Темы статей
Выбрать темы

Меняем батареи отопления: как учесть?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Создать комфортный микроклимат в помещении без правильно подобранных батарей (радиаторов) отопления невозможно. Причем нужно соблюсти «золотую середину»: чтобы и не замерзнуть зимой, и не изнывать от чрезмерной жары. Решили заменить старые батареи на новые? Отлично! Современный рынок предоставляет широкий выбор радиаторов. А хотите знать, как отразить такую операцию в налогово-бухгалтерском учете? Тогда читайте нашу статью.

img 1

Замена батарей в помещении — классический пример ремонта такого помещения. И несмотря на то что о ремонтах вы узнали достаточно много*, вопросы все равно остаются. Поэтому не побоимся в этой статье в чем-то повториться, ведь, как говорят: «повторенье — мать ученья».

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 102, с. 41, № 79, с. 18, 2016, № 73, с. 32, № 27, с. 18.

Учитывая, что с 2015 года при исчислении объекта обложения налогом на прибыль полностью ориентируемся на бухгалтерский учет, то с него и начнем.

Классификация ремонтов в бухучете

Порядок учета ремонтных работ в бухучете регулируется П(С)БУ 7 «Основные средства» и зависит от направленности осуществляемых работ. Так, если ремонты направлены на:

(1) улучшение объекта основных средств (ОС), то такие расходы подлежат капитализации и по окончании работ увеличивают первоначальную стоимость такого объекта ( п. 14 П(С)БУ 7). При этом исходя из новой (увеличенной) стоимости начисляем амортизацию со следующего месяца после месяца завершения работ по улучшению и возобновлению эксплуатации ОС;

(2) поддержание работоспособности объекта основных средств — это расходы текущего периода (текущий ремонт) ( п. 15 П(С)БУ 7).

Критерий для разделения ремонтов на улучшения помещения и поддержание его в рабочем состоянии — как влияют такие работы на будущие экономические выгоды

(1) Если замена радиаторов осуществляется с целью создания оптимального режима отопления, что позволяет предприятию экономить энергоресурсы, повышает энергоэффективность помещения, эстетически улучшает его вид и в целом увеличивает рыночную стоимость помещения, то, безусловно, установка новых батарей вместо старых приведет к увеличению будущих экономических выгод от использования такого объекта. В таком случае замену батарей в помещении целесообразно учитывать как расходы на улучшение основных средств.

(2) В то же время замена батарей вполне может вписаться в расходы текущего периода (как ремонт, направленный на поддержание помещения в надлежащем состоянии), если такая замена связана с тем, что старые радиаторы утратили свои потребительские свойства и не могут быть в дальнейшем использованы по первоначальному назначению. Ясное дело, в данном случае цель мероприятий по замене радиаторов — это прежде всего сохранить помещение в состоянии, пригодном к эксплуатации для получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод.

Важно!

Окончательное решение о характере и признаках выполненных работ (поддержание или улучшение) принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа ситуации и существенности расходов

Об этом говорит п. 29 Меторекомендаций № 561**. А значит, расходы, связанные с заменой батарей, могут либо напрямую быть включены в расходы текущего периода (текущий ремонт), либо увеличат первоначальную стоимость помещения (улучшения) и попадут в расходы через амортизацию. В общем, в любом случае (напрямую или через амортизацию) расходы, связанные с заменой батарей в помещении, уменьшают финансовый результат предприятия до налогообложения.

** Методические рекомендации по бухучету ОС, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

Налоговый учет ремонтов

Налог на прибыль. Как известно, объект обложения налогом на прибыль исчисляется путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного по правилам бухучета, на разницы, предусмотренные разд. ІІІ НКУ ( п.п. 134.1.1 НКУ). При этом малодоходные предприятия (доход которых не превышает 20 млн грн. в год) могут применять налоговые разницы на добровольной основе. А вот высокодоходники (доход свыше 20 млн грн. в год) осуществляют корректировки в обязательном порядке и, соответственно, ведут двойной учет основных средств (налоговый и бухгалтерский).

Для налогоплательщиков, не применяющих налоговые разницы, все предельно ясно. Во главе угла стоит бухгалтерский учет! Поэтому ниже информация для тех плательщиков, которые обязаны такие разницы применять либо приняли такое решение добровольно.

В то же время заметьте: НКУ никаких налоговых корректировок по расходам на текущий ремонт объекта основных средств не предусматривает, поэтому

все налогоплательщики, в том числе применяющие налоговые разницы, учитывают расходы на текущий ремонт в расходах отчетного периода по правилам бухучета

В свою очередь, все улучшения помещения, которые в бухучете капитализируются (увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС), также увеличивают амортизируемую стоимость помещения в налоговом учете. Отсюда вывод: налоговую амортизацию после завершения работ по улучшению налогоплательщики исчисляют исходя из «подросшей» стоимости основных средств, т. е. увеличенной на сумму таких улучшений.

Еще одна деталь: если понесены расходы на улучшение помещения, которое не используется в хозяйственной деятельности, то такие расходы на налоговый учет предприятия никак не повлияют, поскольку расходы на ремонты, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств не подлежат амортизации ( п.п. 138.3.2 НКУ). Причем

расходы на текущий ремонт непроизводственных ОС учитываем по правилам бухучета в расходах отчетного периода и никаких корректировок финансового результата осуществлять не нужно

Ведь ограничивающая норма касается только амортизационных расходов. Согласны с этим и налоговики (подкатегория 102.05 БЗ).

НДС. Здесь все предельно просто. Суммы «входного» НДС по ремонтным и «улучшительным» расходам отражаем в составе налогового кредита в общем порядке ( п. 198.3 НКУ). Разумеется, при наличии налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН. Другое дело, если объект основных средств используется в нехозяйственной деятельности или в необлагаемых операциях, в таком случае налоговый кредит придется компенсировать НДС-обязательствами ( пп. 189.1 и 198.5 НКУ).

Будет ли амортизация?

Сразу отметим, что предприятия, ведущие учет по международным стандартам бухучета, амортизируют актив до тех пор, пока он не будет самортизирован полностью (п. 55 МСБУ 16 «Основные средства»). Поэтому для них не имеет значения, используется объект ОС или он выбыл из активного пользования — начисление амортизации идет своим чередом.

Для остальных налогоплательщиков напомним, что по общим правилам бухучета ( пп. 23 и 29 П(С)БУ 7, пп. 24 и 27 Методрекомендаций № 561) амортизация объекта основных средств приостанавливается на период проведения его улучшений. Разумеется, это не касается ситуации, когда ремонтные работы успели закончить в пределах месяца, в таком случае приостанавливать амортизацию не придется. Обратите внимание: правилами бухучета не предусмотрено прекращение амортизации также на период ремонтных мероприятий, связанных с поддержанием объекта в рабочем состоянии (т. е. на период текущего ремонта).

Учитывая, что с января 2015 года налоговый учет полностью опирается на данные бухучета,

на период приостановления амортизации в бухгалтерском учете соответственно приостанавливаем начисление амортизации в налоговом учете

На это также обращают внимание налоговики ( письмо ГФСУ от 05.11.2015 г. № 23598/6/99-99-19-02-02-15).

Правда, здесь не обошлось без фискальных выкрутасов. В своем письме от 12.03.2016 г. № 5389/6/99-99-19-02-02-15 налоговики заявили, что объект основных средств, который находится на капитальном ремонте или на консервации, подпадает под определение «непроизводственное основное средство» и на этом основании на него не начисляется налоговая амортизация. Тем самым они «ставят под удар» начисление амортизации и в период текущего ремонта основных средств. Кроме того, при таком подходе может встать вопрос о начислении налогоплательщиком «компенсирующих» обязательств по НДС на остаточную стоимость ремонтируемого объекта ( п.п. «г» п. 198.5 НКУ). Да и на прочие ремонтные расходы тоже, ведь ремонтируемое основное средство, по мнению налоговиков, начинает использоваться в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Справедливости ради, заметим, что налоговики по вопросу начисления «компенсирующих» налоговых обязательств пока молчат, но неизвестно, куда их заведет вышеуказанный подход.

Мы же категорически с этим не согласны (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 33, с. 6). Считаем, что начисление амортизации прекращается одновременно в бухгалтерском и налоговом учете исключительно на время проведения улучшений объекта основных средств и при условии, что с ремонтом не получится «вписаться» в отчетный месяц. Причем основанием такого прекращения прежде всего является требование стандартов бухучета. В то же время предприятия, ведущие учет по международным стандартам, начисление амортизации вообще приостанавливать не должны.

И напоследок приведем пример отражения улучшений помещения в бухгалтерском учете.

Пример. Заменили батареи в собственном административном здании. Общая сумма расходов на демонтаж старых и установку новых батарей составила 12000 грн. (в том числе НДС), включая стоимость батарей и необходимых запчастей. В результате демонтажа старой батареи образовался металлолом, который был оприходован по чистой цене реализации 2000 грн.

Учитывая, что установка новых батарей приводит к увеличению будущих экономических выгод, расходы на такие работы подлежат капитализации. Порядок их отражения в бухучете приведем в таблице (с. 17).

Учет расходов на замену батареи в помещении

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислена подрядчику предоплата за батареи и их установку

371

311

12000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (получена зарегистрированная НН)

644/1

644/НДС

2000

641/НДС

644/1

3

Подписан акт выполненных работ по демонтажу старых батарей и установке новых

152

631

10000

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644/НДС

631

2000

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

12000

6

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости помещения расходы на его улучшение

103

152

10000

7

Оприходован по чистой цене реализации металлолом, образовавшийся в результате демонтажа старой батареи

209

746*

2000

* Отражаем прочий доход, как это предусмотрено п. 44 Методрекомендаций № 561.

выводы

  • Предприятие самостоятельно определяет цель проведения ремонтных мероприятий. При этом основным критерием для классификации таких работ является их влияние на получение будущих экономических выгод предприятием.
  • Как правило, для целей бухучета расходы на замену батарей являются улучшениями помещения, соответственно подлежат капитализации и увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств.
  • В налоговом учете расходы на проведение ремонтных работ отражаются строго по правилам бухгалтерского учета.
  • Для предприятий, применяющих налоговые разницы, расходы на улучшение непроизводственного ОС не подлежат амортизации в налоговом учете.
  • Как правило, на время проведения улучшений помещения начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете приостанавливается.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше