Темы статей
Выбрать темы

Подрядчик бюджета: «эти руки» могут быть проверены…

Голенко Александр, шеф-редактор
Предприятие оказывает услуги бюджетной организации. Могут ли нас проверять крушники?

Во-первых, не «крушники» (забудьте наконец эту давно вышедшую из употребления аббревиатуру — «КРУ»), а Госфининспекция*. А во-вторых, да, она вас проверять уполномочена.

* Согласно постановлению КМУ от 03.02.2016 г. № 43 этот «центральный орган» вскоре будет работать уже под новой «вывеской» — Государственная аудиторская служба Украины (сокращенно — Госаудитслужба).

1. Поскольку вы получаете оплату от бюджетной организации (которая содержится за средства государственного и/или местного бюджетов), именно такие деньги интересуют Госфининспекцию. Если конкретнее, то ст. 113 Бюджетного кодекса Украины уполномочивает органы Госфининспекции контролировать целевое и эффективное использование средств государственного и местных бюджетов.

2. Не думайте, что это касается только самих бюджетных организаций (распорядителей бюджетных средств). Дело в том, что ст. 2 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII (далее — Закон № 2939) одной из главных задач Госфининспекции по финансовому контролю за использованием госфинресурсов (т. е. бюджетных средств) прямо называет — внимание! — такой контроль не только у их распорядителей, но, в частности, и на предприятиях, которые получали средства из бюджетов всех уровней, а также контроль за соблюдением законодательства о госзакупках.

То есть ваше предприятие тоже относится к категории «подконтрольных учреждений» для Госфининспекции.

При этом заметим: согласно ст. 2 Закона № 2939 Госфининспекция уполномочена на финконтроль и любых других субъектов, не отнесенных к категории «подконтрольных учреждений» — но только на основании судебного решения в рамках уголовного производства. Однако не будем о плохом… ☹

Пойдем дальше. В соответствии со ст. 2 Закона № 2939 госфинконтроль реализуется Госфининспекцией путем проведения: а) государственного финансового аудита; б) проверки государственных закупок; в) инспектирования. Очевидно, вас могут коснуться лишь «б» и «в» .

3. Забегая вперед, обращаем ваше особое внимание на право Госфининспекции, установленное в п. 12 ст. 10 Закона № 2939. С целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете «подконтрольного учреждения» (т. е. вашего предприятия) Госфининспекция вправе проводить встречные сверки у ваших субподрядчиков. ☹ На этом сделан акцент в письме Госфининспекции от 06.12.2012 г. № 02-18/1346. Но — внимание! — на этом основании она вправе провести у него и у вас именно встречную сверку, а не ревизию. Смотрите, в чем тут разница. Согласно части семнадцатой ст. 11 Закона № 2939 сверка не является контрольной мерой и проводится на основании направления, выписанного руководителем органа Госфининспекции. То есть сверка — это не мера госфинконтроля, а значит, это не «а», не «б» и не «в» (см. выше). И поэтому, по нашему мнению, во-первых, предмет встречной сверки ограничен только тем, что прямо перечислено в отношении ее (а не ревизий!) проведения в п. 12 ст. 10 Закона № 2939, а именно: проверкой документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете. И точка! ☺ А во-вторых, при проведении именно встречной сверки у вас или у вашего контрагента (в отличие от ревизии) госфининспектор не имеет всех прав, установленных в ст. 10 Закона № 2939, а может проверить только конкретные операции и только с точки зрения их реальности и полноты отражения в учете. Причем только у того предприятия, которое он «сверяет», а не идти по цепочке дальше!

4. Вернемся к многочисленным (установленным в ст. 10 Закона № 2939) правам Госфининспекции в отношении «подконтрольных учреждений» (т. е. и вашего предприятия тоже). Ее органы вправе:

— требовать проведения инвентаризации ОС, ТМЦ, средств и расчетов, а при отказе — понуждать к ее проведению судебным решением, а до его принятия — внимание! — опечатывать кассы, склады и архивы в присутствии понятых на 24 часа согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 26.07.2006 г. № 1028;

— при проведении ревизий (но не сверок!) изымать копии первичных документов, свидетельствующих о нарушениях (но не всех подряд!), а на основании решения суда — их оригиналы;

— получать от контрагентов-субподрядчиков справки и копии документов о взаиморасчетах, разумеется, в рамках соответствующего «бюджетного» подряда;

— инициировать признание договоров недействительными с изъятием в судебном порядке в бюджет средств по ним;

— налагать на должностных лиц админвзыскания (согласно ст. 2341 Кодекса Украины об административных правонарушениях рассматривать дела и наказывать вправе только уполномоченные должностные лица Госфининспекции и лишь за нарушения, перечисленные в ст. 1642 этого Кодекса).

5. Согласно ст. 4 Закона № 2939 инспектирование проводится в форме ревизии.

Виды и порядок проведения ревизий регламентированы в ст. 11 Закона № 2939, и что интересно — ревизии бывают только выездными (т. е. проводятся в помещении предприятия) и, подобно налоговым проверкам, бывают плановыми и внеплановыми. Не станем углубляться в подробности, регламентированные Порядком проведения инспектирования Госфининспекцией…, утвержденным постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550, и конкретизированные в Методрекомендациях, утвержденных ее приказом от 14.12.2011 г. № 90 (почитаете их сами, если уж припечет)… А здесь лишь заметим, что для начала плановой ревизии органы Госфининспекции должны письменно уведомить «подконтрольное учреждение» о датах ее начала и окончания не менее чем за 10 дней до первой из этих дат (кстати, плановая ревизия проводится одновременно с плановой налоговой проверкой). Но! При любой ревизии контролеры обязаны предъявить вам направление. А что касается именно внеплановой ревизии, то главное вот что: согласно части шестой ст. 11 Закона № 2939 она может быть проведена только по решению суда и не чаще одного раза в квартал.

Важно, что оснований для внеплановой ревизии очень немного и их исчерпывающий перечень установлен в пп. 2 — 5 части пятой ст. 11 Закона № 2939. Повторяем: исчерпывающий! ☺ Привлечем ваше внимание только к одному основанию для внеплановой ревизии: ждите ее, если Госфининспекции нужно проверить сведения, полученные от вашего контрагента, а вы в течение 10 рабочих дней не дадите пояснений и документальных подтверждений на письменный запрос ревизоров.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше