Процедура инвентаризации
Инвентаризации наличных, денежных средств и их эквивалентов и бланков документов строгой отчетности посвящен п. 6 Положения № 879. Кроме того, при проведении инвентаризации кассы придется руководствоваться еще и п. 4.10 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637).
Итак, при проведении инвентаризации комиссия определяет фактическое наличие (п.п. 6.1 разд. III Положения № 879): наличных (в национальной и иностранной валюте), денежных средств, денежных средств, находящихся в пути, денежных документов (оплаченных санаторно-туристических путевок, проездных билетов, почтовых марок и т. д.), ценных бумаг (векселей, акций, инвестиционных сертификатов и т. д.), бланков документов строгой отчетности.
Инвентаризацию лучше приурочить к началу или концу рабочего дня, когда в кассовой книге кассир подвел итоги за день и вывел остаток наличных на начало следующего дня. Но сделать так получается не всегда. Часто бывает, что инвентаризационная комиссия добирается до кассы в середине дня, а к этому моменту кассир может еще не успеть отразить в кассовой книге приходные и расходные документы, выписанные в день инвентаризации, и составить отчет кассира. Переживать из-за этого, на наш взгляд, не стоит. Ведь для этого у него есть время аж до конца дня (п. 4.3 Положения № 637). Главное, чтобы на каждую операцию с наличностью у кассира был подтверждающий кассовый документ.
Инвентаризацию наличности в кассе предприятия проводят в такой последовательности:
1. Перед началом инвентаризации кассир дает расписку о том, что все документы сданы в бухгалтерию, все поступившие денежные средства полностью оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Эта расписка приведена на титульной стороне Акта о результатах инвентаризации имеющихся средств (подробнее об этом акте чуть позже).
2. Комиссия подсчитывает фактическое наличие в кассе денежных средств путем полного покупюрного пересчета всей наличности.
3. Комиссия проверяет правильность оприходования и списания наличных денежных средств, а также оформления кассовых документов, таких как:
— кассовая книга (типовая форма № КО-4);
— приходные кассовые ордера (типовая форма № КО-1), расходные кассовые ордера (типовая форма № КО-2) и ведомости на выплату денег;
— журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (типовая форма № КО-3 или № КО-3а);
— реестры депонированной заработной платы;
— книги учета выданных и принятых старшим кассиром денег (типовая форма № КО-5).
4. Фактическое наличие денежных средств сопоставляют с данными бухгалтерского учета. Если предприятие применяет РРО, фактическую сумму наличности сверяют с суммой, указанной в дневном Х-отчете РРО (в РК и КУРО). Понятно, что фактическая сумма наличности должна совпадать с суммой, отраженной в бухгалтерском учете и подтвержденной кассовыми документами.
Если же по факту наличных в кассе больше, чем числится в учете — налицо излишек наличных денежных средств.
На сумму излишка выписывают приходный кассовый ордер, оприходуют его в кассе и зачисляют в доход предприятия
А вот если фактическая сумма наличности меньше учетной — тогда у вас недостача, которую придется взыскать с материально ответственного лица (подробнее о матответственности см. на с. 30).
Кроме наличных, в процессе инвентаризации проверяют фактическое наличие денежных средств в пути, т. е. денежных сумм, внесенных в кассы банков или почтовые отделения для последующего их зачисления на текущие или другие счета предприятия. Для этого суммы, числящиеся на субсчетах 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте» и/или 334 «Денежные средства в пути в иностранной валюте», сверяют с данными квитанций учреждений банка, почтовых отделений, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка (п.п. 6.2 разд. III Положения № 879).
Инвентаризацию средств на расчетных, текущих, валютных и других счетах, на аккредитивах проводят путем сверки остатков сумм по данным бухгалтерского учета с данными банковских выписок (п.п. 6.3 разд. III Положения № 879).
Денежные документы проверяют так же, как и наличность: их фактическое количество должно совпадать с данными учета.
Инвентаризацию ценных бумаг проводят по отдельным эмитентам. При этом в ходе инвентаризации ценных бумаг в документарной форме устанавливают (п.п. 6.4 разд. III Положения № 879):
— наличие ценных бумаг путем пересчета поштучно;
— правильность оформления и реальность их стоимости, отраженной в балансе;
— полноту и своевременность отражения в бухучете доходов от финансовых инвестиций.
Инвентаризация ценных бумаг в бездокументарной форме, переданных на хранение депозитарным учреждениям, состоит в сверке остатков, отраженных на счетах бухучета, с данными выписок со счетов в ценных бумагах предприятия, предоставленных депозитариями.
Оформляем результаты инвентаризации
Данные инвентаризации кассы инвентаризационная комиссия оформляет Актом о результатах инвентаризации имеющихся средств, форма которого приведена в приложении 7 к Положению № 637.
Этот Акт оформляют в двух экземплярах, его подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо
Один экземпляр Акта передают в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. В Акте указывают данные о фактическом остатке денежных средств в кассе предприятия, а также их остатке по данным бухучета и определяют результат инвентаризации.
Наличность в инвалюте записывают в Акт с указанием наименования и суммы инвалюты, курса НБУ, действующего на день инвентаризации, суммы инвалюты в пересчете в денежную единицу Украины.
Эта запись может быть, например, такой: «Остаток иностранной валюты в кассе составляет 50 (пятьдесят) долларов США, что по курсу НБУ (2649,2211 грн. за 100 долларов США) на день составления Акта соответствует 1324 грн. 61 коп.».
А вот если вам нужно оформить результаты инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности, тогда можете составить один из следующих документов:
— Акт о результатах инвентаризации денежных средств, утвержденный приказом № 572;
— Акт инвентаризации наличия денежных документов, бланков документов строгой отчетности, утвержденный приказом № 572;
— Инвентаризационную опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (форма № инв-16), утвержденную постановлением № 241.
В акт инвентаризации денежных документов и бланков документов строгой отчетности вносят данные о названии, номере, серии и номинальной стоимости проинвентаризированных документов (п.п. 6.1 разд. III Положения № 879). Что касается ценных бумаг, то по ним в акте указывают название, серию, номер, номинальную и балансовую стоимость, а также сроки погашения (п.п. 6.4 разд. III Положения № 879).