Темы статей
Выбрать темы

Медпункт на предприятии

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Свириденко Алла, юрист Амброзяк Наталья
Наличие аптечки — это, конечно же, хорошо. Но некоторые работодатели идут дальше и для предоставления первой медицинской помощи организуют на предприятии медпункт. Такой медпункт оснащают необходимым минимальным набором лекарственных средств и медоборудования, а «хозяйничает» в нем фельдшер или медсестра. Понятное дело, что медпункт — удовольствие доступное и необходимое далеко не всем. Его целесообразно организовывать на крупных предприятиях, где существует риск для здоровья или даже жизни работников. Как открыть кабинет Айболита на предприятии и как правильно учесть расходы на его содержание — об этом мы сейчас и расскажем.

10.1. Создавать / не создавать медпункт?

img 1

Сразу заметим, что единый нормативно-правовой акт по ОТ, который обязывал бы те или иные предприятия создавать медицинские пункты, в настоящее время отсутствует. Все требования на этот счет «разбросаны» по различным отраслевым нормативным документам.

Например, наличия медпунктов требуют Правила безопасности во время разработки месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых подземным способом, утвержденные приказом Минсоцполитики от 23.12.2016 г. № 1592. А все потому, что согласно ст. 38 Горного закона Украины от 06.10.99 г. № 1127-XIV собственник (руководитель) горного предприятия обязан обеспечивать медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников горных предприятий.

Кроме того, для некоторых категорий работников законодательством предусмотрено проведение периодических медицинских осмотров (в том числе и перед выходом на работу). Например, постоянный медицинский контроль и обслуживание требуются в сфере осуществления автомобильных перевозок. Так, в соответствии с п. 1.4 Положения № 65/80 обязательному ежесменному предрейсовому и послерейсовому медицинским осмотрам подлежат водители транспортных средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. В ходе предрейсового осмотра медработник проводит медицинский осмотр водителя, при необходимости измеряет температуру тела, проверяет наличие симптомов острого или обострение хронического заболевания, жалоб на плохое самочувствие и т. д. Кроме того, при осмотре в обязательном порядке измеряют артериальное давление и частоту сердечных сокращений (п. 4.4 Положения № 65/80).

Из процитированных требований упомянутого Положения следует, что провести такой ежесменный медосмотр без организации на предприятии медицинского пункта весьма затруднительно. Гораздо удобнее проводить медицинский контроль водителей в помещении медпункта.

Ну и, наконец, к созданию медпунктов многих работодателей подталкивают ст. 13 Закона об охране труда и п. 8 Порядка № 1232.

Напомним: ст. 13 Закона об охране труда среди прочих обязанностей работодателя в случае возникновения на предприятии аварий или несчастных случаев называет применение срочных мер для помощи пострадавшим. А п. 8 Порядка № 1232 в таких случаях требует от непосредственного руководителя работ, в частности, срочно организовать предоставление первой неотложной помощи потерпевшему, обеспечить в случае необходимости его доставку в лечебно-профилактическое учреждение.

При этом, как указано в п. 4.5 разд. ІV Общих требований по обеспечению работодателями охраны труда работников, утвержденных приказом МЧС от 25.01.2012 г. № 67, по решению работодателя создают одно или несколько помещений для оказания первой медицинской помощи. Такие помещения должны быть обеспечены необходимым оборудованием и материалами.

Таким образом, можно сделать вывод:

на предприятиях с высоким риском для здоровья и жизни людей требования об обеспечении первой медицинской помощи пострадавшим от несчастного случая возможно выполнить только при наличии медпункта

Получается, медпункт, как и аптечка, является либо прямым требованием отраслевых нормативных актов, либо создается с целью заботы о здоровье сотрудников и оказания им первой медицинской помощи в соответствии с Законом об охране труда.

10.2. Организация медпункта

Медпункт на предприятии может быть организован в виде:

1) пункта охраны здоровья (здравпункта), который входит в состав поликлиники или амбулатории и не является структурным подразделением предприятия;

2) медицинского кабинета, обустроенного на территории предприятия физическим лицом — предпринимателем, осуществляющим медицинскую практику на основании лицензии;

3) медпункта, который является структурным подразделением предприятия.

Обратите внимание! В первом случае речь идет о создаваемых на предприятии

здравпунктах, медицинские работники которых не состоят с предприятием в трудовых отношениях. Согласно п. 3 Положения № 801 такой здравпункт создают по инициативе руководства предприятия по согласованию с главным врачом центра первичной медико-санитарной помощи, к территории обслуживания которого относится такое предприятие. Содержится он за счет инициатора его создания, который предоставляет помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, создает надлежащие производственные условия, обеспечивает соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, ОТ и противопожарной безопасности, осуществляет его оснащение, обеспечивает лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обеспечивает проезд медработника к здравпункту. Таким образом, здравпункт создают на предприятии только организационно (выделяют помещение, мебель и т. п.), а специалисты (медперсонал) здравпункта являются работниками поликлиники или амбулатории.

Безусловно, в случае организации медкабинета физлицом-предпринимателем предприятие также не будет иметь никакого отношения к его работникам. Здесь взаимоотношения регулируются гражданско-правовыми договорами. Предприятие может передать в аренду (или бесплатное пользование) помещение и оборудование (при его наличии). В свою очередь, предприниматель будет осуществлять медобслуживание на основании договора о предоставлении услуг с предприятием.

Эти варианты организации медпункта мы сегодня оставим «за кадром». А поговорим о том, как собственными силами предприятия создать медпункт, в котором работникам будут бесплатно оказывать первую медицинскую помощь.

Такой медпункт обычно представляет собой отдельное помещение, в котором работает фельдшер или медсестра.

Его оснащают самыми необходимыми лекарственными препаратами и медицинским оборудованием

Здесь при необходимости работникам могут измерить давление, температуру тела, оказать первую медицинскую помощь, сделать некоторые процедуры, выдать болеутоляющие или жаропонижающие медпрепараты, сделать инъекцию (согласно предписанию врача) и т. п.

Как и в случае с аптечкой, перечень необходимых медпункту медикаментов законодательством не установлен. Поэтому, снабжая медработника лекарственными средствами, следует исходить из характера вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте. Также в качестве ориентира можно взять список медикаментов из Минимального обязательного ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые отпускаются для населения из фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденного приказом Минздрава от 27.09.2005 г. № 495.

Что еще нужно сделать, чтобы организовать у себя медпункт?

Прежде всего, следует составить внутренние документы, которые будут регламентировать работу медпункта. Для этого нужно издать приказ (распоряжение) собственника или уполномоченного им органа (руководителя), а также разработать положение о медпункте. В этом положении необходимо подробно изложить порядок работы такого подразделения, а также указать основание для его организации (требования законодательства и/или коллективного договора). Также в положении, среди прочего, можно предусмотреть предоставление медицинской помощи не только собственным сотрудникам, но и членам их семей, другим лицам, которые не находятся в трудовых отношениях с предприятием, платность или бесплатность услуг для различных категорий лиц.

Должностные обязанности работников медпункта устанавливают в должностных инструкциях. Они должны иметь медицинское образование, что подтверждает соответствующий документ.

Медперсонал относится к категории работников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр и иметь санитарные книжки.

Кроме того, нужно учитывать, что согласно п. 15 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII медицинская практика в Украине подлежит лицензированию. При этом п. 4 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных постановлением КМУ от 02.03.2016 г. № 285, под хозяйственной деятельностью по медицинской практике понимает вид хоздеятельности в сфере здравоохранения, который осуществляется учреждениями здравоохранения и физлицами-предпринимателями с целью предоставления медицинской помощи и медицинского обслуживания на основании лицензии.

Конечно, оказывая медпомощь своим работникам бесплатно, предприятие доходов от такой деятельности не получает. Тем не менее и в этом случае Минздрав настаивает на том, что для открытия медпункта предприятию нужна лицензия на осуществление медицинской практики (см. письма от 22.03.2004 г. № 13/05.03.02-17 и от 14.07.2016 г. № 3.23-Г-5457/7765-зв).

Сами понимаете: для того чтобы получить лицензию, ваш медпункт должен соответствовать всем требованиям по материально-технической базе и кадровому обеспечению, которые установлены Лицензионными условиями и другими нормативными актами, регулирующими оказание медицинской помощи учреждениями здравоохранения.

Еще один момент связан с обязательной аккредитацией. Она установлена Порядком аккредитации заведения здравоохранения, утвержденным постановлением КМУ от 15.07.97 г. № 765. Подход, который уполномоченные органы применяют в отношении лицензирования, позволяет сделать вывод о том, что проводить аккредитацию медпункта тоже придется.

Как видите, сложности на пути создания медпункта на предприятии есть. Поэтому, возможно, будет проще не открывать медпункт как структурное подразделение предприятия, а заключить договор на медобслуживание с субъектом, имеющим право на осуществление медицинской практики.

В таком случае предоставление медуслуг оформляется актом. То есть такие затраты будут расцениваться не как расходы на обеспечение деятельности медпункта, а как приобретение услуг по медобслуживанию персонала.

И последний важный момент.

Фельдшер (медсестра) медпункта не имеет права выписывать листки нетрудоспособности работникам предприятия

Чтобы получить больничный, нужно обратиться непосредственно в медицинское учреждение.

При этом согласно п. 2.7 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.2001 г. № 455, лицам, направленным фельдшером здравпункта (медпункта) во время рабочей смены в лечебно-профилактическое учреждение, в случае признания их временно нетрудоспособными больничный лист выдается с момента обращения в здравпункт. Лицам, не признанным временно нетрудоспособными, врач выдает справку произвольной формы с отметкой о времени обращения в лечебно-профилактическое учреждение, а в случае если работник обращался в здравпункт в ночную смену, выдается листок нетрудоспособности со времени обращения в здравпункт до окончания рабочей смены.

Теперь рассмотрим особенности отражения расходов, связанных с деятельностью медпунктов, в налоговом и бухгалтерском учете.

10.3. Учет расходов на создание и содержание медпункта

Бухгалтерский учет

В бухучете стоимость оборудования и приспособлений, приобретенных для оснащения медпункта, учитывают в зависимости от предполагаемого срока их полезного использования, а также их стоимости. Так, приспособления со сроком службы, не превышающим 1 год, относят к оборотным и учитывают на субсчете 22. При этом их стоимость значения не имеет. При передаче их в эксплуатацию делают проводку Дт 949 — Кт 22.

Если срок службы оборудования более года, его в зависимости от стоимости учитывают либо в составе ОС (соответствующий субсчет счета 10), либо в составе МНМА (субсчет 112). Критерии отнесения активов в состав МНМА предприятие определяет в приказе об учетной политике*.

* Как правило, бухгалтеры стараются установить стоимостный критерий для разграничения ОС и МНМА на «налоговом» уровне, т. е. равным 6000 грн. ( п.п. 14.1.138 НКУ). В то же время по усмотрению предприятия он может быть определен и в другом размере.

При этом все расходы на покупку ОС предприятие сначала аккумулирует по дебету субсчета 152, а на приобретение МНМА — по дебету субсчета 153 со списанием при вводе в эксплуатацию на соответствующие счета учета.

Стоимость оборудования, которое в бухучете считается ОС, амортизируют одним из методов, установленных пп. 1 — 5 п. 26 П(С)БУ 7.

Для амортизации МНМА можно использовать следующие методы:

— прямолинейный;

— производственный;

«50 %/50 %» (амортизацию начисляют в размере 50 % стоимости в первом и последнем месяце использования оборудования);

«100 %» (амортизацию начисляют в размере 100 % стоимости оборудования в первом месяце его использования).

Начисляют амортизацию записью: Дт 949 — Кт 131, 132

Прочие расходы на содержание медпункта (стоимость лекарств, зарплату персонала, затраты на отопление, освещение медпункта и т. п.) относят в состав прочих операционных расходов (Дт 949).

Порядок отражения в бухучете расходов, связанных с деятельностью медпункта, покажем на примере.

Пример 10.1. На предприятии согласно условиям коллективного договора организован медпункт. Цель его создания — оказание первой медицинской помощи работникам предприятия.

Расходы на отопление, электроснабжение, водоснабжение составляют 2880 грн. (в том числе НДС 20 % — 480 грн.). Закуплено оборудование и приспособления на сумму 12000 грн. (в том числе НДС 20 % — 2000 грн.), а также медикаменты и перевязочный материал на сумму 250 грн. (в том числе НДС 7 % — 16,35 грн.).

В течение месяца согласно акту списано медикаментов на сумму 120 грн. Фельдшеру, работающему в медпункте, начислена заработная плата в сумме 6000 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так (см. табл. 10.1):

Таблица 10.1. Учет расходов на оборудование и содержание медпункта

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислена предварительная оплата стоимости медикаментов и перевязочных материалов

371

311

250,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

644/1

644/НДС

16,35

641/НДС

644/1

16,35

3

Оприходованы медикаменты

209

631

233,65

4

Списан налоговый кредит по НДС

644/НДС

631

16,35

5

Перечислена предварительная оплата стоимости оборудования и приспособлений

371

311

12000,00

6

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

644/1

644/НДС

2000,00

641/НДС

644/1

2000,00

7

Оприходованы оборудование и приспособления

152, 153

631

10000,00

8

Списан налоговый кредит по НДС

644/НДС

631

2000,00

9

Произведен зачет задолженностей

631

371

12000,00

631

371

250,00

10

Отражены расходы на отопление, электроснабжение, водоснабжение и т. д.

949

631

2400,00

11

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

644/1

631

480,00

641/НДС

644/1

480,00

12

Перечислена оплата за отопление, электроснабжение, водоснабжение и т. д.

631

311

2880,00

13

Начислена заработная плата фельдшеру медпункта

949

661

6000,00

14

Удержан НДФЛ из зарплаты фельдшера

661

641/НДФЛ

1080,00

15

Удержан ВС из заработной платы фельдшера

661

642/ВС

90,00

16

Начислен ЕСВ на зарплату фельдшера

949

651

1320,00

17

Списана стоимость использованных медикаментов

949

209

120,00

18

Введены в эксплуатацию оборудование и приспособления

10, 112

152, 153

10000,00

Налоговый учет

Налог на прибыль. Малодоходники в налоговом учете по прибыли расходы на содержание медпункта учитывают по бухгалтерским правилам. А вот предприятиям-высокодоходникам, а также малодоходникам-добровольцам нужно помнить, что у них налоговый учет бухгалтерскими данными не ограничивается. Для расчета налога на прибыль им приходится корректировать бухгалтерский финрезультат на налоговые разницы, в том числе на разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов.

Это значит, что такие субъекты хозяйствования вынуждены вести отдельный налоговый учет операций с ОС. Поэтому при покупке оборудования для медпункта, которое для целей НКУ относится к ОС,

не забудьте сформировать его первоначальную стоимость в отдельном налоговом учете, а также определиться с «налоговым» методом начисления амортизации и сроком ее начисления для целей налогообложения

Обратите внимание! Выше мы уже говорили, что медпункт на предприятии — всегда или прямое требование отраслевых нормативных актов, или следствие требований Закона об охране труда. Поэтому, на наш взгляд, говорить о непроизводственном характере оборудования для медпунктов нельзя. Такие активы участвуют в хоздеятельности предприятия, а значит, подлежат «налоговой» амортизации.

НДС. При приобретении медицинских препаратов и медоборудования предприятие, как обычно, отражает налоговый кредит по НДС в размере 7 или 20 %. Главное условие при этом — наличие правильно оформленной и своевременно зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

В периоде использования (ввода в эксплуатацию) таких активов логично возникает вопрос: не нужно ли в этом случае начислять «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС?

Как мы говорили ранее, медпункт — это не простая прихоть работодателя. Его открывают для наиболее полного соблюдения законодательства в сфере ОТ с целью сохранения здоровья, а иногда и жизни работников. То есть можно утверждать, что работа медпункта направлена на обеспечение хозяйственной деятельности предприятия и связана с производством продукции (работ, услуг).

В то же время налоговики могут настаивать на том, что предприятие осуществляет отдельную деятельность по оказанию услуг здравоохранения. Напомним: бесплатное предоставление услуг приравнивается к их поставке согласно п.п. 14.1.185 НКУ. А значит, появляется вопрос с налогообложением такой поставки.

С одной стороны, о начислении налоговых обязательств по НДС при предоставлении бесплатных медуслуг беспокоиться не нужно. На основании п.п. 197.1.5 НКУ поставка услуг здравоохранения учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию, освобождается от обложения НДС. Случаи, на которые эта льгота не распространяется, перечислены в том же подпункте Кодекса, но маловероятно, что такие услуги оказывает медпункт предприятия.

С другой стороны, если при приобретении для медпункта оборудования и медикаментов был отражен налоговый кредит, то их использование в необлагаемой деятельности вызывает необходимость начисления налоговых обязательств согласно п.п. «б» п. 198.5 НКУ. Кроме того, не нужно забывать и о начислении налоговых обязательств на основании ст. 199 НКУ по товарам (услугам, необоротным активам), которые используются как в облагаемой, так и в необлагаемой деятельности.

В связи с изложенным желательно до начала работы медпункта заручиться налоговой консультацией, чтобы впоследствии мнение фискалов не стало для вас неожиданностью. И уже исходя из этого сделать свой выбор.

Впрочем, на наш взгляд, налоговикам придется потрудиться, чтобы доказать, что предприятие действительно оказывает какие-то услуги работникам. Скорее, это обеспечение собственной хозяйственной деятельности, как, скажем, обеспечение работников канцтоварами.

НДФЛ, ВС и ЕСВ. Как правило, стоимость медрасходов на «душу рабочего населения» предприятия определить невозможно. Поэтому в этом случае мы имеем дело с неперсонифицированными доходами, которые, как вы знаете, не включаются в налогооблагаемый доход работников и не облагают НДФЛ.

Но даже если вам удастся посчитать, сколько бесплатных лекарств получил каждый работник, от НДФЛ нас спасает п.п. 165.1.19 НКУ. Напомним: согласно этому подпункту в налогооблагаемый доход не включают стоимость средств или имущества (услуг), предоставляемых за счет работодателя как помощь на лечение и медобслуживание налогоплательщика при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи.

Отсутствие объекта обложения НДФЛ автоматически избавляет нас от необходимости удерживать в этом случае и ВС

Теперь о ЕСВ. Расходы предприятия на оплату услуг по лечению работников, которые были предоставлены учреждениями здравоохранения, не включаются в фонд оплаты труда согласно п. 3.30 Инструкции № 5. На основании п. 3.27 указанной Инструкции не попадают в фонд оплаты труда также расходы на оздоровительные мероприятия. Кроме того, упомянутые расходы мы найдем среди выплат за счет работодателя, на которые не начисляют ЕСВ (см. пп. 13 и 10 разд. ІІ Перечня № 1170 соответственно). А значит, затраты на медобслуживание работников (даже при условии их персонификации) не включают в базу начисления ЕСВ.

Что касается зарплаты работников медпункта, то ее налогообложение осуществляется в общем порядке.

выводы

  • Осуществление деятельности по медицинской практике подлежит лицензированию, а потому, открывая медпункт, вам придется получить соответствующую лицензию.
  • В бухучете расходы на содержание медпункта (стоимость лекарств, зарплату персонала, затраты на отопление, освещение медпункта и т. п.) относят в состав прочих операционных расходов (Дт 949).
  • В налоговоприбыльном учете малодоходники отражают расходы на содержание медпункта по бухучетным правилам. Высокодоходникам же следует помнить о существовании амортизационных налоговых разниц и необходимости вести отдельный налоговый учет ОС.
  • Стоимость медпомощи, предоставленной работнику в медпункте предприятия, не облагается НДФЛ и ВС, а также не включается в базу начисления ЕСВ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше