Темы статей
Выбрать темы

Психотеррор на рабочем месте: как не стать жертвой моббинга

Зимовин Алексей, практикующий психолог
Слово «моббинг» образовано от английского глагола «to mob» — грубить, нападать стаей, травить. Человеческое общество пропитано духом соревнования, конкуренции. Здесь борьба идет внутри одного вида, просто принадлежность к нему перестает играть для нас такую важную роль. Для человека куда важнее, к какой социальной группе он принадлежит: «своих» или «чужих». Поведение «своих» принимается как должное и оберегается, поведение «чужих» вызывает агрессию. А самое интересное, что часто границу можно провести произвольно, по любому признаку: национальности, вероисповедания, цвета кожи или волос, привычек, черт характера, даже пола. Что же такое моббинг в рабочем коллективе, в организации?
img 1

Моббинг — психологический террор, который осуществляет коллектив или его часть, по отношению к кому-либо из сотрудников.

Обидные слова, игнорирование, выпады и насмешки, нежелание делиться информацией, доносы — все это еще «цветочные» проявления моббинга. Известны случаи, когда сотрудники целенаправленно прятали документы от своей жертвы, выбрасывали ее вещи, например, чашку, ломали компьютер и т. д. Формы и методы моббинга могут быть изощренными: от тайного перешептывания за спиной о том, как ужасен этот сотрудник и как он не подходит организации, до открытых агрессивных действий.

Кто может стать жертвой моббинга? В принципе, любой человек. Важно только, чтобы он чем-то отличался от других. А как вы понимаете, изюминку можно найти в каждом. И обвинить жертву в излишней кексовости!

Жертва моббинга — член коллектива, который выделяется среди всех остальных.

Автору довелось работать с главным бухгалтером, которая жаловалась на свою сотрудницу. Последняя применяла моббинг по отношению к предыдущему руководителю, будучи ее заместителем, а сейчас пытается делать это и по отношению к обратившейся женщине. Что сказать… Предыдущий главный бухгалтер — женщина предпенсионного возраста. Девушка, стремящаяся попасть в это кресло, постоянно выставляла свою начальницу ничего не смыслящей старухой, писала анонимки, делала вид, что здесь работает только она, подстрекала других подчиненных игнорировать распоряжения руководителя и т. д. В конце концов, главный бухгалтер ушел на пенсию. Но вышестоящие руководители понимали, с кем имеют дело, и поставили главным бухгалтером не скандалистку-террористку, а женщину, которая и оказалась клиенткой автора. Ведь девица, метящая на должность главного бухгалтера, не успокоилась и теперь организует травлю на клиентку.

Что нужно делать, чтобы не стать жертвой моббинга?

Первый принцип — вежливость и доброжелательность. Человек, который открыт к общению, интересуется окружающими, обращается с ними в соответствии с определенными групповыми правилами, вызывает симпатию, а значит, против него моббинг просто не может быть направлен. Даже если зачинщик постарается сколотить коалицию против такого работника, то у него ничего не выйдет.

Будьте осторожны с критическими высказываниями. Вы можете быть очень мудрым и опытным сотрудником, но это не означает, что стоит возвышаться за счет других. В общении с коллегами, обсуждая те или иные их действия, лучше подчеркивайте позитивные моменты, хвалите, делайте комплименты.

Избегайте возможности унизить другого человека. К этому стоит быть особенно внимательным. Потому что вам может показаться, что, когда вы сказали сотруднице о том, что у нее юбка сильно измята или запачкана, вы сделали доброе дело. Ведь предупрежден — значит вооружен. Вот только вы не обратили внимания на тот факт, что сказали это при мужчине, который ей симпатичен или при женщине, с которой она давно конфликтует. И что получается? Не хотели, но унизили. Унижение вам вряд ли простят и забудут.

Следующий принцип — не надо переть против танка. Уважайте традиции, правила и нормы коллектива. Участвуйте в коллективных мероприятиях, праздниках и т. п. Никто не заставляет вас оставаться в ресторане на праздновании дня рождения кадровика до утра и танцевать пока не отвалятся ноги, но посидеть со всеми, продемонстрировать уважение к традициям, побыть частью группы — это очень важно для построения отношений в трудовом коллективе.

Так что, если подытожить то, что было сказано выше, получается, что нужно быть белым и пушистым и прогибаться под изменчивый коллектив? Друзья, вовсе нет! Более того, наш следующий принцип как раз дополняет это белопушистое начало.

Не позволяйте унижать себя! Это не означает сварливости и повышенного чувства собственной важности, но если вам откровенно хамят или пытаются давить на вас любым другим способом, вы имеете полное право защищаться, выражать свою злость, гневаться и т. д. Когда кто-то из сотрудников давит на вас, ведет себя неэтично, обидно шутит, подставляет или делает что-то еще из разряда моббинга, не реагируйте эмоционально, придержите обиду. Сейчас время собраться и абсолютно спокойно, даже прохладно поговорить с психотеррористом. Выясните, чего он добивается, определите суть конфликта. На самом деле, как только нападающий увидит, что вы не ведетесь, что ему не удается вызвать у вас никаких эмоций, ему тоже придется начать договариваться с вами. Так, включив холодный рассудок, начав обсуждение, вы выходите из позиции жертвы и переходите в позицию участника переговоров.

Вообще в коллективе важно поддерживать баланс между вашими собственными интересами и интересами группы. Так, к примеру, если вам не нравится, что окно открыто, а всем остальным сотрудникам это необходимо, вы можете либо промолчать, либо ввязаться в «войну»… Но и результат будет разным. В первом случае, вы — член коллектива, часть группы и вряд ли моббинг будет направлен против вас, во втором — вы личность, вы — отдельны, у вас есть свои желания и потребности, риск моббинга возрастает. Но если вы знаете, что уступили где-то в другом месте, что в целом групповые интересы вы учли, то вполне возможно, что окошко, которое вы закроете, ни к чему и не приведет, а вот открытое легко может вызвать простуду. Так что следите за балансом между тем, насколько вы сейчас ощущаете себя частью группы, а насколько отдельной личностью, ведь важно и то и другое!

На этом все! Желаем вам продуктивных и приятных профессиональных отношений!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше