Темы статей
Выбрать темы

Ответственность в сфере наличного обращения

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Нестеренко Максим
В завершение нашего сегодняшнего спецвыпуска давайте поговорим об ответственности, которая грозит за нарушение правил обращения с наличностью. За указанные нарушения, выявленные при проведении проверок, к предприятиям и предпринимателям применяют финансовые санкции, предусмотренные Указом № 436. Кроме финансовых санкций, налагаемых на субъектов хозяйствования, за нарушения в сфере наличного обращения к работникам предприятий и предпринимателям могут быть применены меры административной ответственности согласно КУоАП. Рассмотрим, чем же угрожает несоблюдение требований Положения № 637.

11.1. Финансовые санкции

Право применять штрафные санкции к субъектам хозяйствования — нарушителям предоставлено должностным лицам органов ГФСУ. Основание — материалы проведенных ими проверок и представления Государственной финансовой инспекции, финансовых органов и органов Нацполиции в установленном законодательством порядке. Штрафы налагают в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения органами ГФСУ указанных представлений ( ст. 2 Указа № 436).

Информацию о санкциях, применяемых к субъектам хозяйствования — нарушителям налично-денежного обращения, приведем в табл. 11.1.

Таблица 11.1. Финансовые санкции за нарушения правил работы с наличностью

№ п/п

Вид нарушения

Санкции за нарушения

Нормативный акт

1

Превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе

Штраф в размере 200 % суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день

Абзац второй ст. 1 Указа № 436

При проведении проверки налоговики сравнивают записи о фактических остатках наличности в кассе по кассовой книге с установленным лимитом кассы за каждый день. При этом не имеет значения, были в этот день кассовые обороты или нет.

Пример расчета сверхлимитных сумм приведен в п. 7.23 Положения № 637. Однако помните: в расчет не должны включаться суммы, которые не считаются сверхлимитными согласно п. 5.9 этого Положения. Кроме того, не учитывают в расчете средства, предназначенные для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, стипендий, дивидендов, если они хранятся в кассе в течение разрешенного п. 2.10 Положения № 637 срока (подробно см. на с. 62).

Штраф за превышение установленных остатков наличности в кассе также может быть применен к предприятию в случае выявления при его проверке не подписанных получателем расходных кассовых документов. Основанием для этого является п. 7.24 Положения № 637. Так, при выявлении расходных кассовых ордеров или ведомостей на выплату денег, в которых выдача наличности из кассы не подтверждена подписью получателя, сумма наличности по таким расходным документам прибавляется к остатку наличности в кассе в день, в котором указанные расходные документы оформлены. В дальнейшем эта сумма в расчет сверхлимитных остатков наличности не берется.

2

Неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности

Штраф в размере 500 % неоприходованной суммы

Абзац третий ст. 1 Указа № 436

Этот штраф применяется за каждый факт неоприходования (неполного и/или несвоевременного оприходования) наличности в кассах.

Обратите внимание: если во время проверки контролирующим органом в кассе предприятия будут выявлены суммы наличных средств, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, их признают неоприходованными ( п. 7.19 Положения № 637).

3

Превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдача наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства

Штраф в размере 25 % выданных под отчет сумм

Абзац пятый ст. 1 Указа № 436

Чтобы избежать применения указанного штрафа, подотчетные суммы должны возвращаться до или во время предоставления Отчета об использовании подотчетных средств согласно требованиям НКУ и с учетом сроков выдачи наличных, предусмотренных п. 2.11 Положения № 637.

Подробно о выдаче наличных под отчет читайте в разделе 7 на с. 83 этого спецвыпуска.

4

Проведение наличных расчетов без предоставления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств

Штраф в размере уплаченных средств

Абзац шестой ст. 1 Указа № 436

На первый взгляд, эта санкция предусмотрена для продавца, не выдавшего необходимый документ покупателю. Однако по разъяснениям налоговиков, изложенным в письме ГНАУ от 30.12.2005 г. № 13363/6/23-8019 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 9, с. 84), это не так. Указанный штраф применяется к субъекту хозяйствования, у которого при проверке обнаруживаются утвержденные отчеты об использовании подотчетных средств, по которым подотчетным лицам зачтены (выплачены) суммы наличности, не подтвержденные соответствующими расчетными документами.

Кроме финансовых санкций, перечисленных в табл. 11.1, Указ № 436 предусматривает наказания еще за два вида нарушений:

1) за расходование наличных из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налоговой задолженности (абзац четвертый ст. 1);

2) за нецелевое использование наличных средств, полученных в банке (абзац седьмой ст. 1).

Но действуют ли эти нормы в настоящее время?

Положение № 637 не содержит никаких ограничений в отношении выплат из выручки. Соответственно с момента вступления этого документа в силу (15.02.2005 г.) за выплату из выручки заработной платы не может быть наложен штраф, установленный абзацем четвертым ст. 1 Указа № 436 (ср. ). Это подтверждают НБУ (см. письмо от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627) и фискалы (см. письмо ГНАУ от 15.06.2006 г. № 6563/6/23-8019, консультацию в категории 109.21 БЗ).

Теперь о нецелевом использовании средств, полученных с банковского счета. Абзац седьмой ст. 1 Указа № 436 за данное действие предусматривает штраф в размере израсходованной наличности. Однако эта норма идет вразрез с Положением № 637.

