Темы статей
Выбрать темы

Приложение 9 (ДС9)

Адамович Наталия, Алешкина Наталья, Солошенко Людмила, Бобро Анатолий, Вишневский Михаил, налоговые эксперты
Обновление приложения 9 связано с Законом № 1791, согласно которому подразд. 2 разд. XX НКУ дополнен п. 51, а Закон № 1877 — разд. V1 с масштабной по объему ст. 161 (о новациях введения вы знаете из предыдущих наших статей, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 3, с. 10).
img 1

Кто должен подавать приложение 9? К сожалению, здесь не все прозрачно. Так, из буквального толкования п. 51 подразд. 2 разд. XX НКУ следует, что декларацию с данным приложением должны подавать сельхозтоваропроизводители, (1) внесенные в Реестр получателей бюджетной дотации (далее — Реестр), (2) с указанием в приложении положительной разницы между суммой НО и НК отчетного (налогового) периода по результатам «дотационной» деятельности согласно ст. 161 Закона № 1877.

Сразу напрашивается вопрос: подается ли приложение 9, если разница отрицательная? Ответ «да». Помните! Подпунктом «в» п. 161.1 Закона № 1877 регламентирована ежемесячная подача данного приложения и каких-либо исключений или оговорок не установлено.

Да и в отношении первой новеллы (подача внесенными в Реестр) тоже не все однозначно. Обратите внимание, что говорит п. 12 разд. ІІІ Порядка № 21. Приложение 9 прилагается к декларации, в которой в спецполе имеется отметка «1» или «2». Следовательно, делаем вывод: данное приложение должны подавать не только члены Реестра (с отметкой «1»), но и претенденты (с отметкой «2»).

В отличие от старой формы, в новой не одна, а две таблицы. По построению таблица 2 по отдельным фрагментам подобна предыдущей (безномерной), однако в ней присутствуют и кардинальные изменения. Ее показатели важны, во-первых, для контроля права сельхозпредприятия на дотацию, во-вторых — для распределения НК, если приобретенные товары/услуги, необоротные активы частично используются в (1) дотационном и (2) других видах деятельности (в том числе сельскохозяйственной, но не дотационной). Последнее обстоятельство обуславливает начать именно с таблицы 2.

Таблица 2. Расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров

Графа

Описание

2

Податковий період* (місяць/рік)

Придерживаясь пояснений в примечании, а также опираясь на норму п. 161.1 Закона № 1877, в этой графе в строку с 1-й по 12-ю вписываем названия (в формате месяц/год) 12 предыдущих последовательных отчетных (налоговых) периодов (текущий период не захватываем). Начинаем в строке 1 из ближайшего (то есть из предыдущего) периода и заканчиваем в строке 12 последним из всех двенадцати. То есть заполняем строки 1 — 12 по убыванию.

При этом помните! Для вновь созданного сельхозтоваропроизводителя, зарегистрированного как субъект хозяйствования, осуществляющий хозяйственную деятельность менее 12 календарных месяцев, удельный вес сельхозтоваров рассчитывается по результатам каждого отдельного отчетного периода (имеется в виду — месяца)

3

Обсяги постачання (без податку на додану вартість)**

сільськогосподарських товарів

Усього

В этой графе в строки с 1-й по 12-ю соответствующего отчетного периода вписываем объемы поставок (без НДС) только по сельхозтоварам, произведенным сельхозтоваропроизводителем на собственных или арендованных основных средствах. Обратите внимание: сельхозуслуги остаются за «бортом».

Понятие сельхозтоваров дается в п. 2.15 Закона № 1877. Сельхозпродукция (сельхозтовары) — товары, указанные в группах 1 — 24 УКТ ВЭД, если при этом такие товары (продукция) выращиваются, откармливаются, вылавливаются, собираются, изготовляются, производятся, перерабатываются непосредственно производителем этих товаров (продукции), а также продукты обработки и переработки этих товаров (продукции), если они были приобретены или произведены на собственной или арендованной мощности (площади).

То есть определение обычное. Но это еще не все.

К сельхозпродукции (товарам) также относятся отходы, полученные при производстве такой сельхозпродукции (товаров). А именно: органические удобрения (навоз, перегной, птичий помет, а также полова, ботва и т. п.), смесь органических и минеральных удобрений, в которой часть органических удобрений составляет более 50 % от общего веса такой смеси, а также все биологическое топливо и энергия, полученные при переработке и утилизации сельхозпродукции (товаров) и их отходов (биогаз, биодизель, этанол, твердое биотопливо, в производстве которого была использована сельхозпродукция (ее отходы) в размере более 50 % от всей использованной продукции, электрическая энергия, пар, горячая вода и т. п.).

Помните! В объем поставок включается реальная операция. При определении удельного веса сельхозтоваров (в дальнейшем условимся называть сельхоздолей как обычно на практике) не включаются «компенсирующие» начисления НО в соответствии с п. 198.5 НКУ. Аналогичный вывод делают контролеры в письме ГФСУ от 01.08.2016 г. № 16486/6/99-99-15-03-02-15 (ср. ). Такое начисление не связано с поставкой товаров, а потому объемы при расчете сельхоздоли в общей стоимости поставленных товаров не учитываются. И хотя это контролеры говорили во время прошлого спецрежимного порядка, скорее всего они будут придерживаться аналогичной позиции и сегодня в отношении дотационного порядка (правда, их разъяснений пока не было).

В строке «Усього» подводим общий объем поставок этого вида операции за предыдущие 12 месяцев (суммируем строки 1 — 12 этой графы).

В строке «Питома вага (%)», опираясь на формулу (всего графа 3 х 100 / всего графа 6), определяем удельный вес сельхозтоваров. Этот показатель в размере не менее 75 % — один из ключевых критериев в праве на дотацию. Его размер не забудьте продублировать в строке «ПВ» «шапка» данного приложения. И пусть вас не смущает отсутствие в названии строки «ПВ» слова «предыдущих» в отношении двенадцати последовательных отчетных периодов, как это указано в примечании к таблице 2, к тому же еще и без конкретизации периодов как месяц/год.

Другое дело, если сельхозтоваропроизводитель вновь создан. Расчет сельхоздоли он должен производить, повторяем, по результатам (1) каждого отдельного (2) отчетного (!) периода (читай — месяца), показатель которой и должен быть указан в строке «ПВН». К сожалению, название этой строки осталось без изменений с упоминанием только предприятий. Безусловно, такая форма не согласуется с действующим законодательством. Право на получение бюджетной дотации имеют не только (1) юридические лица, но и (2) физические лица — предприниматели ( п. 2 Порядка № 83)

4

Обсяги постачання (без податку на додану вартість)**

сільськогосподарських товарів

в тому числі за операціями, визначеними пунктом 161.3 статті 161 Закону України «Про державну підтримку сільського господарства України»

Из названия этой графы все понятно без лишних объяснений. В этой графе в строке с 1-й по 12-ю соответствующего отчетного периода отражаем показатели объемов поставки только тех сельхозтоваров, на которые распространяется дотационный порядок. То есть тех, определенных п. 161.3 Закона № 1877 видов деятельности (КВЭД), осуществление которых дает право на получение бюджетной дотации, что подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Имейте в виду! В приложении к Порядку № 83 приведена Таблица соответствия кодов видов экономической деятельности согласно КВЭД, определенных в ст. 161 Закона № 1877, кодов товаров согласно УКТ ВЭД.

В строке «Усього» подводим общий объем поставок этого вида операции за предыдущие 12 месяцев (суммируем строки 1 — 12 этой графы).

В строке «Питома вага (%)», опираясь на формулу (всего графа 4 х 100 / всего графа 6) определяем удельный вес операции с «дотационной» продукцией в общей стоимости поставки всех товаров. Этот показатель «дотационной» части применяем при определении показателя строки 2 «Сумма налогового кредита» таблицы 1 в случае распределения налогового кредита по товарам/услугам и основным средствам (ОС, приобретенным для одновременного использования в дотационной и всех остальных видах деятельности (в том числе сельскохозяйственных, но не дотационных)

5

Обсяги постачання (без податку на додану вартість)**

товарів/послуг, що не належать до сільськогосподарських

В этой графе в строку с 1-й по 12-ю соответствующего отчетного периода вписываем объем несельхозпоставок (без НДС). При этом обращаем внимание на п.п. «б» п. 161.1 Закона № 1877. С целью расчета сельхоздоли в состав основной деятельности сельхозтоваропроизводителя не включается операция по поставке ОС, находившихся в составе ОС не менее 12 последовательных отчетных периодов совокупно, если такая операция не была постоянной и не составляла отдельную предпринимательскую деятельность. Аналогичное указано в примечании под таблицей 2. И хотя законодательная формулировка, на наш взгляд, достаточно корявая (к основной, читай, — сельхоздеятельности, поставка ОС не может относиться априори), при здравом уме понятно, что такая оговорка имеет отношение к графам 5 и 6 при определении их показателей.

Как уже отмечалось, в объеме поставок не должны учитываться «компенсирующие» НО согласно п. 198.5 НКУ, а также условные поставки по п. 184.7 НКУ. Такой порядок касается и несельхозтоваров/услуг.

В строке «Усього» подводим общий объем несельхозпоставок за предыдущие 12 месяцев (суммируем строки 1 — 12 этой графы).

Внимание! Приведенная в строке «Питома вага (%)» формула содержит неприятную ошибку. Конечно, должно быть так: всего графа 5 (а не 4, как указано) х 100 / всего графа 6

6

Обсяги постачання (без податку на додану вартість)**

загальні (графа 3 + графа 5)

Здесь все просто: это обобщающая графа, в которой в строки с 1-й по 12-ю соответствующего отчетного периода вписываем общий объем поставок (без НДС) товаров/услуг, суммировав сельхоз- и несельхозобъемы по каждому периоду (гр. 3 + гр. 5).

В строке «Усього» подводим общий объем общих поставок за предыдущие 12 месяцев (суммируем строки 1 — 12 этой графы)

Теперь приступаем к заполнению таблицы 1.

Таблица 1. Расчет «дотационных» НО положительной разницы

Строка

Описание

1

Отражаем сумму НО по операции поставки продукции видов сельхоздеятельности, на которых распространяется дотационный порядок. Источником информации для этого должен служить отдельный учет такой операции. Кстати, показатели этой и следующей строк должны согласовываться с показателями соответствующей строки таблиц 1 и 2 приложений Д1 и Д5

2

Сумму НК записываем также на основании отдельного учета дотационной деятельности. Снова отмечаем требования п. 18 разд. ІІІ Порядка № 21 об отражении по этой строке НК, рассчитанного исходя из «дотационной» доли графы 4 таблицы 2 в случае, если приобретенные товары/услуги, необоротные активы частично используются в видах дотационной деятельности, а частично — нет. Если приобретенные товары только «дотационного» направления, то никакого распределения: весь НК — «дотационный»

3

В этой строке отражаем положительное значение разницы между суммой НО и суммой НК текущего отчетного (налогового) периода. Акцентируем: положительное (!). Если результат обратный (отрицательный), на наш взгляд, в этой строке нужно ставить прочерк

И в заключение. Если в отчетном месяце вообще не было операции с «дотационными» НО и/или НК, то подавать приложение 9 не нужно. В этом случае руководствуемся общим правилом п. 11 разд. III Порядка № 21: приложения прилагаются к декларации при наличии событий, подлежащих отражению в таких приложениях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше