Темы статей
Выбрать темы

Бесплатные раздачи в ходе рекламной акции

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Бесплатные раздачи остаются весьма популярным рекламным мероприятием. Субъект хозяйствования, решивший заявить о себе или увеличить объемы продаж, использует не только информативные рекламные материалы, но и зачастую пускает в ход сам товар на пробу или, скажем, делится «фирменными аксессуарами». И понятно, что все это он раздает бесплатно. Об учете рекламных бесплатных раздач и поговорим в данной статье.

Прежде чем приступить к учету бесплатных раздач в ходе рекламной акции, напомним, какие документы должно подготовить предприятие в поддержку такой кампании. Проверяйте! У вас обязательно должны быть:

— приказ руководителя о проведении рекламных мероприятий, в котором указывают дату, место и цель их проведения, круг ответственных лиц;

— календарный план проведения рекламного мероприятия с указанием ответственных лиц;

— смета расходов на проведение рекламного мероприятия с указанием номенклатуры и количества товаров/готовой продукции или рекламных материалов, которые планируете использовать в рекламной акции;

— расходные накладные на отпуск соответствующих материальных ценностей: накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма № М-11); акт приема-передачи материалов (форма № М-7);

— отчет о фактических расходах на проведение рекламного мероприятия с утверждением его руководителем. А теперь перейдем к учету бесплатных раздач.

Налог на добавленную стоимость

Раздаем товары, собственную продукцию. Бесплатная раздача акционных товаров, продукции (образцов) в ходе рекламной акции является по сути поставкой товаров (п.п. 14.1.191 НКУ). Соответственно и объектом обложения НДС. И с этим не поспоришь.

Такого же мнения придерживаются и налоговики (см. консультацию, размещенную в БЗ 101.06, письмо ГФСУ от 06.10.2016 г. № 21760/6/99-99-15-03-02-15). И поясняют: если стоимость бесплатно розданных плательщиком товаров/услуг в рекламных целях, приобретенных с НДС, не включается в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг, то такая передача/предоставление товаров/услуг рассматривается как операция по бесплатной поставке товаров/услуг, которая является объектом налогообложения НДС и облагается налогом в общем порядке.

При проведении бесплатных поставок НДС начисляем ориентируясь на минбазу (абзац второй п. 188.1 НКУ):

— цену приобретения — при раздаче покупных товаров;

— обычную цену — при раздаче собственной продукции. В таком случае бесплатная раздача рекламных товаров оформляется двумя НН, которые должны быть зарегистрированы в ЕРНН:

1) первая — с нулевой стоимостью, а

2) вторая — на сумму минбазы с типом причины «15»*.

* Примеры составления первой «нулевой» НН и второй НН на «минбазу» см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 78, с. 31 и 34.

От себя добавим исключение: если товары для рекламной раздачи получены бесплатно. В таком случае минбазы для начисления НДС фактически может и не быть (цена приобретения товара равна 0). Это же касается по сути и импортных товаров — образцов, полученных бесплатно, при ввозе которых был уплачен НДС. Хотя налоговики за минбазу принимают не цену договора, как при оплатном импорте, а таможенную стоимость бесплатно полученного товара (см. БЗ 101.07, подробнее об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 45, с. 26; № 72, с. 21).

Обратите внимание! Налоговики видят бесплатные рекламные раздачи товаров без следов поставки и начисления НДС согласно п. 188.1 НКУ только в том случае, если их стоимость включается в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг и компенсируется их потребителями, увеличивая при этом базу обложения НДС. Тогда такие товары следует считать использованными в налогооблагаемых операциях, а потому их бесплатная раздача не рассматривается как отдельная операция по поставке/бесплатной поставке, подлежащей обложению НДС. Дополнительного начисления налоговых обязательств по НДС не требуется. Такие бесплатно розданные товары признаются облагаемыми НДС в составе той операции, в стоимость которой они были включены.

Правда, когда работает такая «беспоставочная» раздача в рекламных целях товаров — непонятно. По сути рекламные расходы не включаются в стоимость продажи товаров/услуг собственного производства. Единственное, что можно сюда подогнать, так это ситуацию с обложением такой раздачи у рекламного агентства, когда оно поставляет предприятию-заказчику услуги организации/проведения рекламной акции, в ходе которой приобретает для акции товар и само же раздает его бесплатно.

Еще как вариант — когда предприятие при продаже основного товара в его стоимости изначально учитывает бесплатно передаваемый товар, продавая две единицы товара, а третью единицу отдает бесплатно. То есть когда рекламная кампания заложена в цену других товаров и стоимость рекламных бесплатных раздач компенсируется их потребителями путем увеличения базы обложения НДС других товаров.

Впрочем, есть и консультация налоговиков (см. письмо ГФСУ от 06.10.2017 г. № 2154/6/99-99-15-03-02-15/ІПК), где они при бесплатных раздачах говорят об операции поставки безусловно.

Ясно лишь одно: входной НДС по бесплатно розданным в рекламных целях товарам, продукции или образцам (!) и в поставочном, и в беспоставочном варианте отражения бесплатных рекламных раздач сохраняется. С легкой руки налоговиков «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ при проведении рекламных бесплатных раздач товаров/образцов, готовой продукции начислять не нужно. Да и возражать не станем, рекламная кампания наверняка проводится в хозяйственных целях.

Однако, будьте внимательны: если рекламируете деятельность, которая не подлежит обложению НДС или подпадает под НДС-льготу, начислить «компенсирующие» НО все же придется.

Раздаем рекламный материал (листовки, каталоги, буклеты). На наш взгляд, операции по бесплатному распространению носителей информации, выполняющих одну лишь рекламную функцию, облагать НДС не нужно. Такие операции не относятся к операциям поставки товаров. А все потому, что ценности рекламные материалы не представляют и прямой выгоды от их передачи рекламодатель не получает, он лишь информирует рекламную аудиторию. Да и получатели рекламных материалов использовать их, кроме как источник информации, ни в хоздеятельности, ни в других целях не могут. Так что поставки нет, а значит — нет базы для начисления налоговых обязательств по НДС (п. 188.1 НКУ).

Раздача рекламных материалов — носителей информации не является поставкой товара и не облагается НДС

Ранее налоговики в своих консультациях поддерживали такую позицию (см. письма ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26, от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26).

Сейчас же, по мнению налоговиков, операция плательщика НДС по безвозмездной раздаче в рекламных целях буклетов, листовок, брошюр, плакатов является объектом обложения НДС (см. письмо ГФСУ от 03.11.2017 г. № 2510/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

При этом базу налогообложения определяют по правилам, установленным п. 188.1 НКУ, т. е. учитывают минимальную базу налогообложения. В то же время налогоплательщик не начисляет компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ.

При этом контролеры поясняют: если стоимость безвозмездно переданных товаров рекламного назначения (рекламные буклеты, листовки, брошюры, плакаты) по соответствующим П(С)БУ включают в состав стоимости других самостоятельно изготовленных товаров/услуг, которые в дальнейшем участвуют в налогооблагаемых операциях, а их стоимость компенсируется их потребителями, увеличивая при этом базу обложения НДС, то такие товары считают использованными в налогооблагаемых операциях. Поэтому передачу/предоставление указанных товаров не рассматривают как отдельную операцию по поставке (в том числе по бесплатной поставке) товаров, подлежащей налогообложению.

И если стоимость рекламных материалов не включают в состав стоимости других самостоятельно изготовленных товаров/услуг раздачу буклетов, листовок, брошюр, плакатов требуют облагать как отдельную операцию по бесплатной поставке товаров. Для чего нужно составить две НН:

— одну — на сумму, рассчитанную исходя из нулевой фактической цены поставки;

— другую — на сумму превышения цены приобретения / обычной цены над нулевой фактической ценой. И зарегистрировать обе НН в ЕРНН. Подобное заявление в части рекламных материалов (правда, не поясняя, каких именно) налоговики делали и раньше (см. письмо ГФСУ от 06.10.2016 г. № 21760/6/99-99-15-03-02-15).

Так что

на стоимость рекламных материалов, заложенных в цену других товаров/услуг и компенсируемых потребителями за счет увеличения их базы обложения НДС, начислять поставочные НО не нужно

Однако еще раз повторим: в любом случае, на наш взгляд, абсурдно называть поставкой имущества предоставление прайс-листов, рекламных буклетов, каталогов или плакатов, которые не могут принести их потребителю никаких выгод, кроме получения информации.

Тем, кто сомневается, остается только начислить НДС или же получить в свой адрес ИНК по поводу рекламных материалов (листовок, брошюр, каталогов или плакатов).

Входной НДС по услугам, связанным с изготовлением таких рекламных материалов, сохраняется. «Компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ не начисляются (кроме случаев, когда рекламируется деятельность, не подлежащая обложению НДС или освобожденная от обложения).

Единственное, будьте внимательны: бесплатная раздача в рекламных целях, допустим, канцтоваров, посуды и прочих «товарных» носителей рекламной информации (логотипа фирмы, информации о продукции и пр.), которые можно использовать не только с целью получения информации, вполне может трактоваться контролерами как поставка товара (порядок налогообложения таких раздач см. выше).

НДФЛ и ВС

Здесь необходимо отталкиваться от возможности персонифицировать (т. е. определить) получателей рекламных товаров и сумму полученного каждым их них дохода. Как правило, в случае бесплатной раздачи образцов товаров, проводимой в ходе рекламной акции, объективная возможность персонифицировать получателей дохода отсутствует. Следовательно, и вопрос с НДФЛ и ВС вообще не возникает.

Например, если в ходе рекламной акции любое физлицо может подойти к стенду и получить рекламный образец товара, то объект для удержания НДФЛ и ВС не возникает из-за невозможности персонификации. То же самое можно сказать и о расходах на дегустацию производимой продукции, угоститься которой может любой желающий.

Радует, что в этом вопросе ГФСУ придерживается такой же позиции, как и мы. Так, в разъяснении из подкатегории БЗ 103.23 фискалы делали вывод: если во время проведения рекламной акции осуществляется распространение рекламного товара, потребителями которого является неопределенный круг налогоплательщиков, то стоимость такого товара не рассматривается как доход физлиц — потребителей таких рекламных товаров и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ.

Бухгалтерский учет

Предприятие при проведении бесплатной раздачи товара доходы в бухгалтерском учете не отражает, поскольку не соблюдаются критерии их признания (п. 5 П(С)БУ 15): нет ни увеличения актива, ни уменьшения обязательств.

А вот право на признание расходов в бухучете у предприятия имеется, так как такая операция соответствует критериям признания расходов (пп. 5, 6, 7 П(С)БУ 16). В связи с тем, что бесплатная раздача товаров, готовой продукции или рекламных материалов носит рекламный характер (есть приказ руководителя и прочие документы, подтверждающие проведение рекламной акции), в момент выбытия (непосредственной раздачи) списываем их себестоимость в состав расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). Предприятие увеличивает расходы на себестоимость бесплатно переданных товаров в отчетном периоде их раздачи. Так что при раздаче акционных товаров / готовой продукции, рекламных материалов для списания их с соответствующих счетов запасов сделайте запись: Дт 93 — Кт 209, 281, 26.

Сумма доначисленных НО по НДС по бесплатно розданным рекламным товарам (исходя из минимальной базы) относится к прочим расходам операционной деятельности и отражается записью: Дт 949 — Кт 641/НДС (п. 1.3 Инструкции № 141).

Налог на прибыль

В налоговоприбыльном учете стоимость товаров/образцов, рекламных материалов, бесплатно розданных в ходе рекламной акции, через бухрасходы на общих основаниях уменьшает финрезультат — объект налогообложения.

При этом корректировать финрезультат на «бесплатную разницу» из п.п. 140.5.10 НКУ придется разве что высокодоходникам и то только при раздаче бесплатных товаров/образцов нулевикам или единоналожникам (в том числе и предпринимателям на ЕН). Да и то, если их можно выделить среди «обезличенных» получателей.

А вот при бесплатной раздаче рекламных материалов корректировок не будет вообще, невзирая на статус получателя, поскольку распространение рекламных материалов не связано с передачей товаров (не происходит поставки материального актива третьим лицам).

Рассмотрим учет бесплатных рекламных раздач на примере.

Пример. С целью рекламы и продвижения нового вида товара предприятие организовало бесплатную раздачу образцов такого товара. Под рекламную акцию предприятие оприходовало рекламный товар на сумму 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.), а также заказало рекламные материалы с информацией о таком товаре (каталоги и прайс-листы) на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн).

Учет рекламной раздачи товаров и рекламных материалов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дт

Кт

Рекламный товар

1

Оприходованы товары, полученные от поставщика

281

631

20000

2

Отражена сумма НДС (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

631

4000

3

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/1

4000

4

Оплачена стоимость товара

631

311

24000

5

Произведена бесплатная раздача образцов товара и списана их себестоимость

93

281

20000

6

Доначислены НО до минимальной базы (обе НН зарегистрированы в ЕРНН)*

949

641/НДС

4000

* Исходим из осторожного варианта: за базу обложения НДС берем покупную стоимость товара (п. 188.1 НКУ).

Информационные материалы

7

Перечислена предоплата за изготовление каталогов, прайс-листов

371

311

12000

8

Отражена сумма НДС до регистрации НН в ЕРНН

644/1

644

2000

9

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/1

2000

10

Оприходованы каталоги, прайс-листы

209

631

10000

11

Отражена сумма НДС в составе НК

644

631

2000

12

Осуществлен зачет задолженностей

631

371

12000

13

Розданы каталоги и прайс-листы*

93

209

10000

* Тем, кто принял решение учитывать раздачу информационных материалов как поставку, придется начислить НО исходя из минбазы (составить две НН и зарегистрировать их в ЕРНН) и сделать запись Дт 949 — Кт 641/НДС на сумму 2000 грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше