новгород-Северского районного суда Черниговской области от 10 июня 2015 года по делу по административному иску ЛИЦО_2 к Управлению социальной защиты населения, семьи и труда <…> о признании действий противоправными и обязательствах совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

<…>

Постановлением Новгород-Северского районного суда Черниговской области от 10 июня 2015 года административный иск удовлетворен полностью.

Не соглашаясь с принятым судебным решением ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое постановление и закрыть производство по делу.

<…>

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, коллегия судей считает необходимым апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения, семьи и труда <…> — без удовлетворения, а постановление Новгород-Северского районного суда Черниговской области от 10 июня 2015 года — без изменений, исходя из следующего.

<…>

В соответствии с частью 3 статьи 119 КЗоТ Украины (в редакции от 08 июня 2014 года) за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчиненности и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка проводится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины

<…>

Частью первой статьи 3 КЗоТ Украины предусмотрено, что законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Статьей 7 КЗоТ Украины предусмотрено, что особенности регулирования труда лиц, работающих в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья, временных и сезонных работников, а также работников, работающих у физических лиц по трудовым договорам, дополнительные (кроме предусмотренных в статьях 37 и 41 этого Кодекса) основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (нарушение установленных правил приема на работу и пр.) устанавливаются законодательством.

Как правильно определено судом первой инстанции, из системного анализа указанных правовых предписаний усматривается, что законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников как предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, так и лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами, за исключением особенностей регулирования таких правоотношений в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Поскольку положения статьи 119 КЗоТ Украины, которыми установлены гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей, не содержат никаких оговорок о нераспространении данных гарантий на работников, работающих у физических лиц — предпринимателей по трудовым договорам, то на ЛИЦО_3, работавшего у истца, как физического лица — предпринимателя, и призванного на военную службу по призыву во время мобилизации на основании Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17 марта 2014 года № 303, распространялись гарантии, предусмотренные частью третьей статьи 119 КЗоТ Украины, с изменениями, внесенными Законом Украины № 1275-VII, в частности в отношении компенсации из бюджета среднего заработка, но не более одного года.

С целью определения механизма выплаты компенсации Кабинет Министров Украины постановлением от 04 марта 2015 года № 105 утвердил Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (далее — Порядок № 105).

Коллегия судей считает подходящими замечания суда первой инстанции о том, что указанное постановление является подзаконным нормативно-правовым актом, принятым на основании и в соответствии со статьей 119 КЗоТ Украины и направленным на выполнение правовых предписаний, содержащихся в статье 119 КЗоТ Украины. Соответственно его содержание не может противоречить содержанию нормативно-правового акта высшей юридической силы, которым является Кодекс законов о труде Украины, в частности и в отношении действия по кругу лиц, на которых он распространяется, к тому же данный подзаконный нормативно-правовой акт не содержит никаких оговорок о его нераспространении на физических лиц — предпринимателей и лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях.

Из изложенного следует, что действие Порядка № 105 по выплате компенсации в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, распространяется не только на предприятия, учреждения и организации, но и на физических лиц — предпринимателей, которые обязаны осуществить выплату работникам, состоящим с ними в трудовых отношениях, среднего заработка за период их пребывания на военной службе по призыву во время мобилизации, на особый период и имеющим право на получение компенсации этих выплат из государственного бюджета.

<…>

Следовательно, суд первой инстанции правильно признал безосновательными доводы ответчика по существованию противоречий в трактовке положений статьи 119 КЗоТ Украины и Порядка № 105 в части распространения действия данных положений на физических лиц — предпринимателей и соответственно непризнания права данных лиц на получение компенсации среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период <…>.

<…>

Кроме того, в обоснование апелляционной жалобы ответчиком приведено, что действие Порядка выплаты компенсации в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, который был принят в 2015 году, не распространяется на выплаты за 2014 год. Однако коллегия судей апелляционной инстанции считает такие доводы безосновательными и разделяет в этой части выводы суда первой инстанции. В частности, как указывалось выше, Порядок № 105 является только подзаконным нормативно-правовым актом, принятым в соответствии с частью третьей статьи 119 КЗоТ Украины, которая, в свою очередь, устанавливает гарантии для работников в соответствии с изменениями, внесенными в 2014 году.

<…>

Руководствуясь ст. 195, 196, 198, 200, 205, 206, 212, 254 КАС Украины, коллегия судей

ПОСТАНОВИЛА:

Апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения, семьи и труда <…> городского совета <…> области — оставить без удовлетворения.

Постановление Новгород-Северского районного суда Черниговской области от 10 июня 2015 года — без изменений.

<…>

Председательствующий судья Е. Пилипенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше