В зоне нашего интереса в первую очередь:
— призывники (мужчины, которым исполнилось 18 лет и больше (до 27 лет), приписанные к призывным участкам)
и
— военнообязанные (лица, пребывающие в запасе, предельный возраст которых определен в ст. 28 Закона № 22321).
1 Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.
Да еще допризывники (юноши, которым на день приписки исполнилось 17 лет). Все они подлежат воинскому учету. Документ, который с недавних пор регулирует правила такого учета, — кабминовский Порядок № 9212. Именно о нем и пойдет сегодня речь. Но перед тем, как приступить к его анализу, рассмотрим основные моменты прежних правил учета призывников и военнообязанных.
Как было
Правовое регулирование в этой области до появления упомянутого Порядка № 921 стояло на трех китах: ☺ Законе № 2232, Положении № 3773 и разработанной во исполнение последнего Инструкции № 6604.
Стоит сказать, что Положение № 377 до 23.08.2016 г. имело гриф «Для служебного пользования». Соответственно долгое время текст этого документа никто не видел. Но вот Инструкция № 660 была, так сказать, для всех. То есть через нее опосредованно исполнялось то, что было прописано в Положении № 377. В этой связи, говоря дальше о прежних правилах воинского учета, мы будем опираться именно на Инструкцию № 660. А когда перейдем к разговору о нынешних правилах, новый Порядок № 921 будем тоже сравнивать с этой Инструкцией.
Обратите внимание: КМУ обязал центральные органы исполнительной власти (в том числе Минобороны) привести свои акты в соответствие с Порядком № 921 в течение месяца. Так что Инструкцию № 660 должны рано или поздно переписать под действующий Порядок.
Итак, предприятия обязаны вести персональный воинский учет. Ему подлежат военнообязанные и призывники, которые уже состоят на учете в районных (городских) военкоматах ( п. 1.2 Инструкции № 660).
Персональный воинский учет ведется с использованием типовой формы первичного учета № П-2 «Личная карточка работника»
Форма утверждена совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 г. № 495/656.
Прежде чем перейти к обязанностям предприятия, отметим, что с принятием Порядка № 921 их перечень не изменился. Это связано с тем, что он закреплен законодательно. Однако Порядок № 921 предусматривает ряд новых нюансов, о которых мы поговорим ниже. А пока о том, что...
Как было, так и осталось
Обязанности предприятия в рамках учета призывников и военнообязанных следующие:
— проверять у сотрудников при приеме на работу наличие учетных документов (для военнообязанных — военный билет или временное удостоверение; для призывников — удостоверение о приписке к призывному участку военкомата).
При этом прием на работу военнообязанных/призывников осуществляется только после взятия их на воинский учет в военкоматах или в случае пребывания на воинском учете в СБУ ( п. 3.4 Инструкции № 660, п. 37 Порядка № 921);
— обеспечивать явку призывников/военнообязанных в военкоматы по их вызову ( ч. 1 ст. 38, ч. 2 ст. 29, ч. 8 ст. 15 Закона № 2232, п. 47 Порядка № 921);
— уведомлять об уволенных и принятых призывниках и военнообязанных в 7-дневный срок;
— вносить изменения в учетные данные призывников и военнообязанных в течение 5 дней с момента получения соответствующих документов. Данные, о которых здесь идет речь, касаются семейного положения, места проживания, образования, места работы и должности. Кроме того, отчитываться об этих изменениях до 5 числа ежемесячно районным (городским) военкоматам;
— проводить сверки учетных данных с военкоматами не реже 1 раза в год;
— оформлять «бронь» военнообязанных;
— получать под расписку от работников их военно-учетные документы для подачи в военкоматы для сверки с учетными данными и бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
— составлять и подавать ежегодно до 1 декабря списки граждан, которые подлежат приписке к призывным участкам в военкомат. Кроме того, в этот список включаются также молодые люди старше 17 лет, которые ранее не были приписаны к призывному участку. Их год рождения указывают в графе 2 списка (п. 2 Пояснений к составлению списка, приведенных в приложении 2 к Инструкции № 660);
— уведомлять военкоматы о призывниках/военнообязанных, которые нарушают правила воинского учета;
— вести и хранить журнал учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверок их учетных данных с данными районных (городских) военкоматов.
Персональный учет призывников и военнообязанных возлагается на руководителя предприятия
Такое правило устанавливается ч. 5 ст. 34 Закона № 2232. Естественно, директор передает эту «почетную обязанность», как правило, кому-то из кадровой службы.
Как стало
А теперь пройдемся по новшествам, которые предусматривает Порядок № 921.
В первую очередь скажем о норме, которая, в принципе, была и раньше (см. п. 14 Положения № 377), но сейчас ее чуток подкорректировали. Речь идет о:
доплате должностному лицу кадрового подразделения (службы управления персоналом) за ведение воинского учета
Такая необходимость возникает, когда на воинском учете у предприятия находится менее 5005 военнообязанных и призывников.
5 Если больше — в штате предприятия должно быть отдельное должностное лицо (лица), ответственное за ведение воинского учета.
Размер доплаты — не более 50 % должностного оклада. При этом обойденными остались кадровики-госслужащие — им, похоже, такая доплата не положена вообще6. А вот что касается обычных «коммерсов», они вправе установить доплату в любом размере, хоть 1 %.
6 Хотя норма прописана настолько коряво, что из нее можно сделать и противоположное заключение — такая доплата им все-таки положена, причем ее размер НЕ ограничен 50 % оклада…
Обратите внимание: Порядок № 921 изменил правила заполнения некоторых граф разд. ІІ формы № П-2. Для наглядности приведем отличия в таблице.
Как заполнить форму № П-2
Реквизит | Запись | |
Для рядового, сержантского и старшинского состава | ||
Група обліку | «НПО» (Наземно-повітряна оборона), «ВМС» (Військово-Морські Сили), «МВС» (Міністерство внутрішніх справ), «СБУ» (Служба безпеки України) | последняя буква военно-учетной специальности (от «А» до «Ч») |
Категорія обліку | 1 или 2 | 1 или 2 + серия и номер военного билета или временного удостоверения |
Склад | рядовий, сержантський або старшинський | |
Військове звання | солдат, старший солдат, молодший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик | |
Військово-облікова спеціальність | кодовое (цифровое) обозначение | 3-значное кодовое (цифровое) обозначение |
Придатність до військової служби | решение медкомиссии в отношении лиц, признаных ограниченно годными к военной службе в военное время | решение военно-врачебной комиссии в отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе в военное время |
Назва воєнкомату: -за місцем фактичного проживання; - за місцем реєстрації | название | |
Перебування на спеціальному обліку | номера перечня, пункта и раздела перечня (постановления), в соответствии с которым оформлено бронирование военнообязанного (указываются карандашом) | номера перечня, пункта, раздела, в соответствии с которым оформлено бронирование. Номер команды (для военнообязанных, которые имеют мобилизационные распоряжения) |
Для офицеров запаса | ||
Реквизиты «Група обліку", «Придатність до військової служби" не заполняются | ||
Категорія обліку | разряд запаса в соответствии с записью в военном билете | разряд запаса в соответствии с записью в военном билете + серия и номер военного билета или временного удостоверения |
Склад | командний, інженерний, технічний, юридичний, медичний, ветеринарний | |
Військове звання | молодший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капітан, майор, підполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник | |
Військово-облікова спеціальність | 6-значное цифровое обозначение | |
Назва воєнкомату: -за місцем фактичного проживання; -за місцем реєстрації | название | |
Перебування на спеціальному обліку | номера перечня, пункта и раздела перечня (постановления), в соответствии с которым оформлено бронирование военнообязанного (указываются карандашом) | номера перечня, пункта, раздела, в соответствии с которым оформлено бронирование. Номер команды (для военнообязанных, которые имеют мобилизационные распоряжения) |
Призывники | ||
Реквизиты «Категорія обліку», «Склад», «Військове звання», «Військово-облікова спеціальність», «Придатність до військової служби» не заполняются | ||
Група обліку | призовник | |
Назва воєнкомату: -за місцем фактичного проживання; - за місцем реєстрації | название военкомата, к призывному участку которого приписан призывник | |
Перебування на спеціальному обліку | реквизиты документа, который предоставляет отсрочку и на какой срок | номер пункта (абзаца), части и статьи Закона № 2232, в соответствии с которой предоставляется отсрочка, и дата, до которой она предоставляется |
Сверка учетных данных
Порядок № 921 также расширил и конкретизировал положения, которые касаются сверки данных о призывниках/военнообязанных.
Внутренняя сверка проводится по графику, утвержденному руководителем предприятия.
Проверяются наличие, соответствие и состояние учетных данных карточек призывников/военнообязанных и военно-учетных документов. Попутно предприятие сообщает военкоматам о нарушителях порядка воинского учета ( п. 45 Порядка № 921).
«Внешняя» сверка проводится между предприятиями и военкоматами. Для этого сотрудников, на которых возложены функции по ведению воинского учета, командируют в военкомат. График сверки утверждается распоряжением районной госадминистрации или горсовета.
Итоги вносят в соответствующий журнал ( приложение 7 к Порядку № 921).
«Не гунди и не перечь, а поди и обеспечь…»7
7 Л. А. Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
А сейчас поговорим об обеспечении явки призывника/военнообязанного по требованию районных (городских) военкоматов на призывные участки (пункты предварительного сбора). Теперь становится более-менее ясно, что означает эту явку «обеспечить».
Алгоритм действий таков ( п. 47 Порядка № 921):
— издаем приказ об оповещении призывников (военнообязанных) и знакомим последних с ним в части, которая касается прибытия в военкомат в определенные им сроки;
— контролируем результаты оповещения и прибытия призывников (военнообязанных) в рай- /горвоенкоматы. Подпись призывника (военнообязанного) в приказе стоит? Значит, оповещение вы проконтролировали. С контролем прибытия несколько сложнее. Для подстраховки предприятие может направить письменный запрос в военкомат и поинтересоваться, дошел работник туда или нет;
— письменно уведомляем районный (городской) военный комиссариат о лицах, которые не исполнили приказ руководителя и не прибыли по вызову.
Ранее Минобороны (см. письмо от 07.02.2015 г. № 322/2/964) хотело «повесить» на предприятие еще и уведомление органов внутренних дел о доставке нарушителя в военкомат, что явно выходило за рамки правовых возможностей предприятия. Как понимаете, теперь этот вопрос снимается.
В целом Порядок № 921 более удачно и детализированно закрепляет некоторые процедуры воинского учета. Надеемся, что новая Инструкция, которая должна прийти на смену Инструкции № 660, сгладит все остальные шероховатости Порядка. И тогда всем станет хорошо — и предприятиям, и военнообязанным. Главное, лишь бы не было войны…