Темы статей
Выбрать темы

Пищевик! А ты зарегистрировал мощности?

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Речь пойдет о кампании по госрегистрации мощностей операторов рынка пищевых продуктов. Обсуждаемые здесь нормативы и сам механизм их реализации (регистрации мощностей) касаются многих субъектов предпринимательства из числа как юр-, так и физлиц-предпринимателей. А неисполнение требований этих нормативов чревато штрафами. Если не хотите их заплатить на ровном месте, читайте эту статью.

Главным предметом нашего разговора сегодня будет Порядок проведения государственной регистрации мощностей, ведения государственного реестра мощностей операторов рынка и предоставления информации из него..., утвержденный приказом Минагрополитики от 10.02.2016 г. № 39 (далее — Порядок № 39).

Но вначале напомним, что согласно ст. 23 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР (далее – Закон № 771) операторы рынка, осуществляющие деятельность, связанную с производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения, должны получать эксплуатационное разрешение (см. об этом также в конце статьи). Остальные операторы рынка любых пищевых продуктов, которым не нужно получать эксплуатационное разрешение (и которых – подавляющее большинство), обязаны зарегистрировать свои мощности.

Процедура этой регистрации определена в Порядке № 39, о котором читайте дальше.

Госпродпотребслужба разворачивается…

Компетентным органом, который должен курировать исполнение обсуждаемого нами Порядка, являются Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (сокращенно — Госпродпотребслужба, а если совсем коротко, то ГППС) и ее органы на местах. Напомним, что эта служба была создана согласно постановлению КМУ от 10.09.2014 г. № 442 путем преобразования/объединения государственной ветеринарной, фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической служб и Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей. Официально ГППС начала свою работу и приступила к выполнению функций совсем недавно — с выходом распоряжения КМУ от 06.04.2016 г. № 260-р.

Сам же Порядок № 39 был разработан во исполнение ст. 25 Закона № 771. Дата вступления этого Порядка в силу — 08.04.2016 г.!

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 771 и п. 1.1 разд. І Порядка № 39

операторы рынка, осуществляющие деятельность, не требующую получения эксплуатационного разрешения, должны зарегистрировать мощности, которые используются на любой стадии производства и/или обращения пищевых продуктов

В составе Порядка № 39 утверждены форма заявления (приложение 1), процедура проведения госрегистрации мощностей, ведения реестров и предоставления заинтересованным субъектам информации из реестров. И, как мы указали, все это находится в ведении ГППС.

Кто обязан регистрировать?

Сначала разберемся с понятиями, используемыми в Порядке № 39. Нужные нам понятия определены в ст. 1 Закона № 771.

Итак. Оператор рынка пищевых продуктовсубъект хозяйствования, в управлении которого находятся мощности, на которых осуществляется первичное производство, производство, реализация и/или обращение пищевых продуктов и/или других объектов санитарных мероприятий (кроме материалов, контактирующих с пищевыми продуктами), и который отвечает за выполнение требований Закона № 771 и законодательства о безопасности и отдельных показателях качества пищевых продуктов. К операторам рынка относятся физические лица, если они занимаются производством и/или обращением пищевых продуктов или других объектов санитарных мероприятий. Оператором рынка также считается агропродовольственный рынок.

«Мощности — сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, включая транспортные средства, а также территория, которые используются в производстве и/или обращении объектов санитарных мероприятий»

Объекты санитарных мероприятий — это продукты питания, животные, предназначенные для потребления человеком, а также вспомогательные материалы для переработки и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами.

Прибегнув к Закону № 771, расшифруем для читателей, что означает фраза «деятельность, не требующая получения эксплуатационного разрешения» (ч. 1 ст. 25 Закона № 771). Ответ на этот вопрос находим в ч. 2 ст. 23 этого Закона, где указано, что обязанность на получение эксплуатационного разрешения не распространяется на:

— операторов рынка, осуществляющих деятельность, связанную с первичным производством и/или транспортировкой и/или хранением и/или продажей пищевых продуктов, которые не требуют соблюдения температурного режима и могут храниться при температуре выше 10 °C, оставаясь пригодными для употребления человеком;

— на заведения общественного питания;

— на мощности, осуществляющие производство пищевых продуктов, ингредиентами которых являются исключительно продукты растительного происхождения и/или переработанные продукты животного происхождения;

— на учреждения розничной торговли, объемы продаж отдельных продуктов питания которыми не превышают объемов, утвержденных соответствующим постановлением КМУ с учетом лучших международных и европейских практик, а также документов соответствующих международных организаций. При отсутствии такого постановления эта норма распространяется на все учреждения розничной торговли.

То есть с учетом приведенной выше ч. 1 ст. 25 Закона № 771 перечисленные лица точно обязаны регистрировать свои соответствующие мощности.

Исходя из этих терминов, напрашивается неутешительный вывод: все юр- и физлица — субъекты хозяйствования, подпадающие под термин «оператор рынка», которые хоть каким-то боком связаны с производством и/или транспортировкой и/или хранением и/или продажей пищевых продуктов, обязаны провести государственную регистрацию упомянутых «мощностей». Исключения составляют только те субъекты, которые на определенные виды деятельности получают эксплуатационные разрешения — и только в отношении мощностей, задействованных в таких видах деятельности).

То есть

под регистрацию мощностей попадают лица, осуществляющие любые стадии производства продуктов питания, общепит, оптовые и розничные торговцы продуктами питания, перевозчики продуктов, овоще-фрукто-продуктовые склады и ряд иных «операторов рынка»

Обращаем внимание: мощности, связанные только с материалами, контактирующими с пищевыми продуктами (их производством/реализацией/транспортировкой/хранением), регистрировать не нужно. И на том спасибо…

В то же время вспомогательные материалы не попали в исключения, а к ним Закон № 771 относит любые материалы (кроме материалов, из которых изготовлено оборудование и инвентарь), не потребляемые в пищу сами по себе, а используемые при производстве/переработке пищевого продукта или его составляющих для достижения определенной производственной цели, результатом чего является присутствие остатков или формирование производных веществ в конечном пищевом продукте. А потому для целей регистрации мощностей они Законом приравнены к пищевым продуктам.

О механизме регистрации

Оператору рынка необходимо в свой территориальный орган ГППС подать заявление(я) о госрегистрации мощности (форма — в приложении 1 к Порядку № 39), заверенное(ые) подписью руководителя или владельца мощности. Заявление может быть подано как в бумажном, так и в электронном виде (с использованием усиленного сертификата электронного ключа в установленном порядке).

Госрегистрации подлежит каждая отдельная мощность, находящаяся в управлении оператора рынка (п. 1.6 разд. І Порядка № 39)

То есть, если мы правильно поняли, количество заявлений должно быть равно количеству регистрируемых мощностей. Однако, похоже, практика пока идет вразрез с этим нормативом (о чем — ниже).

В заявлении указывается адрес мощности. Указывая его, имейте в виду, что адресом мощности, которая является транспортным средством или другим движимым имуществом, считается местонахождение (место жительства) оператора рынка, в управлении которого находится такая мощность.

На фоне всего этого как-то странно, что в форме заявления (и в госреестре таких мощностей) нигде не фигурирует «наименование» (или «вид/тип») регистрируемой мощности — там указывается только вид деятельности, в котором будет использоваться конкретная мощность. И хотя такие реквизиты заявления и соответствуют перечисленным в ч. 3 ст. 25 Закона № 771, но вызывают у нас определенные вопросы…

Кроме того, в таком случае, имея по одному адресу 50 разных мощностей (например, холодильное оборудование, холодильные витрины и т. п.), используемых в одном и том же виде деятельности, оператор рынка, исходя из п. 1.6 разд. І Порядка № 39, формально должен предоставить в свой терорган ГППС 50 штук заявлений совершенно одинакового содержания… ☺☹

Правда, на практике, если исходить из содержания формы заявления и государственного реестра мощностей операторов рынка — ГППС сейчас фактически регистрируют не мощности, а лишь субъектов хозяйствования* (и их «пищевые» и «околопищевые» виды деятельности). Потому поинтересуйтесь в своем тероргане ГППС: возможно, при наличии у вас ряда разных мощностей он удовлетворится всего одним вашим заявлением (или несколькими — только по разным видам деятельности)…

* Даже в другом реестре — операторов рынка, получивших эксплуатационное разрешение, в котором есть графа «наименование мощности» — в этой графе, как правило, фигурирует не мощность, а наименование субъекта хозяйствования.

Самое приятное: государственная регистрация мощностей осуществляется бесплатно, в течение 15 рабочих дней после получения заявления о такой регистрации, о чем ГППС извещает оператора рынка в течение 5 рабочих дней после проведения регистрации. Если регистрация в течение данного срока не окончена, то терорган ГППС передает заявителю письменное обоснование причин в отказе в регистрации или продления срока регистрации (не более чем на 15 дней).

Причин для отказа в регистрации Порядок № 39 допускает две: заявление представлено не по форме (из приложения 1 к Порядку № 39) и в заявлении приведена неполная информация.

Регистрация производится органами ГППС в специальном реестре, который они ведут в электронном виде и к которому ГППС обеспечивает открытый (бесплатный и непрерывный) доступ общественности на своем веб-сайте (http://www.consumer.gov.ua).

Обратите внимание! Согласно ч. 3 ст. 25 Закона и п. 2.5 разд. ІІ Порядка № 39

заявление на регистрацию мощности должно подаваться в терорган ГППС не позднее чем за 10 дней до начала работы мощности

То есть все работающие и еще не зарегистрированные мощности начиная с 8 апреля (даты вступления Порядка № 39 в силу) работают «на птичьих правах» (фактическая регистрация мощностей, судя по данным реестра, началась только в конце мая).

Поэтому «обязанным» лицам, наверное, стоит поспешить с этой регистрацией, чтоб их потом не начали терроризировать терорганы ГППС. ☺ Ведь за непроведение такой регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Согласно ст. 64 Закона № 771 производство, хранение пищевых продуктов на незарегистрированных мощностях влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от 33350 до 43500 грн.**, на ФЛП — от 11600 грн. до 21750 грн.

** Здесь и далее размеры штрафов приведены исходя из размера минимальной заработной платы (МЗП), установленного на 01.05.2016 г., — 1450 грн.

Кроме того, оператор рынка обязан извещать в терорган ГППС об изменениях в информации об операторе рынка и мощности не позднее 10 рабочих дней с даты наступления таких изменений (п. 5.1 разд. V Порядка № 39).

Еще два подарка…, пардон, Порядка

Эти Порядки, утвержденные приказами Минагропрода от 10.02.2016 г. № 38 и № 40, имеют гораздо меньшее число «потребителей», однако тоже важны. Речь идет соответственно о

Порядке утверждения экспортных мощностей, внесения и исключения их из реестра утвержденных экспортных мощностей. О необходимости ведения такого реестра говорится в ст. 26 и 27 Закона № 771. Минагропрод считает, что это должно обеспечить возможность экспорта пищевых продуктов в страны, которые требуют наличия такого утверждения компетентным органом страны происхождения пищевых продуктов;

Порядке ведения реестра операторов рынка и мощностей, на которые выдано эксплуатационное разрешение. Этот норматив издан под ст. 23 Закона № 771, согласно которой эксплуатационное разрешение получают операторы рынка, осуществляющие деятельность, связанную с производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения.

Заметим, что сам Порядок выдачи эксплуатационного разрешения утвержден постановлением КМУ от 11.11.2015 г. № 930. За выдачу эксплуатационного разрешения взимается плата 0,17 МЗП (сейчас — 246,50 грн), которая зачисляется в госбюджет.

Как мы уже упоминали, в реестре операторов рынка и мощностей,на которые выдано эксплуатационное разрешение, в графе «наименование мощности» указываются субъекты хозяйствования, что как-то не очень стыкуется с термином «мощности», приведенном в ст. 1 Закона № 771 (см. выше). Но, так или иначе, главное для вас — попасть в реестр хотя бы со своим наименованием, если уж не с наименованием мощности… Если же вам положено на несколько мощностей иметь эксплуатационные разрешения, то следует озаботиться их получением на каждую мощность.

За производство, хранение пищевых продуктов без получения эксплуатационного разрешения предусмотрен штраф в размере от 43500 грн. до 55100 грн., на ФЛП — от 33350 грн. до 43500 грн. (ст. 64 Закона № 771).

Оба эти Порядка тоже вступили в силу с 8 апреля.

выводы

  • Хозсубъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и/или обращения пищевых продуктов, обязаны зарегистрировать использующиеся в этой сфере мощности, на которые не нужно получать эксплуатационное разрешение.
  • Заявление(я) на регистрацию мощности необходимо подать в территориальный орган Госпродпотребслужбы не позднее чем за 10 дней до начала работы мощности. Формально заявление следует подавать на каждую подлежащую регистрации мощность, хотя на практике все несколько иначе.
  • Производство, хранение пищевых продуктов на незарегистрированных мощностях влечет за собой наложение серьезных штрафов как на юридических лиц, так и на физлиц-предпринимателей.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше