Темы статей
Выбрать темы

Учет тепла и воды: исключительно по счетчикам!

Голенко Александр, шеф-редактор
Уже не новость*, что многих из нас постигла очередная «коммунальная революция»: 2 августа вступил в силу Закон № 2119**. Помните детскую считалочку: «А и Б сидели на трубе»?.. Современное продолжение у нее такое: «И считали ваши деньги за коммунальные услуги…». По показаниям счетчиков…
img 1

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 63, с. 2.

** Закон Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» от 22.06.2017 г. № 2119-VIII.

Начнем с того, что новации Закона № 2119 в скором времени коснутся большинства конечных потребителей таких коммунальных услуг:

1) тепла (по привычке называемого «центральным отоплением»);

2) горячей воды и

3) «просто» воды (которую в отличие от горячей называют «холодной», но уж никак не «питьевой», как написано в Законе № 2119 ☹).

Да, новации коснутся не всех, а только тех конечных потребителей указанных коммунальных услуг, в домах которых насчитывается два и более соответствующих потребителя (имеющих самостоятельные лицевые счета у поставщиков таких услуг).

«Дома — жильцам»!

Мы бы написали просто — в доме «многоквартирном» (тем более, что в подавляющем большинстве так оно есть), но соответствующее определение из Закона № 417*** признает таким только тот дом, в котором расположено три и более квартир.

*** Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII.

По сути Закон № 2119 продолжает «генеральную линию» на превращение собственников отдельных квартир в совладельцев дома как единого инженерного объекта. Чтобы владелец квартиры на первом этаже так же болел за состояние крыши, как и владелец квартиры на последнем этаже — за состояние подвала. Ведь плохое состояние того и другого разрушает дом в целом. А все вместе — болели бы за состояние так называемых «стояков» отопления, горячей и холодной воды (об этом ниже).

Одно дело — когда речь идет о кондоминиуме как форме совместного владения многоэтажкой (управления и обслуживания), правила и условия которых установлены заранее и известны потенциальному собственнику до приобретения им квартиры и вступления в соответствующие права (и обязанности тоже!). И совсем другое — когда приходится находить «общий знаменатель» потом — между фактическими собственниками уже приватизированных, купленных, а то и неприватизированных квартир.

Если помните, пару лет назад такой же кипеш ☺ вызвали изменения в Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III****.

**** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 56, с. 17.

Позвольте спросить: и что?.. ☺

И если уж на то пошло, в ч. 2 ст. 382 ГКУ уже очень давно за всеми владельцами квартир (и нежилых помещений) в (двух-) многоквартирных домах было закреплено на праве общей совместной собственности, кроме самих принадлежащих им квартир, все внутридомовое (и не только «внутри-») имущество. Кстати, закреплено по закону, т. е. без необходимости оформления.

И что? Кто-нибудь из ваших соседей об этом знает?.. Если судить по их отношению к объектам общего пользования, то вряд ли… ☹

Мало того. В упомянутом Законе № 417 (см. п. 2 ч. 1 ст. 12)

совладельцев фактически обязали оплачивать коммунальные услуги не только по своей квартире, но и «относительно совместного имущества» многоквартирного дома

Так что Закон № 2119 всего лишь лег в то же русло, что и его предшественники…

И еще заметим: законодатель по сути разделил (и это хорошо видно на примере изменений, внесенных в Закон № 1314*) «материальные» коммунальные услуги населению на две группы:

* Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 05.06.2014 г. № 1314-VII.

1) электроэнергия и природный газ (там свое законодательство);

2) тепло, горячая вода, холодная вода (Закон № 2119). И кстати, поскольку еще одна как бы самостоятельная коммунальная услуга — водоотведение — привязана к объемам потребленной горячей и холодной воды, все сказанное ниже по поводу коммерческого учета воды реально распространяется и на учет услуг водоотведения. Да, счетчики канализационных стоков есть, но до их принудительной установки законодатели пока что не додумались… ☹

Все, что в дом «втекло», должно быть оплачено

Не станем подозревать, что к принятию Закона № 2119 коммунальное лобби подтолкнул переход большинства конечных потребителей на счетчики. Что, в свою очередь, лишило поставщиков коммунальных услуг возможности получать неправомерную выгоду путем списания на потребителей баснословно завышенных «норм потребления». Вспомните хотя бы недавние грабительские («старые») нормы потребления природного газа.

Однако простая мысль законодателя видна невооруженным глазом:

там, где соответствующие коммуникации входят в ваш дом, обязательно устанавливаются так называемые узлы коммерческого учета

Или, говоря попросту, общедомовые (далее — коммерческие) счетчики соответственно:

1) тепла;

2) горячей воды;

3) холодной воды.

И если коротко, то с момента установки таких коммерческих счетчиков все потребители соответствующих коммунальных услуг будут оплачивать (доплачивать) за:

— сами такие счетчики, их установку и обслуживание (подробности — ниже);

— общий расход указанных услуг согласно показаниям этих счетчиков.

Другими словами, если у всех потребителей дома есть квартирные счетчики, но показания коммерческого счетчика больше их суммарных данных — «вершок» раскладывается на всех дополнительно.

Подробности соответствующего распределения уполномочен определить в своем подзаконном акте Минрегионстрой. Но то, что уже сейчас видно из Закона № 2119, мы, конечно, обсудим. Самое главное: все потери в доме тепла и во внутридомовых коммуникациях воды перекладываются на плечи потребителей — совладельцев дома как целостного инженерного объекта. Таковыми могут быть как жильцы (обычные физлица), так и другие потребители (например, в нежилых помещениях, которыми владеет некое юрлицо, размещен магазин). Но для простоты мы будем говорить просто о жильцах.

Заметим, кстати, что ваши (внутри)квартирные счетчики (обычно — горячей и холодной воды) свой легальный статус сохраняют, но теперь такой счетчик называется узлом распределительного учета (далее — распределительный счетчик).

Один на всех — мы за ценой не постоим?

Чтобы больше к этому не возвращаться, разберемся с установкой коммерческих счетчиков и соответствующей оплатой за сам счетчик, его установку (замену) и обслуживание (поверку и т. д.).

С одной стороны, понятно возмущение потребителя услуги, вынужденного своими деньгами оплачивать то, что ему абсолютно не нужно, а нужно лишь самому поставщику услуги. Мол, хочет — пусть сам и купит (установит, обслуживает) свой собственный счетчик!.. С другой — мы с вами, как бухгалтеры, хорошо понимаем, что, даже купив счетчик, поставщик услуги учтет его как ОС и будет начислять амортизацию, включать ее в себестоимость услуги через тариф. То есть потребитель заплатит за этот счетчик «не мытьем, так катаньем»… ☹

Короче, если бы монополистами были не все эти «тепло…», «водо…» и прочие «коммунхозы», а мы, то предпочли хотя бы такой вариант, по которому коммерческие счетчики (а по-хорошему и распределительные тоже) были собственностью поставщиков соответствующих коммунальных услуг. Ну как сейчас счетчики электричества. И пусть бы потом в сумме амортизации в течение срока полезного использования мы погашали их стоимость в составе коммуналки (тарифа).

Но «сталося як сталося» и об этом мы еще скажем…

Однако, прежде чем говорить о деньгах — поскольку суммы оплаты связаны с выбранным жителями дома вариантом приобретения коммерческого счетчика, — сперва остановимся на этом.

Итак, Закон № 2119 предоставляет конечным потребителям право выбора из двух основных вариантов.

Первый — коммерческий счетчик предоставляет, устанавливает и обслуживает (включая периодические поверки) поставщик соответствующей услуги

Для этого варианта в ч. 3 ст. 3 Закона № 2119 определена конкретная процедура. Смотрите.

Не менее чем за два месяца до планируемой даты установки коммерческого счетчика в порядке, который обязан в течение шести месяцев утвердить КМУ, поставщик информирует потребителей его услуги о: (1) намерении установить счетчик; (2) стоимости работ; (3) размере и порядке оплаты — внимание! — взноса за установку счетчика. Да-да, это отдельный (от тарифа) платеж конкретно за установку! Но забегая вперед, скажем: будет еще и подобный взнос за обслуживание (в том числе поверку) счетчиков (подробнее об этом чуть позже…).

Жильцам дается два месяца на то, чтобы уведомить поставщика о своем:

а) согласии на установку счетчика на предложенных условиях;

б) намерении поторговаться;

в) намерении самостоятельно оснастить дом счетчиком (см. ниже второй вариант).

Если в течение двух месяцев жильцы не уведомили поставщика о «б» или «в», или если уведомили, но в течение 4 месяцев со дня получения уведомления от поставщика не сделали ни того, ни другого, — поставщик установит свой счетчик насильно.

В любом случае, во-первых, пока нет утвержденного КМУ порядка информирования, вас вряд ли побеспокоят. А во-вторых, в п. 4 Заключительных и переходных положений Закона № 2119 установлены такие предельные сроки установки коммерческих счетчиков:

— тепла — 2 августа 2018 года (дома с автономными системами тепло- и водоснабжения — 2 августа 2020 года);

— горячей и холодной воды — 2 августа 2019 года.

Второй — коммерческий счетчик покупают потребители услуги и либо устанавливают его сами, либо купленный ими счетчик устанавливает (и в любом случае потом обслуживает) поставщик соответствующей услуги

При выборе этого варианта поставщик обязан самостоятельно установить купленный жильцами коммерческий счетчик. Заметим, что лучше выбирать счетчики производства ЕС, США, Швейцарии, Японии, Австралии или Канады, поскольку для них не требуется обязательной сертификации и оценки соответствия (п. 4 Заключительных и переходных положений Закона № 2119).

Заметим, что ответственность за сохранность коммерческих счетчиков возлагается на самих жильцов, хотя они вправе переложить ее на другое лицо по договору (например, на охранное агентство).

«Кто девушку угощает, тот ее и танцует»

Вернемся к вопросу, кто же заплатит за этот «банкет»?

Как вы уже догадались — конечно, жильцы… ☹ При этом ч. 7 ст. 3 Закона № 2119 допускает самостоятельную установку коммерческого счетчика жильцами, а также обязывает по их требованию купленный ими счетчик установить поставщика соответствующей услуги. Причем и в последнем случае думается, что за установку такого счетчика вам таки придется заплатить поставщику — монополисту. Даже если счетчик установит другой подрядчик (см. ч. 6 той же статьи). Но в первом варианте — за счетчик и за установку, во втором — только за установку.

Этот платеж в Законе № 2119 назван «взнос за установку узла коммерческого учета» и согласно ч. 11 ст. 3; ч. 1 ст. 6 Закона № 2119 его сумма

определяется для каждого дома индивидуально и подлежит рассрочке на 5 лет или на другой срок по согласию сторон

Общая сумма этого взноса разбивается поровну между потребителями (а не пропорционально ни жилплощади, ни количеству прописанных либо фактически проживающих лиц).

Признаемся: учитывая известный монопольный статус поставщиков коммунальных услуг, слова «по согласию» нас сильно настораживают. ☹ Как бы нас с вами монополист не принудил «согласиться» на такой «другой» срок, как, например, «5 дней»… ☹

Чтобы дальше вас не «радовать», заметим сразу, что аналогичный взнос предусмотрен и за замену коммерческого счетчика (только, видимо, без какой-либо рассрочки уплаты такого взноса). А кроме того, установлен взнос за обслуживание счетчиков (в том числе за их периодическую поверку). Его сумма тоже будет определяться для каждого дома индивидуально в расчете на год.

Кстати, о поверках.

Во-первых, все счетчики тепла, горячей и питьевой воды поверяются за счет упомянутого взноса за обслуживание счетчиков (в отличие от тех же счетчиков газа и электроэнергии, расходы на поверку которых включены в тариф). «Все» — значит не только коммерческие, но и ваши распределительные тоже.

Во-вторых, для распределительных счетчиков межповерочный интервал увеличен. Он принимается согласно указанному в техпаспорте на прибор, но не меньше 6 лет для механики и 9 лет — для счетчиков других типов (см. ч. 2 ст. 6 Закона № 2119). Это вам ложка меда в бочке… сами понимаете чего. ☹

Указанное продление межповерочных интервалов заработало с 02.08.2017 г. И поскольку оно прямо установлено Законом № 2119, не надо ждать внесения изменений в приказ Минэкономразвития от 13.10.2016 г. № 1747 «Об утверждении межповерочных интервалов»... Поэтому поставщики коммунальных услуг не должны предпринимать попытки изъятия счетчиков на поверку по старым интервалам.

Чтобы закончить с финансовыми подробностями, отметим еще две.

1. Местная власть может включить ваш дом в соответствующую программу и коммерческие счетчики вам достанутся бесплатно.

2. На взносы наравне с оплатой собственно коммуналки будет распространяться законодательство о субсидиях, только как именно будет — пока не ясно.

«На кране одном написано: «хол.», на кране другом — «гор.»*

* В. Маяковский, «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».

А теперь обратимся к техническим «фишкам».

Начнем с тепла (отопления). И прежде всего отложим на будущее такую «фантастику», как терморегуляторы на каждом радиаторе отопления с индивидуальным подсчетом калорий на манер людей, озабоченных похудением. ☺

Также оставим в стороне немногие «новострои», в которых предусмотрена отдельная разводка коммуникаций в каждую квартиру, оснащенная счетчиками тепла, воды (и, конечно, электроэнергии и, возможно, газа). Если в квартиру (нежилое помещение) сделано отдельное ответвление системы отопления — установка в таком месте распределительного счетчика тепла обязательна.

Обратимся к типовым многоэтажкам — где самостоятельные «стояки» отопления пронизывают каждую комнату. Понятно, что в таком доме минимальный автономный объект учета — это подъезд. Но имеет ли смысл плодить счетчики, кроме общедомового?.. Ведь очевидно, что это именно та ситуация, которая предусмотрена в ч. 7 ст. 4 Закона № 2119:

«Узлы распределительного учета тепловой энергии в случаях, когда это технически невозможно, не устанавливаются»

Вместе с тем специальные приборы — распределители тепловой энергии (для учета части ее потребления в общем количестве согласно коммерческому счетчику, приходящейся на каждую конкретную отопительную точку) должны быть установлены — внимание! — на каждый радиатор в вашей квартире… Внимание еще раз: «кроме случаев, когда это экономически нецелесообразно» (абзац второй ч. 7 ст. 4 Закона № 2119).

Как будут устанавливать техническую НЕвозможность установки распределительных счетчиков тепла и экономическую НЕцелесообразность установки приборов — распределителей тепловой энергии, уполномочен установить КМУ. Надеемся, тут обойдется без авантюрных решений… ☹

Что касается распределительного учета воды, то с ним подобных проблем нет. Ну разве что в плане распределения (к которому мы обратимся ниже) общего объема потребления воды по коммерческому счетчику, видимо, возникнут проблемы доступа к квартирным счетчикам (показания которых необходимы при таком распределении). От мелких — бывает, что такие счетчики устанавливают в весьма экзотических местах, до крупных — жилец вправе воспрепятствовать проникновению в свою квартиру… Заметим также, что если в доме есть краны для отбора воды на общедомовые нужды, например на полив клумб или уборку помещений общего пользования, то такие точки забора воды тоже нужно оборудовать распределительными счетчиками.

Внести лепту… но какую?

Еще один «пикантный» вопрос:

как распределить общий объем потребления тепла, горячей и холодной воды, зафиксированный соответствующим коммерческим (общедомовым) счетчиком?

А точнее, как распределить между жильцами соответствующую общую сумму оплаты коммунальной услуги?

Прежде всего до установки коммерческих счетчиков все остается по-старому: для тепла и для воды у жильцов без счетчиков — по нормам, для воды — по квартирным счетчикам.

Учитывая сказанное выше о разводке отопления, скорее всего новации сведутся к тому порядку, который действует в многоэтажках, уже оснащенных общедомовыми (общеподъездными) счетчиками тепла: показатель такого счетчика (и соответствующая сумма оплаты) будет делиться пропорционально площади квартир. Интересно, что теперь могут быть предусмотрены особые коэффициенты для «угловых», «крайних» и расположенных на первом и последнем этажах квартир. А владельцев квартир, оснащенных автономной системой отопления, заставят доплачивать за отопление помещений общего пользования.

Заметим, что при нынешнем порядке распределения та часть тепла, которая израсходована на отопление помещений общего пользования (а также утраченного на «отопление улицы»), распределяется «автоматически». Для экономии тепла нужны специальные меры (энергоаудит, теплоизоляция), но это тема отдельного разговора. Кстати, о судьбе эксплуатируемых сегодня подобных счетчиков (в новой терминологии — коммерческих) Закон № 2119 почему-то «забыл»…

А вот с распределением общей суммы оплаты за воду ситуация интереснее (ч. 3 ст. 10 Закона № 2119). Собственно, утверждать что-либо наверняка можно будет только на основании утвержденной Минрегионстроем методики. Но главное:

(1) «общедомовая» вода (на полив и уборку) учитывается отдельно (о соответствующих счетчиках сказано выше), а как ее стоимость будет распределяться в Законе № 2119, не сказано — дождемся методики ☹;

(2) если все потребители в доме установили свои распределительные счетчики, то при возникновении превышения показания коммерческого счетчика (кроме «общедомовой» воды) над суммой показаний распределительных такое превышение будет «разбрасываться» на всех потребителей (как? — посмотрим упомянутую методику). Кстати, интересно, а если «превышение» выскочит в «минус»? ☺;

(3) если в доме не установлено ни одного квартирного распределительного счетчика, то общий показатель коммерческого (тоже кроме «общедомовой» воды) будет «разбрасываться» пропорционально количеству лиц, которые фактически пользуются водой;

(4) если часть жильцов дома не установила квартирные счетчики, то установившие жильцы будут платить за воду по своим распределительным счетчикам, а соответствующий «вершок» будет «разбрасываться» пропорционально количеству лиц, которые фактически пользуются водой в квартирах без счетчиков.

Наши комментарии:

(1) наверняка найдутся жильцы, которым «не нужны» ни клумбы, ни влажная уборка;

(2) будут трудности с соотнесением показаний всех счетчиков на одну учетную дату (привет бухгалтерскому принципу соответствия!). Особенно если некоторые жильцы препятствуют доступу к своим счетчикам. Впрочем, энергетики объективную проблему, когда показания счетчиков снимаются в разные дни месяца, решают путем условного пересчета на первое число каждого месяца;

(3) как формально выявить всех «фактических» пользователей? Ввести в доме пропускной режим? Опрашивать бабушек на скамейке? Писать доносы на соседей?;

(4) а может, оставить одну квартиру без счетчиков и оформить на нее субсидию?.. ☹

Общая проблема: из-за ремонта сосед «слил стояк» — кто заплатит за эту воду? Формально ч. 5 ст. 10 Закона № 2119 предлагает вам потребовать от виновника возмещения… А если он не согласен? Обращаться в суд? Но как доказать факт и вину?.. Вопросы риторические…

И еще. Теперь поставщику воды становятся не интересны жулики, «скручивающие» (тормозящие магнитом) свои квартирные счетчики воды. Ведь весь украденный объем в составе упомянутой разницы оплатят потребители. ☹

Скажете несправедливо? А доплата за газ (якобы израсходованный на подогрев воды) в период отключения горячей воды, устанавливаемая повально, в том числе и владельцам электрических бойлеров, которые и без того тратятся на дополнительную электроэнергию?

Монополисты правят бал… ☹

Во всяком случае, пока.

выводы

  • За владельцами квартир (и нежилых помещений) в (двух-) многоквартирных домах, кроме самих принадлежащих им квартир, закреплено на праве общей совместной собственности все внутри- и придомовое имущество.
  • Везде, где соответствующие коммуникации (тепло, горячая и холодная вода) входят в ваш дом, обязательны узлы коммерческого учета (общедомовые счетчики).
  • Коммерческий счетчик предоставляет, устанавливает и обслуживает (включая периодические поверки) поставщик соответствующей услуги или такой счетчик покупают потребители услуги и либо устанавливают его сами, либо купленный ими счетчик устанавливает (и в любом случае потом обслуживает) поставщик коммунальной услуги.
  • Сумма взноса с жильцов за установку коммерческого счетчика будет определяться для каждого дома индивидуально и подлежать рассрочке на 5 лет или на другой срок по согласию сторон, а взнос за обслуживание (в том числе периодическую поверку всех счетчиков) будет уплачиваться жильцами сверх оплаты за услугу согласно тарифу.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше