Темы статей
Выбрать темы

Исправление ошибок в налоговых накладных

С учетом появления либеральной нормы в п. 201.10 НКУ далеко не каждая ошибка в НН требует исправления.

Тем не менее ошибки в дате НН, ИНН поставщика/покупателя, номенклатуре поставки, коде УКТ ВЭД, сумме НДС для покупателя критичны

Налоговики наверняка «вырежут» НК по НН с такими ошибками. Поэтому если вы как покупатель имеете дело с той НН, которая не подпадает под действие этой нормы, то вам следует потребовать от поставщика исправить эту НН. Как это сделать — читайте дальше.

Все ошибки в НН условно можно разделить на два вида: суммовые и несуммовые. Первая категория — это ошибки, допущенные в стоимости товара, количестве, которые в результате влияют на сумму налоговых обязательств. Вторая категория ошибок также подразделяется на ряд случаев:

— ошибки в номенклатуре, коде УКТ ВЭД;

— ошибки в наименовании продавца/покупателя;

— ошибки в дате, номере НН, ИНН.

Такая классификация важна потому, что каждая из этих ошибок исправляется по-своему.

Суммовая ошибка. К ошибочной НН датой выявления ошибки составляется исправляющий РК. Остальные заглавные показатели кроме даты заполняем так же, как и в НН. В гр. 1 раздела Б такого РК ставим либо номер записи в ошибочной НН, которую надо исправить (если НН выписана после 01.04.2016 г.), либо оставляем пустой (если ошибочная НН выписана до этой даты). Исправлять саму ошибку можно двумя способами: либо двумя записями (ошибочная с минусом, и вместо нее правильная без знака), либо одной записью на ошибочную разницу. Налоговики, судя по всему, поддерживают второй вариант.

Регистрация такого РК проходит в общем порядке — если он увеличивающий, то регистрирует поставщик, если уменьшающий — покупатель.

Ошибка в ИНН, дате. Ошибка в ИНН правится путем выписки корректирующего (уменьшающего) РК и новой НН. В табличной части РК минусуем объемы поставки и сумму НДС. Таким образом мы нивелируем показатели выписанной ранее ошибочной НН. Регистрация РК проходит в общем порядке — покупателем. Причем, допустив ошибку в ИНН, зарегистрировать РК должен именно тот плательщик — покупатель, ИНН которого ошибочно указан в НН. Это правило применяется, даже если этот «покупатель» вообще никак не участвует ни в каких договорных отношениях. Если НН ошибочно была выписана на неплательщика, то регистрирует РК поставщик.

По такой же схеме исправляются ошибки в дате (минусующий РК и новая НН). Новая НН составляется правильной датой, т. е. той, когда возникли НО. Поэтому если с даты возникновения НО прошли отведенные 15 дней для регистрации, то поставщик подпадает под штрафы согласно п. 1201.1 НКУ. А если прошло 180 дней, то такую НН и вовсе зарегистрировать никак не получится.

Ошибка в наименовании покупателя. Считаем, что она не может повлиять на НК покупателя (ведь если ИНН указан верно, то идентифицировать покупателя для налоговиков не составит труда). Но если вы хотите ее исправить, то делается это очень просто — выписывается РК, в котором правильно заполняются все показатели (в том числе и наименование), кроме разделов А и Б: эти разделы вообще остаются пустыми.

Поскольку этот РК «пустой», то регистрирует его поставщик.

Ошибка в номенклатуре и коде УКТ ВЭД. Такие ошибки исправляются через РК, который, как и при исправлении других ошибок, составляется по дате их выявления. В нем указываются данные поставщика и покупателя. Сама ошибка исправляется в разделе Б: неправильная запись указывается так же, как она была отражена в НН, но со знаком «-» (скажем, в количестве), а ниже заносится правильная запись без знака.

И опять возникает вопрос с заполнением гр. 1 РК: если исправляется старая НН, то налоговики предлагают оставлять эту графу пустой (категория 101.07 БЗ), если новая — то вторая и последующие записи вносятся с одним и тем же номером — с тем, с которым ошибочная запись была указана в НН.

Непорядочный контрагент. Непорядочность может проявить как поставщик, так и покупатель. Начнем с первого и с самого распространенного случая — поставщик не хочет исправлять НН. Единственное, что может сделать покупатель, — вместе с декларацией по НДС направить жалобу по форме Д8. Однако она сама по себе НК не даст. Другое дело, что поставщику может угрожать новый штраф согласно п. 1201.4 НКУ. По идее применяться он должен по итогам проверки, а с ней в 2016 году не все так просто (помните о моратории на их проведение). Однако из формы НУР по форме «ПН» ( приказ Минфина от 23.05.2016 г. № 498вступает в силу с 12.07.2016 г.) следует, что применять его налоговики намерены еще и по данным ЕРНН.

Другой случай — когда поставщик составляет исправляющий уменьшающий РК и направляет его покупателю на регистрацию с опозданием, т. е. по истечении установленных для регистрации 15 дней. А ведь если этот срок нарушен, то лицо, на которое возлагается обязанность регистрации, подпадает под штраф согласно п. 1201.1 НКУ. Похоже, налоговики намерены штрафовать покупателя независимо от причин несвоевременной регистрации (БЗ 101.30).

Мы же считаем, что такие выводы налоговиков в части «независимо от причин...» спорны, ведь для применения штрафа (как админхозсанкции) необходимо наличие вины ( ч. 2 ст. 218 ХКУ)

Наш тезис подтверждает и судебная практика (правда, аргументируют судьи свою позицию не ст. 218 ХКУ, а п. 109.1 НКУ).

Бывает, что и покупатель отказывается регистрировать уменьшающий РК, чем ставит в неудобное положение поставщика (во-первых, он не может увеличить реглимит, а во-вторых, налоговики считают, что он сможет уменьшить НО только после регистрации РК). В таком случае к покупателю может быть применен штраф согласно п. 1201.1 НКУ. А механизм воздействия со стороны поставщика общий — направление жалобы по форме Д8. Как правило, нерасторопность покупателя при регистрации РК возникает в случае с ошибочным покупателем, который попал в НН только из-за ошибки в ИНН (НК он, разумеется, не поставит, но попользоваться реглимитом сможет, поэтому ему и нет смысла торопиться с регистрацией РК). Похоже, что этот штраф налоговики будут применять и к нему (это следует из письма ГФСУ от 17.02.2015 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17, ведь в нем они называют такого псевдопокупателя именно покупателем).

Отражение в декларации. Если покупатель получил ошибочную НН, то ставить ее в НК нельзя. Только после ее исправления вы имеете полное право на НК (на основании РК, РК и новой НН в зависимости от характера ошибки). Причем если РК не нулевой, то заполняться будет стр. 12 декларации.

Для поставщика немного сложнее. Если ошибка прошла через декларацию, то поставщику следует исправлять ее через УР. Если она исправляется не нулевым РК (например, суммовая ошибка), то в декларации исправление пройдет через стр. 7. Если же выписывается еще и новая НН (например, ошибка в ИНН), то заполнить следует и стр. 1. Причем если ошибка правится уменьшающим РК, то безопаснее уменьшать НО только после регистрации РК покупателем.

Если ошибка была связана с выпиской «левой» НН (т. е. НН, которой вообще не должно быть), то налоговики разрешают ее вообще не отражать в НДС-отчетности. Разумеется, «ошибочный» покупатель не сможет поставить НК по такой НН.

Что еще мы писали на эту тему

№ п/п

Название статьи/темы номера/спецвыпуска

Источник

1

Исправление ошибок в налоговых накладных

2016, № 48

2

Ошибки в НН

2016, № 20, с. 41

3

Как с помощью РК исправить НН-ошибки

2015, № 97, с. 29

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше