Темы статей
Выбрать темы

Прочие интересности (РРО, акциз, местные налоги, алкотабак)

Нестеренко Максим, Павленко Алексей, налоговые эксперты
В сегодняшнем номере вы, уважаемые читатели, уже успели ознакомиться с теми изменениями, которые нам приготовила очередная «налоговая реформа» в сфере НДС, единого налога, НДФЛ… Но этими «глобальными» налогами перечень новогодних «подарков» от наших законодателей не исчерпывается. В этой статье предлагаем вам ознакомиться с остальными «реформационными» изменениями*. А начнем мы, без преувеличения, с самой интересной интересности!
img 1

* За исключением изменений в отношении налога на прибыль и администрирования — с ними вы сможете ознакомиться в одном из следующих номеров.

РРО

Закон № 1791 обязывает проводить через РРО операции по продаже технически сложных бытовых приборов (ТСБП) — непродовольственных товаров широкого потребления (приборов, машин, оборудования и пр.), состоящих из узлов, блоков, комплектующих изделий, соответствующих требованиям нормативных документов, имеющих технические характеристики, сопровождаемые эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок.

Это правило касается всех — и единоналожников, соответствующих условиям п. 296.10 НКУ ( п. 6 ст. 9 Закона об РРО), и торговцев на рынках ( п. 9 ст. 9 Закона об РРО), и тех производителей, которые торгуют продукцией собственного производства с применением кассовых ордеров ( п. 1 ст. 9 Закона об РРО).

Кроме того, РРОшная неприятность ожидает также тех субъектов хозяйствования, которые продают в киосках, с лотков и разносок газеты, журналы и прочие издания, открытки, конверты, знаки почтовой оплаты. Ранее, чтобы не применять РРО, им достаточно было соответствовать двум условиям: (1) удельный вес вышеуказанной продукции составляет свыше 50 % общего товарооборота; (2) не продавать алкогольные напитки и подакцизные непродовольственные товары. Теперь для таких торговцев есть еще одно условие неприменения РРО — отсутствие продажи ТСБП ( ч. 10 ст. 9 Закона об РРО). Иначе без РРО им не обойтись.

Перечень ТСБП, продажа которых требует применять РРО, устанавливается Кабмином. На сегодняшний день перечень ТСБП имеем только в приложении 1 к Порядку гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденному постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506 (ср. ). Но он разрабатывался под не существующий на сегодняшний день налоговоприбыльный п.п. 140.1.4 НКУ.

Другой перечень ТСБП Кабмином на данный момент не утвержден. А Законом № 1791 не предусмотрено никакого переходного периода.

Как же быть? Еще до подписания Закона № 1791 Минфин распространил такую информацию в социальных сетях: (1) РРО-изменения в части ТСБП НЕ будут применяться с 01.01.2017 г. ; (2) упомянутый выше Порядок для РРО-изменений в части ТСБП не годится, в трехмесячный срок будет разработан новый перечень ТСБП ( п. 6 разд. ІІ Закона № 1791); (3) штрафов за продажу ТСБП без РРО в период до 31.03.2017 г. не будет. Поэтому пока что особо волноваться не следует. Давайте дождемся нового перечня ТСБП.

И еще несколько слов о других РРОшных изменениях. Касаются они тех субъектов хозяйствования, которые проводят через РРО операции по реализации горючего. Им начиная с 1 января 2017 года необходимо предварительно программировать в своих РРО наряду с другими реквизитами также код горючего согласно УКТ ВЭД ( п. 11 ст. 3 Закона об РРО). За невыполнение этого требования — штраф в размере 85 грн. ( п. 6 ст. 17 Закона об РРО).

Можно предположить, что такой штраф налоговики будут применять к каждому случаю, когда чек РРО выдан без имеющегося в нем кода УКТ ВЭД. По крайней мере на такое прочтение наталкивает аналогия с обязательным наличием в чеке РРО реквизита «Акцизний податок» (подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 21, с. 4).

Предприниматели-общесистемщики

Для физических лиц — предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения, Закон № 1797 предлагает достаточно значительные и масштабные изменения. Их условно можно разделить на три больших блока. Рассмотрим эти блоки по очереди.

Состав доходов и расходов. Напомним, что у предпринимателя-общесистемщика объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход. А именно: разница между общим налогооблагаемым доходом и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью предпринимателя ( п. 177.2 НКУ).

Закон № 1797 уточнил состав доходов и расходов предпринимателя-общесистемщика. В частности, определено, что в «предпринимательский» доход не включается сумма акцизного налога с реализованных субъектами розничной торговли подакцизных товаров ( п.п. 177.3.1 НКУ).

Об остальных «доходно-расходных» нюансах вы сможете прочитать в следующем номере «Налоги и бухгалтерский учет», который будет полностью посвящен предпринимателям.

Амортизация. Предпринимателям (которые фактически не ведут бухучет) разрешено амортизировать свои ОС и НМА и через амортизацию включать их стоимость в расходы ( п.п. 177.4.6 НКУ).

Но!

Предпринимателям запрещено амортизировать объекты жилищной недвижимости и автомобили (легковые и грузовые)

Кроме того, их ограничивают в методе амортизации (разрешают исключительно прямолинейный метод) и устанавливают минимальные сроки амортизации ( пп. 177.4.7, 177.4.9 НКУ).

Декларация «разрегистрированного» ФЛП. Закон № 1797 также несколько подкорректировал для ФЛП-общесистемщиков правила подачи декларации в том случае, если они самостоятельно приняли решение сняться с регистрации. В этом случае отчетным периодом для предпринимателя является период со дня, следующего за днем окончания предыдущего базового отчетного периода, до последнего дня месяца, в котором проведена разрегистрация. В такой декларации отражаются исключительно «предпринимательские» доходы, и подается она в течение 30 календарных дней со дня проведения разрегистрации ( п. 177.11 НКУ).

И последнее: если ФЛП-общесистемщик торгует сложными бытовыми товарами, то, по идее, с начала этого года он должен применять РРО. Как оно будет на самом деле, читайте на с. 19. А обо всех новинках, которые 2017 год принес физическим лицам — предпринимателям (в том числе об уплате ЕСВ при отсутствии дохода), — в следующем номере.

Акцизный налог

Перечислим основные изменения.

1. Отменили «розничный» акциз с продажи горючего (0,42 евро за литр)! (изменения в пп. 14.1.212, 215.3.10 и п. 217.3 НКУ). Так что многим «розничным» заправщикам (через АЗС/АГЗС) предстоит теперь перепрограммировать РРО «взад» ☺ (если, конечно, они сделали это «вперед») и пересчитывать НДС по предоплатам, полученным за будущий розничный отпуск ГСМ (по талонам, смарт-картам и т. п.) — ведь этот акциз не включался в базу обложения НДС.

Кроме того, в переходных положениях Кабмину поручено подготовить закон об отмене «розничного» акциза с продажи табачных изделий. Похоже, пока ничего не грозит только «розничному» акцизу с алкоголя.

2. Уточнили, что импортеры подакцизного горючего и транспорта не обязаны подавать до 20 числа акцизную декларацию ( п. 223.2 НКУ). Естественно, только при отсутствии у них иных операций, облагаемых акцизом.

3. Производителям табачных изделий теперь дали 5 дней после получения акцизных марок для оплаты минимального акцизного НО (обновлен абзац второй п.п. 222.1.2), но ввели 20 % штраф за несвоевременную уплату этого НО (дополнен п. 126.2 НКУ).

4. В части «левогорючего» акциза:

— установлено, что не считаются реализацией операции по передаче (отпуску, отгрузке) горючего в потребительской таре емкостью до 2 л (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями (дополнен абзац второй п.п. 14.1.212 НКУ). Тем самым несколько облегчили жизнь супермаркетам и другим торговцам, реализующим в мелкой таре любые виды «горючего» (в том числе растворители типа уайт-спирита и т. п.). Теперь те из них, кого фискалы в 2016 году «насильно» принудили зарегистрироваться плательщиками «ЛГ-акциза», могут начать процесс «разрегистрации»;

— прямо в НКУ вписано, что акцизные накладные (АН) необходимо составлять и на объемы горючего, использованного для собственного потребления, а также на объемы реализованного и/или использованного для производства неподакцизной продукции на условиях, установленных ст. 229 НКУ. Здесь же дополнено, что производитель горючего в потребительской таре емкостью до 2 л (включительно) обязан составить АН на объемы такого горючего (измененный абзац второй п. 231.1 НКУ);

перенесен еще на год (до 2018 года) срок обязательного оснащения акцизных складов счетчиками-расходомерами и -уровнемерами! (изменения — в п. 12 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

И два слова о ставках акцизного налога.

5. Увеличены ставки на алкогольные напитки в среднем на 20 %, на винодельческую продукцию — в основном на 12 %. На фоне общего повышения ставок ставку акциза на слабоалкогольные напитки весьма существенно снизили (с 211,59 до 126,96 грн. за литр 100 % спирта), что трудно объяснить с точки зрения опасности «подсадить» молодежь на дешевеющую «слабоалкоголку»…

Заметим, что новые ставки на маркируемый алкоголь должны начать применяться с 1 марта 2017 года.

6. На табачные изделия повысили на 40 % специфические ставки, адвалорная ставка осталась прежней (12 %).

7. По горючему: в связи с кончиной «розничного» акциза на большинство видов горючего добавили к общим ставкам, по которым платят импортеры и производители, 42 евро за 1000 л.

Ресурсно-рентные налоги (платежи)

Экологический налог. Здесь никаких глобальных изменений не произошло. Законодатель проиндексировал ставки эконалога приблизительно на 12 %. Для этого соответствующим образом изменена редакция ст. 243, а также ст. 245 — 248 НКУ.

Рентная плата за недра. Законом № 1797 установлено, что плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются субъекты хозяйствования, выполняющие работу, для проведения которой необходимо получить согласование соответствующего центрального органа исполнительной власти ( п.п. 252.1.6 НКУ).

Для этой категории плательщиков также определен объект обложения недроплатой ( п.п. 252.3.3 НКУ). Кроме того, состав расходов, не учитываемых при исчислении стоимости добытого полезного ископаемого, дополнен расходами на предпродажную подготовку, в том числе расходами на упаковку, фасовку (бутилирование) ( пп. 252.8, 252.9 НКУ).

В отношении рентной платы за недра, не связанной с добычей полезных ископаемых, изменение одно — ставка повышена на 10 % ( п. 253.5 НКУ).

Рента за спецводопользование. Закон № 1791 проиндексировал также ставки ренты за специальное использование воды. Они выросли приблизительно на 10 %, для чего соответствующим образом изменена редакция пп. 255.5.1 — 255.5.7 НКУ.

А вот Закон № 1797 принес нам значительно более глобальные изменения и новшества. Первое и самое главное: плательщиками «общей» спецводоренты (за использование поверхностных и подземных вод) определены только первичные водопользователи.

То есть те, кто осуществляет забор воды непосредственно из водных объектов. Что же касается вторичных водопользователей (тех, кто получает воду для производственных нужд от первичных водопользователей), то они согласно новой редакции п. 255.1 НКУ не отнесены к плательщикам «общей» спецводоренты. Помимо «общего» случая спецводоренту платят также при использовании воды для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства, но это уже совсем другая песня. ☺

А теперь самое интересное: согласно заключительным положениям Закона № 1797 изменения в ст. 255 НКУ вступают в силу с 1 января 2018 года. Поэтому делаем вывод:

вторичные водопользователи будут освобождены от уплаты спецводоренты за пользование поверхностными и подземными водами с 1 января 2018 года

То есть в течение 2017 года спецводоренту все же придется платить ☹. Кроме того, с 01.01.2018 г. вступят в силу также другие изменения в ст. 255 НКУ, принятые Законом № 1797. В частности, будет исключен п.п. 255.4.6 НКУ, предусматривавший, что спецводорента не взимается за воду, потерянную в магистральных и межхозяйственных каналах оросительной системы и магистральных водогонах. Кроме того, будут убраны из определения объекта налогообложения ( п. 255.3 НКУ) и вообще из ст. 255 НКУ любые упоминания о воде, потерянной в системе водоснабжения.

Местные налоги/сборы

Единый налог, который НКУ тоже относит к местным, мы здесь не трогали — о нем читайте отдельную статью на с. 16. А вот об остальных местных налогах поговорим далее.

Налог на недвижимость. Закон № 1791 подкорректировал определение ставки налога. В связи со значительным увеличением размера минимальной зарплаты (МЗП), к которой привязана ставка налога, внесены изменения в п.п. 266.5.1 НКУ. Отныне ставка налога не должна превышать 1,5 % размера МЗП.

Тем временем Закон № 1797 определил, что не являются объектами налогообложения:

1) объекты нежилой недвижимости государственных и коммунальных детских санаторно-курортных заведений и заведений оздоровления и отдыха детей и т. п. ;

2) объекты нежилой недвижимости государственных и коммунальных центров олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства и т. п.;

3) объекты нежилой недвижимости базы олимпийской и паралимпийской подготовки;

4) объекты жилой недвижимости, принадлежащие многодетной или приемной семье, в которой воспитывается пять и более детей.

В первых двух случаях льгота применяется при условии, что такие заведения являются неприбыльными и внесены в Реестр неприбыльных организаций. При исключении из Реестра декларация подается в течение 30 календарных дней со дня такого исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем исключения.

Кроме того, Законом № 1797 запрещено применять льготы (установленные как на уровне НКУ, так и на уровне местных органов власти):

а) к объектам налогообложения, превышающим пятикратный размер необлагаемой площади, установленной п.п. 266.4.1 НКУ (т. е. к квартире площадью свыше 300 м2 и к домам площадью свыше 600 м2);

б) к объектам налогообложения, используемым их собственниками с целью получения доходов (сдаваемым в аренду, лизинг, заем, используемым в предпринимательской деятельности) ( п.п. 266.4.3 НКУ).

И в завершение: объекты недвижимости, которые расположены на временно оккупированной территории** и/или территории населенных пунктов на линии столкновения, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом налогообложения.

** Касается именно зоны АТО, а не Крыма.

Правда, временно — в период с 14 апреля 2014 года до 31 декабря года, в котором будет закончена АТО. Начисленные и уплаченные за этот период суммы налога на недвижимость считаются переплатой и подлежат возврату плательщику ( п.п. 38.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Транспортный налог. Закон № 1791 внес изменения в определение объекта обложения транспортным налогом. В связи с повышением МЗП внесены изменения в п.п. 267.2.1 НКУ. Отныне объектом налогообложения являются автомобили, среднерыночная стоимость которых составляет свыше 375 размеров МЗП.

Закон № 1797 также вносит изменения в п.п. 267.2.1 НКУ. Он несколько уточняет методику расчета среднерыночной стоимости автомобилей, являющихся объектом налогообложения. Кроме того, установлено, что до 1 февраля текущего налогового года соответствующий орган исполнительной власти обнародовал на своем сайте перечень автомобилей, являющихся объектом обложения транспортным налогом.

Плата за землю. Закон № 1791 изменил ставки земельного налога для сельскохозяйственных угодий. Для земельных сельхозучастков, нормативная денежная оценка которых проведена, установлен «коридор» для ставки земельного налога — не менее 0,3 и не более 1 % нормативной денежной оценки (НДО). Одновременно для сельхозучастков, нормативная денежная оценка которых НЕ проведена, также установлен коридор ставки — не менее 0,3 и не более 5 % НДО единицы площади пашни (соответственно п. 274.1 и п. 277.1 НКУ).

А Закон № 1797 внес некоторые существенные изменения в порядок определения льготы плательщиками земельного налога. В частности, освобождены от уплаты земельного налога государственные и коммунальные детские санаторно-курортные заведения и заведения оздоровления и отдыха и т. п., а также государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства и т. п. В обоих случаях льгота применяется при условии, что такие заведения являются неприбыльными и внесены в Реестр неприбыльных организаций. В случае исключения из Реестра декларация подается в течение 30 календарных дней со дня такого исключения, а земельный налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем исключения ( пп. 282.1.5, 282.1.6 НКУ).

Кроме того, Закон № 1797 продлил до 1 января 2023 года льготу по уплате земельного налога для субъектов космической деятельности за земельные участки производственного назначения ( п. 1 подразд. 6 разд. ХХ НКУ) Одновременно отдельный Закон Украины от 20.12.2016 г. № 1795-VIII до 1 января 2025 года освободил от земельного налога субъектов самолетостроения ( п. 7 подразд. 6 разд. ХХ НКУ). А вот национальные и государственные дендрологические парки, наоборот, выведены из-под действия льготы, установленной п.п. 282.1.4 НКУ — это уже Закон № 1791.

Закон № 1797 также предусматривает несколько существенных изменений по «земельной» арендной плате. Прежде всего он вводит новый нижний порог для коридора, в котором может устанавливаться размер арендной платы. Следовательно,

годовая сумма платежа по «земельной» арендной плате не может быть меньше размера земельного налога, установленного для этой категории земельных участков на этой территории ( п.п. 288.5.1 НКУ)

Исключение из этого правила Закон № 1797 устанавливает для баз олимпийской, паралимпийской и дефлимпийской подготовки. Для них максимальная годовая сумма арендного платежа — 0,1 % НДО.

Также внесены некоторые изменения в порядок индексации НДО для целей обложения платой за землю. В частности, в п. 289.2 НКУ теперь установлено, что в случае если индекс потребительских цен превышает 115 %, такой индекс применяется со значением 115. Это правило установил Закон № 1797. А Законом № 1791 установлено, что для целей платы за землю коэффициент индексации НДО применяется со значением 100 % для земель сельскохозяйственного назначения и со значением 106 % — для прочих земель ( п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ).

Наконец, не начисляется и не уплачивается плата за землю за земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории*** и/или территории населенных пунктов, расположенные на линии столкновения и находящиеся в собственности (или пользовании, в том числе на условиях аренды) физических или юридических лиц. Это временное освобождение — на период с 14 апреля 2014 года до 31 декабря года, в котором будет закончена АТО. Начисленные и уплаченные за этот период суммы платы за землю считаются переплатой и подлежат возврату плательщику ( п.п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

*** Также касается именно зоны АТО, а не Крыма.

Парковочный сбор. На том же основании, что и для налога на недвижимость и транспортного налога, уменьшена также ставка парковочного сбора. Теперь она составляет до 0,075 % размера МЗП ( п.п. 2681.3.1 НКУ).

Правила установления ставок. Ставки местных налогов и сборов, как известно, устанавливаются местными органами власти, которые должны вынести и обнародовать соответствующее решение до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений к ним ( п.п. 12.3.4 НКУ). Так вот,

в 2017 году п.п. 12.3.4, а также еще ряд норм НКУ, связанных с установлением местных налогов, не применяются

И если местные органы власти во исполнение Закона № 1791 и Закона № 1797 примут решение об изменениях в обложении местными налогами (единым налогом****, платой за землю, транспортным налогом, налогом на недвижимость, парковочным сбором), то их решения (несмотря на требования п.п. 12.3.4 НКУ) вступят в силу непосредственно в 2017 году, а не в 2018-м, как это должно было быть по общим правилам ( п. 4 разд. ІІ Закона № 1791; п. 3 разд. ІІ Закона № 1797).

**** См. статью на с. 16 сегодняшнего номера.

Необходимость в появлении такой переходной нормы понятна: в связи с повышением МЗП законодатель уменьшил ставку местных налогов, привязанных к ней. И чтобы это уменьшение вступило в силу непосредственно в 2017 году, приходится приостановить действие п.п. 12.3.4 НКУ для таких налогов. Более того, законодатель позаботился также и о переходном периоде. А именно: с 1 января 2017 года и до тех пор, пока местная власть не примет решение о новых правилах налогообложения, ставки налога на недвижимость и парковочного сбора применяются с коэффициентом 0,5 ( п. 3 разд. ІІ Закона № 1791).

«Инвалютный» пенсионный сбор

Благодаря Закону № 1791 с 01.01.2017 г. исчез пенсионный сбор, который в последнее время уплачивали только физлица с операций по покупке иностранной валюты. Упоминание об этом сборе в Законе Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР исчезло и из перечня плательщиков (п. 5 ст. 1), и из объекта обложения (п. 4 ст. 2), из перечня ставок сбора (п. 6 ст. 4).

Алкоголь и табак

Закон № 1791 принес несколько существенных новаций тем субъектам хозяйствования, деятельность которых связана с алкогольными напитками и табачными изделиями. Первая и самая важная:

для розничных торговцев алкогольными и табачными изделиями отменена «алкогольная» спецотчетность

Отныне в ст. 16 Закона № 481 идет речь о том, что отчет об объемах производства и/или оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий подают только те субъекты хозяйствования, которые получили лицензии на производство и/или оптовую торговлю спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями и осуществляют такую деятельность и/или экспорт, импорт указанной продукции. Штрафы за неподачу спецотчетности к «розничникам» также не применяются ( ст. 18 Закона № 481).

Также Закон № 1791 установил годовую плату за лицензию для торговцев пивом (с объемом производства до 3000 гектолитров в год) в размере 30000 грн. ( ст. 15 Закона № 481). А если производитель произведет свыше 3000 гектолитров пива в год и будет осуществлять оптовую торговлю при наличии только этой лицензии, ему грозит штраф — 200 % стоимости реализованной партии товара, но не менее 500000 грн. ( ст. 17 Закона № 481).

Что ж, отправляемся в новый год на новых «налоговых» парусах!

выводы

  • Предпринимателям-общесистемщикам разрешено вести учет их необоротных активов, амортизировать их и включать амортизацию таких активов в расходы.
  • Запрещено применять любую льготу по налогу на недвижимость к квартирам, площадь которых составляет свыше 300 м2, и к домам, площадь которых — свыше 600 м2.
  • Всем без исключения субъектам хозяйствования придется проводить через РРО операции по продаже технически сложных бытовых приборов. Однако Минфин утверждает, что введение этой новации откладывается минимум на три месяца.
  • Субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, больше не обязаны подавать «алкотабачную» спецотчетность.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше