Темы статей
Выбрать темы

Я на вашу блокировку НН жалобу подам! Коллективную!

Наталья Амброзяк, юрист
Было бы смешно, если бы не было так грустно... В этой статье разберемся с Порядком рассмотрения жалоб на решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН* (далее — Порядок № 485). Он не только принят, но и уже успел вступить в силу (с 14.07.2017 г.). Пройдемся по этому Порядку и посмотрим, что в нем интересненького.
img 1

* Утвержден постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 485.

Но для начала представим себе не самую приятную, но довольно распространенную ☹ ситуацию: вам приостановили регистрацию НН/РК. Как решить эту проблему?

У вас два пути:

1) вы идете в суд (если под Критерии № 567** вовсе не должны были попадать)

** Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденные приказом Минфина от 13.06.2017 г. № 567.

либо

2) обращаетесь в комиссию ГФС, о которой идет речь в пп. 201.16.2, 201.16.3 НКУ (о том, как ей подать «разблокировочные» документы, читайте на с. 5).

Если же вы захотите обжаловать приостановление регистрации НН/РК непосредственно в ГФСУ (минуя вышеупомянутую комиссию), то, скорее всего, это у вас не выйдет. Дело в том, что общий порядок обжалования решений (п. 56.3 НКУ) предусматривает подачу жалобы в вышестоящий орган. Отвечает за ведение ЕРНН ГФСУ, а именно ЕРНН в автоматическом режиме «принимает решение» об остановке регистрации «подозрительной» НН/РК. Получается, что ни о каком вышестоящем органе говорить не приходится. Соответственно и жалобу подать некуда. Кроме того, «волынка» с рассмотрением подобной жалобы может затянуться на приличное время (от 20 до 60 дней).

Поэтому все-таки придется ввязаться в процедуры, предусмотренные п. 201.16 НКУ и приказом Минфина от 13.06.2017 г. № 567. То есть подать на рассмотрение комиссии ГФС определенный перечень первичных документов и/или пояснения по поводу операции, по которой была остановлена регистрация НН/РК.

Дальше события могут развиваться следующим образом. Комиссия ГФС:

— принимает решение в вашу пользу, и спорная НН/РК регистрируется в ЕРНН

либо

— отказывает в регистрации НН.

Естественно, версия с регистрацией НН/РК в ЕРНН не вызывает вопросов. Можно выдохнуть и жить до следующего такого инцидента (которого мы вам, конечно, желаем избежать).

А вот что делать, если Фортуна повернулась к вам спиной? Тут опять же у вас один из двух вариантов:

1) суд;

2) административное обжалование решения (т. е. обращение в ГФСУ в соответствии с Порядком № 485).

Несколько слов скажем о судебном порядке обжалования.

Во-первых, обращаться следует в окружной административный суд. К тому же вам предоставляется возможность выбрать место подачи иска. Или вы обращаетесь по месту вашей регистрации (местонахождению — для юрлиц), или отправляетесь в Киев, по местонахождению ответчика (т. е. ГФСУ) (ч. 2 ст. 19 КАСУ).

Во-вторых, составляя иск, логичнее будет сформулировать два требования:

1) признать решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН незаконным;

2) зарегистрировать спорную(ые) НН/РК в ЕРНН (законность этого требования, на наш взгляд, подтверждается положениями п. «б» п.п. 201.16.4 НКУ о регистрации НН/РК в ЕРНН с момента вступления в силу решения суда о такой регистрации и ст. 162 КАСУ, по которой суд может принять любое решение, обеспечивающее восстановление нарушенных прав налогоплательщика).

В-третьих, если вы как продавец подаете иск, то покупателя необходимо привлекать в качестве третьего лица. Причина: ваш контрагент из-за незаконного решения лишается налогового кредита, что и является нарушением его прав.

Вообще-то, на наш взгляд, покупатель может обратиться с подобным иском сам. Ведь его права непосредственно нарушены подобной выходкой ГФС. А это вполне вписывается в положения КАСУ (ст. 2 и 6). Особенно это касается случаев, когда, получив отказ в регистрации НН/РК в ЕРНН, продавец просто «отморозился».

Однако суды, скорее всего, в восторге от подобного иска не будут. Ведь по общему правилу в суд имеет право обращаться лицо, в отношении которого было вынесено незаконное решение. А таковым считается продавец. Если же вы выбираете «административный путь», то тут в игру вступает Порядок № 485. О нем дальше речь и пойдет.

Тонкости подачи

Одна из особенностей касается органа, который будет рассматривать вашу жалобу. Оспаривать отказ в регистрации придется непосредственно в ГФСУ.

Что со сроками подачи? Здесь правила те же, что и для остальных «гневных обращений». Жалобы подаются в течение 10 календарных дней после получения налогоплательщиком решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН.

Обратите внимание:

сроки для подачи отсчитываются со дня получения вами отказа, а не со дня, когда этот отказ был направлен ГФСУ

Последний день срока приходится на выходной или праздничный день? Тогда последним днем такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Важный момент! Срок подачи жалобы может быть продлен по правилам и на основаниях, определенных п. 102.6 НКУ.

Во-первых, предельные сроки продлеваются руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) по письменному запросу налогоплательщика. Поскольку в нашем случае решения, касающиеся блокировки НН/РК, принимает высший налоговый орган, то и письменное заявление о продлении сроков нужно подавать в ГФСУ.

Во-вторых, основаниями* для продления станут случаи, предусмотренные п. 102.6 НКУ. Цитировать их не будем. Скажем о самых интересных: (а) налогоплательщик был за пределами Украины или (б) имел ограничение свободы передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или вследствие иных «форс-мажорных» обстоятельств, подтвержденных документально. Сюда можно включить и ситуацию с АТО**.

* Полный перечень оснований см. в п. 102.6 НКУ.

** Это основание будет работать, если у вас будет сертификат Торгово-промышленной палаты Украины или региональной торгово-промышленной палаты о подтверждении форс-мажора на период для обжалования.

Жалоба составляется исключительно в письменной форме и подается налогоплательщиком лично либо через представителя непосредственно в ГФСУ, или направляется по почте.

Подали документ непосредственно в ГФС, значит, дата подачи — это дата на штемпеле канцелярии (службы делопроизводства ГФС). Жалобу вы направили по почте? Датой подачи будет дата получения почтовым отделением от вас соответствующего почтового отправления (указывается в чеке, который отделение связи выдает вам в момент оплаты почтовых услуг).

К слову, главная фискальная служба не имеет права отказать в регистрации жалобы.

Еще один важный момент — требования к «внутреннему наполнению» вашего обращения. Оно, в частности, должно содержать следующие данные:

1) наименование или Ф. И. О. налогоплательщика-жалобщика, его налоговый адрес;

2) налоговый номер или серию (при наличии***) и номер паспорта (для ФЛП, которые имеют отметку в паспорте о праве совершать любые платежи по его серии (при наличии) и номеру);

*** Этим положением Кабмин адаптировал норму под ID-паспорт. Ведь он серии не имеет.

3) реквизиты обжалуемого решения комиссии ГФСУ;

4) информацию о причине несогласия налогоплательщика с решением комиссии ГФСУ;

5) данные об обжаловании решения комиссии ГФСУ в суде. Пункт довольно странный. Какой налогоплательщик в здравом уме и твердой памяти будет такое писать? Ведь это прямая дорога к отказу в удовлетворении жалобы (п. 6 Порядка № 485);

6) требования налогоплательщика, который подает жалобу. То есть вы должны написать, мол, требуем удовлетворить жалобу, отменить решение комиссии ГФСУ об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН и зарегистрировать НН/РК (с указанием реквизитов);

7) адрес, на который необходимо послать решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы. Если вы забыли в жалобе указать адрес, на который хотите получить решение комиссии о результатах ее рассмотрения, ответ будет направлен на ваш налоговый адрес (т. е. указанный в ЕГР*).

* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Порядок № 485 дает вам право дополнять свою жалобу пояснениями и копиями документов, которые подтверждают информацию, указанную в НН/РК. Копии заверяются в установленном законом порядке (нотариально либо подписью и печатью директора предприятия/ФЛП).

По сути, ситуация схожа с «освобождением» заблокированной НН. Единственное отличие — вы подаете подтверждающие документы исключительно в бумажном виде. Никаких электронных форм. Но такой обмен, как вы понимаете, займет гораздо больше времени.

ГФСУ на рассмотрение дается 10 календарных дней с момента получения ею жалобы

Учтите: решения комиссии ГФСУ об обжаловании отказа в регистрации НН/РК в ЕРНН не подлежат дальнейшему административному обжалованию. В этой ситуации вам опять же прямая дорога в суд.

Что в итоге?

По результатам рассмотрения жалобы ГФСУ может: (а) удовлетворить жалобу и отменить решение комиссии ГФС; (б) оставить жалобу без удовлетворения, а решение комиссии без изменений; (в) оставить жалобу без рассмотрения (только в случае отказа налогоплательщика от жалобы).

Важный момент! Если мотивированное решение по поводу жалобы не направляется налогоплательщику в течение срока, определенного п. 56.23 НКУ, то такая жалоба считается удовлетворенной в полном объеме в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (п. 16 Порядка № 485).

Здесь отметим несколько важных моментов:

Во-первых, учитывается не дата получения вами решения о результатах рассмотрения жалобы, а дата, когда налоговики это решение отправили.

Во-вторых, п.п. 56.23.4 НКУ, на который также ссылается п. 16 Порядка № 485, сформулирован коряво. Законодатель установил «10-дневный» срок для направления решения с результатами рассмотрения жалобы, но не указал, в каких днях его необходимо отсчитывать (календарных или рабочих) и с какой даты нужно начинать. Естественно, этот момент помешает и без того проблемному «льготному» удовлетворению жалобы.

В-третьих, решение о результатах рассмотрения жалобы должно быть мотивированным.

Отсюда вывод: если решение будет недостаточно мотивированным (проще говоря, пришлют отписку), то можно считать, что жалоба также удовлетворена в вашу пользу. Однако подобную позицию, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Если вы прошли все «круги ада» и вашу жалобу удовлетворили, то это станет основанием для регистрации в ЕРНН НН/РК. Однако есть еще два препятствия: (1) регистрируют только НН/РК, указанные в жалобе; (2) с учетом требований п. 2001.3 НКУ. То есть если на момент удовлетворения жалобы у вас не будет реглимита, то вся ваша кровь на поле боя будет пролита зря ☹.

И все же желаем вам избежать применения Порядка № 485. Но если придется связаться с процедурой обжалования — боритесь до конца. А мы обязательно вам в этом поможем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше