Темы статей
Выбрать темы

Предоставлять ли учетные регистры проверяющим?

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
На предприятии проходит проверка. Проверяющие требуют предоставить детализированные (с названиями операций и контрагентов) карточки по интересующим их счетам. Подскажите, обязано ли предприятие выполнять это требование? И как определить степень детализации учетных регистров, которую должно обеспечить предприятие?

Если ведение соответствующих карточек с требуемой степенью детализации предусмотрено внутренними документами предприятия, то предоставить их проверяющим придется. Если же согласно внутренним документам вести такие карточки предприятие не обязано, то специально для контролеров их составлять не нужно. Поясним подробнее.

Согласно п.п. 75.1.2 НКУ проверка проводится, в частности, на основании регистров бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом. Право контролеров требовать такие регистры при проведении проверки заложено в п.п. 20.1.6 НКУ. А обязанность плательщика предоставить их проверяющим — в п. 85.2 НКУ. Из этого следует вывод:

если предприятие обязано вести определенный учетный регистр, то при проведении проверки контролеры могут его потребовать, а плательщик обязан его предоставить

Остается только определить, какие учетные регистры предприятие обязано вести согласно законодательству.

А законодательство на сей счет никаких определенных рамок не устанавливает. Оно лишь говорит (см. п. 5 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV), что предприятие самостоятельно:

выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации с соблюдением единых основ, установленных этим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета.

Так что предприятие самостоятельно решает, какие учетные регистры и с какой степенью детализации ему составлять, и закрепляет соответствующее решение в своих внутренних документах (например, в приказе об организации бухгалтерского учета).

Предприятие обязано вести (а значит, и предоставлять контролерам!) только те учетные регистры, ведение которых предусмотрено его внутренними документами

Однако часто бывает, что в своих внутренних документах конкретного перечня используемых регистров (и тем более, степень их детализации) предприятия не устанавливают. А просто указывают, что бухгалтерский учет ведется с применением определенной компьютерной программы.

Учтите: в таком случае «отбиться» от требований контролеров будет гораздо сложнее. Ведь тогда они по сути имеют право требовать любые регистры, формируемые этой программой (хотя, конечно, обо всех ее возможностях они могут и не знать). А изготовить их копии на бумажных носителях — ваша обязанность ( п. 6 ст. 9 «бухучетного» Закона).

Поэтому во избежание лишних споров и перечень используемых учетных регистров, и степень их детализации в своих внутренних документах следует установить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше