Темы статей
Выбрать темы

Используем РРО

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Алешкина Наталья
Ну вот, подготовительные мероприятия позади. Если вы следовали всем рекомендациям, приведенным в предыдущих разделах спецвыпуска, значит, ваш РРО готов к использованию. Теперь за работу! Здесь мы расскажем вам о том, как правильно проводить расчеты через РРО, и определим действия кассира до начала работы и по окончании рабочего дня. Кроме того, вы узнаете, что делать, если кассир выбил ошибочный чек, отключилась электроэнергия, РРО вышел из строя и много других нюансов, связанных с применением кассовых аппаратов.

5.1. Проводим расчеты через РРО: главные правила

РРО приобретен, зарегистрирован и запрограммирован? Тогда смело начинайте его использовать. «Управляет» РРО при осуществлении кассовых операций специальное лицо — кассир.

Работу кассира на РРО в течение дня можно подразделить на 3 основных этапа.

Этап 1. Подготовка к смене. На этом этапе кассир выполняет следующие действия:

1) проверяет наличие документов, которые должны быть на месте проведения расчетов (см. подраздел 4.3 на с. 42);

2) проверяет целостность пломб на РРО;

3) включает РРО;

4) проверяет правильность установленных даты и времени, наличие подключения к сети Интернет*;

* Что делать, если подключение к Интернету отсутствует, см. на с. 56.

5) проверяет наличие кассовой ленты и правильность ее установки, при необходимости ставит новую ленту;

6) пробивает «нулевой» (пробный) чек** с целью проверки работоспособности РРО, а также четкости и правильности реквизитов на чеке;

** «Нулевой» чек — это фискальный чек без указания товарных позиций.

7) вводит сумму разменной монеты, полученную из кассы предприятия, либо сумму средств, оставленную с предыдущего дня (смены), с помощью операции «служебное внесение».

Операция «служебное внесение» необходима для обеспечения соответствия суммы наличных на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО (X-отчете).

Этап 2. Операции в течение дня (смены). В течение дня у кассира есть определенный набор постоянных операций и операций, которые он делает при необходимости. Ознакомиться с ними вы можете на рис. 5.1 (см. с. 45).

img 1

О том, какие правила следует соблюдать при проведении через РРО расчетных операций, вы можете узнать из памятки налоговиков (о ней см. на с. 43). Так, в случае приема наличных кассир должен:

— ввести все товары в чек, отсканировав их штрих-коды или вручную;

— озвучить общую сумму покупки;

— озвучить сумму полученных от покупателя наличных средств, предварительно пересчитав их и проверив платежеспособность;

— закрыть чек;

— выдать покупателю фискальный чек и сдачу, озвучив ее сумму.

Этап 3. Окончание смены. По окончании смены кассир:

1) распечатывает ежедневный фискальный отчетный чек (Z-отчет) с обнулением информации в оперативной памяти и внесением ее в фискальную память РРО (подробнее о Z-отчете см. на с. 46);

2) подклеивает Z-отчет в раздел 1 КУРО.

Печатать Z-отчеты нужно ежедневно

Исключение — дни, в течение которых не было расчетных операций;

3) на основании данных фискального отчетного чека (Z-отчета) заполняет раздел 2 КУРО (см. с. 63).

Обратите внимание: наличные считаются своевременно оприходованными, только если данные из Z-отчета записаны в КУРО в день его распечатки ( п. 2.6 Положения № 637);

4) выключает РРО.

5.2. Служебные X- и Z-отчеты

Каждый РРО должен обеспечивать формирование и печать ( п. 11 Требований № 199):

— Х-отчета;

— Z-отчета;

— отчета о реализованных товарах (предоставленных услугах);

— периодических (полного, сокращенного) отчетов.

Все указанные выше отчеты должны иметь такие обязательные реквизиты:

— название и адрес хозяйственной единицы;

— индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, перед которым печатают большие буквы «ПН». Если субъект хозяйствования — неплательщик НДС, приводят идентификационный код согласно ЕГРПОУ или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (для ФЛП), перед которым печатают буквы «ІД»;

— фискальный номер РРО, перед которым печатают большие буквы «ФН»;

— заводской номер РРО;

— логотип производителя.

Кроме того, каждый из отчетов содержит присущие только ему показатели. Отчет о реализованных товарах (предоставленных услугах) и периодические отчеты оставим в этот раз «за кадром». А вот Х- и Z-отчеты заслуживают более детального рассмотрения. Остановимся подробно на их назначении и форме.

Х-отчет

Х-отчет — это дневной отчет без обнуления информации в оперативной памяти ( п. 2 Требований № 199). Такой отчет дает возможность контролировать и сверять имеющееся количество денег в РРО с проведенными документами.

Дополнительно к реквизитам, указанным выше, Х-отчет должен содержать также следующие данные с начала смены до момента его распечатывания ( п. 15 Требований № 199):

1) итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) по каждой ставке НДС отдельно;

2) буквенные обозначения и соответствующие ставки НДС в процентах;

3) суммы НДС по каждой ставке;

4) итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги), продажа (предоставление) которых не подлежит обложению НДС;

5) общий итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) с разбивкой по формам оплаты;

6) итоги расчетных операций и суммы НДС (в соответствии с пп. 1, 3 — 5) по суммам средств, выданных покупателям (потребителям услуг), если такой итог не равняется нулю;

7) суммы наличных по операциям «служебное внесение» и «служебная выдача»;

8) дату и время распечатки чека Х-отчета.

Если РРО предназначен для работы с несколькими валютами, чек X-отчета должен дополнительно содержать итоги расчетных операций относительно каждой валюты отдельно.

Обратите внимание: если в чеке РРО имеются данные по акцизному налогу или другому налогу (сбору), то и в X-отчете они также должны отражаться (по аналогии с информацией об НДС).

Х-отчет может формироваться только до создания Z-отчета

На предприятиях розничной торговли, у которых Z-отчет формируют один раз в сутки, Х-отчет распечатывают при сдаче выручки каждым кассиром, работающим на РРО.

Z-отчет

Все субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции, обязаны ежедневно печатать на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров/услуг) фискальные отчетные чеки (Z-отчеты). Не печатать Z-отчет можно только в те дни, когда расчетные операции не проводились ( п. 9 ст. 3 Закона об РРО).

Согласно ст. 2 Закона об РРО фискальный отчетный чек представляет собой документ установленной формы, напечатанный РРО, который содержит данные дневного отчета. Во время его печати информация об объеме выполненных расчетных операций заносится в фискальную память.

Z-отчет — это дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО ( п. 3 разд. І Порядка № 547-1, п. 2 Требований № 199).

Основное отличие Z-отчета от Х-отчета состоит в том, что при распечатке Х-отчета оперативная память не обнуляется и данные не заносятся в фискальную память.

Таким образом, основное назначение Z-отчета — обнулить оперативную память РРО и обеспечить фиксацию итога расчетов за определенный период работы в фискальной памяти РРО.

Формирование Z-отчета происходит в такой последовательности ( п. 13 Требований № 199):

— печать Z-отчета и занесение информации в фискальную память;

— обнуление регистров дневных итогов оперативной памяти;

— печать информации, подтверждающей обнуление регистров дневных итогов оперативной памяти и действительность Z-отчета.

Как и для Х-отчета, для Z-отчета предусмотрены дополнительные обязательные реквизиты. Так, в Z-отчете обязательно должны присутствовать ( п. 17 Требований № 199):

1) итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) по каждой ставке НДС отдельно;

2) буквенные обозначения и соответствующие им ставки НДС в процентах, а также даты их последнего занесения (если оно проводилось в день распечатки Z-отчета);

3) суммы НДС по каждой ставке;

4) итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги), продажа которых не подлежит обложению НДС;

5) общий итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) с разбивкой по формам оплаты;

6) итог расчетных операций и суммы НДС (в соответствии с пп. 1, 3 — 5) по суммам средств, выданных покупателям (потребителям услуг), если такой итог не равен нулю;

7) сумма наличности по операциям «служебное внесение» и «служебная выдача»;

8) количество кассовых чеков (квитанций), выданных за смену, отдельно по реализованным товарам (предоставленным услугам) и выданным средствам;

9) номер, дата и время печати Z-отчета;

10) уведомление об обнулении регистров дневных итогов оперативной памяти и действительности Z-отчета.

По аналогии с Х-отчетом, в случае предназначения РРО для работы с несколькими валютами чек Z-отчета должен дополнительно содержать итоги расчетных операций относительно каждой валюты отдельно.

Кроме того, при наличии в чеке информации об акцизном налоге или другом налоге (сборе) отразить ее следует и в Z-отчете (по аналогии с информацией об НДС).

Имейте в виду: отсутствие какого-либо из обязательных реквизитов может быть квалифицировано проверяющими как основание для непризнания Z-отчета, что приравнивается к его отсутствию. И тут вроде как опасность невелика, ведь в ст. 17 Закона об РРО в настоящее время отсутствует ответственность за нераспечатку фискальных отчетных чеков (соответствующая норма исключена с 23.07.2015 г.). Однако расслабляться все же не стоит, поскольку налоговики с давних пор очень любят подводить такие нарушения под админштраф по ст. 1551 КУоАП. О штрафах, предусмотренных этой статьей, см. на с. 84.

Кроме того, отсутствие обязательного реквизита в отчетном чеке может свидетельствовать об аналогичном нарушении требований содержания расчетного документа. А за такое нарушение вас уже накажут по полной программе на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО (см. с. 81). Этим грозят налоговики в разъяснении, приведенном в категории 109.20 БЗ.

Как часто нужно распечатывать Z-отчет? Как мы указывали ранее, Z-отчет необходимо распечатывать ежедневно за те дни, когда осуществлялись расчетные операции ( п. 9 ст. 3 Закона об РРО).

В соответствии с п. 1 примечаний к Требованиям № 199

итог расчетов исчисляют за смену, максимальная продолжительность которой не должна превышать 24 часа

Помните: в случае превышения максимальной продолжительности смены РРО должен блокироваться* ( п. 7 Требований № 199).