НБУ в письме от 26.01.2005 г. № 11-111/226-703 разъяснил, что в настоящее время не действует требование об использовании исключительно по целевому назначению собственных наличных средств субъекта хозяйствования, полученных с банковского счета по денежному чеку. Заполнение соответствующего реквизита в денежном чеке осуществляется исключительно для анализа денежных потоков по направлениям и изучения тенденций наличного обращения.

Поэтому

средства, полученные для выдачи работнику аванса на командировку, при изменении обстоятельств можно вполне законно направить на хозяйственные нужды

О неприменении штрафа за нецелевое использование средств указывалось также в письмах НБУ от 01.04.2005 г. № 11-113/1077-3214 и от 13.04.2005 г. № 11-113/1228-3747.

Вместе с тем, по мнению фискалов, изложенному в консультации из категории 109.21 БЗ, упомянутая санкция может применяться и сейчас. При этом под нецелевым использованием наличных средств налоговики понимают их расходование на цели, не связанные с ведением хозяйственной деятельности.

Важно! Штрафы, предусмотренные Указом № 436, являются административно-хозяйственными санкциями (см. письмо НБУ от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220, обзорное письмо ВХСУ от 24.10.2008 г. № 1776/100/13-08). Но применяются ли к ним сроки давности, установленные ч. 1 ст. 250 ХКУ? Напомним: по общему правилу административно-хозяйственные санкции могут налагаться в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня его совершения.

Вынуждены вас разочаровать. С тех пор, как в ст. 250 ХКУ появилась часть 2 (т. е. с 01.01.2011 г.), эти общие правила не распространяются на штрафные санкции, контроль за соблюдением которых возложен на фискальные органы.

По мнению НБУ, такие штрафы могут применяться в течение срока, установленного ст. 102 НКУ, т. е. 1095 дней (см. письмо от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 9, с. 68).

Судебные органы в настоящее время также считают, что сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 250 ХКУ, не распространяются на штрафы, применяемые в соответствии с Указом № 436 за нарушение правил наличного обращения (см. определение ВАСУ от 20.01.2016 г. № К/800/31021/14*, постановление ВАСУ от 02.09.2015 г. № К/9991/78115/12**).

* См. Единый государственный реестр судебных решений: www.reyestr.court.gov.ua/Review/55156374.

** См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/51202129.

11.2. Административная ответственность

Как мы сказали ранее, кроме санкций к субъектам хозяйствования, за нарушение требований законодательства в сфере наличного обращения на работников предприятий и предпринимателей могут налагаться административные штрафы.

При этом важно помнить, что административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его выявления ( ч. 1 ст. 38 КУоАП).

О том, какая админответственность угрожает работникам предприятий и предпринимателям, вы можете узнать из табл. 11.2.

Таблица 11.2. Админсанкции за «наличные» нарушения

№ п/п

Вид нарушения

Санкции за нарушения

Нормативный акт

1

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными

Штраф в размере от 100 до 200 ннмдг

(от 1700 до 3400 грн.)

Ч. 1 ст. 16315 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере от 500 до 1000 ннмдг

(от 8500 до 17000 грн.)

Ч. 2 ст. 16315 КУоАП

Этот штраф налагают органы ГФСУ ( ст. 2342 КУоАП) на виновных в таких нарушениях должностных лиц предприятий, а также на физлиц-предпринимателей. Причем в случае превышения предельных сумм наличных расчетов он грозит как плательщикам, так и получателям «сверхпредельных» сумм. На это обращают внимание специалисты фискального ведомства в консультации, размещенной в категории 109.21 БЗ.

А вот для физических лиц (непредпринимателей) действующим законодательством вообще не предусмотрены какие-либо штрафы за нарушение «наличных» ограничений (см. консультацию в категории 109.21 БЗ).

2

Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств

Штраф в размере

от 8 до 15 ннмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1642 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1642 КУоАП

Указанный штраф налагают органы Государственной финансовой инспекции в отношении подконтрольных им учреждений и субъектов хозяйствования ( ст. 2341 КУоАП). Соответственно этот штраф может угрожать только предприятиям, связанным с бюджетными средствами.

3

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющими реализацию товаров за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций

Штраф в размере от 17 до 88 ннмдг

(от 289 до 1496 грн.)

Ч. 1 ст. 1644 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере от 43 до 175 ннмдг

(от 731 до 2975 грн.)

Ч. 2 ст. 1644 КУоАП

Этот штраф налагают органы Национальной полиции ( ст. 222 КУоАП).

Обратите внимание: ст. 16315 КУоАП устанавливает ответственность не за любое нарушение норм Положения № 637, а только в части наличных расчетов за товары (услуги). В связи с этим за нарушение правил ведения кассовых документов административная ответственность на сегодняшний день не установлена. С таким мнением соглашаются и фискалы (см. консультацию в категории 109.21 БЗ).

На этом будем заканчивать наш разговор об операциях с наличностью. Полагаем, что правила обращения с ней вам теперь понятны.

выводы

  • За нарушение правил обращения с наличностью к субъектам хозяйствования могут применяться штрафные санкции согласно Указу № 436.

  • По мнению НБУ, в настоящее время штраф за нецелевое использование средств, полученных с банковского счета, применяться не должен.

  • В определенных случаях на должностных лиц субъекта хозяйствования, а также на физических лиц — предпринимателей могут быть наложены административные штрафы.

  • За нарушение правил ведения кассовых документов административная ответственность не установлена.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше