Темы статей
Выбрать темы

Розничная «алко-табачная» отчетность глазами налоговиков

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Розничные торговцы алкоголем и табаком, конечно же, уже в курсе*, что с апреля обязанность отчитываться об обороте этих подакцизных товаров распространяется и на них. Надежды на то, что эта отчетность в ближайшее время будет отменена, не оправдались — соответствующий законопроект депутаты не поддержали. Правда, на ознакомление им передан другой аналогичный «отменяющий» законопроект. Но его, по всей видимости, постигнет та же участь. Так что ежемесячное предоставление отчетов по формам № 1-РА/1-РТ по-прежнему обязательно. А значит, вопросы их заполнения по-прежнему актуальны. На многие из них налоговики уже дали ответы. Что же они прояснили? Читайте в нашей статье.

* См. об этом «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 23, с. 2, № 33, с. 16.

Появление новых «алкогольно-табачных» отчетов для розничных торговцев было как гром среди ясного неба. Им пришлось второпях разбираться, куда, до какого числа эти отчеты нужно подать, что в них нужно, а что не нужно отражать. Предпринимателям пришлось «изобретать» особые методы подсчета, ведь, даже понимая, что нужно посчитать, сделать это при отсутствии бухгалтерского учета достаточно непросто. А тут еще разного рода не урегулированных «неясностей» хоть отбавляй. Точки над «і» все это время активно расставляли налоговики. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Кто, когда и до какого числа подает

Налоговики уточнили: отчетность по формам № 1-РА/1-РТ подают субъекты хозяйствования всех форм собственности (в том числе производители), которые получили лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками/табачными изделиями (см. БЗ 115.03).

Обратите внимание: производитель, который осуществляет торговлю в собственном розничном магазине, тоже заполняет и подает розничные отчеты.

Это же налоговики подтвердили в письме ГФСУ от 17.05.2016 г. № 10689/6/99-99-12-02-02-15 (далее — письмо № 10689). Правда, здесь речь шла только об «алкогольной» отчетности. Так, в письме сказано: в отчет по форме № 1-РА включаются алкогольные напитки собственного производства, реализованные субъектом хозяйствования — производителем в собственном розничном магазине.

Кроме того, запомните:

«алкогольно-табачную» отчетность нужно подавать каждый месяц на протяжении срока действия соответствующей лицензии, независимо от того, осуществлялось ли движение алкогольных напитков/табачных изделий и была ли продукция в остатках

Об этом налоговики заявляли неоднократно (см. письмо ГФСУ от 05.05.16 г. № 4626/К/99-99-12-01-01-14 (далее — письмо № 4626), письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 08.06.16 г. № 3887/Т/26-15-40-03-20 (далее — письмо № 3887)). Так что даже если в каком-то месяце ни остатков, ни приобретений, ни продаж не было, но лицензия действительна, то подать пустую отчетность все равно необходимо. Иначе торговцу грозит штраф за непредоставление отчета в размере 17000 грн. ( абз. 18 ч. 2 ст. 17 Закона № 481).

И еще один важный момент, на который мы уже обращали ваше внимание в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 33, с. 16.

Предельным сроком предоставления «алкогольно-табачной» отчетности является 9 число месяца, следующего за отчетным. Однако если этот день является выходным, праздничным или другим нерабочим днем, последним днем срока является первый, следующий за ним рабочий день. Основание для переноса — ч. 5 ст. 254 ГКУ (БЗ 115.03, 115.05).

Как исправить ошибку

Наверняка вы уже знаете, что Порядками заполнения отчетов № 1-РА, 1-РТ возможность исправления допущенных в этих отчетах ошибок не предусмотрена. Механизм исправления, пре­дусмотренный НКУ, на этот вид отчетности не распространяется. Выходит, исправить ошибки в ней невозможно?

Налоговики уверяют: такая возможность есть. Для этого плательщик, обнаруживший ошибку, должен обратиться в контролирующий орган с просьбой непризнания ошибочной отчетности и обоснованием обстоятельств, при которых ошибка была допущена. После чего он сможет повторно сформировать и подать отчет с исправленными показателями. Правда, к такому плательщику налоговики обещают применить штраф в размере 17000 грн. Вот так подсказали. ☺

Согласитесь, лучше обнаруженные ошибки вообще не исправлять, чем исправлять их предложенным способом. Ведь при проверке за найденную налоговиками ошибку придется заплатить все те же 17000 грн. Зачем же спешить? Пусть они эту ошибку еще поищут.