* После формирования и печати Z-отчета блокировка, связанная с превышением длительности смены, будет снята.

А что в этом случае считают сменой? Ответ на этот вопрос дает п. 2 Требований № 199 (ср. ). Так, сменой считается период работы РРО от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета. Поскольку итог расчетов вносится в фискальную память именно при формировании Z-отчета, выполнение требования об исчислении расчетов за смену возможно только при условии своевременной печати Z-отчетов.

Заметьте: если предприятие работает круглосуточно, Z-отчет должен печататься до окончания календарных суток (до 24:00). Такой вывод исходя из положений Требований № 199 фискалы делают в разъяснении, приведенном в категории 109.10 БЗ.

Это справедливо, ведь в противном случае возможна ситуация, когда в один день будут распечатаны два Z-отчета, а в другой — ни одного. А значит, требование Закона об РРО о ежедневной печати фискальных отчетных чеков не будет выполнено.

Аналогичного мнения придерживаются и суды. Так, в постановлениях ВАСУ от 08.09.2016 г. по делу № 803/1189/15-а и ВСУ от 13.03.2014 г. по делу № 21-5а14, от 14.06.2016 г. по делу № 0870/11140/12 указано, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции, должны печатать Z-отчеты ежедневно, т. е. каждый рабочий день по окончании смены, но не позднее 24 часов этого же дня.

Распечатка Z-отчета чаще одного раза за смену. Законодательство не запрещает распечатывать несколько Z-отчетов в течение дня.

Более того, в п. 8 гл. 4 разд. II Порядка № 547-2 специально оговорена ситуация, когда в течение рабочего дня на РРО было распечатано несколько фискальных отчетных чеков. Не видят нарушения в печати нескольких Z-отчетов и налоговики. Так, в разъяснении, приведенном в категории 109.09 БЗ, а также в письме МГУ ГФС — ЦООКП от 22.04.2016 г. № 8991/10/28-10-01-3-11 прямо говорится, что

законодательство не устанавливает ограничений относительно количества распечаток Z-отчетов

В этом случае записи в разделе 2 КУРО делают по каждому фискальному отчетному чеку отдельно.

Кроме того, в отдельных случаях распечатка нескольких Z-отчетов за день может быть обусловлена необходимостью выполнения законодательных требований. Так, п. 10 разд. III Порядка № 547-1 предусматривает порядок действий в случае, когда на период выхода из строя РРО либо при отключении электроэнергии расчетные операции проводились с использованием КУРО и РК. После установления отремонтированного (либо резервного) РРО или возобновления энергоснабжения необходимо провести через РРО отдельно по каждой ставке НДС, акцизного налога или другого налога (сбора) суммы расчетов за:

— время работы с использованием РК;

— время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя либо отключению электроэнергии, — в случае обнуления оперативной памяти.

После этого следует сделать Z-отчет. Далее в течение дня расчетные операции осуществляются в общем порядке, а по окончании смены снова делают Z-отчет.

Кроме того, может также случиться, что после печати Z-отчета за день возникла необходимость провести еще одну либо несколько расчетных операций. В этом случае также следует распечатать еще один Z-отчет.

Исправление ошибки в Z-отчете. Учтите:

вносить исправления в Z-отчет нельзя

И не только потому, что это не предусмотрено действующим законодательством, а и в связи с тем, что иначе нивелировалось бы само назначение Z-отчета: подвести итог работы РРО за смену и обнулить оперативную память.

Поскольку Z-отчет лишь отражает ошибки, допущенные за смену, исправлять следует именно эти ошибки, а не сам Z-отчет. Об отмене ошибочных сумм см. в подразделе 5.3 на с. 49.

Можно ли заменить Z-отчет Х-отчетом? Заменить Z-отчет Х-отчетом нельзя. Это объясняется тем, что итог расчетов вносится в фискальную память именно при формировании Z-отчета. Х-отчет функции внесения в фискальную память не выполняет. Кроме того, Х-отчет вообще не подпадает под определение фискального отчетного чека в понимании Закона об РРО, а это значит, что он по определению не может заменить собой Z-отчет.

Передача смены от одного кассира другому: делать ли Z-отчеты? Запомните: понятия смены для целей применения законодательства об РРО и смены при определении режима работы не являются тождественными. Как мы уже говорили, смена при применении РРО представляет собой период работы РРО от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета. Каких-либо оговорок, касающихся режима работы кассира, для целей определения смены в отношении РРО нет.

Таким образом,

делать Z-отчет при передаче смены от одного кассира другому необязательно

На это указывает и письмо МГУ ГФС — ЦООКП от 22.04.2016 г. № 8991/10/28-10-01-3-11.

В то же время, как уже было отмечено выше, законодательство не запрещает распечатывать более одного Z-отчета в течение 24 часов. Поэтому, если предприятие посчитает это целесообразным, оно может внутренними документами обязать своих сотрудников распечатывать Z-отчет при передаче смены от одного кассира другому.

Z-отчет резервного РРО. В случае выхода основного РРО из строя и проведения его ремонта расчетные операции можно осуществлять с применением надлежащим образом зарегистрированного резервного РРО ( ст. 5 Закона об РРО). При этом на субъекта хозяйствования в этом случае распространяются те же требования, что и при использовании основного РРО, в том числе и требование о ежедневной печати Z-отчетов. Если же резервный РРО в течение рабочего дня не используется, то обязанности распечатывать на нем Z-отчет, безусловно, нет. Это подтверждают и фискалы в своем разъяснении, приведенном в категории 109.06 БЗ.

5.3. Исправляем ошибочно проведенную через РРО операцию

Ошибаются все. Вот и кассир не застрахован от допущения ошибки при регистрации операции через РРО. В таком случае он вправе воспользоваться п. 7 разд. III Порядка № 547-1 и отменить ошибочно проведенную сумму расчета. Сделать это можно следующим образом:

— если используемый РРО обладает возможностью отдельно накапливать в фискальной памяти отрицательные суммы расчетов, то ошибочно проведенную сумму отменяют путем регистрации отрицательной суммы;

— если же РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм, отменить ошибочную сумму можно с помощью операции «служебная выдача».

Отменять ошибочную сумму, используя операцию «сторно», запрещено.

В напечатанном чеке в случае отмены операции перед отмененной суммой может печататься знак «-» (минус).

После того как ошибка будет исправлена, необходимо составить акт об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета. В нем следует указать данные об ошибочной сумме и реквизиты расчетного документа ( п. 8 разд. III Порядка № 547-1).

Акт передают в бухгалтерию, где он хранится в течение 3 лет. При отсутствии бухгалтерии акты подклеивают к последней странице соответствующей КУРО. Приведем пример такого акта ниже.

img 2

Исправить ошибку следует до окончания рабочего дня. Ведь действующее законодательство не предусматривает механизма исправления ошибочно проведенной через РРО суммы на следующий день. Об этом налоговики напоминают в консультации, размещенной в категории 109.06 БЗ.

Заметьте: при отмене ошибочно проведенной через РРО расчетной операции такую сумму в графах 5 — 10 раздела 2 КУРО не отражают.

5.4. Возвращаем средства покупателю

При расчетных операциях, как известно, нужно применять РРО. При этом расчетной операцией считается, в частности, выдача наличных (при использовании банковской платежной карточки — оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя) за возвращенный покупателем товар или непредоставленную услугу ( ст. 2 Закона об РРО). Однако когда речь идет о возврате денежных средств, то здесь важную роль играет также и то, за что именно происходит такой возврат. Давайте разбираться в этих нюансах.

Когда использовать РРО обязательно

Возврат оплаты за товар. Сомнений в том, что в случае такого возврата использовать РРО обязательно, не возникает. Ведь выдача наличных средств за возвращаемый покупателем товар или оформление при этом расчетных документов для перечисления средств в банк покупателя с позиции Закона об РРО является расчетной операцией. В связи с этим лица, осуществляющие такой возврат, обязаны:

— проводить указанные операции через РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций;

— выдавать лицу, возвращающему товар, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Частичный возврат оплаты за товар/услугу. При буквальном прочтении эта ситуация не соответствует определению расчетной операции. Ведь здесь речь идет об уменьшении цены за товар/услугу, которое не сопровождается возвратом товара или отказом от услуги. Несмотря на это фискалы наверняка будут требовать, чтобы возврат наличными или безналичный возврат на карточку проводился с использованием опломбированного, зарегистрированного в установленном порядке и переведенного в фискальный режим работы РРО. Как поступать при наличии таких требований контролирующих органов, каждому субъекту хозяйствования придется решать самому: спорить с ними или соглашаться.

Возврат предоплаты за товар. Если речь идет о возврате предоплаты наличными за товар, который фактически находился у продавца и покупателю не передавался, то эта операция не соответствует определению расчетной операции, приведенному в ст. 2 Закона об РРО. Ведь чтобы такая операция считалась расчетной, должен иметь место факт выдачи наличных средств за ранее оплаченный, полученный покупателем и теперь возвращаемый продавцу товар. В рассматриваемом же случае какого-либо движения товара не происходит. Продавец просто возвращает покупателю денежные средства в размере внесенной предоплаты (аванса). Таким образом, по нашему мнению, выдача наличности покупателю при возврате ранее внесенной им предоплаты за товар не требует обязательного применения РРО. При выполнении такой операции вполне можно ограничиться выпиской расходного кассового ордера.

На наш взгляд, операция по возврату «неотоваренной» предоплаты не будет считаться расчетной и в случае, когда продавец возвращает деньги обратно на карточку покупателя. Иначе говоря, проводить такой безналичный возврат через РРО также не требуется — достаточно подготовить платежное поручение на перечисление денежных средств с текущего счета продавца на карточный счет покупателя.

Однако фискалы имеют на этот счет иную точку зрения. Они считают, что возврат денежных средств (предоплаты) покупателю за товар является именно расчетной операцией, и соответственно настаивают на использовании в таких ситуациях РРО (см. пп. 2.2.55 и 2.2.147 письма № 14083). Аргументируют это тем, что в ст. 9 Закона об РРО случай неприменения РРО при возврате покупателю наличных* денежных средств за неполученный им товар не назван.

* В указанных подпунктах письма речь идет только о возврате наличных. Однако судя по приведенной аргументации, налоговики будут также возражать против безналичного возврата предоплаты за товар на карточку без применения РРО.

Возврат предоплаты за услугу. Если субъекту хозяйствования приходится возвращать аванс за услугу, которая по тем или иным причинам им фактически не предоставлена, то такой возврат считается расчетной операцией согласно ст. 2 Закона об РРО. А значит,

возвращать аванс за непредоставленную услугу придется с применением РРО

Операция возврата денежных средств за возвращенный покупателем товар или непредоставленную услугу требует применения РРО? Тогда обратите внимание на то, как оформить выплату денег правильно.

Оформляем возврат денежных средств

Регистрацию выдачи средств в случае возврата товара (непредоставления услуги) осуществляют в расходном чеке, напечатанном РРО, обеспечивающим отдельное накопление в фискальной памяти положительных и отрицательных сумм. При этом перед суммой выданных средств может печататься знак «-» (минус). Форма такого чека (№ ФКЧ-2) приведена в приложении 2 к Положению № 13 (см. с. 37 этого спецвыпуска).

А если РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов? В таком случае допускается регистрация выдачи средств с помощью операции «служебная выдача».

Использовать операцию «сторно» для этих целей запрещено

Невыполнение предприятием указанного требования может привести к применению штрафных санкций согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО (о сумме штрафа см. в разделе 8 на с. 79).

Может так случиться, что в ящике РРО недостаточно наличности, чтобы вернуть покупателю необходимую сумму. В таком случае кассиру необходимо обратиться в бухгалтерию предприятия, чтобы из кассы выдали недостающую сумму денежных средств для возврата покупателю. Такую сумму вносят в ящик РРО при помощи операции «служебное внесение». Далее кассир действует по приведенной выше схеме. Такой алгоритм действий приведен в разъяснении, размещенном в категории 109.06 БЗ.

При возврате средств покупателю учтите важный момент, оговоренный в п. 8 разд. III Порядка № 547-1. Так, если сумма средств, выданных при возврате товара (рекомпенсации ранее оплаченной услуги), превышает 100 грн., материально ответственное лицо предприятия или лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты (как правило, это кассир торгового зала), должно составить акт о выдаче средств. В нем необходимо указать:

— данные документа, удостоверяющего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги);

— сведения о товаре (услуге);

— сумму выданных средств;

— номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).

Акт о выдаче средств может быть составлен по образцу, приведенному на рис. 5.3 (см. с. 52).

img 3

Такой акт передают в бухгалтерию предприятия и хранят в течение 3 лет. При отсутствии бухгалтерии акт подклеивают на последней странице КУРО.

Интересный момент! Как указали фискалы в консультации из категории 109.20 БЗ, ответственность субъекта хозяйствования за несоставление акта о выдаче средств или неуказание в нем необходимых сведений действующим законодательством не предусмотрена.

5.5. РРО не работает: причины и последствия

Иногда по не зависящим от субъекта хозяйствования причинам случаются ситуации, когда РРО не может использоваться. Речь идет о трех случаях:

1) отключение электроэнергии;

2) поломка РРО;

3) отключение Интернета.

Что делать в таких случаях?

Сейчас расскажем обо всем по порядку.

Если временно отключили электроэнергию

При наступлении такой форс-мажорной ситуации проводить расчеты нужно с использованием КУРО и РК.

При этом

использовать КУРО и РК при отключении электроэнергии можно не более 7 рабочих дней ( ст. 5 Закона об РРО)

Если электроэнергию отключили на более длительный срок, необходимо прекратить продажу товаров (работ, услуг) за наличные до возобновления электроснабжения. В таком случае реализовывать товары можно только по безналичному расчету без использования платежных карточек.

Запаситесь документами, подтверждающими период отсутствия электроэнергии. Ведь если такой подтверждающей «первички» не будет, это может стать причиной применения штрафа за непроведение расчетных операций через РРО, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона об РРО (см. письмо ГНАУ от 05.10.2010 г. № 20886/7/10-2017).

Рассмотрим алгоритм действий в случае временного отключения электроэнергии на период не более 7 рабочих дней.

Этап 1. Подготовка к осуществлению расчетных операций.

1. После отключения электроэнергии кассир подсчитывает сумму выручки, находящуюся в ящике РРО, и записывает ее в корешок первой расчетной квитанции с пометкой «Службове внесення».

2. Кассир заполняет графы 1 — 5 раздела 3 КУРО, а именно:

— в графе 1 отражает номер первого на начало рабочего дня фискального чека;

— в графе 2 указывает номер последнего фискального чека, выполненного перед отключением электроэнергии;

— в графе 3 проставляет номер РК, которая будет использоваться в период отсутствия электроэнергии;

— в графе 4 указывает дату и время начала использования РК;

— в графе 5 приводит серию и номер первой расчетной квитанции (в корешке этой квитанции была сделана запись «Службове внесення»).

Внимание! Если свет отключили более чем на один рабочий день, то в разделе 3 КУРО графы 1 и 2 заполняют только в первый день работы без РРО (в день отключения электроэнергии), а графу 8 — только в последний день использования РК. Все остальные графы заполняют ежедневно ( п. 10 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547-2).

Этап 2. Оформление расчетных операций.

1. Заполняют расчетные квитанции (корешок и отрывную часть) на каждую расчетную операцию. Подробно об этом см. в подразделе 6.5 на с. 69.

2. В раздел 2 КУРО вносят данные за каждый день расчетов с использованием РК. При этом в записях за первый день учитывают информацию о суммах расчетов, которые были проведены с начала рабочего дня до отключения электроэнергии (на основании контрольной ленты РРО).

Если в конце рабочего дня фискальный отчетный чек не распечатывался по причине отсутствия электроэнергии, в графе 2 раздела 2 КУРО вместо номера Z-отчета указывают номер РК, которая использовалась.

3. За каждый рабочий день в раздел 3 КУРО вносят записи о реквизитах расчетных квитанций до и после окончания использования РК в пределах рабочего дня или смены. Причем ежедневно заполняют только:

— графы 3 — 5, где указывают номер используемой РК, время и дату первой расчетной квитанции, а также ее серию и номер. Эти графы заполняют в начале каждого рабочего дня (смены);

— графы 6 и 7, в которых проставляют время и дату последней выписанной за рабочий день (смену) расчетной квитанции, а также ее серию и номер.

Этап 3. Возобновлена подача электроэнергии.

1. Проводят через РРО суммы расчетов за время работы до отключения электроэнергии, если информация об этих суммах не сохранилась в РРО (в случае обнуления оперативной памяти). Указанные суммы вводят в РРО отдельно по каждой ставке НДС, акцизного налога или другого налога (сбора). Делают это на основании контрольной ленты. При необходимости может быть выполнена операция «служебное внесение» наличных, хранящихся на месте проведения расчетов (разменной монеты).

2. Подсчитывают сумму расчетов, оформленных с помощью РК, по корешкам расчетных квитанций и записывают эту сумму в корешок последней расчетной квитанции с пометкой «Службова видача» (сюда будет включена и сумма, находившаяся в ящике РРО на момент отключения электроэнергии, — этап 1).

3. Проводят через РРО сумму расчетных операций, которые были оформлены расчетными квитанциями за период отключения электроэнергии, отдельно по каждой ставке НДС, акцизного налога или другого налога (сбора).

С целью проверки правильности внесенных сумм рекомендуем распечатать Х-отчет.

4. Распечатывают Z-отчет и на его основании заполняют раздел 2 КУРО.

Если РРО не работал несколько дней, в разделе 2 КУРО следует указать, за какие даты просуммированы данные в Z-отчете

5. Заполняют графы 6 — 8 раздела 3 КУРО, а именно:

— в графе 6 указывают дату и время окончания использования РК;

— в графе 7 отражают серию и номер последней использованной расчетной квитанции;

— в графе 8 проставляют номер Z-отчета, распечатанного после ввода РРО в действие.

Вот, собственно, и все действия, которые необходимо предпринять кассиру в случае временного отключения электроэнергии. Теперь рассмотрим следующий возможный форс-мажор.

Если РРО вышел из строя (сломался)

img 4

В этом случае расчеты нужно проводить одним из следующих вариантов:

— с использованием КУРО и РК;

— с использованием зарегистрированного в установленном порядке резервного РРО.

При выходе из строя РРО предельный срок, на который следует ориентироваться для использования РК и КУРО (резервного РРО), не установлен. Поэтому, на первый взгляд, в этом случае можно использовать КУРО и РК до тех пор, пока такой РРО не отремонтируют.

В то же время такой срок установлен для ЦСО п. 2 ст. 14 Закона об РРО и п. 18 разд. II Порядка опломбирования РРО. Так, сервисный центр обязан обеспечивать возобновление работы РРО, вышедшего из строя, в течение 7 рабочих дней.

Какие действия нужно предпринять в случае выхода РРО из строя при применении КУРО и РК и при использовании резервного РРО, расскажем далее.

Используем КУРО и РК. Порядок проведения расчетов с использованием КУРО и РК при выходе из строя РРО подобен порядку действий при отключении электроэнергии, но имеет свои особенности. Алгоритм действий для такой ситуации приведем ниже.

Этап 1. Подготовка к осуществлению расчетных операций.

1. Сообщаем ЦСО о выходе из строя РРО.

2. Заполняем графы 1 и 2 раздела 4 КУРО, которая зарегистрирована на вышедший из строя РРО.

Этот раздел при обычной работе РРО не заполняют

3. Подсчитываем сумму выручки, находящейся в ящике РРО, который вышел из строя, и записываем ее в корешок первой расчетной квитанции с пометкой «Службове внесення».

4. Заполняем графы 1 — 5 раздела 3 КУРО.

Этап 2. Оформление расчетных операций.

1. Осуществляем расчетные операции, оформляемые с помощью расчетных квитанций.

2. Ежедневно заполняем разделы 2 и 3 КУРО так же, как при отключении электроэнергии (см. с. 53).

Этап 3. Возобновление работы РРО.

1. Дозаполняем вместе с работником ЦСО раздел 4 КУРО.

Работник ЦСО заполняет:

— графу 3, в которой указывает характер неисправности;

— графу 4, где проставляет дату и время возобновления работы РРО;

— графу 5, в которой ставит свою подпись и индивидуальное клеймо после передачи отремонтированного РРО.

Кассир заполняет:

— графу 6 — указывает, как проводились расчеты в период ремонта РРО (с помощью РК и КУРО или через резервный РРО);

— графу 7 — записывает номер первого Z-отчета, выполненного после возобновления работы отремонтированного РРО.

2. Если произошло обнуление оперативной памяти, проводим через РРО суммы расчетов за время работы до поломки РРО отдельно по каждой ставке НДС, акцизного налога или другого налога (сбора) (на основании контрольной ленты). При необходимости может быть выполнена операция «служебное внесение» наличных, хранящихся на месте проведения расчетов (разменной монеты).

3. Подсчитываем сумму расчетов, оформленных с помощью РК, по корешкам расчетных квитанций и записываем ее в корешок последней расчетной квитанции с пометкой «Службова видача» (сюда будет включена и сумма, находившаяся в ящике РРО на момент его поломки*, — этап 1).

* Естественно, если эта сумма не была инкассирована ранее.

4. Проводим через РРО сумму расчетных операций, которые были оформлены расчетными квитанциями за период ремонта РРО, отдельно по каждой ставке НДС, акцизного налога или другого налога (сбора). Чтобы проверить правильность введенных сумм, рекомендуем сделать Х-отчет.

5. Распечатываем Z-отчет и на его основании заполняем раздел 2 КУРО. Если РРО не работал несколько дней, в разделе 2 КУРО следует указать, за какие даты просуммированы данные в Z-отчете.

6. Заполняем графы 6 — 8 раздела 3 КУРО.

Используем резервный РРО и КУРО на него. Применение резервного РРО при выходе из строя основного очень удобно, поскольку не требует от кассира использования ручных средств расчета (расчетных квитанций). Дело в том, что расчеты с покупателями через резервный РРО происходят в обычном порядке. Хотя все равно есть некоторые особенности. В этом случае кассир действует так:

1. После поломки РРО до начала расчетных операций подсчитывает сумму средств, находящуюся в ящике РРО (сумму выручки, полученной за день до поломки РРО и отраженной в контрольной ленте, и сумму разменной монеты).

2. Включает резервный РРО. Имейте в виду:

такой РРО должен быть надлежащим образом зарегистрирован

3. Операцией «служебное внесение» вносит сумму наличных, которая переносится в ящик резервного РРО из ящика поломанного РРО.

4. Проводит расчетные операции через резервный РРО в привычном режиме. Данные из распечатанного Z-отчета вносит в КУРО, зарегистрированную на резервный РРО.

5. После возобновления работы основного РРО подсчитывает сумму наличных в ящике резервного РРО и с использованием операции «служебная выдача» передает ее в ящик отремонтированного РРО либо в кассу.

6. Распечатывает Z-отчет на резервном РРО, на основании которого заполняет раздел 2 КУРО, зарегистрированной на такой резервный РРО.

7. Разбирается с выручкой, полученной в день поломки основного РРО. Если произошло обнуление оперативной памяти, проводит через отремонтированный РРО суммы расчетов за время работы до его поломки отдельно по каждой ставке НДС, акцизного налога или другого налога (сбора) (на основании контрольной ленты). При необходимости выполняет операции «служебное внесение» или «служебная выдача» (в частности, на сумму средств, перенесенных в день поломки в резервный РРО). Для контроля правильности внесенных сумм следует распечатать Х-отчет.

8. Распечатывает Z-отчет и отражает его в разделе 2 КУРО, зарегистрированной на основной РРО.

9. Операцией «служебное внесение» вносит сумму наличных, перемещаемую из ящика резервного РРО в ящик отремонтированного РРО.

10. Раздел 4 КУРО заполняет так же, как и при использовании РК (см. выше).

11. Проводит расчетные операции через отремонтированный РРО в общем порядке. Z-отчет печатает в обычном режиме (в день возобновления работы — за период с начала проведения первой расчетной операции).

Если отключили Интернет

Если речь идет об отключении Интернета, то сначала (в течение 72 часов или до переполнения памяти модема) никаких особенностей при проведении расчетов не возникает. То есть в таком случае вы, как и раньше, продолжаете использовать свой РРО в привычном режиме.

По-хорошему, если имеются какие-то повреждения телекоммуникационной сети, операторы/провайдеры должны их устранить и возобновить доступ к Интернету с установленными показателями качества телекоммуникационных услуг в течение суток ( п.п. 26 п. 39 Правил № 295, п. 3.1 Показателей качества № 803). Однако на деле, как показывает практика, устранение неполадок не всегда происходит так оперативно.

Что же делать, если соединение с Интернетом отсутствует более 72 часов

В таком случае проведение расчетов придется приостановить, поскольку работа РРО попросту будет заблокирована ( п.п. 3.1.2 Требований № 1057). Отмечают это и налоговики в письме Миндоходов от 11.03.2014 г. № 4479/6/99-99-18-03-01-15. То же необходимо сделать в момент переполнения памяти модема контрольно-отчетной информацией (только для РРО, печатающих бумажную контрольную ленту).

Такая блокировка произойдет в связи с тем, что РРО не будет иметь возможности автоматически передать информацию о работе РРО в контролирующие органы. А если информацию передать не удается, то и расчеты осуществлять нельзя.

О блокировании вам просигнализирует сам РРО. Так, вы увидите соответствующее световое уведомление на индикаторе кассового аппарата, а также услышите звуковой сигнал.

Когда соединение с Интернетом восстановится и отчетные данные будут переданы, РРО разблокируется ( п. 9 Требований № 199).

Примечательно, что никакой необходимости в подаче бумажной РРО-отчетности о работе в «проблемный» период не возникает, поскольку после возобновления нормальной работы РРО отчетные данные будут переданы в органы ГФСУ в электронном виде*.

* О предоставлении отчетности по РК см. в подразделе 6.6 на с. 71.

Заметьте: если срок неподачи электронной РРО-информации в связи с отсутствием соединения с Интернетом не превышает 7 рабочих дней, ответственность за неподачу такой информации к субъекту хозяйствования не применяется (см. разъяснение фискалов, приведенное в категории 109.20 БЗ). Однако для этого субъект хозяйствования должен иметь документы, подтверждающие повреждение телекоммуникационной сети.

5.6. Электронная РРО-отчетность

Как мы уже говорили ранее, субъекты хозяйствования, использующие РРО**, обязаны предоставлять электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО в органы ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи ( абзац второй п. 7 ст. 3 Закона об РРО).

** Кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО по купле-продаже иностранной валюты, которые должны передавать органам ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций.

А как осуществить передачу такой электронной РРО-отчетности? Все очень просто! Субъекту хозяйствования это не стоит никаких усилий.

Все операции современный кассовый аппарат осуществляет самостоятельно

Но учтите: для того чтобы РРО самостоятельно отчитывался за проведенные на нем расчеты, субъект хозяйствования должен не только зарегистрировать свой РРО, но и подключить его (его модем) через Интернет к эквайеру (естественно, на основании заключенного со своим провайдером договора).

Упрощенно предоставление органам ГФСУ контрольно-отчетной информации в электронном виде выглядит так:

1. Передачу очередной порции отчетной информации инициирует сам РРО.

2. Набор данных средствами модуля безопасности SAM защищается от подмены, модификации и просмотра.

3. Модем обеспечивает соединение РРО с эквайером и передает защищенный набор данных.

4. Эквайер после необходимых проверок передает информацию в систему учета данных РРО (далее — СУД). Информация хранится в базе данных эквайера до получения подтверждения от СУД об успешном приеме данных.

5. Эквайер направляет РРО (или модему) подтверждение о получении и успешном сохранении набора данных.

6. РРО принимает подтверждение и сохраняет его.

7. Если процесс передачи успешно завершен, то в СУД формируется набор команд, которые передаются по всей цепочке назад на РРО (модем).

При возникновении сбоя на каком-либо участке пути «обиженный» элемент системы, не получивший достоверную порцию отчетной информации (например, эквайер), дает команду предыдущему элементу повторить операцию — вплоть до ее успешного завершения. РРО обеспечивает индикацию состояния процесса передачи. Если в определенный момент передача невозможна вследствие загруженности канала, система выберет для этого другое время.

Имейте в виду: в случае неподачи в органы ГФСУ РРО-отчетности по проводным или беспроводным каналам связи к субъектам хозяйствования применяют штрафные санкции (см. с. 83). Кроме того, за указанное правонарушение лицам, осуществляющим расчетные операции, и должностным лицам субъектов хозяйствования грозит административная ответственность в соответствии со ст. 1551 КУоАП.

выводы

  • Кассир ежедневно за те дни, когда осуществлялись расчетные операции, распечатывает Z-отчет с обнулением информации в оперативной памяти и внесением ее в фискальную память РРО.
  • Выдачу средств в случае возврата товара или непредоставления услуги осуществляют с применением РРО.
  • На период временного, но не более 7 рабочих дней, отключения электроэнергии расчеты можно осуществлять с использованием КУРО и РК.
  • Если РРО вышел из строя, расчеты можно осуществлять двумя способами: с использованием КУРО и РК или с применением резервного РРО.
  • Если более 72 часов отсутствует соединение с Интернетом, проведение расчетов через РРО приостанавливается.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше