Темы статей
Выбрать темы

Расходы на мерчандайзинг

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
«...Ты купил. Я купил. Мы его не любим — он тоже купил. Все купили. Все ходим скучные, бледные, зеваем...»*
Что и говорить, предсказываемое более 40 лет назад изобилие настало. Сегодня полки супермаркетов завалены товарами и купить можно практически все. Насущная проблема покупателя — в выборе. А чтобы выбор этот не был случайным, осуществляется целый комплекс мероприятий, называемых мерчандайзингом. О сущности этих мероприятий, а также об их учете и налогообложении и пойдет речь далее.

* Из монолога А.Райкина «Дефицит» (т/ф «Люди и манекены»).

Что такое мерчандайзинг?

Начнем с определения. Мерчандайзинг (от англ. merchandising — искусство торговать) — это направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредством привлечения внимания покупателей к определенным торговым маркам или определенным товарам (группам товаров) в местах их продаж в основном без активного участия специального персонала.

Заметьте: понятие «мерчандайзинг» не применимо к продаже услуг, к оптовым продажам, розничным продажам через интернет-магазин.

Мерчандайзинг направлен на продвижение товаров и торговых марок на крупных предприятиях розничной торговли (в супермаркетах, гипермаркетах)

Налоговики отмечают, что в действующих нормативно-правовых актах определение мерчандайзинга отсутствует. При этом фискалы соглашаются, что под ним следует понимать часть процесса маркетинга, определяющую методику продажи товара в магазине (см. письмо ГНАУ от 28.01.2010 г. № 806/6/23-4016/40).

В этом же письме они перечисляют основные мероприятия, которые относятся к мерчандайзингу:

— выкладка (размещение) товара в месте розничной торговли;

— обеспечение соответствующего ассортимента и достаточного количества товара;

— организация локальной рекламы (установка в торговой точке специального фирменного оборудования (холодильники, дисплеи, стеллажи, полки и т. п.), конструкций презентационного характера (тумбы, выставочные стойки, рекламные стенды, подставки под рекламные материалы и пр.), полиграфической рекламной продукции (буклеты, плакаты, гирлянды, флажки и т. п.), организация в месте продажи рекламных акций в виде дегустаций, бесплатной раздачи и др.);

— анализ показателей продаж;

— решение определенных вопросов ценовой политики о предельной торговой наценке;

— инструктаж продавцов магазинов розничной торговли относительно потребительских характеристик товара, методов мотивации потребителей и т. п.

Госкомпредпринимательства (см. письмо от 08.12.2009 г. № 15041) также определяет мерчандайзинг как вид маркетинга, содействующий интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала. И относит к нему следующие мероприятия:

— умелое размещение товаров в торговом зале;

— оригинальное оформление прилавков и витрин;

— организацию презентаций с раздачей сувениров;

— предоставление скидок и льгот.

Как видим, и налоговики, и Госкомпредпринимательства начинают перечень мерчандайзинговых мероприятий с размещения/выкладки товаров в месте их продажи. И не зря, ведь выкладка товара является одним из основных элементов системы мерчандайзинга. И очень часто внедрение мерчандайзинга начинают именно с контроля и анализа выкладки товаров.

Заметьте также: целью мерчандайзинга может быть как увеличение общего объема продаж торговой точки, так и продвижение товаров определенной торговой марки.

Увеличение объема продаж «взагалі» — в интересах магазина. Поэтому и проводится такой мерчандайзинг магазином (его персоналом) либо по его заказу специализированным мерчандайзинговым агентством. При этом расходы на такой «общий» мерчандайзинг не всегда ложатся на торговую точку. Часто оплата мерчандайзинговых услуг является одним из обязательных платежей для поставщика, желающего продавать свой товар в определенной торговой сети*. А потому для супермаркета мерчандайзинговые услуги чаще источник дохода, нежели затрат.

* О других таких обязательных платежах идет речь на с. 8 этого номера.

Если же мерчандайзинг направлен на увеличение продаж товаров определенной торговой марки — это однозначно расходы их поставщика. А потому такой мерчандайзинг, как правило, осуществляется либо персоналом поставщика, либо мерчандайзинговым агенством — по заказу поставщика.

Правовая сущность мерчандайзинга

С правовой точки зрения, мерчандайзинг — это услуга. Поэтому оформляются мерчандайзинговые взаимоотношения договором о предоставлении услуг.

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 901 ГКУ по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.

В указанном выше письме налоговики подтверждают «услужную» сущность мерчандайзинга. И отмечают также, что стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований ГКУ, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости (ч. 1 ст. 627 ГКУ). А содержание договора составляют условия, определенные на усмотрение сторон и согласованные ими, и условия, обязательные согласно актам гражданского законодательства (ч. 1 ст. 628 ГКУ).

То есть фискалы подчеркивают право плательщиков предусматривать в договорах любые условия, не противоречащие действующему законодательству.

Мерчандайзинг в бухгалтерском учете

Согласно п. 19 П(С)БУ 16 расходы на сбыт включают в себя, в частности, расходы на рекламу и исследования рынка (маркетинг).

Поскольку мерчандайзинг — направление маркетинга, учитывать понесенные в связи с его проведением расходы следует в составе расходов на сбыт

Их отражают в составе расходов того периода, в котором такие расходы были осуществлены. А учитывают на счете 93 «Расходы на сбыт».

Не забудьте также, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (п. 1 ст. 9 Закона о бухучете). Так что без акта оказанных услуг тут не обойтись.

Мерчандайзинг в налоговом учете

Согласно п.п. 14.1.108 НКУ маркетинговые услуги — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности плательщика налогов в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в рамках хозяйственной деятельности плательщика налогов. К маркетинговым услугам относятся, в частности, услуги по размещению продукции плательщика налогов в местах продажи.

Как мы уже выяснили, мерчандайзинг, безусловно, направлен на стимулирование сбыта продукции, организацию и управление движением продукции к потребителю, решает определенные вопросы ценовой политики. А услуги по размещению товара — основной элемент мерчандайзинговой системы. Так что согласно НКУ мерчандайзинг однозначно — маркетинговая услуга.

Налог на прибыль. Никаких «маркетинго-мерчандайзинговых» корректировок бухгалтерского финансового результата разд. III НКУ не предусматривает. Поэтому все расходы на мерчандайзинг, отраженные в бухгалтерском учете предприятия, уменьшат и его прибыльный объект налогообложения.

При этом отметим: ранее налоговики (письмо от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017) да и Минфин (письмо от 25.04.2008 г. № 31-20010-3-8/3337) относили мерчандайзинг к «сомнительным с точки зрения фактического предоставления и использования в хозяйственной деятельности услугам». Более того, в «сегодняшней» ИНК от 13.06.2017 г. № 614/ІПК/28-10-01-03-11 сказано: ...для того, чтобы учесть расходы на маркетинговые услуги (к которым относится и мерчандайзинг*), при исчислении объекта налогообложения необходимо доказать непосредственную связь таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налогов и подтвердить первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами бухгалтерского учета и другими документами, предусмотренными разд. II НКУ.

* Примеч. авт.

Прежде всего заметим: связь маркетинговых расходов с хозяйственной деятельностью предприятия никак не влияет на право их отражения в «налогово-прибыльном» учете. Ведь действующая редакция разд. III НКУ никаких «хозяйственных условностей» не устанавливает. А потому соответствующее требование налоговиков законодательно необоснованно. Кстати, БЗ в категории 102.13 содержит разъяснение, это подтверждающее. Другое дело, что хозяйственность важна для целей НДС-учета, но об этом скажем далее. Пока же добавим, что подобное разъяснение, появившееся в настоящее время, говорит о том, что, скорее всего, фискалы и сегодня будут считать маркетинговые, а в том числе и мерчандайзинговые, услуги «сомнительными». Так что к документальному оформлению следует подойти с особой тщательностью (в договоре и акте оказанные услуги лучше максимально детализировать, указать сроки их предоставления и стоимость, приложить к акту отчет мерчандайзера (конечно, при наличии такового), составить внутренний документ, подтверждающий результативность проведенных мерчандайзинговых мероприятий), чтобы факт реального предоставления таких услуг сомнений не вызывал (подробнее о документальном оформлении маркетинговых услуг см. на с. 3).

НДС. Сразу скажем: мерчандайзинговые услуги являются объектом обложения НДС. Конечно, при условии, что их поставщик зарегистрирован на таможенной территории Украины (п.п. «б» п. 185.1, п. 186.4 НКУ).

Ну а получатель мерчандайзинговых услуг при наличии зарегистрированной налоговой накладной имеет право на налоговый кредит.

Но это еще не все. Здесь напомним также о том, что п.п. «г» п. 198.5 НКУ требует начислить «компенсирующие» НДС-обязательства на стоимость полученных «нехозяйственных» товаров/услуг. Поэтому если вдруг проведенные мерчандайзинговые мероприятия носили нехозяйственный характер (хотя, признаем, придумать нехозяйственные мерчандайзинговые расходы достаточно сложно), то отраженный налоговый кредит придется компенсировать начислением налоговых обязательств.

Пример. Предприятие заключило договор на оказание услуг мерчандайзинга. Стоимость услуг — 30000 грн. (в том числе НДС — 5000 грн.). Осуществлена предоплата в размере 50 %. Остальные 50 % оплачены после подписания акта оказанных услуг.

Мерчандайзинг в учете получателя

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Осуществлена предоплата за услуги мерчандайзинга

371

311

15000

644/1

644/НДС

2500

2

Получена зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная

641/НДС

644/1

2500

3

Подписан акт оказанных услуг мерчандайзинга

93

631

25000

644/НДС

631

2500

644/1

631

2500

4

Произведен зачет задолженностей

631

371

15000

5

Получена зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная

641/НДС

644/1

2500

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше