Оформляем покупку ОС документально
Приобретают объекты основных средств (далее — ОС) за деньги на основании договора купли-продажи.
Подтверждением покупки служат первичные документы (чеки, накладные, акты приемки-передачи, таможенные декларации и т. д.).
Поступившие на предприятие ОС не остаются без внимания. Чтобы контролировать их наличие и использование по назначению, оформляют Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств типовой формы № О3-1, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.
Такой Акт составляют в одном экземпляре на каждый отдельный объект. Делает это приемная комиссия, которую руководитель предприятия назначил своим приказом.
После оформления Акт вместе с приложенной к нему технической документацией передают в бухгалтерию. Его подписывает главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия или уполномоченное на это лицо.
Заметьте: если предприятие покупает объект ОС, который уже был в эксплуатации, то на основании Акта по форме № ОЗ-1 в бухучете оно может отразить и сумму износа этого объекта, начисленную до его покупки.
В строительно-монтажных организациях для оформления передачи, установки и пуска строительных машин и последующего их демонтажа и передачи машинопрокатной базе используют Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины типовой формы № ОЗ-5, утвержденной приказом № 352 (ср. ). Этот Акт составляют в двух экземплярах.
Дата составления Акта по форме № ОЗ-1 или № ОЗ-5 считается датой зачисления объекта ОС на баланс предприятия.
Для индивидуального учета каждого объекта ОС применяют Инвентарную карточку учета основных средств типовой формы № О3-6, также утвержденной приказом № 352.
Учитываем приобретение ОС
Бухгалтерский учет. Приобретенные за денежные средства ОС зачисляют на баланс предприятия по первоначальной стоимости, которая включает в себя расходы, перечисленные в п. 8 П(С)БУ 7 (см. с. 14).
Когда предприятие приобретает ОС, оно осуществляет капитальные инвестиции. Поэтому все связанные с этим процессом расходы оно изначально накапливает на:
— субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств»
или
— субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов».
Вот так формируется первоначальная стоимость объекта ОС.
При передаче (вводе) в эксплуатацию объекта ОС суммы с кредита субсчета 152 или 153 списывают в дебет соответствующего субсчета счета 10 «Основные средства» или 11 «Прочие необоротные материальные активы».
Такой особый порядок учета покупки ОС обусловлен тем, что фактическое поступление объекта на предприятие — это лишь начальный этап процесса его приобретения. Ведь в ходе подготовки объекта к эксплуатации у субъекта хозяйствования вполне могут возникать еще и другие расходы.
Эти дополнительные расходы тоже накапливают на субсчете 152 или 153 и точно так же включают в первоначальную стоимость объекта ОС
Поэтому хоть собранные на субсчете 152 или 153 расходы уже и считаются активом, но полноправным объектом ОС они становятся только после списания в дебет счета 10 или 11.
Со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию на него начинают начислять амортизацию ( п. 29 П(С)БУ 7).
Налог на прибыль. Вы наверняка уже хорошо знаете, что с 01.01.2015 г. объект обложения налогом на прибыль зависит от финансового результата, определенного в финансовой отчетности согласно НП(С)БУ или МСФО ( п.п. 134.1.1 НКУ).
Так, у малодоходных плательщиков (с доходом за прошлый год (начиная с 2015 года) менее 20 млн грн.) налоговый учет ОС — зеркальное отражение бухгалтерского учета. А вот высокодоходные плательщики (и малодоходники-добровольцы), кроме бухгалтерского, должны вести еще и отдельный налоговый учет ОС в порядке, предусмотренном п. 138.3 НКУ. Данные налогового учета им понадобятся для того, чтобы откорректировать бухгалтерский финрезультат на амортизационные разницы.
Эти разницы могут проявиться у вас из-за:
— разного срока полезного использования. Если в бухучете предприятию по таким срокам предоставлена полная свобода действий, то в налоговом учете сохраняются минимально допустимые сроки использования объектов ( п.п. 138.3.3 НКУ);
— несовпадения критериев отнесения к ОС. Дело в том, что высокодоходные плательщики подпадают под действие п.п. 14.1.138 НКУ и в налоговом учете необоротных активов должны применять стоимостный критерий в 6000 грн. (без НДС). А вот в бухучете они могут установить любую другую планку;
— отличия в подходах к учету непроизводственных ОС. На непроизводственные ОС НКУ, как и прежде, не разрешает начислять амортизацию ( п.п. 138.3.2 НКУ), в то время как в бухгалтерском учете никаких запретов по этому поводу нет;
— добавления к финрезультату 30 % стоимости покупок у неприбыльщиков в случаях, прописанных в п.п. 140.5.4 НКУ.
Однако само приобретение ОС и формирование их первоначальной стоимости к таким разницам не приводят, будьте спокойны. Поэтому отложим разговор о разницах до следующего раза, когда будем рассматривать вопросы эксплуатации ОС.
НДС. Плательщик НДС, который покупает объект ОС у другого плательщика НДС, увеличивает свой налоговый кредит на сумму «входного» НДС по этому объекту, независимо от того, с какой целью планирует использовать приобретенное ( п. 198.3 НКУ).
Важно лишь, чтобы такой налоговый кредит подтверждала налоговая накладная, составленная продавцом и зарегистрированная в ЕРНН ( п. 201.10 НКУ).
Датой увеличения налогового кредита является дата осуществления первого из событий ( п. 198.2 НКУ):
— либо дата перечисления предоплаты за объект ОС,
— либо дата его получения.
Тот, кто надумал использовать приобретенные ОС в нехозяйственных или в необлагаемых операциях, ранее отраженный налоговый кредит компенсирует налоговыми обязательствами по НДС. Этого требует п. 198.5 НКУ (подробнее см. с. 17).
Начисленные «компенсирующие» НДС-обязательства в зависимости от того, в каком отчетном периоде принято решение изменить направление использования ОС:
— либо увеличивают первоначальную стоимость ОС, использованных в нехозяйственной/необлагаемой деятельности, — если решение принято сразу,
— либо направляются в расходы отчетного периода — если решение принято в следующих отчетных периодах.
При нехоз/необъектном/необлагаемом использовании ОС, которые приобретены без НДС, налоговые обязательства не начисляйте. Это совет от ГФСУ (см. письмо от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17).
Пример. Предприятие за денежные средства приобрело грузовой автомобиль стоимостью 180000 грн. (в том числе НДС 20 % — 30000 грн.).
Эту операцию в своем учете оно отражает так:
Приобретение ОС за денежные средства в нацвалюте
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
Дт | Кт | |||
1. Приобретение объекта ОС на условиях последующей оплаты | ||||
1 | Получен от поставщика автомобиль | 152 | 631 | 150000 |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН) | 641/НДС | 631 | 30000 |
3 | Уплачены платежи, связанные с регистрацией автомобиля в органах ГАИ | 377 | 311 | 600 |
4 | Отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля расходы на регистрацию | 152 | 377 | 600 |
5 | Введен в эксплуатацию автомобиль (150000 грн. + 600 грн.) | 103 | 152 | 150600* |
* С месяца, следующего за месяцем ввода объекта ОС в эксплуатацию, по нему начинает начисляться амортизация. | ||||
6 | Перечислены средства в оплату стоимости приобретенного автомобиля | 631 | 311 | 180000 |
2. Приобретение объекта ОС на условиях предварительной оплаты | ||||
1 | Перечислена предоплата за автомобиль | 371 | 311 | 180000 |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН) | 641/НДС | 644 | 30000 |
3 | Получен от поставщика автомобиль | 152 | 631 | 150000 |
4 | Списана сумма отраженного ранее налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 30000 |
5 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 180000 |
6 | Уплачены платежи, связанные с регистрацией автомобиля в органах ГАИ | 377 | 311 | 600 |
7 | Отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля расходы на регистрацию | 152 | 377 | 600 |
8 | Введен в эксплуатацию автомобиль (150000 грн. + 600 грн.) | 105 | 152 | 150600* |
* С месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, по нему начинает начисляться амортизация. |
выводы
Хотя собранные на субсчете152 или 153 расходы уже и считаются активом, но полноправным объектом ОС становятся только после списания в дебет счета 10 или 11.
Предприятие увеличивает свой налоговый кредит на сумму «входного» НДС по приобретенному объекту ОС, независимо от того, с какой целью планирует его использовать.