Как заполнить данные нескольких лицензий

В пп. 3 Порядков заполнения отчетов № 1-РА, 1-РТ сказано: если субъект хозяйствования имеет в своем составе структурные единицы, которые не являются юридическими лицами, отчет составляется в целом по предприятию с учетом всех структурных единиц. То есть если один субъект хозяйствования осуществляет торговлю через несколько торговых точек, то оборот по всем таким торговым точкам он покажет в одном общем отчете. А лицензия на право розничной торговли (регистрационный номер и срок действия которой необходимо указать в шапке отчетов № 1-РА, 1-РТ), как известно, выдается на каждое место торговли. Значит, в один отчет нужно внести соответствующие данные всех действующих лицензий?

Казалось бы, именно так и следует поступить. Но сделать это не получится — электронная форма отчетов (а подаваться они могут исключительно в электронной форме!) возможности заполнить данные нескольких лицензий не предусматривает. Что делать? Налоговики сказали:

в случае, если субъект хозяйствования имеет несколько действующих в отчетном периоде лицензий, то вместо регистрационных номеров нужно указать количество таких лицензий

А срок их действия в таком случае не заполняется (см. БЗ 115.03).

По каким кодам отражать алкогольную продукцию

Как известно, информация в отчете № 1-РА подается по кодам и видам алкогольных напитков, которые перечислены в приложении к приказу № 49. Но дело в том, что в этом перечне есть несколько обобщающих кодов и видов алкогольной продукции, которые включают в себя другие, указанные там же, коды и виды. К таким обобщающим кодам относятся:

— код 33 «Вина виноградные», включающий в себя коды 34 — 39;

— код 40 «Виноматериалы виноградные», включающий в себя коды 41 — 46;

— код 59 «Ликеро-водочные изделия», включающий в себя коды 60 — 63.

В связи с этим возникает вопрос: как отразить в отчете реализацию того вида алкогольной продукции, который обобщен в один из указанных кодов: по своему отдельному коду (34 — 39, 41 — 46, 60 — 63) или по обобщающему (33, 40, 59)?

Налоговики ответили (см. БЗ 115.05):

такую реализацию нужно отразить в отчете два раза: первый — по самостоятельному коду и виду продукции (коды 34 — 39, 41 — 46, 60 — 63), а второй — в составе обобщающего кода и вида продукции, к которому такой код и вид отнесены (коды 33, 40, 59)

То есть значение показателей продукции:

— по коду 33 — должно быть равно или превышать суммарное значение показателей по кодам 34 — 39;

— по коду 40 — должно быть равно или превышать суммарное значение показателей по кодам 41 — 46;

— по коду 59 — должно быть равно или превышать суммарное значение показателей по кодам 60 — 63.

При этом они отметили: неотражение в соответствующих отчетах объемов продукции в графах «Вид продукции» и «Код продукции», в том числе по кодам 34 — 39, 41 — 46, 60 — 63, считается предоставлением отчета с недостоверными сведениями, независимо от заполнения показателей по кодам 33, 40, 59. А за это предусмотрен штраф — 17000 грн. ( абз. 18 ч. 2 ст. 17 Закона № 481).

Ясно, что и в обратной ситуации (если остатки, реализация и/или приобретение отражены по самостоятельному коду, но не отражены по обобщающему) данные в отчете налоговики признают недостоверными.

Заполняем количественные показатели

Немало вопросов вызвал и порядок заполнения количественных показателей отчетов № 1-РА, 1-РТ. Все дело в том, что розничные объемы реализации часто гораздо меньше, чем единица измерения, в которой должен быть заполнен отчет (тыс. декалитров — для алкоголя, млн штук или тонна — для табака). Сколько знаков после запятой указывать в таком случае?

Еще в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 33, с. 16 мы предположили, что указывать следует столько знаков после запятой, сколько необходимо для того, чтобы отразить нужный объем реализации. Правда, в первой версии электронной формы отчетов, сделать это не всегда получалось — она пре­дусматривала заполнение показателей с точностью до четырех знаков после запятой. А значит, отразить в нем реализацию, например, 0,5 л алкоголя можно было только как 0,0001 (тогда как необходимо 0,00005).

Но эту оплошность быстро исправили. Еще в начале мая форма была обновлена и с тех пор дает возможность заполнить показатели с точностью до шести знаков после запятой. А этого вполне хватает, чтобы без округлений отразить даже самый небольшой объем реализации.

Налоговики поспешили сообщить об этом в своих разъяснениях (см. БЗ 115.03). В частности, они отметили, что при составлении отчета № 1-РТ отражаются показатели: для сигарет с фильтром, сигарет без фильтра, сигар — в млн шт., для других табачных изделий — в млн шт. или тоннах с округлением до шести знаков после запятой (например, 1 сигара отражается как 0,000001 млн шт., одна пачка сигарет с фильтром (20 штук) — 0,000020 млн шт., табачные изделия, которые учитываются в единицах массы, отражаются в тоннах: 1 г = 0,000001 т).

В отношении отчета № 1-РА БЗ в категории 115.03 содержит аналогичное разъяснение, в котором сказано: показатели отчета № 1-РА заполняются в тыс. дал. с округлением до шести знаков после запятой (например, 0,5 л отражается как 0,000050 тыс. дал.).

Кстати, киевские налоговики пошли еще дальше и объяснили, как отразить показатель, у которого количество знаков после запятой превышает шесть (см. письмо № 3887). Впрочем, ничего нового они не придумали — посоветовали округлять по общепринятым математическим правилам: если первая следующая за шестым разрядом цифра равна или больше пяти, то шестой знак увеличивается на единицу. Если же первая, следующая за шестым разрядом цифра меньше пяти, шестой знак остается без изменений. Правда, на практике эти рекомендации пригодятся совсем немногим. Согласитесь, редко, когда остатки и обороты алкогольной продукции не кратны 10 мл, а табака — 1 г. А седьмой знак после запятой появится только в таком случае.

Отражаем испорченные, уничтоженные и утерянные товары

Да-да! Им тоже место в отчетах № 1-РА, 1-РТ. Во всяком случае, на этом настаивают налоговики (см. письмо № 4626). По их мнению,

отражать испорченные, уничтоженные, утерянные и т. д. товары следует в колонке 7 «Примітки». Там же должны быть приведены соответствующие пояснения

Хотя необходимость отражения этих показателей ни из Порядков заполнения отчетов, ни из самих форм отчетов не следует.

Что делать, если соответствующие показатели не были отражены?

Ответ налоговиков легко предугадать: исправляйтесь и платите штраф.

Мы же считаем, что исправляться однозначно не нужно (см. выше). Более того, если налоговики захотят оштрафовать за отсутствие этих показателей при проверке, не поддавайтесь. Считать сведения отчета без информации об испорченных, уничтоженных, утерянных и т. д. товарах недостоверными оснований нет*. Причину мы уже озвучили: предоставление этой информации Порядком заполнения отчета не предусмотрено. А значит, штрафовать плательщика не за что.

* Конечно, если все другие показатели правильные.

Как отразить оборот по  посредническим договорам

Нужно ли отражать оборот и остатки алкоголя/табака, принятого по договорам комиссии/консигнации/поручения, и как это сделать правильно? Еще один вопрос, волнующий многих «алко-табачных» торговцев.

Предугадать его было не сложно. Ведь в Порядках заполнения отчетов о таких посреднических операциях — ни слова. Но налоговики, к сожалению, пролили свет только частично.

Так, в письме № 10689 они отметили: в отчет № 1-РА включаются алкогольные напитки, реализованные субъектом хозяйствования в розничной сети, если эти алкогольные напитки были приобретены на комиссию таким субъектом от производителей.

Причем только о производителях речь здесь идет, скорее всего, просто потому, что о них был задан вопрос. Ведь алкогольные напитки, принятые на комиссию от оптового торговца, ничем не отличаются от них же, но полученных от производителя. Ну и конечно, этот же вывод можно распространить и на табачные изделия. Так что

отражать реализацию алкоголя и табака, принятого на комиссию (или по другим посредническим договорам), в розничных «алкогольно-табачных» отчетах необходимо

Но нужно ли указывать этот товар в приобретениях? Об этом налоговики умолчали. Хотя для оптовых торговцев ответ прозвучал: алкогольные напитки, принятые субъектом хозяйствования на комиссию, отражаются в отчете № 1-ОА. По всей видимости, и у розничного предприятия «посреднические приобретения» в отчетах № 1-РА/1-РТ тоже должны быть отражены.

Когда их следует отразить?

На это в указанном письме прямого ответа нет. Хотя из него напрашивается вывод, что налоговики приравнивают получение товара по посредническим договорам к его приобретению. А значит, отразить такое получение в графе 4 отчетов № 1-РА/1-РТ, по их мнению, скорее всего, следует уже в периоде получения. Кстати, в графе 7 «Примітки» плательщик может отдельно выделить объем «посреднического» алкоголя/табака.

выводы

  • «Алкогольно-табачную» отчетность нужно подавать независимо от того, осуществлялось ли движение алкогольных напитков/табачных изделий и была ли продукция в остатках.
  • Налоговики разрешили исправлять ошибки, допущенные в «алко-табачных» отчетах. Однако за это грозит штраф в размере 17000 грн.
  • Реализацию алкогольной продукции с кодами 34 — 39, 41 — 46, 60 — 63 необходимо отражать в отчете два раза: первый — по своему отдельному коду, второй — по обобщающему (33, 40, 59).
  • По мнению налоговиков, испорченные, утерянные, уничтоженные и т. д. товары необходимо отражать в колонке 7 «Примітки». Здесь же должны быть приведены соответствующие пояснения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше