Темы статей
Выбрать темы

Экспорт и единый налог

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Как известно, плательщики единого налога имеют право осуществлять экспортные операции наравне с субъектами хозяйствования, избравшими общую систему налогообложения. Для того, чтобы правильно обложить единым налогом сумму дохода по экспортной операции, необходимо знать ответы на следующие вопросы: на какую дату и по какому курсу следует пересчитывать доход, полученный в иностранной валюте? влияют ли курсовые разницы на объект обложения единым налогом? подлежит ли обложению единым налогом доход от продажи иностранной валюты? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья (при этом правила отражения экспортной операции в бухгалтерском учете затрагивать не будем, с ними можно ознакомиться в статье на с. 4).

Дата и сумма дохода

Согласно п. 292.6 НКУ датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления средств в денежной (наличной или безналичной) форме. Однако следует учесть, что расчеты наличностью между резидентом и нерезидентом запрещены ( ст. 7 Декрета № 15-93). Поэтому расчеты по экспортному договору должны быть проведены исключительно в безналичной форме, а доход возникает на дату поступления безналичных денежных средств на счет в банке.

Но что считать таким поступлением? Ведь, согласно п.п. «а» п. 5.3 Инструкции № 492, денежные средства в иностранной валюте, перечисленные нерезидентами по внешнеэкономическим договорам, зачисляют вначале на распределительный счет, а только потом — на текущий. При этом средства на распределительном счете признают активами и учитывают на счете 316 «Специальные счета в иностранной валюте». С учетом этого, кажется, что признать доход плательщику единого налога нужно уже на дату поступления средств на распределительный счет. Но налоговики так не считают. В своих разъяснениях (см. БЗ 107.02, 108.01.02) они неоднократно высказывают единую позицию:

доход по экспортной операции подлежит налогообложению на дату его поступления на текущий счет плательщика единого налога

Основывают такую свою позицию налоговики на том, что распределительный счет не является счетом клиента. И это действительно так, поэтому спорить с ними в данном случае достаточно сложно (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 84, с. 15).

Сумму дохода, выраженного в иностранной валюте, единоналожники определяют путем пересчета в гривни по курсу НБУ на дату его получения ( п. 292.5 НКУ).

Но необходимо учесть, что на сегодняшний день постановлением № 863 установлено ограничение в виде обязательной продажи 75 % инвалютной выручки. При этом банк осуществляет обязательную продажу на следующий рабочий день после поступления выручки на распределительный счет без поручения клиента по курсу МВРУ и зачисляет на текущий счет клиента гривню, полученную от такой продажи. То есть, на сегодня 75 % валютной выручки поступает на текущий счет в гривне. Поскольку доход поступает в гривне, то обложению единым налогом подлежит сумма средств, которая поступила на текущий счет от обязательной продажи на МВРУ (ведь доход отражается на дату поступления на текущий счет). Такой же позиции придерживаются налоговики (см. БЗ 107.02, 108.01.02).

Отметим также: сумма комиссионного вознаграждения за продажу валюты, уплаченная банку, не уменьшает объект обложения единым налогом. Поэтому, если на счет плательщика единого налога поступила сумма от продажи валюты, уменьшенная на сумму банковского комиссионного вознаграждения, с целью обложения единым налогом поступившую сумму следует увеличить на сумму такого удержанного комиссионного вознаграждения. Причем, данное требование распространяется как на юридических лиц, так и на физических лиц — единоналожников.

Кроме того, нужно помнить, что для плательщика единого налога третьей группы (юридического лица) датой получения дохода также является дата отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг), за которые получена предоплата в период уплаты других налогов и сборов, определенных НКУ. Строго формально, пересчитывать такой доход, с учетом требований п. 292.5 НКУ, следует по курсу, действующему на дату отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг). Однако такой подход может привести к абсурдным последствиям: при увеличении валютного курса обложить единым налогом придется сумму, которая доходом вовсе не является, да и в бух­учете не отражена (задолженность немонетарная). А ведь ввиду аморфности определения термина «доход» мы должны ориентироваться на бухучет ( п.5.3 НКУ). Поэтому формальный подход едва ли здесь уместен.

Курсовые разницы

Валюту, которая осталась на текущем счете, плательщики единого налога — юридические лица должны учитывать по правилам, установленным П(С)БУ 21 (ср. ). А значит, на дату баланса, а также на дату осуществления операции на остаток валютных средств они рассчитывают курсовые разницы.

Но являются ли такие разницы объектом обложения единым налогом?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что является доходом плательщика единого налога — юридического лица. Согласно п. 292.1 НКУ его доходом является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение отчетного (налогового) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 НКУ.

Курсовые разницы не являются доходом, полученным в денежной форме. Ни в наличной, ни в безналичной форме этот «доход» единоналожник не получает, а именно этого требует п. 292.6 НКУ, определяя дату получения дохода. А в п. 292.3 НКУ, который содержит перечень подлежащих обложению единым налогом доходов в материальной и нематериальной формах, доход от курсовых разниц также отсутствует. Поэтому

курсовые разницы на остаток валютных средств, рассчитанные единоналожником — юридическим лицом согласно требованиям П(С)БУ 21, не должны учитываться при определении объекта обложения единым налогом

Правда, налоговики считают иначе! Так, БЗ в категории 108.01.02 содержит разъяснение, в котором они заявляют о необходимости отражения положительных курсовых разниц в составе доходов единоналожника — юридического лица. Основывается их позиция на том, что расчет курсовых разниц предусмотрен нормами П(С)БУ 21, а для юридического лица эти нормы обязательны к выполнению. А вот о том, что единоналожник должен прежде всего учитывать нормы НКУ, налоговики забывают. Кстати, уменьшить доход в случае, когда в результате расчета возникает отрицательная курсовая разница, налоговики не разрешают, ссылаясь на то, что учет расходов единоналожник не ведет. Так что плательщикам единого налога — юридическим лицам, которые не готовы к спорам с налоговиками, следует эту их позицию учитывать.

Ну а единоналожники — физические лица, как известно, от ведения бухгалтерского учета освобождены. Поэтому даже налоговики признают, что курсовые разницы они не считают и в доходе их не отражают (см. БЗ 107.04), хотя нормы НКУ в этой части одинаковы и для юридических, и для физических лиц.

Продажа валюты

Валюта, которая числится на счете плательщика единого налога, может быть потрачена на расчеты с иностранными поставщиками или продана. Ее продажа осуществляется по межбанковскому валютному курсу, который действует на дату продажи. Очевидно, что сумма, полученная от продажи валюты, не будет соответствовать сумме доходов, отраженных от пересчета такой валюты на дату ее поступления на валютный счет. Влияет ли разница между этими суммами на объект обложения единым налогом? Ответ на этот вопрос будет разный для физических и юридических лиц.

Для единоналожников — юридических лиц. Влияние на объект обложения единым налогом окажет только положительная разница между суммой, полученной от продажи валюты, и суммой отраженного ранее дохода. Ведь, в отличие от курсовых разниц, такая положительная разница поступает на счет предприятия. А потому является доходом в денежной форме согласно п. 292.1 НКУ. Поэтому на дату поступления средств от продажи валюты, на сумму положительной разницы между суммой, полученной от продажи валюты, и суммой, полученной от перерасчета такой валюты в гривни на дату ее поступления на валютный счет, юридическому лицу — плательщику единого налога следует отразить доход.

Разумеется, этот подход уместен, если единоналожник не облагает единым налогом курсовые разницы (иначе суммы задвоятся).

Отметим, что такая разница является отдельным доходом от продажи валюты и не меняет сумму дохода по экспортной операции. Этот факт как раз и является причиной того, что отрицательная разница от продажи валюты не может уменьшить ранее отраженный доход по экспортной операции. Ведь такая отрицательная разница является расходами от продажи валюты и не меняет значение ранее отраженного дохода.

Налоговики исповедуют немного другой подход*. С учетом того, что они также требуют отражать в составе доходов юридического лица — единоналожника курсовые разницы при продаже валюты, поступившей на валютный счет в предыдущих кварталах, в доход они рекомендуют включать разницу между доходом, полученным от продажи валюты, и доходом, полученным от пересчета такой иностранной валюты в гривни на дату окончания предыдущего отчетного квартала (Б3 108.01.02). Ясное дело, что эту рекомендацию следует учитывать только предприятиям, отражающим доход от курсовых разниц согласно требованиям налоговиков**.

* И при этом еще иногда путают в своих разъяснениях разницы, возникающие при продаже валюты, с курсовыми разницами.

** Впрочем, их подход может привести к неправильным результатам, ведь при продаже валюты возникает курсовая разница между курсом на дату продажи и курсом на дату окончания предыдущего отчетного квартала, а значит, такая курсовая разница может задвоиться (один раз она будет отражена в доходах в виде курсовой разницы, рассчитанной на дату осуществления операции по монетарной статье баланса, а второй раз — в виде разницы при продаже валюты).

Для единоналожников — физических лиц. Физические лица доход на разницу между суммой, полученной от продажи валюты, и суммой, пересчитанной по курсу НБУ на дату получения валютных средств, согласно разъяснениям налоговиков, не отражают (см. БЗ 107.04).

выводы

  • Доход по экспортной операции отражают на дату поступления средств на текущий счет плательщика единого налога.

  • Сумму дохода, выраженного в иностранной валюте, определяют путем пересчета в гривни по курсу НБУ на дату его получения.

  • Курсовые разницы не влияют на объект обложения единым налогом, однако, юридическим лицам — единоналожникам, которые не готовы к спорам с налоговиками, следует включать положительные курсовые разницы в налогооблагаемый доход.

  • Юридические лица — плательщики единого налога учитывают положительную разницу от продажи валюты в составе налогооблагаемого дохода.

  • Физические лица — единоналожники положительную разницу от продажи валюты в предпринимательских доходах не учитывают.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше