НДС-льгота для международных перевозок грузов

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Суть спора. Предметом спора между субъектами хозяйствования является стоимость договора международной грузовой перевозки морским транспортом. Стоимость указанного договора стороны определяют по-разному. Спор возникает относительно услуг по обеспечению оператору доступа к причалу для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами. Несмотря на узкую направленность вопроса, он имеет значение для всех субъектов хозяйствования, которые связаны с транзитными перевозками*. Суды первой и высшей инстанций иск отклонили. Не соглашаясь с этим, истец обратился в Верховный Суд.
img 1

* Несмотря на то, что спор является хозяйственным (между двумя субъектами хозяйствования), он имеет прямое отношение к вопросам налогообложения.

Позиция сторон

Отличия в понимании стоимости договора вызваны тем, что стороны по-разному толкуют п. 197.8 НКУ в части услуг за доступ портового оператора к морскому причалу для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

По мнению ответчика, такие услуги освобождаются от НДС на основании вышеупомянутой нормы НКУ. Следовательно, платить НДС, начисленный на стоимость указанной услуги, ответчик отказывается.

Зато истец на основании полученной от налоговиков индивидуальной налоговой консультации требует от ответчика признать сумму НДС, начисленную на стоимость услуг «допусков» составляющей стоимости договора, и уплатить ему НДС в цене таких услуг.

Решение дела судом

Верховный Суд принял решение об отмене решений судов предыдущих инстанций и о направлении дела на новое рассмотрение.

По мнению Суда, обеспечение доступа портового оператора к причалу, который находится в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины, является законодательно самостоятельной и обособленной услугой от осуществления портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ. Договоры на услуги по погрузке и разгрузке груза и услуги по доступу к портовому причалу портовый оператор заключает с разными субъектами хозяйствования, порядок предоставления этих услуг регулируется разными нормативно-правовыми актами и на основании договоров, отличающимися по своей правовой природе и субъектному составу.

При таких обстоятельствах услуги по обеспечению портовому оператору доступа к причалу для выполнения погрузочно-разгрузочных работ не являются такими, которые непосредственно связаны с перевозкой грузов транзитом через таможенную территорию Украины.

Поэтому операции плательщиков налога по поставке таких услуг освобождению от налогообложения не подлежат и облагаются НДС в общеустановленном порядке

Мнение редакции

Нормой налогового законодательства, вокруг которой происходит спор, является п. 197.8 НКУ. Напомним, указанная норма предусматривает НДС-льготу для операций по поставке услуг по транзитной перевозке (перемещению) пассажиров и грузов через таможенную территорию Украины, а также по поставке услуг, связанных с такой перевозкой (перемещением).

Главным предметом спора в комментируемом решении являются услуги по допуску к портовому причалу. Без этих услуг невозможно осуществить погрузочно-разгрузочные работы, а следовательно, невозможно осуществить перевозку грузов. Поэтому надо думать, что такие услуги связаны с транзитной перевозкой, а значит, тоже должны подпадать под действие НДС-льготы. Именно такой была логика ответчика в судебном споре, на примере которого мы и рассматриваем ситуацию.

Однако суд решил иначе и фактически присоединился к позиции налоговиков. А налоговики в своих индивидуальных консультациях утверждают буквально следующее (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской области от 17.05.2017 г. № 221/6/99-99-15-03-02-15/ІПК):

(1) с целью применения п. 197.8 НКУ при предоставлении услуг, связанных с транзитной перевозкой грузов, одной из сторон договора, на основании которого предоставляются такие услуги, должен быть грузовладелец (получатель транзитных услуг);

(2) услуги, предоставляемые сторонними организациями и на основании отдельных договоров предприятию, которое оказывает услуги, связанные с транзитной перевозкой грузов, не освобождаются от обложения НДС на основании п. 197.8 НКУ.

Вышеприведенные выводы налогового органа ничем не обоснованы. Есть разве что ссылка на ст. 1 Закона о транзите грузов (которая определяет участников транзита) и на ст. 7 этого же Закона (где отмечено, что транзитные услуги могут предоставляться лишь в рамках договоров между участниками транзита). Однако ссылка налоговиков на указанные нормы не может считаться аргументом относительно отсутствия НДС-льготы. Ведь льгота установлена п. 198.7 НКУ, и она распространяется на все услуги, без которых осуществление операций по поставке услуг перевозки будет невозможным. А в нашем случае имеем именно такую операцию.

Более того, имеем позицию самих налоговиков, изложенную в ОНК № 610*:

* Аналогичная позиция изложена в консультации из БЗ, подкатегория 101.12.

(1) НДС-льгота, определенная п. 197.8 НКУ, применяется не только к собственно стоимости услуг по перевозке, но и к услугам экспедитора (вопрос 12 разд. ІІІ ОНК № 610)

(2) НДС-льгота, определенная п. 197.8 НКУ, применяется прочими участниками транспортно-экспедиторской деятельности в случае их привлечения к транзитной перевозке ( вопрос 13 разд. ІІІ ОНК № 610).

Второй тезис опровергает оба вывода налоговиков, сделанных в письме № 221/6/99-99-15-03-02-15/ІПК (ср. ). Ведь он однозначно утверждает: грузовладельцу не обязательно быть одной из сторон договора на поставку услуг, связанных с транзитом. И не только сам перевозчик, но и привлеченные им сторонние организации могут использовать НДС-льготу, определенную п. 197.8 НКУ**.

** На это мы уже обращали ваше внимание в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 38, с. 21.

Поэтому вынуждены не согласиться с выводами фискалов, к которым в комментируемом решении присоединился Верховный Суд. Тем более, что ОНК № 610 никто не отменял, а сейчас в НКУ прямо прописан приоритет обобщающей налоговой консультации над индивидуальной (см. абзац третий п. 53.1 НКУ). Поэтому пока ОНК № 610 действует — советуем пользоваться ее заключениями. Даже если эту ОНК впоследствии и упразднят, плательщик, который действовал на ее основе, не будет нести ответственность, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеню) ( п. 4 разд. ІІ Закона № 1797).

Вышеприведенный вывод можно применять для того, чтобы определять, какие именно услуги, связанные с транзитными перевозками грузов, могут быть освобождены от обложения НДС на основании п. 197.8 НКУ,

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

26 апреля 2017 года г. Киев

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины <...> установила:

<...>

15 февраля 2016 года истец на основании статьи 52 НК обратился в ГФСУ о предоставлении налоговой консультации по вопросу, являются ли объектом обложения НДС услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу для осуществления процесса погрузки или разгрузки с привлечением средств, которые находятся в собственности или используются портовым оператором для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с грузом, находящимся в таможенном режиме транзита.

ГФСУ в письме от 06 апреля 2016 года № 766816/99-99-19-03-07-15 предоставила истцу ответ, в котором отметила, что осуществление портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами освобождается от обложения НДС, поскольку такие услуги являются связанными с перевозкой (перемещением) грузов транзитом через таможенную территорию Украины. Услуги по обеспечению оператору доступа к причалу для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами не являются такими, которые непосредственно связаны с перевозкой грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а потому операции плательщиков налога по их поставке освобождению от налогообложения не подлежат и облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 %.

В дальнейшем на основании этого разъяснения истец откорректировал счета на услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалам при перегрузке транзитных грузов и доначислил ответчику 20 % НДС <...> и 26 апреля 2016 года направил ответчику письмо, приложением к которому являются счета и соответствующие акты корректировки сдачи-приема услуг.

Ответчик отказался осуществить оплату откорректированных счетов в части доначисления НДС <...>, сославшись на положения статей 53, 197 НК, в соответствии с которыми эти услуги освобождаются от налогообложения как такие, которые непосредственно связаны с перевозкой (перемещением) грузов транзитом через таможенную территорию Украины, что послужило основанием обращения истца в суд с иском.

Судебные решения об отказе в иске по рассматриваемому делу мотивированы тем, что согласно положениям пунктов 197.8, 197.9 статьи 197 НК освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также по поставке услуг, связанных с такой перевозкой (перемещением). Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным и отечественным судам, которые осуществляют международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами.

Услуга по обеспечению доступа портового оператора к причалам является обязательной и необходимой для осуществления транзитной перевозки грузов через порты. Начисление платы за услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу зависит от выполнения портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому с учетом имеющихся в материалах дела товарно-транспортных накладных, коносаментов, погрузочно-таможенных деклараций, договора на обработку транзитного груза общества с ограниченной ответственностью «П» суды пришли к выводу, что операции по оказанным истцом услугам освобождены от налогообложения на основании статьи 197 НК.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 03 июня 2013 года № 405 «Об утверждении перечня специализированных услуг, предоставляемых в морском порту субъектами естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию» лишь определен перечень услуг, предоставляемых в морском порту субъектами естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию, но не установлено, что услуга по обеспечению доступа портового оператора к причалу, находящемуся в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины, не связана с перевозкой (перемещением) грузов транзитом через таможенную территорию Украины.

В то же время суды отклонили ссылку истца на письмо ГФСУ от 06 апреля 2016 года № 766816/99-99-19-03-07-15, отметив, что в соответствии с положениями статьи 52 НК налоговая консультация не устанавливает соответствующую норму законодательства, а лишь предоставляет разъяснение налогоплательщику по конкретной норме закона, имеет исключительно рекомендательный характер, не обязывает действовать определенным образом и не является обязательной для выполнения налогоплательщиком.

Вместе с тем в деле, копия постановления по которому предоставлена для сравнения, ВХСУ, оставляя в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска ГП «Администрация морских портов Украины» о взыскании суммы доначисленного НДС, исходил из того, что участниками транзита согласно статье 1 Закона Украины «О транзите грузов» являются грузовладельцы и субъекты предпринимательской деятельности (перевозчики, порты, станции, экспедиторы, морские агенты, декларанты и прочие), которые в установленном порядке оказывают (выполняют) транзитные услуги (работы). Для применения пункта 197.8 статьи 197 НК при предоставлении услуг, связанных с транзитной перевозкой грузов, одной из сторон договора, на основании которого предоставляются такие услуги, должен быть грузовладелец (получатель транзитных услуг). Обеспечение доступа портового оператора к причалу, который находится в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины, является законодательно самостоятельной и обособленной услугой от осуществления портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ транзитного или другого груза, поскольку такие услуги регулируются разными нормативно-правовыми актами и на основании договоров, разных по своей правовой природе, а следовательно, начисление НДС на указанную специализированную услугу с учетом действующего законодательства Украины является обязательным.

Изложенное свидетельствует о неодинаковом применении судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, которое привело к принятию разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

<...>

По определению терминов, приведенных в статье 1 Закона Украины «О транзите грузов», транзит грузов — это перевозка транспортными средствами транзита транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины, а транзитные услуги (работы) — непосредственно связанная с транзитом грузов предпринимательская деятельность участников транзита, которая осуществляется в рамках договоров (контрактов) перевозки, транспортного экспедирования, поручения, агентских соглашений и т. п.; при этом участниками транзита являются грузовладельцы и субъекты предпринимательской деятельности (перевозчики, порты, станции, экспедиторы, морские агенты, декларанты и прочие), которые в установленном порядке предоставляют (выполняют) транзитные услуги (работы).

<...>

Следовательно, применение пункта 197.8 статьи 197 НК возможно к правоотношениям, предметом которых является предоставление услуг, связанных с транзитной перевозкой грузов; одной из сторон договора, на основании которого предоставляются такие услуги, должен быть грузовладелец (получатель транзитных услуг). Услуги, которые предоставляются сторонними организациями и на основании отдельных договоров предприятию, предоставляющему услуги, связанные с транзитной перевозкой грузов, не освобождаются от обложения НДС на основании пункта 197.8 статьи 197 НК.

Обеспечение доступа портового оператора к причалу, который находится в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины, является законодательно самостоятельной и обособленной услугой от осуществления портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ транзитного или другого груза на основании отдельного договора, в частности с грузовладельцем, относительно предоставления соответствующих услуг, ввиду того, что эти услуги регулируются разными нормативно-правовыми актами и на основании договоров, различающихся по своей правовой природе и субъектному составу.

При таких обстоятельствах услуги по обеспечению портовому оператору доступа к причалу для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами не являются такими, которые непосредственно связаны с перевозкой грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а потому операции плательщиков налога по их предоставлению освобождению от налогообложения не подлежат и облагаются НДС в общеустановленном порядке.

<...>

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше