Темы статей
Выбрать темы

Инвентаризируем доходы и расходы будущих периодов

Объекты инвентаризации

В ходе инвентаризации комиссия определяет правильность и достоверность раскрытия учетной информации о доходах и расходах будущих периодов, т. е. о

расходах (доходах), понесенных (полученных) в текущем отчетном периоде, но подлежащих отнесению в состав расходов (доходов) следующих отчетных периодов

В Инструкции № 291 к расходам будущих периодов отнесены:

— авансовая оплата арендных платежей;

— оплата страхового полиса;

— расходы на подписку на газеты, журналы, периодические и справочные издания;

— подготовительные расходы в сезонных отраслях промышленности;

— расходы, связанные с освоением новых производств и агрегатов, и т. д.

Не упомянуты в Инструкции № 291, но являются «будущими» расходами по сути:

— расходы на авансовую оплату обучения работника;

— оплата стоимости доменного имени;

— расходы на обслуживание компьютерной программы (если работы оплачены наперед);

— другие расходы на оплату работ (услуг), осуществление или предоставление которых происходит на протяжении нескольких последующих периодов.

Учет расходов будущих периодов ведут на счете 39 «Расходы будущих периодов».

Подробнее об учете расходов будущих периодов читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 17, с. 16.

Доходами будущих периодов в соответствии с Инструкцией № 291 считаются:

— полученные авансовые платежи за сданные в аренду ОС и прочие необоротные активы;

— полученная оплата стоимости подписки на газеты, журналы, периодические и справочные издания;

— выручка от продажи билетов транспортных и театрально-зрелищных предприятий;

— абонплата за пользование средствами связи и т. д.

Учет таких «будущих» доходов ведут с использованием счета 69 «Доходы будущих периодов».

Обратите внимание! Приведенные выше списки расходов и доходов будущих периодов вовсе не исчерпывающие. Вы можете дополнить их любыми расходами, которые уже осуществили, но вынуждены «придержать на время», и доходами, которые уже получены, но пока не могут быть отражены на счетах доходов.

Процедура инвентаризации «будущих» доходов и расходов

Хотя необходимость проведения инвентаризации «будущих» доходов и расходов прямо предусмотрена Положением № 879, однако порядок ее проведения здесь не описан вообще. Поэтому нам ничего другого не остается, как дать свои рекомендации на этот счет.

Итак, в ходе инвентаризации инвентаризационная (рабочая инвентаризационная) комиссия:

— изучает первичные документы, на основании которых сформированы показатели счетов 39 и 69;

— проверяет реальность сумм расходов и доходов будущих периодов, зачисленных на баланс предприятия;

— проверяет правильность списания расходов и доходов будущих периодов в состав соответственно расходов и доходов отчетного периода;

— выявляет расхождения между фактическими суммами расходов и доходов будущих периодов и их суммами по данным бухгалтерского учета.

Оформляем результаты инвентаризации

Результаты инвентаризации доходов и расходов будущих периодов рабочая инвентаризационная комиссия оформляет соответствующим актом инвентаризации.

В акте инвентаризации указывают установленную в результате инвентаризации сумму расходов/доходов будущих периодов, а также соответствующие суммы по данным бухгалтерского учета (п.п. 8.6 разд. III Положения № 879).

Если фактические и учетные суммы отличаются друг от друга, тогда рассчитывают сумму доходов (расходов), подлежащую списанию (доначислению)

При этом, если речь идет о данных инвентаризации расходов будущих периодов, то здесь можно воспользоваться уже утвержденной постановлением № 241 формой Акта инвентаризации расходов будущих периодов (форма № инв-11).

Что же касается результатов инвентаризации доходов будущих периодов, то тут нам повезло меньше: об отдельной форме акта для них законодатель не побеспокоился. Как быть в таком случае? Выхода два:

— воспользоваться формой Акта инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, утвержденной приказом № 572. Ведь именно в нем Минфин предписывает отражать результаты инвентаризации доходов и расходов будущих периодов бюджетникам. Однако, на наш взгляд, указанная форма для этих целей не слишком удобна, поэтому рекомендуем поступить иначе:

разработать форму Акта инвентаризации доходов будущих периодов самостоятельно. При этом за основу можно взять Акт инвентаризации по форме № инв-11, естественно, заменив «расходные» графы этого бланка на соответствующие «доходные».

Как заполнить Акт инвентаризации расходов будущих периодов по форме № инв-11, мы показывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 93, с. 67.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше