Темы статей
Выбрать темы

Экспорт в пользу третьего лица: как снять операцию с валютного контроля

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам обратился читатель с таким вопросом. Изначально в экспортном контракте получателем товаров и плательщиком являлось предприятие, зарегистрированное в Германии. Но по его распоряжению груз ушел другому субъекту и в другую страну. То есть грузополучателем в таможенной декларации (ТД) указан резидент Болгарии, не являющийся стороной в контракте. Читателя интересует, снимет ли банк с контроля такую экспортную операцию, когда придет оплата от резидента Германии?

Ситуация, изложенная в вопросе, — весьма расхожая. Давайте разбираться вместе. Но сразу отметим, что, на наш взгляд, при корректном заполнении ТД на вывоз товаров в Болгарию и своевременном (в течение установленного срока*) поступлении оплаты за такой экспорт проблем со снятием банком этой операции с контроля быть не должно.

* 120 дней, начиная со следующего дня за датой оформления экспортной ТД (см. постановление Правления НБУ от 14.09.2016 г. № 386 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 77, с. 3).

А теперь — чуть подробнее.

Начнем с заполнения ТД, ибо, как мы указали, если она заполнена правильно, то проблем быть не должно.

При такой экспортной поставке (в адрес третьего лица) оформлять экспортную ТД (единая форма МД-2) нужно с учетом следующей особенности, предусмотренной в Порядке № 651**.

** Порядок заполнения ТД…, утвержденный приказом Минфина от 30.05.2012 г. № 651.

В графе 8 «Получатель» ТД обычно указываются данные о нерезиденте — стороне внешнеэкономического договора. Однако в ситуации, когда грузополучатель и сторона ВЭД-контракта (плательщик) — разные лица, механизм заполнения этой графы иной. В таком случае в графе 8 ТД Порядок № 651 предписывает указывать сведения о фактическом получателе груза и после этого там сделать запись: «См. доп.». При этом

в дополнении привести сведения о нерезиденте — стороне внешнеэкономического договора/контракта

Теперь отметим, что согласно п. 2.3 Инструкции № 136*** банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего. Поэтому очень важно документально подтвердить привязку конкретного поступления инвалюты к конкретному ВЭД-контракту и конкретной(ным) ТД. Причем желательно это сделать сразу в день зачисления выручки на распредсчет (или даже — предварительно), так как из-за буквальной трактовки этой нормы Инструкции № 136 на практике операция снимается с контроля по дате зачисления выручки не на распределительный, а на текущий счет. То есть здесь срочность важна, чтобы банк без задержек отправил валюту по двум направлениям — на продажу обязательных 65 % и на текущий инвалютный счет экспортера — и снял операцию с контроля.

*** Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

Итак, как мы указали, при поступлении в пользу экспортера на распредсчет банка оплаты по такому контракту — несмотря на наличие у банка данных об этой экспортной ТД в реестре ТД, который предоставляют банку таможенники, — банк все равно затребует от экспортера копии ВЭД-контракта и иных документов, связанных с этим инвалютным поступлением. Для, так сказать, «идентификации» получателя и платежа.

Поэтому если в дополнении к ТД будет (как оно предусмотрено Порядком № 651) вписана также сторона ВЭД-контракта — нерезидент, которая обязана произвести расчеты за экспортную поставку, то при предоставлении банку копий упомянутых документов у банкиров не должно возникать вопросов в отношении снятия такой «тройственной» операции с валютного контроля.

Если же по какой-то причине в ТД будет указан только грузополучатель, то информации из этой ТД (полученной из реестра ТД, направленного таможней) банку может быть недостаточно для ее увязки с поступившей от нерезидента оплатой. Тут ситуация может слегка осложниться, но проблемы, на наш взгляд, вполне можно решить. В таком случае при поступлении инвалюты экспортер должен представить банку документ(ы), четко подтверждающий(ие) что товары, уехавшие по экспортной ТД в адрес третьего лица, являются поставкой именно по этому контракту — по которому поступила оплата. Это может быть

копия дополнительного соглашения к контракту и/или согласованной сторонами отдельной транспортной инструкции (разнарядки) к этому контракту и т. п.

Вот тогда банк сможет снять операцию с контроля даже при такой, «недооформленной» ТД. Возможно, банк потребует еще какие-то дополнительные документы или пояснения.

Кроме того, напомним, что в графе 44 ТД должны указываться дата и номер экспортного контракта, что также должно помочь банку сложить всех «ежиков» и снять операцию с контроля. Заметим, что графа 28 ТД для наших целей не поможет, так как в ней приводят платежные реквизиты резидента-экспортера, а не плательщика-нерезидента.

Даже если банку покажется недостаточно представленных документов и он не «закроет» поступившими вам деньгами задолженность по ТД, оформленной на грузополучателя — третье лицо, и «настучит» по истечении предельного срока расчетов (120 дней) на экспортера налоговикам, то и здесь еще не все потеряно.

Если экспортер сумеет отыскать или «соорудить» соответствующие документы до начала налоговой проверки «на тему» начисления ВЭД-пени в связи с «нарушением» предельных сроков ВЭД-расчетов, то фискалы могут помочь решить этот вопрос.

Ведь согласно п. 1.13 Инструкции № 136 основанием для снятия банком с контроля экспортной операций резидента (при условии представления последним документов, необходимых банку для осуществления такого контроля), кроме иных оснований, предусмотренных этой Инструкцией, может быть уведомление налогового органа, направленное банку, о том, что нет нарушений законодательно установленных сроков расчетов по экспортным операциям резидента, о которых банк дал информацию этому налоговому органу согласно п. 5.9 этой Инструкции.

Кроме того, обратите внимание еще на пп. 5.2 и 5.6 Инструкции № 136, которые могут иметь значение в подобных ситуациях. В п. 5.2 указано: если при снятии экспортной операции резидента с контроля банк выявит, что в реестрах ТД нет информации об этой операции, то он в произвольной форме уведомляет об этом налоговый орган (касается только экспорта резидентом продукции, на которую в соответствии с действующим законодательством Украины оформляется ТД).

В п. 5.6 речь идет о том, что если клиент не представил банку документы, необходимые последнему для выяснения состояния расчетов по экспортным (импортным) операциям этого клиента ( п. 4.1 Инструкции № 136), то банк в произвольной форме уведомляет об этом налоговый орган.

Заметим, что в подобных ситуациях проблемы с банком и снятием операции с контроля на практике иногда возникают, когда грузополучателем является субъект, расположенный на территориях с сомнительным статусом, таких, как Приднестровье, Северная Осетия и т. п. Мы не нашли, от каких конкретно нормативов исходят такие проблемы. Видимо, это связано с какими-то видами спецмониторинга, а может, просто с перестраховкой конкретных банков. Поэтому будьте осмотрительны при отправках экспорта по разнарядкам нормальных покупателей в «не очень нормальные» регионы, а то даже в случае поступления от нерезидента своевременной оплаты дело может закончиться ВЭД-пеней.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше