Темы статей
Выбрать темы

Водитель на предприятии

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Свириденко Алла, Алешкина Наталья
Наличие на предприятии автотранспорта непременно влечет за собой использование наемного труда водителей. В связи с этим знание правил организации труда этой категории работников является просто необходимым. Такими знаниями мы и поделимся с вами в этом разделе спецвыпуска.

6.1. Кто может быть водителем

Водитель — профессия очень ответственная. Поэтому к лицам, которые могут быть допущены к вождению автотранспорта, законодательство выдвигает определенные требования.

Рассмотрим их прямо сейчас.

Требования по возрасту

Управлять автомобилем разрешено только с определенного возраста (ч. 2 ст. 15 Закона № 3353). Вы можете ознакомиться с возрастными ограничениями для водителей в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Возрастные требования к водителям

Транспортное средство

Категория

Минимальный возраст водителя*

Автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов), а количество мест для сидения, помимо сиденья водителя, — не более 8

B

18

Предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 кг (от 7700 до 16500 фунтов)

C1

18

Предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (16500 фунтов)

С

18**

Предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, не превышает 16

D1

21

Предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, более 16

D

21

Состав транспортных средств с тягачом категорий B, C1, C, которым водитель имеет право управлять, но который не относится к указанным категориям составов транспортных средств

BE, C1E, CE

19

Состав транспортных средств с тягачом категории D1 или D, которым водитель имеет право управлять, но который не относится к указанным категориям составов транспортных средств

D1E, DE

21

* Минимальный возраст — возраст, при достижении которого разрешено управлять транспортным средством соответствующей категории.

** Автомобилями, предназначенными для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, разрешается управлять лицам, достигшим 19-летнего возраста.

Квалификационные требования

Ваш потенциальный водитель соответствует возрастным требованиям, приведенным в табл. 6.1 на с. 99? Чудесно! Но это не единственный барьер, возникающий на пути у будущего водителя. Так, профессиональные водители должны соответствовать еще и определенным квалификационным характеристикам. Они указаны в Выпуске № 69 Справочника квалификационных характеристик. Приведем их в табл. 6.2.

Таблица 6.2. Квалификационные характеристики для водителей

Кого касаются

Характеристики

Общие характеристики

Водителей автомобилей всех категорий

Необходимы:

— полное общее среднее образование;

— профессионально-техническое образование (учебное заведение по подготовке водителей транспортных средств);

— специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории и пройденная квалификационная аттестация

Дополнительные характеристики

Водителей автомобилей категорий С1* и С

Для осуществления перевозок опасных грузов требуются:

— стаж работы не менее 3 лет на транспортном средстве соответствующей категории;

— специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки водителей к перевозке опасных грузов соответствующего класса

Водителей транспортных средств категорий BE, C1E, CE, D1E, DE

Непрерывный годовой стаж** управления транспортным средством категорий B, C1, C, D1, D

Водителей транспортных средств

категории D1

Непрерывный 3-летний стаж управления автомобилем категории В и/или С1

Водителей транспортных средств категории D

Непрерывный 3-летний стаж управления транспортным средством категорий B, C1, C, D1 или нескольких из них

* Соответствие категорий управляемым автомобилям см. в табл. 6.1. на с. 99.

** Непрерывным считается стаж с максимально допустимым перерывом, не превышающим одного месяца. Стаж подтверждается извлечением из трудовой книжки или справкой с места работы с указанием даты приказа о назначении лица на должность, даты, с которой такое лицо работает водителем, марки закрепленного автотранспортного средства и его номерного знака.

Также помните: для допуска водителя к работе у него должно быть водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (п. 2 Положения № 511). Кроме того, профессиональный водитель обязательно должен знать правила, касающиеся управления автомобилем и обращения с ним, Правила дорожного движения, правила перевозки грузов (в том числе опасных и негабаритных), порядок и условия перевозки пассажиров и багажа и т. п.

6.2. Обязательные медосмотры

Водители относятся к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться, поскольку их работа требует повышенного внимания и напряжения. С целью проверки состояния здоровья водителей проводят медицинские осмотры. Виды медосмотров, а также особенности их осуществления устанавливают Положение № 65/80, Порядок № 1465 и Порядок № 1238. Приведенная в этих документах информация систематизирована в табл. 6.3.

Таблица 6.3. Виды медосмотров и особенности их проведения

Вид медосмотра

Когда проводится

Где и кем проводится

Чем подтверждается прохождение медосмотра

Кто оплачивает

Предварительный

Перед получением права на управление транспортным средством соответствующей категории

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством

(далее — Медицинская справка)

Как правило, кандидат на должность водителя

Форма Медицинской справки приведена в приложении 1 к Положению № 65/80. В ней, среди прочего, медицинская комиссия указывает способность водителя управлять транспортным средством соответствующей категории и срок ее действия. При приеме на должность водителя лицо должно предъявить эту справку работодателю.

Периодический

Для водителей:

— в возрасте до 55 лет (включительно) — 1 раз в 10 лет;

— в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года;

— в возрасте от 76 лет — 1 раз в год;

— которые перевозят пассажиров и грузы (независимо от возраста) — 1 раз в год

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Ежесменный предрейсовый

Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного

у перевозчика

В специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело»

Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:

— в Журнал по форме № 137-2/о, приведенной в приложении 3 к Положению № 65/80;

— в путевой лист (при его наличии)

Работодатель

Ежесменный послерейсовый

В случае обнаружения у водителя, трудоустроенного у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны.

Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают. Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.

Водителей, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляют для дообследования в учреждение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в Перечне № 299, то его по представлению медработника работодатель направляет на внеочередной медицинский осмотр (п. 4.7 Положения № 65/80).

Внеочередной

По направлению работодателя-перевозчика на основании медицинских данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего в Перечень № 299

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Психиатрический

Предварительный — перед приемом на работу. Периодический — 1 раз в 2 года

В государственных и коммунальных психиатрических учреждениях (учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты) по месту жительства водителя врачом-психиатром

Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной в приложении 3 к Инструкции № 12

Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Если в результате обследования у лица обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в Перечне № 1465, или если оно страдало тяжелым психическим расстройством в прошлом (не менее 5 лет назад), а также в случае несогласия лица с результатами психиатрического осмотра, оно должно пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара (п. 6 Порядка № 1465). После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия.

Наркологический

Первичный — перед приемом на работу.

Периодический — 1 раз в 2 года

В наркологи- ческом учреждении по месту проживания водителя

Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра

Как правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Если в результате профилактического наркологического осмотра у лица выявлены признаки наркологического заболевания или лицо не согласно с результатами такого осмотра, это лицо должно пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия (п. 5 Порядка № 1238).

Имейте в виду: прохождение медицинских, в том числе психиатрического и наркологического, осмотров является обязательным для всех водителей.

Если при прохождении предварительного, периодического или внеочередного медицинского осмотра у обследованного водителя обнаружено заболевание или недостаток в соответствии с Перечнем № 299, ему противопоказано управлять транспортным средством соответствующей категории.

В период прохождения медицинских осмотров за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок

На это указывают ст. 123 КЗоТ и ч. 4 ст. 17 Закона об охране труда.

А если водитель отказывается проходить обязательный медосмотр? В таком случае работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности на основании ст. 147 — 152 КЗоТ. Кроме того, такого водителя нужно отстранить от работы (ст. 46 КЗоТ). При этом оформляют соответствующий приказ (распоряжение). Время, в течение которого уклоняющийся от прохождения обязательного медосмотра работник не выполнял свои трудовые обязанности, не оплачивается.

6.3. Присвоение класса водителю

Управление автомобилем требует от человека определенного мастерства. Понятно, что у водителей уровень этого мастерства может отличаться. Чтобы разграничить водителей с разным профессиональным уровнем, им присваивают квалификацию определенного класса. Так, в общем случае вновь принятый работник считается водителем III класса. В процессе работы на предприятии классность водителя может повышаться. О том, как присваивают соответствующий класс и что это за собой влечет, вы узнаете далее.

Порядок присвоения класса

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. А это значит, что предприятие может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя), например, Положения о присвоении классности водителям. При этом следует учитывать требования к квалификации водителей, установленные в примечании к п. 4 разд. II Выпуска № 69 Справочника квалификационных характеристик. Так, для присвоения:

II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III класса на этом предприятии не менее 3 лет;

I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на этом предприятии не менее 2 лет.

Важно! В непрерывный страж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включается работа водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.

Вместе с тем работодатель может оставить за водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы. Однако это не является его прямой обязанностью (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев следует прописать процедуру сохранения (подтверждения) работникам классности в Положении о присвоении классности водителям.

На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.

Присваивает классность водителю созданная на предприятии квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации

Порядок функционирования такой комиссии и ее полномочия следует прописать в Положении о присвоении классности водителям. Состав комиссии утверждают соответствующим приказом (распоряжением).

В общем случае процедура присвоения класса водителю выглядит следующим образом (см. рис. 6.1 на с. 105):

img 1

Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена. Но одной воли руководителя на то мало. Для этого нужны достаточные основания. Их следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям. Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем Правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.

Приятным бонусом к повышению классности, как правило, являются надбавки к заработной плате. О них и поговорим далее.

Надбавки за классность

Распространенной является практика, когда за классность работодатели устанавливают водителям ежемесячные надбавки к заработной плате. Размер таких надбавок хозрасчетные предприятия определяют самостоятельно в коллективном договоре (Положении об оплате труда) исходя из своих финансовых возможностей. Но заметьте: при этом обязательно должны быть соблюдены нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, генеральным и отраслевыми соглашениями.

На сегодняшний день минимальные размеры надбавок за классность определены Генсоглашением на 2010 — 2012 годы, которое продолжает действовать до принятия нового. Его положениями определены такие размеры надбавок за классность водителям легковых, грузовых автомобилей и автобусов:

— водителям I класса — 25 % тарифной ставки за отработанное водителем время;

— водителям II класса — 10 % тарифной ставки за отработанное водителем время.

Надо заметить, что такие же размеры надбавки за классность предусмотрены и многими отраслевыми соглашениями.

Интересный момент. Положения Генсоглашения непосредственно действуют и являются обязательными для тех субъектов, которые находятся в сфере действия подписавших его сторон (ст. 9 Закона о колдоговорах). При этом Минсоцполитики субъектами, подпадающими под действие Генсоглашения, считает предприятия, которые при его заключении были представлены уполномоченными представителями со стороны работодателя и со стороны работников* (см., в частности, письмо от 31.07.2013 г. № 8422/0/14-13/18). Следовательно, все прочие предприятия самостоятельно решают вопросы установления водителям доплат за классность и их размеров в коллективном договоре или другом документе, регулирующем оплату труда на предприятии.

* Интересы работников при этом представляет профсоюз, имеющий статус всеукраинского, а интересы работодателя — соответствующее объединение работодателей со всеукраинским статусом в лице уполномоченного им органа.

Вместе с тем Госнадзортруда и Федерация профсоюзов Украины высказывали противоположную точку зрения (см. письмо от 07.02.2008 г. № 013-0184-01, № 07/01-16/275). Они настаивали, что минимальные гарантии, определенные генеральным соглашением, должны соблюдать абсолютно все субъекты хозяйствования, использующие наемный труд, поскольку это норма специального закона в сфере оплаты труда.

Ввиду таких противоречивых позиций государственных органов осторожным работодателям рекомендуем соблюдать предписания действующего Генсоглашения и устанавливать водителям надбавки за классность в размерах, установленных этим документом (25 % и 10 %).

Заметьте:

выплату водителям надбавки за классность производят за время, отработанное в качестве водителя

При этом, по мнению Минсоцполитики (см. письмо от 19.09.2013 г. № 805/13/155-13), под временем, отработанным в качестве водителя, следует понимать время, в течение которого водитель непосредственно управлял транспортным средством. А значит, если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал (не управлял автомобилем), надбавка за классность за эти часы не выплачивается, поскольку при выполнении других видов работ квалификация ІІ или І класса водителя не требуется.

Рассмотрим пример, касающийся выплат надбавок водителю за классность.

Пример 6.1. Водителю автомобиля установлены оклад в сумме 3200,00 грн. и надбавка за ІI класс квалификации в размере 10 % оклада за отработанное в качестве водителя время. В июне 2016 года водитель был занят непосредственно управлением автомобиля 136 часов из 159, предусмотренных графиком работы.

Таким образом, за июнь 2016 года водителю, помимо заработной платы в размере 3200,00 грн., необходимо начислить надбавку. Для того чтобы рассчитать ее сумму, нужно сначала определить размер заработной платы водителя за часы, которые он был на выезде:

3200,00 грн. : 159 ч х 136 ч = 2737,11 грн.

Теперь уже с этой суммы рассчитываем 10 % надбавки:

2737,11 грн. х 10 % : 100 % = 273,71 грн.

6.4. Режим работы и отдыха

Основные положения, касающиеся норм рабочего времени, прописаны в главном «трудовом» документе — КЗоТ. Однако ввиду специфики трудовой деятельности водителей нормы рабочего времени и времени отдыха для этой категории работников дополнительно изложены в отдельном Положении № 340. При этом обратите внимание: указанное Положение распространяется исключительно на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами.

Рабочее время водителей

Нужно понимать, что работа водителя заключается не только в «кручении баранки». Так, в его рабочее время входят (п. 2.1 Положения № 340):

— сменный период управления. В общем случае сменный период управления, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и/или крупногабаритных, и/или опасных грузов — 8 часов (пп. 3.1 и 3.2 Положения № 340). При этом продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов. Заметьте: увеличить продолжительность сменного периода управления (не планового, а фактического) разрешено только в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств (технической неисправности транспортного средства, неблагоприятных погодных условий и т. п.);

— подготовительно-заключительный период. Состав работ подготовительно-заключительного периода и время их выполнения устанавливает работодатель по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем)* (п. 2.6 Положения № 340);

* Если на предприятии нет профсоюзной организации (профсоюзного представителя), вопросы режима работы и отдыха работников-водителей необходимо согласовывать с уполномоченным представителем трудового коллектива (см. письмо Минсоцполитики от 27.03.2012 г. № 98/13/116-12).

— время простоев не по вине водителя;

— время простоев в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров;

— время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

— время проведения работ по устранению технических неисправностей транспортного средства на маршруте (в рейсе);

— время охраны транспортного средства с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем. Время охраны транспортного средства с грузом или без него засчитывается водителю в размере 1/3 рабочего времени (п. 2.7 Положения № 340);

— половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на транспортном средстве, оборудованном спальным местом;

— другое время, предусмотренное действующим законодательством Украины.

Конкретную продолжительность времени проведения медосмотров, охраны транспортных средств и присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, которое засчитывается в рабочее время, устанавливает работодатель по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Учет рабочего времени в зависимости от условий работы водителя может быть поденный, еженедельный или суммированный

Его осуществляют на основе табеля учета использования рабочего времени.

На предприятии ежемесячно составляют график сменности водителей, а также ведут ведомость учета времени работы и отдыха водителя. В такой ведомости по каждой рабочей смене указывают плановые и фактические данные о маршруте, времени начала и окончания рабочей смены.

Нормальная продолжительность рабочего времени

Продолжительность рабочего времени водителей определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом законодательно установленных норм. Нормальная продолжительность рабочего времени, регламентированная законодательством, представлена в табл. 6.4 на с. 108.

Таблица 6.4. Нормальная продолжительность рабочего времени

Период

При 5-дневной рабочей неделе

При 6-дневной рабочей неделе

В неделю*

Не более 40 часов

В день (смену)

Определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели

Не более 7 часов, накануне выходных — не более 5 часов

В день (смену) накануне праздничных и нерабочих дней**

Сокращается на один час от установленной продолжительности рабочего времени в день

В смену при работе в ночное время***

В день (смену) в случае суммированного учета рабочего времени****

Не более 10 часов при условии, что продолжительность рабочего времени за учетный период не превышает нормальное количество рабочих часов

* Неделя — период времени с 00:00 в понедельник до 24:00 в воскресенье.

** Перечень праздничных и нерабочих дней установлен ст. 73 КЗоТ.

*** Ночное время — период суток с 22:00 до 06:00.

**** Суммированный учет рабочего времени применяют, если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Больше о суммированном учете рабочего времени см. на с. 110.

Заметьте: для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может быть установлен рабочий день (смена) с разделением на две части. При этом помните:

каждая такая часть не должна превышать 4 часов с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки (ст. 60 КЗоТ, п. 2.9 Положения № 340)

Перерыв между частями смены должен быть не менее 2 часов без учета времени на отдых и питание. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Ненормированный рабочий день

Ненормированный рабочий день бывает не только у царей (вспомним немного классику советского кинематографа), но и у простых трудяг-водителей. Но здесь законодательство предписывает определенные ограничения. Так, установить ненормированный рабочий день можно только при одновременном соблюдении таких условий:

1) работник является водителем легкового автомобиля (кроме такси);

2) невозможно нормировать время трудового процесса.

При этом запомните: работа сверх нормальной продолжительности для таких водителей не является сверхурочной, а значит, и оплата переработанного времени не производится.

Имейте в виду: работодатель должен указать перечень профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день, в коллективном договоре (см. письмо Минсоцполитики от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13).

На водителей, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, распространяется установленный на предприятии режим рабочего времени

Поэтому работодатель не имеет права систематически привлекать работников, которые работают в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени (см. п. 4 Рекомендаций № 7, письмо Минтруда от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10). Количество часов переработанного времени в условиях ненормированного рабочего дня определяют в коллективном договоре, заключенном на предприятии (абзац первый п. 2.10 Положения № 340).

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен законодательный бонус в виде гарантированного предоставления им ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью до 7 календарных дней (абзац второй п. 2.10 Положения № 340, п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона об отпусках). Конкретную продолжительность такого отпуска указывают в коллективном или трудовом договоре.

Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывают в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах).

Сверхурочные работы

Сверхурочными считают работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. Но просто взять и «наградить» водителя дополнительными часами работы нельзя. Работодатель имеет право привлекать работников к сверхурочным работам только лишь в исключительных случаях, определенных ч. 3 ст. 62 КЗоТ и другими законодательными актами.

В частности, сверхурочные работы допускаются:

— при необходимости выполнения погрузочно-разгрузочных работ с целью недопущения или устранения простоя подвижного состава либо скопления грузов в пунктах отправления и назначения;

— в случае необходимости неотложного ремонта;

— при проведении работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий.

Чтобы водитель поработал сверхурочно, нужно получить разрешение выборного органа первичной профсоюзной организации.

Кроме того, помните: некоторые категории работников (в частности, инвалиды, отцы, воспитывающие детей до 14 лет без матери) могут быть привлечены к сверхурочным работам только с их согласия. А отдельные категории (например, женщин, имеющих детей до 3 лет) вообще запрещено привлекать к таким работам (ст. 63 и 1861 КЗоТ).

Не считается сверхурочной работа водителя:

— с неполным рабочим днем сверх предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законодательством продолжительности полного рабочего дня (абзац второй п. 16 постановления № 13);

— с ненормированным рабочим днем сверх установленной нормы рабочего времени, кроме случаев выполнения по поручению работодателя работы, которая не входит в перечень его обязанностей (абзац третий п. 16 постановления № 13);

— отработка дней отдыха, предоставляемых членам неправославных религиозных общин для празднования их религиозных праздников в соответствии с ч. 3 ст. 73 КЗоТ;

— выполняемая сверх нормы рабочего времени, предусмотренного графиком в отдельные дни, недели, месяцы учетного периода, при сохранении нормы рабочего времени за учетный период — при суммированном учете рабочего времени;

— выполняемая на основании трудового договора в порядке совместительства (см. письмо Минсоцполитики от 20.01.2012 г. № 21/13/116-12).

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год

Это установлено ч. 1 ст. 65 КЗоТ и п. 2.11 Положения № 340. Исключением являются случаи наступления непредвиденных обстоятельств (технической неисправности автомобиля, остановки движения автомобиля в рейсе (на маршруте), неблагоприятных погодных условий и др.).

Работа в выходные, праздничные и нерабочие дни

Работа в выходные, праздничные и нерабочие дни, как правило, не допускается. Но в законодательных «закромах» таки припасена норма, которая в исключительных случаях разрешает такую работу.

Так, привлечь водителя к работе в выходные дни можно в случаях, установленных ч. 2 ст. 71 КЗоТ, а именно:

1) для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий и немедленного устранения их последствий;

2) для предотвращения несчастных случаев, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь либо нормальные жизненные условия людей, гибели или порчи имущества;

3) для выполнения неотложных, заранее не предусмотренных работ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия в целом или его отдельных подразделений;

4) для выполнения неотложных погрузочно-разгрузочных работ с целью предотвращения или устранения простоя подвижного состава или скопления грузов в пунктах отправления и назначения.

Привлечение к работе в выходные дни осуществляют по письменному приказу (распоряжению) работодателя. Но «действовать в одиночку» работодатель не может. Ему нужно получить разрешение выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).

Работа в праздничные и нерабочие дни допускается в случаях, если остановка работы невозможна из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), для осуществления работ, связанных с необходимостью обслуживания населения (ч. 4 ст. 73 КЗоТ). Кроме того, в эти дни возможно привлечение к работе в порядке и в случаях, предусмотренных ст. 71 КЗоТ (т. е. как и в выходные дни). Например, водитель может быть вызван для выполнения неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, устранения последствий стихийных бедствий, производственных аварий и т. п.

Но снова-таки привлечь водителя к работе в праздничный день можно только с разрешения выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).

Запомните: если на предприятии ведется суммированный учет рабочего времени водителей, то предусмотренная графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода (абзац второй п. 5.5 Положения № 340).

Суммированный учет рабочего времени

Ранее мы неоднократно упоминали о суммированном учете рабочего времени. Давайте разберемся, что он собой представляет.

Суммированный учет рабочего времени вводится в случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 61 КЗоТ и п. 2.3 Положения № 340). При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов.

Но помните: установить суммированный учет можно только по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

При суммированном учете работодатель составляет графики сменности водителей (п. 2.4 Положения № 340). В них указывают продолжительность ежедневной работы (смены), количество рабочих дней (смен) и выходных. Форму этого графика можно найти в приложении 1 к Положению № 340. График составляют на весь учетный период, равный, как правило, месяцу, и доводят до сведения каждого водителя не менее чем за 2 недели до начала такого учетного периода.

Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) водителя при суммированном учете не должна превышать 10 часов

Однако если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные периоды простоя, ожидания в автомобиле или на рабочем месте либо если водителю необходимо дать возможность доехать до определенного места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов. Но учтите: время непосредственного управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) при этом не должно превышать 9 часов.

А как определить норму рабочего времени за учетный период при суммированном учете рабочего времени? Очень просто! Нужно норму продолжительности рабочего времени, установленную законодательством для водителей транспортных средств (с учетом ее сокращения в канун праздничных и нерабочих дней), умножить на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на учетный период. Такой порядок расчета прописан в п. 6.5 Положения № 340. Часы работы, превышающие предусмотренное в учетном периоде рабочее время, считаются сверхурочными и оплачиваются соответствующим образом*.

* Об оплате сверхурочной работы см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 50, с. 26.

Режим отдыха

Делу, конечно, время, но и для потехи должен быть час. Под потехой мы сейчас подразумеваем отдых водителя автотранспорта. Так, законодательством для водителей предусмотрены перерывы в работе. Также «укротители баранки» имеют право на ежедневный (междусменный) отдых, еженедельный отдых, отдых в праздничные и нерабочие дни и, конечно же, право на отпуск. Обо всех указанных видах отдыха, кроме отпуска**, см. в табл. 6.5.

** Об отпуске см. на с. 113.

Таблица 6.5. Отдых водителей

Вид отдыха

Когда водитель имеет право на отдых

Продолжительность отдыха

Примечание

Перерыв

в работе для отдыха

и питания

Через каждые 4 часа управления транспортным средством

Не менее 45 минут

Возможна замена такого перерыва перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после него, но с учетом общеустановленных требований (п. 4.2 Положения № 340).

Если после 4-часового управления автомобилем наступает период ежедневного (междусменного) отдыха водителя (см. ниже), перерыв в работе для отдыха и питания не устанавливается.

Время начала и конкретную продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка

Ежедневный (междусменный) отдых

В течение любого 24-часового периода, считая с начала рабочего дня (смены)

Не менее 10 последовательных часов

Конкретная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности водителей

Не менее 8 последовательных

часов — если в течение рабочей смены транспортным средством управляют два водителя

Не менее 8 последовательных

часов — в отдельные периоды при суммированном учете рабочего времени

Рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством.

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных свободных от работы в течение учетного периода часов в порядке, предусмотренном графиком сменности

Еженедельный отдых

В течение недели

2 выходных дня — при 5-дневной рабочей неделе

Общим выходным днем является воскресенье (ст. 67 КЗоТ). А вот второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе определяется графиком работы предприятия по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). На непрерывно действующих предприятиях выходные дни предоставляют в разные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графику сменности.

Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов (п. 5.4 Положения № 340)

1 выходной день — при 6-дневной рабочей неделе

Отдых в праздничные (нерабочие) дни

Во время праздничных (нерабочих) дней, установленных ст. 73 КЗоТ

Полный праздничный (нерабочий) день

Если праздничный или нерабочий день совпадает с выходным, то последний переносится на следующий после праздничного или нерабочего день

Как вы могли заметить, в табл. 6.5 мы не упомянули об отпуске. Это потому, что он заслуживает более детального рассмотрения, к которому мы сейчас и приступим.

Водитель, как и любой другой работник, имеет право на ежегодный основной отпуск. Продолжительность такого отпуска у водителей стандартная — не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, исчисляемый со дня заключения трудового договора с работником (ч. 1 ст. 75 КЗоТ, ч. 1 ст. 6 Закона об отпусках).

Кроме того, в отдельных случаях для такой категории работников предусмотрен еще и дополнительный отпуск. Ежегодный дополнительный отпуск водитель имеет право получить за:

1) работу с вредными и тяжелыми условиями труда (п. 1 ч. 1 ст. 76 КЗоТ, ст. 7 Закона об отпусках). Право на этот вид отпуска имеют водители, занятые на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, в соответствии со списком, приведенным в приложении 1 к постановлению № 1290. Продолжительность такого отпуска — до 35 календарных дней;

2) особый характер труда (п. 2 ч. 1 ст. 76 КЗоТ, ст. 8 Закона об отпусках). Право на этот вид отпуска имеют:

— водители, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, по списку, приведенному в приложении 2 к постановлению № 1290. Продолжительность отпуска в таком случае — до 35 календарных дней;

— водители с ненормированным рабочим днем в соответствии со списком должностей и профессий, определенных коллективным договором (соглашением). Продолжительность отпуска таких работников может достигать 7 календарных дней.

Конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого водителям в соответствии со ст. 76 КЗоТ, ст. 7 и 8 Закона об отпусках, устанавливают в коллективном или трудовом договоре.

6.5. Нарушение ПДД: чья ответственность?

img 2

Управление автомобилем — дело нешуточное. Ведь дорога — это всегда место повышенной опасности. Поэтому каждый водитель обязан неукоснительно соблюдать законодательно установленные правила дорожного движения (далее — ПДД). Любое нарушение этих правил наказывается. При этом мера ответственности зависит от тяжести правонарушения.

Существуют 3 вида ответственности, которые может повлечь за собой нарушение ПДД:

1) административная;

2) уголовная;

3) гражданско-правовая.

О наихудшем исходе — уголовной ответственности — мы сегодня говорить не будем. Остановимся на более распространенных видах наказания.

Административная ответственность

Административная ответственность возникает, если водитель допустил нарушение, названное в КУоАП или других законах, предусматривающих админответственность.

Но учтите: административная ответственность настает только в том случае, если нарушение ПДД в соответствии с законом не приводит к уголовной ответственности (ст. 9 КУоАП).

Из этого следует, что

привлечь лицо одновременно и к административной, и к уголовной ответственности за одно правонарушение нельзя

А кто же привлекается к админответственности? В большинстве случаев за свои прегрешения на дороге придется расплачиваться самому водителю-нарушителю.

Но и работодателю не всегда удастся выйти сухим из воды. Так, за правонарушения, предусмотренные ч. 1 — 3 ст. 122 и ч. 1 ст. 123 КУоАП, которые зафиксированы в автоматическом режиме*, ответственность несет юридическое или физическое лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство (ч. 1 ст. 142 КУоАП, ч. 1 ст. 531 Закона № 3353).

* При помощи технических средств, которые дают возможность осуществлять фотосъемку или видеозапись и функционируют в соответствии с законодательством о защите информации в информационно-телекоммуникационных системах.

То есть если владельцем транспортного средства является работодатель, ему и отвечать за указанные правонарушения. Кроме того, работодатель будет отвечать за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, которые были совершены его работником на транспортном средстве, полученном работодателем в пользование по договору аренды (лизинга, проката и т. п.). На это указывает ч. 5 ст. 142 КУоАП.

В свою очередь, работодатель в случае привлечения к админответственности имеет право обратного требования к работнику, управлявшему транспортным средством в момент совершения правонарушения (ст. 531 Закона № 3353).

Кроме того, законодательством предусмотрен случай, когда работодатель — владелец (арендатор) транспортного средства может быть освобожден от админответственности за нарушение ПДД, зафиксированное в автоматическом режиме, которое было совершено его работником. Это может случиться, если в течение 14 дней с момента получения постановления о наложении админвзыскания такой работник-нарушитель обратится в уполномоченное подразделение Национальной полиции с соответствующим заявлением о признании указанного факта админнарушения и согласии на привлечение к административной ответственности (ст. 2793 КУоАП).

Обратите внимание:

при привлечении к админответственности водителя транспортного средства работодатель не обязан ему ничего компенсировать

Теперь вкратце о самой процедуре привлечения к админответственности. Она зависит от того, предусматривает ли состав правонарушения составление протокола.

Если протокол составляется. При нарушении ПДД админпротоколы, за некоторым исключением, составляют уполномоченные должностные лица органов Национальной полиции (абзац второй п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП).

Протокол об административном правонарушении составляют в двух экземплярах, один из которых под подпись вручают водителю (ст. 254 КУоАП). Второй экземпляр протокола направляют органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать такое дело. Как правило, протоколируемые дела о нарушении ПДД рассматривает суд (ст. 221 КУоАП).

Рассмотрение дела обычно происходит по месту совершения правонарушения. Однако дела о нарушениях ПДД, совершенных на автотранспорте, могут рассматриваться также по месту учета транспортного средства или по месту проживания нарушителя (ст. 276 КУоАП).

По окончании рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление. Его копию в течение 3 дней вручают или высылают виновному водителю (ч. 1 ст. 285 КУоАП).

Уплатить админштраф необходимо не позднее чем через 15 дней со дня вручения постановления лицу, привлекаемому к админответственности (ст. 307 КУоАП). Оплата производится через банк.

Стоит заметить, что водитель может обжаловать решение уполномоченного органа. Если обжалование не увенчалось успехом, штраф должен быть уплачен в течение 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

Если протокол не составляется. Такая ситуация имеет место при совершении нарушений ПДД (ч. 2 ст. 258 КУоАП):

1) рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции (см. ст. 222 КУоАП). В таком случае уполномоченные должностные лица органов (подразделений) Нацполиции выносят постановление по делу об административном правонарушении на месте совершения правонарушения. Копию постановления вручают водителю.

Взимание штрафа может осуществляться прямо на месте совершения правонарушения. При этом нарушителю выдается квитанция установленного образца (ч. 1 ст. 309 КУоАП).

Обратите внимание: взимание штрафа на месте совершения нарушения ПДД производится исключительно в безналичной форме (ч. 3 ст. 309 КУоАП). Если нарушитель не уплатил штраф на месте, он обязан это сделать в общем порядке, т. е. в течение 15 дней со дня вручения ему постановления;

2) зафиксированных в автоматическом режиме. В таком случае постановление в деле об административном правонарушении выносится без участия лица, которое привлекается к админответственности (ч. 7 ст. 258, ч. 2 ст. 2791 КУоАП). Дела о таких админнарушениях рассматривают по месту их обработки и учета (ч. 4 ст. 276 КУоАП). Копии постановления и материалов, зафиксированных при помощи работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, направляют привлекаемому к админответственности лицу в течение 3 дней со дня вынесения такого постановления.

Если собственник транспортного средства уплатит 50 % размера штрафа в течение 5 банковских дней со дня вручения ему постановления, такое постановление будет считаться выполненным (ч. 1 ст. 3001 КУоАП).

При неуплате штрафа в течение 30 дней со дня получения постановления начисляется пеня в двойном размере штрафа

В случае, когда штраф и пеня не уплачены в течение 30 дней со дня возникновения оснований для взимания последней, постановление подлежит принудительному исполнению.

Если лицо обжалует постановление о наложении админвзыскания в виде штрафа, течение указанных выше сроков приостанавливается до рассмотрения жалобы.

Гражданско-правовая ответственность

В общем случае лицо, которое своими неправомерными действиями нанесло ущерб имуществу или неимущественным правам физических либо юридических лиц, должно возместить его в полном объеме (ч. 1 ст. 1166 ГКУ). Однако если вследствие ДТП, в котором виновен ваш работник, нанесены повреждения другому автомобилю, следует учитывать нормы ст. 1187 ГКУ. Ее применяют для случаев возмещения ущерба, нанесенного источником повышенной опасности, к которым относится и автомобиль. В соответствии с ч. 2 этой статьи такой ущерб возмещает лицо, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, договор аренды и т. п.) владеет транспортным средством.

Но и это еще не все. За рулем находится работник предприятия, поэтому включается специальная норма ГКУ. Согласно ст. 1172 этого Кодекса ущерб, причиненный работником во время исполнения им своих трудовых (служебных) обязанностей, возмещает его работодатель. На это неоднократно обращали внимание и суды (см. письмо ВССУ от 01.02.2012 г., п. 6 постановления № 4). А значит, нести ответственность целиком и полностью придется работодателю.

Обратите внимание:

ответственность работодателя наступает только в том случае, если водитель-работник нанес ущерб при выполнении им должностных обязанностей

Если же работник использует автомобиль работодателя в личных целях, возмещение ущерба осуществляет работник на основании ст. 1187 ГКУ.

А вот если работник попал в ДТП на автомобиле, который принадлежит ему, но используется в хозяйственной деятельности предприятия (о такой возможности мы говорили в подразделе 5.1 на с. 76), возмещать ущерб все равно придется работодателю. Ведь ст. 1172 ГКУ привязывается именно к трудовым отношениям, а не к отношениям собственности.

Вместе с тем работодатель имеет право обратиться с регрессным требованием к работнику (ч. 1 ст. 1191 ГКУ, п. 6 постановления № 4). Но учтите: сумма возмещения работником ущерба в этом случае не может превышать его среднемесячного заработка (ст. 132 КЗоТ, постановление ВССУ от 05.06.2013 г. по делу № 6-12182св13). Однако если водитель-работник подпадает под полную материальную ответственность в соответствии со ст. 134 КЗоТ, ущерб он должен возместить в полном размере. Например, такое может произойти, если совершение водителем ДТП повлекло уголовную ответственность.

Как известно, на территории Украины запрещена эксплуатация транспортных средств без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (п. 21.1 Закона № 1961)*. Поэтому если ДТП, в которое попал работник, является страховым случаем, ущерб в рамках, предусмотренных договором страхования, должен возместить страховщик. Если страховка полностью не покрывает размер причиненного ущерба, работодатель обязан погасить разницу между фактическим ущербом и суммой страхового возмещения, выплаченной страховщиком.

* Больше об автостраховании см. в разделе 2 на с. 14.

выводы

  • Для допуска к управлению автомобилем лицо должно соответствовать возрастным и квалификационным требованиям, установленным законодательством для водителей транспортных средств соответствующих категорий.
  • Водители обязаны проходить медицинские, психиатрические и наркологические осмотры перед приемом на работу, а также в период работы на предприятии.
  • Вновь принятый работник считается водителем III класса. В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация ІІ, а затем и І класса.
  • В общем случае сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и/или крупногабаритных, и/или опасных грузов — 8 часов.
  • За нарушение работником-водителем ПДД во время выполнения им служебных обязанностей работодателю может грозить административная и гражданско-правовая ответственность.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше