Темы статей
Выбрать темы

Финансовая реструктуризация, или Мой ласковый и нежный банк

Голенко Александр, шеф-редактор
Сложная экономическая ситуация вынуждает бизнес искать новые возможности, а законодателей — изобретать нестандартные решения, т. е. устанавливать новые правила игры для тех, кто оказался в одной дырявой лодке… Оба — должник и кредитор — должны не всплыть, но выплыть! А другого не дано…

img 1

Обсуждаемый здесь Закон Украины «О финансовой реструктуризации» от 14.06.2016 г. № 1414-VIII (далее — Закон о ФР) пока что не вызвал ажиотажа у предприятий. Даже у тех, которых он может спасти от банкротства. А ведь его, собственно, и приняли с целью преодоления негативных последствий в финансовом секторе, понимая, что обанкротившиеся предприятия потянут за собой на дно и своих кредиторов — банковские и другие финансовые учреждения (по печально известному «принципу домино»)… ☹ Возможно, причина в том, что Закон о ФР вступит в силу «с оттяжкой» — лишь с 19.10.2016 г. А может, просто смущает его временный (и как бы «экспериментальный») характер — он утратит силу ровно через три года — с 19.10.2019 г.

В любом случае, если у вашего предприятия возникли проблемы с возвратом денежных средств по кредитному договору ( ст. 1054 ГКУ), то имеет смысл рассмотреть новые возможности, которые сулит вам Закон о ФР. Ведь ст. 2 этого Закона декларирует содействие восстановлению нормальной хоздеятельности кризисного должника благодаря, в частности, обеспечению его достаточным финансированием. Может, это именно та «соломинка», которая вытащит его из омута?.. ☺

Если вы — тертый калач (имеется в виду — «тертый» былыми финансовыми невзгодами), то вам знакома традиционная процедура восстановления платежеспособности должника. Она предусмотрена Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII (далее — Закон о банкротстве). И называется санацией ( ст. 6 этого Закона). Этот вариант никто не отменял, т. е. он возможен как альтернатива финансовой реструктуризации (далее — ФР). Более того, забегая вперед, отметим, что соответствующие налоговые льготы*, предусмотренные НКУ (согласно нашумевшему Закону Украины от 24.12.2015 г. № 909-VIII // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 3, с. 4) — по НДС, налогу на прибыль плюс списание старых налоговых долгов (!) — установлены для обеих этих процедур восстановления платежеспособности должника.

* С 01.01.2016 г. уже действуют в отношении процедуры санации, а с 19.10.2016 г. заработают и в отношении процедуры ФР.

Главные «фишки»

Не станем здесь морочить вам голову «спектральным анализом» отличий процедуры ФР от действующего порядка санации. А только заметим, что «область применения» ФР гораздо уже.

Во-первых, согласно определению термина «должник» в Законе о ФР (п. 5 ч. 1 ст. 1) — их круг очень узок:

инициировать процедуру ФР вправе только предпринимательское юрлицо, имеющее кредитором хотя бы одно финучреждение, не являющееся связанным с ним лицом

Во-вторых, основанием для инициирования должником процедуры ФР Закон о ФР устанавливает (п. 16 ч. 1 ст. 1) довольно расплывчатое «критическое финансовое состояние — ситуацию, когда должником признана неспособность своевременно исполнить свои денежные обязательства перед кредиторами». Причем здесь имеются в виду все кредиторы такого должника, в том числе и органы взыскания (п. 16 ч. 1 ст. 1), а не только не связанные с ним финучреждения. Это важно.

В-третьих, п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о ФР включает в состав денежного обязательства должника, в частности штрафы и пеню, и не включает — ЕСВ и обязательства перед участниками должника, а также по зарплате перед своими работниками (!).

В-четвертых, и это едва ли не самое главное: в отличие от той же санации процедура ФР — внесудебная, т. е. она обходится вообще без участия хозяйственного суда (ч. 1 ст. 17 Закона о ФР).

Правила процедуры

Если говорить по-взрослому, то должник инициирует процедуру ФР путем заключения с отдельными (или всеми) своими кредиторами (с учетом упомянутого выше ограничения по их субъектному составу) письменного согласия на реструктуризацию. При этом такие кредиторы (согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона о ФР называемые привлеченными кредиторами) с помощью независимых экспертов оценивают и подтверждают отчетом о проведении обзора финансово-хозяйственной деятельности должника тот факт, что его деятельность перспективна (что выливается в заключение собственно согласия). Они заключают между собой рамочный договор** (ст. 6 Закона о ФР), а главное — участвуют (например, через специально сформированные органы) в разработке и согласовании самого важного документа — плана реструктуризации (предусматривающего конкретные шаги по оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности должника, в частности с привлечением инвест-финансирования). Все спорные вопросы решаются «междусобойчиком» или в крайнем случае — путем обращения с так называемым уведомлением о споре в соответствующий арбитраж (а не в суд!).

** См. проект от НБУ здесь: https://bank.gov.ua/doccatalog/document?id=35253554

При оптимистическом характере развития событий вся процедура ФР должна уложиться в 90 дней, при пессимистическом — максимум в 180. При «никаком» развитии событий (в частности, если должник передумает и отзовет свое обращение) процедура ФР заканчивается ничем — читай: банкротством должника… ☹ Если же все хорошо, то план реструктуризации (ст. 25 Закона о ФР) подписывается сторонами (и впоследствии выполняются все предусмотренные им мероприятия — мораторий, допфинансирование и т. д.), после чего процедура ФР считается успешно завершенной (ст. 27 Закона о ФР).

Разумеется, это лишь краткий набросок схемы сложной и болезненной процедуры поиска взаимных компромиссов, подробности которой требуют проработки нюансов и, конечно, наработанной практики… Но здесь мы сделаем акцент лишь на таких моментах.

1. Своеобразно решен вопрос с включением в состав «привлеченных кредиторов» органов взыскания (см. ч. 4, 5 ст. 5 Закона о ФР). Если доля общей суммы налогового долга в общей сумме денежных обязательств должника перед всеми другими привлеченными кредиторами не достигает 1/3, то у фискалов даже не спрашивают согласия. ☺ В противном случае с ними требуется на общих основаниях заключить письменное согласие на реструктуризацию.

2. Обращаем пристальное внимание как должников, так и их кредиторов, рассматривающих перспективы своего участия в процедуре ФР, на весьма жесткие и — что важно — обоюдоострые санкции, установленные в ст. 30 Закона о ФР в отношении нарушителей обязательств по реструктуризации. Лучше как следует подумайте «на этом берегу»…

3. Также обращаем внимание должников на такие ограничения.

С одной стороны, согласно ч. 2 ст. 4 Закона о ФР должнику запрещено подавать заявление на начало ФР в течение 18 месяцев после: (1) начала проведения процедуры ФР по его предыдущему заявлению и/или (2) инициирования им же санации согласно Закону о банкротстве.

С другой стороны, согласно п.п. 2 п. 8 разд. Х Закона о банкротстве аналогичный, но менее жесткий запрет установлен на инициирование санации, которое таки не запрещено «намертво», а лишь обусловлено согласием на ее проведение со стороны несвязанных финучреждений-кредиторов, которым принадлежит как минимум 50 % общей суммы требований финучреждений, кроме требований связанных лиц.

НКУ-подарки должникам

И в конце немножко о хорошем. Перечислим вкратце налоговые поблажки, предусмотренные для должников, прибегших к процедуре ФР (или санации).

1. По НДС (согласно п. 46 подразд. 2 разд. ХХ НКУ) временно, т. е. до 01.01.2020 г., все операции по продаже товаров должником (разумеется, плательщиком НДС) — внимание! — для целей погашения его задолженности перед кредиторами согласно утвержденному плану ФР или санации освобождаются от НДС, причем — что важно — без ущерба для его НК.

Эта льгота уже попала в Справочник налоговых льгот, являющихся потерями бюджета по состоянию на 01.07.2016 г., № 79/1 от 29.06.2016 г. под кодом 14010522.

2. По налогу на прибыль (согласно п. 39 подразд. 4 разд. ХХ НКУ) должник «размазывает» бухдоходы от списания налогового долга на три последующих года.

3. Но главная «вишенка на торте» касается именно выполнения налоговиками своей части мероприятий согласно утвержденным планам ФР или санации ( п. 37 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Самое главное в этом смысле:

в течение 10 рабочих дней с даты утверждения плана ФР (санации) они обязаны списать часть налогового долга пропорционально доле обязательств должника, прощенных (списанных) другими привлеченными кредиторами, а остальную часть — рассрочить без заключения отдельного договора на условиях, не худших, чем для других таких кредиторов, но на общий срок не более трех лет с указанной даты

С той же даты имущество должника освобождается из налогового залога. При этом, невзирая на несоответствие другим критериям безнадежности налогового долга согласно ст. 101 НКУ, подлежат списанию как безнадежные:

(1) налоговый долг, возникший более чем за три года до дня начала ФР (но не санации!);

(2) налоговый долг, возникший в течение трех лет до дня начала ФР или (!) санации;

(3) примененные штрафные санкции и пеня, начисленные до даты начала процедуры ФР (но не санации!), по которым идут процедуры админ- или судебного обжалования.

Плохо лишь то, что если должник нарушит установленный планом ФР график погашения, то срок исполнения не выполненных им обязательств будет считаться наступившим. А если планы ФР или санации прекращаются, то все санкции на неоплаченную их сумму начисляются снова.

И еще. Не подлежат списанию и/или реструктуризации ни налоговый долг, ни денежные обязательства по НДФЛ и ЕСВ, кроме штрафных санкций и пени. Впрочем, все последствия процедуры ФР для должника заслуживают отдельного рассмотрения.

выводы

  • Инициировать ФР вправе только предпринимательское юрлицо, имеющее кредитором хотя бы одно финучреждение, не являющееся связанным с ним лицом.
  • Процедура ФР — внесудебная, т. е. она обходится без участия хозяйственного суда. Ее срок ограничен максимум 180 днями.
  • Закон о ФР предусматривает жесткие и обоюдоострые санкции в отношении всех сторон плана реструктуризации за нарушение своих обязательств в его рамках.
  • Не подлежат списанию и/или реструктуризации ни налоговый долг, ни денежные обязательства по НДФЛ и ЕСВ, кроме штрафных санкций и пени.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше