Темы статей
Выбрать темы

Компенсация мобилизованным — жадности бой

Смердов Виталий, налоговый эксперт
Если вы что-то должны государству, будьте уверены — оно свое получит. Причем формальные неувязки его, как правило, не волнуют. Жаль только, что в обратной ситуации (когда государство что-то должно вам) это правило уже не работает. Здесь чиновники готовы цепляться за каждую запятую, лишь бы не потратить лишнюю бюджетную гривню…

Сначала опишем проблему. Не секрет, что по ст. 119 КЗоТ* за работниками:

1) призванными на срочную военную службу (на наш взгляд, лишь во время особого периода);

2) призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;

3) принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и/или введения военного положения;

4) призванными во время мобилизации, на особый период, и подлежащими увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжившими военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту,

сохраняют место работы, должность, а также компенсируют средний заработок из бюджета вплоть до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации или не более чем на срок заключенного контракта.

* Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Как видите, срок действия указанных гарантий в общем случае ограничен лишь этими тремя событиями (см. об этом «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 16). Но вы наверняка помните, что так было не всегда. Еще совсем недавно максимальная продолжительность этого срока ограничивалась одним годом. Причем Порядок № 105** создавался еще до внесения соответствующих изменений в КЗоТ, а потому в нем и сейчас продолжает фигурировать потолок в 1 год. Кроме того, в нем также не упомянуты работники, призванные на срочную службу и принятые на военную службу по контракту.

** Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением Кабмина от 04.03.2015 г. № 105.

Так вот, недавно по этому поводу начали поступать плохие новости: как оказалось, по факту компенсируют средний заработок только тех работников, которые были мобилизованы меньше года назад. По остальным работникам в такой компенсации отказывают. В качестве оснований чиновники цепляются за то, что Порядок № 105 называет лишь эту категорию работников. Правомерен ли такой подход?

По нашему мнению, нет. Мы уверены, что Порядок № 105 должен распространяться, в частности, на работников, срок мобилизации которых превышает 1 год, а также на прочих работников, перечисленных в ст. 119 КЗоТ (см. выше). Дело в том, что в этом вопросе нормы правительственного постановления конфликтуют с нормами КЗоТ, а потому применять нужно именно последние. И ладно бы еще раньше, пока Порядка № 105 не было: тогда можно было ссылаться на отсутствие механизма такой компенсации. Но сейчас-то механизм есть — просто он не в полной мере отвечает закону. Кроме того, по сложившейся практике, когда подзаконный нормативный акт перестает отвечать закону, то до момента утверждения новой подзаконной «нормативки» его, как правило, продолжают применять, но — внимание! — в части, не противоречащей закону (часто такие указания включают и в текст законов).

К слову, указанную аргументацию поддерживают и суды (см., к примеру, определение Киевского апелляционного админсуда от 11.08.2015 г. по делу № 739/716/15-а на с. 30 этого номера).

Но, увы, компенсация — это не единственная проблема. Следом за ней тянутся проблемы по НДФЛ, ВС и ЕСВ. Правда, в части лишь тех работников, срок мобилизации которых превышает год*. Дело в том, что условием для освобождения от их уплаты является компенсация среднего заработка мобилизованных работников из бюджета** ( абзац «и» п.п. 165.1.1 НКУ, ч. 7 ст. 7 Закона № 2464***). А раз такой компенсации, по мнению чиновников, нет, то не будет и освобождения. Причем самым очевидным способом это проявляется в части НДФЛ и ВС: налоговики и сейчас считают, что при выплате среднего заработка мобилизованным НДФЛ и ВС уплачиваются обязательно, и лишь после получения компенсации вы можете провести их перерасчет. А если компенсацию вам не предоставляют, то и вопрос об освобождении от НДФЛ и ВС отпадает. Так что повторим еще раз: на данном этапе средний заработок работников, мобилизованных свыше года назад, нужно облагать НДФЛ, ВС и ЕСВ (в части начислений и удержаний).

* Что касается «срочников» и «контрактников», то по ним вопрос об освобождении от данных платежей вообще не стоит. Этого пока не предусматривают ни НКУ (в части НДФЛ и ВС), ни Закон № 2464 (в части ЕСВ).

** Об этом вы могли прочитать здесь — «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 44, c. 9.

*** Соответственно, Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI и Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Понимаем, все это кажется несправедливым и диким ☹. Есть ли у нас какие-то соображения на этот счет?

Конечно, можно поступать так, как мы рассказали выше, — себе дешевле (даже если вы с таким подходом не согласны). Затем, когда Порядок № 105 все же обновят, у вас появится возможность:

— получать компенсацию и по работникам, срок мобилизации которых превышает 1 год. В таком случае вы сможете воспользоваться упомянутым освобождением;

— получить компенсацию, скорее всего, и за предыдущие месяцы — в отношении работников, которых сейчас в Порядке № 105 нет и по которым в такой компенсации сейчас отказывают. В таком случае вы сможете провести перерасчет НДФЛ, ВС и ЕСВ (кроме «срочников» та «контрактников»). По крайней мере, в части января и февраля 2015 года по обычным мобилизованным работникам налоговики это делать разрешали.

Если же вы вдруг не согласны со всем этим, защищать свои права (в части как компенсации, так и освобождения от НДФЛ, ВС, ЕСВ), скорее всего, придется в суде. В таком случае вам могут пригодиться выводы судов по похожим ситуациям:

— упомянутые освобождения от НДФЛ и ЕСВ применяются независимо от наличия порядка компенсации среднего заработка (см. определение ВАСУ от 27.08.2015 г. по делу № К/800/11648/15). Такой же по сути вывод в отношении ЕСВ дан и в постановлении Сумского окружного административного суда от 04.08.2015 г. по делу № 818/2054/15;

Порядок № 105 является подзаконным нормативно-правовым актом, а потому не может сужать действие КЗоТ (см. с. 30). Отсюда, в общем-то, прямо вытекает право на получение компенсации в части как работников, срок мобилизации которых превышает 1 год, так и прочих работников, перечисленных в ст. 119 КЗоТ.

Как видите, шансы на получение хорошего судебного решения есть. Другое дело, готовы ли вы затевать подобные споры…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше