Темы статей
Выбрать темы

Продаем товар с расчетом БПК

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Банковская платежная карточка (БПК) — удобная вещь. Не обременяя себя наличкой при расчетах, ее удобство признают и покупатели, и продавцы. Кто и когда должен применять платежные терминалы, как правильно проводить расчеты через них, а также об учетных особенностях расчетов с БПК мы сейчас и поговорим.

РРО и терминал — не разлей вода

img 1

В соответствии с п. 14.19 Закона № 2346 субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями БПК расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием БПК не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэлементная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

Правда, «обязательность» использования касается только субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и используют РРО ( п. 1 постановления № 878).

Так что если вы используете РРО, то должны непременно завести и терминал

А когда РРО несколько, то количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества РРО.

Не использовать терминалы могут:

1) лица, которые не обязаны применять РРО. Это единоналожники группы 1, а также физлица-предприниматели групп 2 и 3, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн ( п. 296.10 НКУ, п. б ст. 9 Закона об РРО).

Однако, если они завели РРО добровольно, мы считаем, что можно обойтись и без терминала. Но налоговики считают, что без терминала им все же не обойтись (см. письмо Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15). Поэтому лучше вместо РРО использовать другие устройства, которые могут вести учет платежей и не входят в перечень РРО;

2) предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме АЗС); субъекты хозяйствования, осуществляющие хоздеятельность в населенных пунктах с численностью населения менее чем 25 тыс. человек, а также заведения общепита закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей (в частности, личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий).

Хотя и первые и вторые по собственному желанию могут без проблем установить терминалы и радовать клиентов-покупателей расчетами с БПК (см. письмо Министерства экономического развития и торговли Украины от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-1).

Причем это в свою очередь не обязывает без­РРОшников-освобожденцев использовать РРО (см. письмо ГУ ГФС в Одесской области от 09.03.2016 г. № 209/Р/15-32-14-06-10, консультацию в подкатегории 109.10 БЗ).

Документы при расчете БПК

При проведении расчетов через терминал покупателю необходимо выдать два документа:

1) документ терминала — квитанцию* (о ее содержании см. п. 7 разд. VII Положения № 705). В квитанции терминала не приводится информация о количестве проданного товара (услуги). Так что рассматривать ее как расчетный документ, подтверждающий факт продажи товаров в понимании ст. 2 Закона об РРО, нельзя;

* Проводить прием банковских карточек можно не только с помощью электронных терминалов, но и с применением другого «устаревшего» механического устройства — импринтера. В этом случае торговец выдает не квитанцию, а слип, форма которого определяется платежной системой.

2) расчетный документ (если применяется РРО — чек РРО, в противном случае — расчетную квитанцию, товарный чек, квитанцию об оплате и т. п.).

Расчеты БПК через Интернет и терминал

Способы безналичного расчета с использованием карточек могут быть предложены продавцом разные. Это и оплата на сайте магазина через LiqPay, PayPal и т. п. Нужно ли применять в этом случае РРО? Судя по формулировке обновленного п. 2 ст. 3 Закона об РРО , нужно. Похоже, что фискалы именно так понимают измененную норму (см. письма ГФСУ от 10.02.2015 г. №  4315/7/99-99-22-07-03-17 и от 30.03.2015 г. № 6556/6/99-99-22-07-03-15).

Необходимость применять РРО при оплате на сайте продавца связана с тем, что расчеты в таких случаях осуществляют с использованием банковской платежной карточки. И не важно, что выручку от эквайера продавец получит сразу на текущий счет, поскольку покупатель производил оплату именно с использованием карточек.

Выбивать чек РРО в таком случае было бы логич­но при получении положительного результата авторизации с номером заказа, т. е. когда приходит подтверждение платежа банком — эмитентом платежной карточки покупателя. Но на практике сделать это сложно, ведь для этого нужно постоянно отслеживать поступление такой информации. Надеемся, что у налоговиков будет либеральное мнение на этот счет и они дадут продавцу время, в течение которого можно «опоздать» с применением РРО.

Выдать чек покупателю нужно при передаче ему товаров

При этом способ доставки значения не имеет. Например, чек может быть вложен в посылку или передан в руки покупателю при самовывозе.

Исключение касается информационно-консультационных услуг, а также компьютерных и прочих программ, передаваемых с помощью сети Интернет: «если не определено место расчетов, произведенных на основании счета в безналичной форме с помощью платежных карт Visa и MasterCard при предоставлении информационно-консультационных услуг, получении компьютерных и других программ с помощью сети Интернет, РРО не используется».

Что касается осуществления расчетов за товары (услуги) наличными через платежный терминал банка, то для покупателя такие расчеты будут в наличной форме, а для продавца — в безналичной. Дело в том, что платежный терминал по сути выполняет функции кассы банка, в которую покупатель вносит деньги для их зачисления на текущий счет продавца товаров (услуг). Так что продавец при такой форме расчета не принимает наличных от покупателя. Эти расчеты также проходят в безналичной форме, однако при этом продавец БПК в месте реализации своих товаров не принимает. Так что и в этой ситуации проводить эти операции через РРО не нужно.

Учет продаж с расчетами БПК

Пробив расчетную операцию через РРО с оформлением фискального кассового чека (ф. № ФКЧ-1), на полную сумму стоимости товара продавец отражает доход от реализации записью: Дт 331 «Денежные документы в национальной валюте в корреспонденции» — Кт 702 «Доход от реализации товаров».

Одновременно, т. е. на дату оформления соответствующего счета (товарного чека) у предприятия возникают и налоговые обязательства по НДС ( п. 187.5 НКУ).

При оплате товара БПК денежные средства, списанные с карточного счета покупателя, поступят на счет продавца не сразу. Обычно разрыв во времени укладывается в три банковских дня. Сроки расчетов между банком-эквайером и субъектом хозяйствования определяются в договоре эквайринга ( п. 3 разд. V Постановления № 705).

До тех пор, пока денежные средства не поступят на счет предприятия, их следует учитывать на субсчете 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте»

Получение денежных средств от банка-эквайера (их зачисление на текущий счет) отражается по Дт 311 и Кт 333.

Не забудьте про комиссию банка-эквайера. За услуги по эквайрингу (обслуживанию торговцев, проводящих расчеты БПК) банк-эквайер взимает комиссионное вознаграждение. Его размер обязательно должен быть указан в договоре. Традиционно его устанавливают в процентах от суммы проведенных через платежный терминал расчетов. Комиссия за обслуживание расчетов с БПК, опять же — как договорились, может как уплачиваться отдельно, так и списываться с суммы средств, зачисляемых на счет предприятия.

Сумму комиссионного вознаграждения, как удержанного банком-эквайером, так и выплачиваемого отдельно, предприятие отражает в составе расходов на счете 92 «Административные расходы». Это прямо следует из п. 18 П(С)БУ 16 и п. 4 ст. 2.9 Методрекомендаций № 145: в админрасходы засчитывают плату за расчетно-кассовое обслуживание и прочие услуги банка.

Учет продажи товаров с расчетами БПК

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражена реализация товаров с расчетами через БПК

331

702

10000,00

2

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

2000,00

3

Передан реестр слипов или платежных квитанций банку-эквайеру, подтверждающих оплату через БПК

333

331

12000,00

4

Зачислены денежные средства на текущий счет за минусом комиссии банка

311

333

11832,00

5

Отражена комиссия банка (1,4 %)

92

333

168,00

6

Списана себестоимость реализованного товара (условно)

902

282

7000,00

7

Списана сумма реализованной торговой наценки (согласно расчету)

285

282

5000,00

8

Отражен финансовый результат:

— сумма дохода, полученного от реализации товара

702

791

10000,00

— сумма комиссии банка

791

92

168,00

— себестоимость реализованного товара

791

902

7000,00

Налог на прибыль. Доходы и расходы по налогу на прибыль будут соответствовать доходам и расходам, отраженным в бухгалтерском учете и сформировавшим финрезультат — объект обложения налогом на прибыль.

Единый налог. Что касается плательщиков единого налога, то они отражают доходы на дату поступ­ления средств на текущий счет, поскольку оплата банковскими платежными карточками приравнивается к безналичной форме расчетов ( п. 292.1 и п. 292.6 НКУ).

При этом если сумма денежных средств от продажи товаров поступает на счет предприятия за минусом комиссии банка, то доход отражается в полной сумме продажи, а не за вычетом комиссии банка. Ведь, как настаивают налоговики, если при осуществлении расчетов за товары (работы, услуги) с использованием платежных терминалов с суммы выручки банком удерживается комиссионное вознаграждение за услуги расчетного обслуживания, то доходом является полная сумма выручки, т. е. с учетом комиссии, удержанной банком (см. подкатегорию 108.01.02 БЗ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше