Темы статей
Выбрать темы

Второй уровень блокировки НН/РК, или Когда НН/РК в зоне риска

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Если НН/РК не вписались в перечень документов, получивших «блокировочный» иммунитет, т. е. не соответствуют признакам, перечисленным в п. 5 Критериев № 567, — они в зоне риска и подлежат мониторингу. Система такие операции фильтрует на предмет их соответствия «рисковым» операциям, признаки которых определены в п. 6 Критериев № 567. И тут самое большое количество нестыковок. Несмотря на то, что в этом вопросе от плательщика особо ничего не зависит, тем не менее понимать, как, в принципе, работает каждый критерий, необходимо. Об этом наша статья.

Как мы уже сказали, на втором уровне блокировки НН/РК подлежат автоматизированному мониторингу на предмет соответствия условиям, перечисленным в п. 6 Критериев № 567. Если операция попала в эти критерии, то будьте готовы к тому, что регистрация НН/РК будет приостановлена. Давайте их рассмотрим.

Обратите внимание: в п. 6 Критериев № 567 всего два подпункта. Вместе с тем в первом подпункте сразу три критерия, которые должны применяться одновременно. Описывать детально каждый из них не будем (об этом мы писали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 53, с. 2 и 5), а кратко сгруппируем их в таблице.

Условия, при которых регистрация НН/РК будет приостановлена

Подпункт п. 6 Критериев № 567

Критерии 2-го уровня блокировки

Пояснение

1*

Объем поставки товара/услуги в 1,5 раза превышает разницу между объемами приобретения и объемами поставок

Для расчета учитываются только данные по НН/РК с 1 января 2017 года, т. е. операция по продаже товара, приобретенного до этой даты, рискует очутиться под колпаком этого критерия. В расчете не учитывается количественный показатель, а принимаются во внимание только стоимостные объемы приобретений и продаж в разрезе кодов товара. В объеме приобретения не учитываются также операции, освобожденные от НДС или облагаемые по нулевой ставке. Кроме того, не участвуют приобретения товаров/услуг у неплательщиков НДС, поскольку такие товары/услуги, в принципе, не проходят через СЭА

Остаток «рискового» товара на «виртуальном» складе — больше 75 %

Остаток товаров определяется в разрезе кодов УКТВЭД и по правилам, по которым рассчитывается предыдущий критерий. Перечень таких «рисковых» товаров утвержден приказом ГФСУ от 30.06.2017 г. № 461

Проверка кодов товаров НН/РК, имеющихся в Таблице

Отсутствие в Таблице товара/услуги, указанного/указанной в поданной на регистрацию НН, как товара/услуги, поставляемых на постоянной основе

* Если все вышеперечисленные условия выполняются, то для приостановления регистрации НН/РК система проверяет выполнение еще одного критерия. А именно: суммарное значение НДС в НН/РК, зарегистрированных в отчетном периоде, должно быть больше среднего значения уплаты ЕСВ, налогов, сборов (кроме «импортного» НДС) за последние 12 месяцев. Только при выполнении одновременно всех этих условий НН/РК подлежат блокировке.

2*

Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, удостоверяющих право на производство, экспорт, импорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами (продукцией) в отношении товаров, указанных в предоставленных НН/РК

Здесь все предельно ясно. Нет лицензии — нет права на поставку. А значит, блокировка НН/РК, в принципе, оправдана.

Другое дело, когда, например, применяется кассовый метод начисления НО по НДС. Если отгрузка товара произошла в периоде действия лицензии, а денежные средства зашли позже (когда лицензия была аннулирована). Для «разблокировки» такой НН нужно будет подать документы согласно Исчерпывающему перечню

* Этот критерий самодостаточный и не требует выполнения каких-то дополнительных условий. То есть при отсутствии разрешительных документов, независимо от соответствия другим критериям 2-го уровня, регистрация НН/РК приостанавливается.

Обратим внимание на некоторые откровенно абсурдные моменты критериев 2-го уровня блокировки НН/РК.

Критерий «1,5 наценки». Блокировка «цепляет» те НН/РК, в которых объем поставки конкретного товара/услуги в 1,5 раза превышает разницу между его объемами приобретения и поставок (раньше — «между объемами поставок и объемами приобретения»). Другими словами, это проверка несоответствия объемов поставки конкретного товара/услуги объемам его приобретения. Напомним: объемы считаются по значению гр. 10 зарегистрированных НН.

С помощью этого критерия налоговики, видимо, планируют отследить, не продает ли плательщик больше, чем покупает. К тому же фискалы решили, что 50 % наценки вполне достаточно для ведения честного бизнеса.

Однако при расчете критерия «1,5 наценки» учет объемов приобретений и продаж осуществляется в различных (несопоставимых) ценах (покупных/продажных) и без учета (!) их количества. Обратите внимание: товары, приобретенные до 01.01.2017 г., в принципе, в расчете не участвуют, хотя в объемы продаж они, безусловно, попадают. К тому же

очевидно, что вычет из стоимости купленного товара стоимости проданного рано или поздно неминуемо даст отрицательное значение

Вот и получается полная ерунда. Смотрите сами.

Самый простой пример. Купив товар на общую сумму 120 грн., продать его (без риска блокировки НН) вы можете не дороже, чем за 180 грн. (120 х х 1,5). При регистрации НН на большую сумму вам грозит блокировка НН. Как видим, размер наценки фактически ограничен 50 %. К тому же после продажи получим отрицательный остаток: «минус» 60 грн. (120 - 180). Естественно, этот «минус» ухудшит ситуацию с будущими поставками товара этого же кода.

А если товар приобретался у неплательщика НДС, то НН, составленная на его поставку, сразу окажется в зоне риска, ведь информация о таком товаре в СЭА попросту отсутствует. Аналогичные последствия ждут НН, составленные на товар, который числился у плательщика в остатке на 01.01.2017 г. Ведь учитываются только приобретения до 01.01.2017 г., а значит, по этой причине вполне может произойти превышение объемов поставок над объемами приобретений.

И еще одна ситуация. Допустим, продаем товар разными партиями, придерживаясь 50 % норматива наценки (т. е. не выше 50 %). Куплено 20 единиц товара по 1000 грн. (без НДС) за каждую. На общую сумму 20000 грн.

Продаем: 10 единиц по 1400 грн. (14000). В этом случае НН в зону риска не попадает ((20000 - 14000) х х 1,5 < 14000), поэтому регистрируем ее без проблем. Остаток на «виртуальном» складе составляет 6000 грн. (20000 - 14000). Следовательно, продать вторую партию без риска блокировки НН можно только на сумму 9000 грн. (6000 х 1,5) или 900 грн. за единицу товара (9000 грн. /10 ед.). Выходит, что вторую часть партии товара можно реализовать только по цене ниже (!) цены приобретения, иначе есть риск попасть под блокировку!

Кстати, в объемах приобретения теперь не учитываются объемы приобретения товаров/услуг по льготным и нулевым операциям*.

* Изменения внесены в Критерии № 567 приказом Минфина от 21.07.2017 г. № 654 (вступил в силу 12.08.2017 г.).

То есть такие «льготные» покупки не будут увеличивать показатель объемов приобретений

Как говорят налоговики, так они хотят установить дополнительный контроль над освобожденными и льготными операциями. Это, в свою очередь, позволит остановить дальнейшее использование схем фиктивного НК по НДС (см. http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/306680.html). Например, в ситуации, когда в «поставочных» НН всплывает НДС по товарам/услугам, приобретавшимся ранее «без НДС».

Относительно «предоплатной» НН (когда поступает предоплата за товары/услуги, которые еще не приобретены продавцом и не значатся у него в остатках) налоговики отметили (см. 101.17 БЗ), что в таком случае налогоплательщик имеет право предоставить в Таблице информацию о товарах, по которым получена предоплата. Видимо, в такой ситуации у предприятий-торговцев в Таблице двумя разными строчками — «на входе» (с заполненной графой 3) и «на выходе» (с заполненной графой 4) будет(дут) фигурировать одна и та же (те же) позиция(и) товаров, работ или услуг, которые были предоплачены контрагентом. Естественно, такую Таблицу необходимо будет сопроводить Пояснением. А вот производители продукции и услуг указывают в Таблице «на входе» и «на выходе» разные коды и прилагают Пояснение иного содержания.

Словом, радует в этом критерии одно: под блокировку попадают только те Н/РК, которые при этом одновременно соответствуют еще и другим условиям, указанным в п. 6 Критериев № 567 (см. таблицу).

Наличие в остатке 75 % «рисковых» товаров. Перечень таких «рисковых» товаров утвержден приказом ГФСУ от 30.06.2017 г. № 461 и он достаточно внушительный. Для того, чтобы обратиться к его помощи, не мешало бы сначала понять, как рассчитывать этот остаток товара. Как мы уже писали ранее (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 53, с. 2 и 5), п.п. 2 п. 6 Критериев № 567 прописан некорректно и не дает четкого понимания, каким образом рассчитывается остаток товара. Но, как показала практика,

расчет остатка осуществляют по правилам п. 6 Критериев № 567, т. е. рассчитывается остаток товара в «виртуальном» складе

Этот остаток товара не имеет ничего общего с фактическим остатком товара. Ведь «виртуальный» остаток не учитывает:

— остатки товаров на 01.01.2017 г.;

— приобретения у неплательщиков НДС;

— приобретения до регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС.

В то же время «зависают» в остатках товары, которые не были реализованы третьим лицам, а были потреблены плательщиком в процессе собственной хозяйственной деятельности. Если такие товары относятся к группе риска, то, ясное дело, они будут увеличивать процент «рискового» товара в общем объеме товаров на «виртуальном» складе.

К тому же на 75 % показатель «рисковых» товаров оказывают влияние объемы не облагаемых НДС и облагаемых по нулевой ставке операций, поскольку они исключаются из расчета объема приобретений, но учитываются в объемах поставок (п.п. 1 п. 6 Критериев № 567).

Интересный момент для розничных торговцев. При составлении итоговой НН (тип причины «11») по розничным продажам, как правило, продавец не заморачивается с указанием кодов каждой группы товаров. И это понятно. Во-первых, никакой ответственности за такое нарушение продавцу не грозит, а во-вторых, на такие НН распространяется «блокировочный» иммунитет (п. 5 Критериев № 567). То есть, по сути, это лишняя морока для бухгалтерии.

Вместе с тем

отсутствие информации о кодах фактически реализованного товара будет сказываться на виртуальном остатке товара — соответственно на 75 % показатель «рискового» товара

Коснуться эта проблема может тех плательщиков, которые, кроме розницы, осуществляют другие операции по поставке товаров плательщикам НДС. То есть когда продавцу придется, кроме итоговых НН, регистрировать в ЕРНН налоговые накладные, подлежащие мониторингу (подробнее см. статью на с. 31).

Таблица и пояснения к ней. Это по сути еще один критерий. Даже если ваша НН/РК соответствует критериям «1,5» и «75 %», то она не будет приостановлена, если вы подадите Таблицу с указанием соответствующих кодов УКТВЭД/ГКПУ, которая будет принята.

К этой Таблице также прилагается пояснение, в котором отмечается специфика хозяйственной деятельности, имеющая неизменный характер, с возможной ссылкой на налоговую и иную отчетность налогоплательщика.

Обратите внимание: возможность подать Таблицу еще до приостановления регистрации НН/РК появилась благодаря вступлению в силу 13.10.2017 г. изменений в Критерии № 567 (см. приказ Минфина от 18.09.2017 г. № 776). Напомним: ранее налогоплательщик имел право предоставить Таблицу только после получения квитанции о приостановлении регистрации НН/РК.

Сразу отметим, что вышеуказанными изменениями была изложена в новой редакции Таблица. Отныне ее дополняет отметка «Сільськогосподарський товаровиробник...». И все новшества связаны именно с этим (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 75, с. 2).Согласно информации, размещенной на официальном сайте налоговиков (см. http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/313681.html), принимать Таблицу по форме (J/F1312302), с учетом требований приказа № 776, должны были начиная с 23.10.2017 г.

И еще одно: в случае если к контролерам поступит информация, свидетельствующая о предоставлении плательщиком недостоверной информации в Таблице, то комиссия ГФС вправе принять решение о ее неучете. То есть в ходе мониторинга допускается субъективная оценка фискалами конкретного плательщика.

Если даже так сложилось, что НН/РК соответствуют одновременно всем трем вышеперечисленным критериям, то и это еще не приговор. Система сравнивает суммарное значение НДС в НН/РК, зарегистрированных в отчетном периоде, и среднее значение уплаты ЕСВ, налогов, сборов (кроме «импортного» НДС) за последние 12 месяцев. Если суммарное значение НДС отчетного периода превысит средний показатель уплаченных налогов, то блокировки уже не миновать.

А вот в случае отсутствия разрешительных документов регистрация НН/РК приостанавливается независимо от соответствия операции прочим критериям риска.

выводы

  • Отсутствие разрешительных документов на операцию поставки является самостоятельным критерием, соответствие которому приводит к блокировке НН/РК.
  • При условии, что сумма НДС в НН/РК за отчетный период не зашкаливает за «среднемесячные налоги и ЕСВ», система их мониторит еще по трем критериям одновременно.
  • Критерий «75 % остатка рисковых товаров» ничего общего не имеет с реальными остатками товаров на складе. А критерий «1,5 наценки», без сомнения, искажает реальную картину с формированием продажной цены товара.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше