Темы статей
Выбрать темы

Новые формы ОС-первички: первые впечатления

Свириденко Алла, налоговый эксперт
Каждый новый нормативный документ — это повод бухгалтеру первым делом задуматься над тем, как появление этого документа отразится на его работе. Совсем недавно Минфин утвердил новые формы первичных документов для учета основных средств для субъектов государственного сектора. Посмотрим, что в связи с этим изменилось для хозрасчетных предприятий, а также немного «пройдемся» по новым учетным формам.

Речь идет о приказе Минфина от 13.09.2016 г. № 818 (далее — приказ № 818), который вступил в силу с 04.11.2016 г. Им утверждены:

— типовые формы учета и списания основных средств субъектами госсектора;

— Порядок составления типовых форм учета и списания основных средств субъектами госсектора (далее — Порядок № 818).

Что это значит для хозрасчетных предприятий? Стоит ли кричать караул и спешить оформлять новую ОС-первичку или эта новость не имеет к ним никакого отношения?

Новые формы: обязательны или нет?

Спешим обрадовать: новые формы первичных документов обязательны к использованию только для субъектов госсектора (в частности, бюджетных учреждений) ( п. 1 разд. І Порядка № 818). А это значит, что

хозрасчетные предприятия с 04.11.2016 г. переходить на новую ОС-первичку не должны

Кстати, подтверждает это и п. 6 разд. І Порядка № 818. В нем говорится, что новые типовые формы по учету и списанию основных средств могут применяться (но не должны!) юридическими лицами, созданными согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Получается, для небюджетных предприятий сегодня все остается практически, как и прежде. Ну разве что перечень вариантов для выбора первичных форм стал на один пункт шире ☺. Собственно, теперь обычные предприятия могут вести первичный учет основных средств:

— с применением типовых форм, утвержденных приказом № 352*;

* Приказ Минстата от 29.12.95 г. № 352.

— с использованием новых форм первички, утвержденных приказом № 818;

— в самостоятельно разработанных формах, которые содержат все обязательные реквизиты первичных документов или типовых форм ( п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88).

И немного о формах

Приказом № 818 утверждено 15 типовых форм первичной документации для учета поступления, движения и списания основных средств бюджетного учреждения. Однако для небюджетных предприятий важно, что реквизиты новых форм первичной документации во многом аналогичны реквизитам привычных для нас форм из приказа № 352. Поэтому, если для учета операций с основными средствами вы выберете новые формы ОС-первички, то сложностей с их заполнением возникнуть не должно.

Сравним между собой уже хорошо известные вам формы, утвержденные приказом № 352, с новыми формами, введенными приказом № 818 (см. в таблице на с. 17). Наша с вами задача: выяснить, чем отличаются друг от друга формы первички, которые в настоящее время могут использовать хозрасчетные предприятия.

Сравниваем «старые» и «бюджетные» ОС-формы

№ п/п

Форма из приказа № 352

Форма из приказа № 818

1

Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОЗ-1)

Акт ввода в эксплуатацию основных средств

Акт приема-передачи основных средств

Акт внутреннего перемещения основных средств

Как видите, если приказ № 352 содержит всего одну форму на все случаи поступления основных средств, то приказ № 818 для этого предусматривает аж 3 разных формы:

Акт ввода в эксплуатацию основных средств — применяют для зачисления в состав основных средств приобретенных, созданных (изготовленных), а также бесплатно полученных основных средств;

Акт приема-передачи основных средств — используют для оформления передачи основных средств покупателю, а также хозопераций по бесплатному получению и передаче основных средств;

Акт внутреннего перемещения основных средств — предназначен для оформления внутреннего перемещения основных средств между подразделениями одного субъекта хозяйствования.

2

Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОЗ-2)

Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств

Акт приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств

Приказ № 818 (в отличие от приказа № 352) устанавливает отдельные первичные документы для оформления: — передачи основных средств на ремонт, реконструкцию или модернизацию;

обратного получения основных средств после ремонта, реконструкции или модернизации.

Обратите внимание: новые формы бюджетной ОС-первички во многом повторяют реквизиты формы № ОЗ-2. В то же время есть положительное отличие: в новой бюджетной форме Акта приема отремонтированных основных средств появился реквизит, в котором указывают количество, стоимость и общую сумму материалов, оприходованных после ремонта, реконструкции или модернизации.

3

Акт списания основных средств (форма № ОЗ-3)

Акт списания основных средств (частичной ликвидации)

Акт списания группы основных средств

В отличие от приказа № 352, бюджетный приказ № 818 устанавливает две формы Акта списания основных средств. Первая применяется при списании (частичной ликвидации) одиночного объекта основных средств. Вторая будет незаменима при списании одновременно нескольких объектов основных средств, однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования.

В то же время учтите: для списания транспортных средств и приказ № 352, и приказ № 818 устанавливают отдельную форму акта, а значит, при ликвидации таких объектов эти формы не оформляют.

Кстати, новые формы также содержат такой реквизит, как «выводы комиссии». Здесь хозрасчетные предприятия в случае ликвидации объекта основных средств по самостоятельному решению приводят информацию о том, что комиссия признала невозможной дальнейшую эксплуатацию объекта основных средств по его первоначальному назначению. Поэтому, на наш взгляд, правильно заполненный акт и заключение экспертной комиссии позволят налогоплательщику не начислять налоговые обязательства по НДС на основании абзаца второго п. 189.9 НКУ.

4

Акт списания автотранспортных средств (форма № ОЗ-4)

Акт списания транспортных средств

5

Акт списания изъятых документов из библиотечного фонда

6

Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины (форма № ОЗ-5)

7

Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОЗ-6)

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Инвентарная карточка группового учета основных средств

Инвентарная карточка учета животных и многолетних насаждений

8

Опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОЗ-7)

9

Карточка учета движения основных средств (форма № ОЗ-8)

10

Инвентарный список основных средств (форма № ОЗ-9)

Приказ № 818 не устанавливает аналогов форм № ОЗ-7, № ОЗ-8 и № ОЗ-9. В то же время п. 4 разд. І Порядка № 818 разрешает субъектам госсектора при необходимости вести «Опись инвентарных карточек по учету основных средств» и «Инвентарный список основных средств» в произвольной форме. Конечно, логично будет разработать формы по образу и подобию форм № ОЗ-7 и № ОЗ-9. Собственно, так могут поступать и обычные предприятия.

11

Расчет амортизации основных средств (для промышленных предприятий) (форма № ОЗ-14)

Расчет амортизации основных средств (кроме прочих необоротных материальных активов)

Расчет амортизации прочих необоротных материальных активов

12

Расчет амортизации основных средств (для строительных организаций) (форма № ОЗ-15)

13

Расчет амортизации по автотранспорту (форма № ОЗ-16)

Ведомости расчета амортизации по формам № ОЗ-14, № ОЗ-15 и № ОЗ-16 на сегодня давно устарели и не применяются. Поэтому в настоящее время предприятия разрабатывают необходимые формы самостоятельно. Понятно, что с появлением приказа № 818 вы можете либо вообще не «заморачиваться» с самостоятельной разработкой форм, а воспользоваться готовыми документами, либо при разработке собственных форм подглядывать в формы из приказа № 818.

И еще один момент. Несмотря на название второй формы «Расчет амортизации прочих необоротных материальных активов», ее удобнее применять для учета не всех прочих необоротных материальных активов, а только для малоценных необоротных материальных активов, амортизация которых начисляется методом «50 %/50 %» или «100 %».

14

Акт переоценки основных средств

Приказ № 352 не устанавливает отдельной формы для учета результатов переоценки основных средств, поэтому предприятиям приходится разрабатывать ее самостоятельно. Приказ № 818 лишен такого недостатка: утвержденный им Акт переоценки основных средств прекрасно подходит для этих целей.

В завершение хотелось бы сказать, что выбор учетных форм, конечно же, за вами. Однако, на наш взгляд, типовые формы, утвержденные приказом № 352 в далеком 1995 году, на сегодня серьезно устарели. В свою очередь, новые формы из приказа № 818 достаточно удобны, не содержат лишних реквизитов, но в то же время не сильно отличаются от привычных нам типовых форм.

выводы

  • Новые формы для учета операций с основными средствами для бюджетников вступили в силу 04.11.2016 г.
  • Формы первички, утвержденные приказом № 818, обязательны для применения субъектами государственного сектора. Хозрасчетники применяют их по желанию.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше