Темы статей
Выбрать темы

Рекламная информация о производителе, размещенная в месте торговли

Голенко Александр, шеф-редактор
Производитель продукции планирует разместить рекламную информацию о себе (название, логотип и т. д.) в витрине магазина, реализующего продукцию этого предприятия. На каких основаниях это лучше сделать?

Надеемся, что в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 62, с. 3 вы читали статью о важнейших заморочках с размещением коммерческой (в том смысле, что не социальной) рекламы. И раз уж вы задались подобными вопросами, то, в принципе, будет полезным ту информацию освежить. ☺ А здесь мы сфокусируемся на вашей конкретной ситуации.

Когда реклама — не реклама?

Сразу же признаем, что согласно определению в ст. 1 Закона о рекламе соответственно рекламой считается информация, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес не только к определенному товару, но и к определенному лицу. В данном случае — к вашему предприятию как производителю определенной (вашей) продукции, поставляющему ее, в частности, в тот самый определенный магазин, в котором она и продается (и в котором вы планируете разместить информацию о себе).

То есть, с этой точки зрения, размещенная информация о вас (как вы пишете «название, логотип и т. д.») — поскольку она наверняка предназначена для формирования и поддержания осведомленности и интереса к вам (а в конечном счете — конечно же, к вашей продукции) у покупателей последней (как потребителей рекламы) — безусловно, соответствует признакам рекламы. Но!

Но, подобно киноперсонажу, воскликнем: «Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но нет!»*... В том смысле, что подобная информация о вас, размещенная в витрине магазина — внимание! — торгующего продукцией вашего производства — еще раз внимание! — рекламой считаться не будет!

* Из к/ф «За двумя зайцами».

Давайте разберемся, почему так.

Смотрите. Во-первых, согласно ч. 7 ст. 8 Закона о рекламе:

не считается рекламой размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где такой товар реализуется или предоставляется потребителям

Во-вторых, в ч. 1 ст. 15 Закона № 1023 также установлено, что информация о продукции не считается рекламой. При этом в п. 12 этой же ч. 1 ст. 15 Закона № 1023 к информации о продукции отнесены, в частности, наименование и местонахождение ее производителя. А в ч. 2 той же ст. 15 Закона № 1023 предусматривается обязательность размещения информации о продукции в местах, где она реализуется.

Что же это за места, где продукция реализуется?

Ответить на этот вопрос помогает определение «место торговли» в ст. 1 Закона Украины «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (ср. ). Согласно этой статье место торговли — это место реализации товаров в одном торговом помещении (строении). Понятно, что мы можем воспользоваться этим определением из специального алко-табачного Закона, поскольку в упомянутых выше законах подобного определения не установлено. Так вот, исходя из этого определения мы заключаем, что информация о производителе реализуемого в магазине товара/продукции не будет считаться рекламой независимо от того, где именно в помещении магазина такая информация размещена. Поэтому если такая информация размещена, в частности, в витрине такого магазина — это тоже значит «в помещении», т. е. в месте реализации товара.

Это утверждение косвенно подтверждается также тем, что, несмотря на факт, что обсуждаемая информация о производителе товара видна в магазинной витрине и снаружи магазина тоже, тем не менее, если бы о ней речь шла как о рекламе — она бы все равно классифицировалась не как наружная реклама, а как внутренняя. И поэтому считалась бы размещенной именно внутри помещения магазина (чтобы убедиться в этом — сравните определения внутренней и наружной рекламы в ст. 1 Закона о рекламе). То есть — считалась бы размещенной в месте реализации товара.

Все сказанное поможет вам успокоить магазин, если он проявит опасения, во-первых, из-за того, что ваши планы потребуют от него приобретения статуса распространителя рекламы, а во-вторых, из-за боязни нарушить жесткие запреты, которыми мы пугали в упомянутой в самом начале статьи публикации, касающиеся рекламы именно алкогольно-табачной продукции (если вы производите именно такую).

Как видите, магазину тут опасаться нечего. ☺

Как рекламное средство передать магазину?

Возвращаясь к вашему вопросу, обращаем внимание на такой интересный момент.

Если говорить о ваших рекламных средствах, то, с одной стороны, они — стопроцентно подпадая под определение рекламы — будучи размещенными НЕ в месте реализации вашей продукции, будут считаться рекламой (и соответственно подпадать под все соответствующие регуляторные/запрещающие нормы).

А с другой стороны —

если эти же рекламные носители будут размещены именно в месте реализации вашей продукции, то они считаться рекламой не будут

Заметим, что в упомянутых нормах законов не установлено, кто конкретно размещает в месте реализации товара обсуждаемую «нерекламу» (т. е. рекламную информацию о вас как его производителе, которая рекламой не считается).

Тем не менее, вполне очевидно (особенно из Закона № 1023), что соответствующие обязанности возлагаются на субъекта, непосредственно осуществляющего деятельность по реализации товаров/продукции, т. е. на сам магазин.

Поэтому нельзя упустить вопрос о правовых основаниях размещения ваших рекламных средств (носителей) в помещении другого субъекта хозяйственной деятельности.

Ведь, с точки зрения учета, такой рекламный объект — это находящаяся на вашем балансе материальная ценность (актив), поэтому необходимо соответствующим образом оформить тот факт, что этот актив контролируете не вы, а другой субъект хоздеятельности. Кроме того, передача такого актива без документального оформления не сможет обеспечить его сохранности и ответственности магазина в случае утраты такого актива...

Кстати, поскольку (как отмечено выше) для вас соответствующий объект (средство, носитель) — таки рекламный, то, с точки зрения учета, расходы на его создание должны быть классифицированы вами именно как рекламные (т. е. отражены в составе расходов на сбыт).

Так вот. Возвращаясь к правовым основаниям передачи такого актива магазину, напомним, что согласно ч. 2 ст. 67 ХКУ предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины.

Свобода договора устанавливается также в ст. 627 ГКУ.

То есть все зависит от согласованных сторонами (вашим предприятием, с одной стороны, и магазином — с другой) условий передачи ему рекламных средств.

Если по каким-либо причинам вы или другая сторона (а может, и обе стороны) опасаетесь бесплатности подобной сделки (в частности, из-за единоналожного статуса), то можете оформить передачу ваших рекламных средств магазину на основании договора найма (аренды) согласно ст. 759, 760 ГКУ. При этом цена договора может быть установлена в размере «символической» 1 грн.

Если же обе стороны не исключают бесплатного характера сделки, то вам может подойти полюбовный вариант оформления передачи магазину ваших рекламных средств (которые для него свой рекламный «статус» утратят) на основании договора ссуды — согласно ст. 827, 828 ГКУ.

Как видите, вам есть из чего выбирать.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше