Темы статей
Выбрать темы

НН на предоплату при ритмичных поставках

Василенко Ольга, налоговый эксперт
В начале месяца по договору с покупателем предприятие осуществило четыре отгрузки, на которые 20 числа составило сводную налоговую накладную (НН). После 20 числа от этого покупателя поступило 5 предоплат. Подскажите, можно ли составить сводную НН на эти предоплаты?

Нет, в сводной НН сумма поступивших за месяц предоплат не учитывается. Если даты составления сводных НН оговорены в договоре с покупателем, то на эти предоплаты не позднее последнего дня месяца можно составить отдельную (одну, но не сводную!) НН. Хотя для покупателя самый безопасный вариант — 5 отдельных НН на каждую предоплату. Поясним подробнее.

Порядок составления сводных НН при осуществлении поставок, имеющих ритмичный* и непрерывный характер, урегулирован п. 201.4 НКУ. Он гласит, что составить такую НН плательщик должен не позднее последнего дня месяца, в котором произошла «ритмичная» или «непрерывная» поставка.

* Ритмичными считаются поставки товаров/услуг одному покупателю два и более раз в месяц.

Там же сказано: если на дату составления сводной НН сумма средств, поступившая на текущий счет продавца как оплата (предоплата) за товары/услуги, превышает стоимость поставленных на протяжении месяца товаров/услуг, это превышение считается предварительной оплатой (авансом), на сумму которой составляется НН в общем порядке не позднее последнего дня такого месяца.

Заметьте:

формально возможность составления одной НН на все «неперекрытые» предоплаты появляется, только если указанное превышение возникает на дату составления сводной НН

А у вас в последний день месяца сводной НН не будет. Значит, формальных оснований для составления «общепредоплатной» НН нет.

Поэтому налоговики к такой НН могут придраться и попытаться лишить покупателя права на налоговый кредит (НК). Обезопаситься, правда, можно, прописав даты составления сводных НН (и в их числе — последний календарный день месяца) в договоре. Тогда право на составление «общепредоплатной» НН будет документально подтверждено.

Хотя, признаем, такое формальное прочтение п. 201.4 НКУ нельзя назвать справедливым. Ведь независимо от условий договора при непрекращающихся отношениях с «ритмичным» покупателем последний день месяца — всегда дата подведения «сводных» итогов. А значит, и дата составления сводной НН. Тем более, что п. 201.4 НКУ сегодня не содержит никаких требований о необходимости подтверждать ритмичность в договоре. Но стоит ли подводить постоянного покупателя под споры с фискалами?

По этой причине самый приемлемый вариант — составить 5 отдельных НН на каждую из предоплат. Тогда придраться уж точно будет не к чему.

К сказанному добавим: если вы все же решите составить «общепредоплатную» НН, запомните следующие правила:

1) отгрузками текущего месяца можно «перекрыть» только предоплаты, поступившие в этом же месяце и за поставки, осуществленные на протяжении такого месяца. То есть в вашем случае НН составляется на сумму поступивших предоплат, уменьшать ее на сумму осуществленных до 20 числа отгрузок не нужно (так как поступившие предоплаты — за будущие отгрузки, к уже осуществленным они никакого отношения не имеют);

2) «предоплатная» НН составляется не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены ритмичные поставки. То есть независимо от того, с какой периодичностью предприятие составляет сводные НН, «предоплатную» НН можно составить один раз — в конце месяца (но на эту дату составление сводной НН следует предусмотреть в договоре).

Кроме того, учтите: в дальнейшем объемы предоплаченных поставок, на которые выписана «общепредоплатная» НН, в сводных НН не учитываются (подробнее о сводных НН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20, с. 27).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше