Темы статей
Выбрать темы

Последствия непроведения ежегодной инвентаризации: что почем

Амброзяк Наталья, юрист
Инвентаризация — дело неприятное и скучное. Порой и времени на нее толком нет, только мешает работе. Так ли эта процедура важна? Что будет, если ее не провести? Каковы последствия? Разбираемся в этих вопросах.

Для начала напомним: для обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка ( часть первая ст. 10 Закона о бухучете). В связи с этим достоверность финотчетности предприятия, которое не провело инвентаризацию, подпадает под сомнение.

Раз есть обязанность, то будет и ответственность за ее невыполнение. Какая? Об этом ниже.

Административная ответственность по ст. 1642 КоАП

Одна из основных здесь ст. 1642 КоАП (нарушение законодательства по финансовым вопросам). Она предусматривает ответственность за, в частности, внесение неправдивых данных в финотчетность, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Штраф составляет от 8 до 15 нмдг (136 — 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено админвзыскание за правонарушение, указанное в части первой этой статьи, влекут за собой штраф от 10 до 20 нмдг (170 грн. — 340 грн.).

Админпротоколы имеют право составлять уполномоченные лица ОВД (национальной полиции)* ( ст. 255 КоАП). При этом маловероятно, что полицейские будут «копать» в этом направлении.

* См. письмо МВД от 25.09.2009 г. № 18401/ВР.

Рассматривают же дела на основании протоколов согласно ст. 2341 КоАП органы государственного финконтроля (Госфининспекция). При этом от их имени действуют руководитель, его заместители и другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа.

Особого внимания требует орган, который, согласно КоАП, привлекает к ответственности по ст. 1642.

И начнем с основного, в этом вопросе, Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.1993 г. № 2939-XII (далее — Закон № 2939-XII).

Проанализировав статью 2 этого Закона, приходим к выводу, что Госфининспекция может «дотянуться» только до госорганов, либо госпредприятий, либо до предприятий, имеющих дело с бюджетными средствами и/или имуществом. При этом законодатель нигде не использует открытые перечни прав и обязанностей органа госфинконтроля (т. е. не упоминает «иные полномочия, предусмотренные другими законами Украины»).

Может, Положение о Госфининспекции** прояснит ситуацию? Но, увы и ах! Этого не произошло. Поскольку ожидаемо, что этот документ дублирует положения Закона № 2939-XII с небольшими уточнениями. А теперь вопрос на засыпку!

** Указ Президента Украины «О Положении о Государственной финансовой инспекции Украины» от 23.04.2011 г. № 499/2011.

Может ли Госфининспекция привлекать к ответственности по интересующим нас статьям КоАП за непроведение инвентаризации субъектами частного права в случае, если они не имеют дело с бюджетными средствами или средствами органов местного самоуправления?

Получается, что нет. Поскольку спешим вам напомнить, что согласно Конституции Украины (ст. 19) органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать исключительно на основании, в рамках полномочий и в способ, прямо установленные Конституцией и законами Украины. Об этом мы уже как-то упоминали на страницах нашего издания.*** Естественно, Госфининспекция не гнушается попытками привлечь субъектов хозяйствования к ответу. Но, пока существует пробел в законодательстве, который мы обсудили выше, шанс отбить эти атаки остается. Другой вопрос: стоит ли игра свеч? Штрафы установлены не баснословные. ☺ Здоровье и нервы намного дороже.

*** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 6, с. 8 — 10.

Административная ответственность по ст. 1863 КоАП

В свете части первой ст. 10 Закона о бухучете, возможно, вас привлекут к ответственности по части первой или второй ст. 1863 КоАП. Норма предусматривает наказание, в частности, за подачу органам Госстатистики недостоверных данных для проведения госстатнаблюдений. Такие деяния влекут за собой штраф на граждан — от 3 до 5 нмдг (51 — 85 грн.), на должностных лиц и граждан — СПД — от 10 до 15 нмдг (170 — 255 грн.). Эти же действия, совершенные повторно в течение года после наложения админвзыскания, приведут к штрафу на граждан — от 5 до 10 нмдг (85 грн. — 170 грн.), на должностных лиц и граждан — СПД — от 15 до 20 нмдг (255 грн. — 340 грн.).

Рассматривают такие дела и налагают админсанкции органы Госстата. От их имени выступают руководитель Государственной службы статистики Украины, его заместители и другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа.

Админпротоколы имеют право составлять уполномоченные лица ОВД (национальной полиции) ( ст. 255 КоАП). Скорее всего, уважаемые уполномоченные лица и здесь усердствовать не станут.

Как видите, инвентаризация — вещь все-таки нужная. А вот стоит ли рисковать и не проводить ее — решать уже вам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше