Темы статей
Выбрать темы

Новые правила игры с электронными документами

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Приказ Минфина от 06.06.2017 г. № 557

С 15 ноября «приказала долго жить» печально известная многим налогоплательщикам (особенно — плательщикам НДС) Инструкция по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233.

Ей на смену с этой даты пришел Порядок обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденный комментируемым приказом (далее — Порядок № 557). Он определяет основные организационно-правовые принципы электронного документооборота плательщиков с контролерами. В нем значительно расширен «терминологический словарь»: в частности, приведены определения терминов «обязательный реквизит электронного документа», «первая квитанция», «вторая квитанция», «операционный день», «извещение о прекращении действия договора» и ряд других.

О документообороте. Мы не будем пересказывать общие требования к электронному документообороту (вы изучите их сами в разд. ІІ Порядка № 557). Отметим лишь некоторые детали. В частности, ими установлено, что первую квитанцию (о получении), как и прежде, контролеры должны отсылать автору электронного документа (ЭД)* в течение двух часов со времени его получения, в ином (?..) случае** — в течение первых двух часов следующего операционного дня.

* То есть лицу, создавшему ЭД.

** Согласно старой Инструкции № 233 этот «иной случай» должен был наступить, когда автор представлял налоговый ЭД после 16:00, теперь же не совсем понятно, что это за случай.

вывод документа


В случае наличия второй квитанции о приеме ЭД датой и временем его приема (регистрации) считаются дата и время, указанные в первой квитанции

В первой квитанции сообщается о результатах автоматизированной проверки ЭД. В случае отрицательных результатов там сообщается о неприеме ЭД с указанием причин, в таком случае вторая квитанция (о приеме) не формируется. Если автору ЭД в течение установленного срока после его отправления не поступила первая квитанция, ЭД считается не полученным адресатом!

Вторая квитанция формируется не позднее следующего дня с момента формирования первой квитанции и является подтверждением о приеме (регистрации) (или неприеме — с указанием причин) ЭД контролерами.

О новом Договоре. Весьма изменились форма и порядок заключения, а также случаи расторжения Договора о признании электронных документов (далее — Договор), примерный «образец» которого см. в приложении 1 к Порядку № 557.

Теперь порядок заключения Договора следующий. Юрлица, самозанятые лица, налоговые агенты, контролирующие органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления получают статус СЭД*** с даты заключения Договора путем присоединения к нему на основании Заявления о присоединении к Договору (далее — Заявление), форма которого приведена в приложении 2 к Порядку № 557.

*** Субъекта электронного документооборота.

Но это не касается обычных (не самозанятых) физических лиц — они считаются СЭД автоматически и имеют право подавать ЭД в контролирующие органы с использованием ЭЦП.

Итак, Заявление подается в электронном виде — все (!) его реквизиты обязательны для заполнения, иначе получите первую квитанцию с отказом в приеме.

Подписант**** заканчивает создание заявления наложением на него ЭЦП, при наличии электронной печати на заявление накладывается и печать. Затем Заявление шифруется и направляется в течение операционного дня в определенном формате средствами телекоммуникационной связи в контролирующий орган по месту учета автора.

**** Им должен быть руководитель, указанный в ЕГР.

После автоматической проверки Заявление принимается к рассмотрению контролирующим органом (если первая квитанция не содержит перечня ошибок) и должно быть рассмотрено в течение одного рабочего дня. Если к концу следующего рабочего дня за днем представления заявления контролирующий орган не известил автора о присоединении к договору, то присоединение производится автоматически. Подтверждением присоединения или отказа в нем является получение автором второй квитанции.

Основания для отказа в приеме заявления перечислены в п. 9 разд. ІІІ Порядка № 557. Там, среди прочих, фигурируют: отсутствие автора на учете в контролирующем органе; несоответствие регистрационных данных автора, указанных в Заявлении, данным ЕГР и Госреестра самозанятых лиц; наличие действующего Договора и др. Поэтому будьте внимательны при заполнении Заявления и «стыкуйте» его данные с теми, что указаны в ЕГР (или Госреестре самозанятых лиц). Основание в виде наличия действующего договора стыкуется с тем, что согласно новым правилам при изменении местонахождения (места проживания) автора Заявление по новому местонахождению не направляется.

вывод документа


Новые основания для прекращения договора контролирующим органом:

— получение информации от АЦСК о завершении срока действия (или отмены) усиленного сертификата руководителя;

— получение информации из ЕГР об изменении руководителя;

— получение информации из ЕГР о прекращении юрлица;

— наличие в Реестре самозанятых лиц информации о снятии с учета самозанятого лица как плательщика в контролирующем органе;

— наличие в Госреестре физлиц информации о закрытии регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов — подписанта Заявления (руководителя) в связи со смертью

Специально обращаем внимание читателей на то, что в новом Порядке № 557 весьма расширен список оснований для прекращения действия Договора контролирующим органом. Напомним: раньше таких оснований формально было только два (они упоминались в п. 4 разд. 6 Примерного договора): непредставление плательщиком нового усиленного сертификата (сертификатов) открытого ключа вместо отмененных или изменение плательщиком места регистрации. Впрочем, на практике фискалы этого очень часто не придерживались и расторгали договор под незаконными предлогами и когда им вздумается (см., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 27, с. 4). Правда, с тех пор ситуация слегка улучшилась — согласно п. 49.4 НКУ с 2017 года в случае прекращения фискалами Договора плательщик имеет право представлять отчетность лично или по почте, однако проблем с регистрацией налоговых и акцизных накладных это не решает…☹

Сейчас список оснований для прекращения изложен в п. 14 разд. ІІІ Порядка № 557. Понятно, что изменение плательщиком места регистрации уже среди оснований отсутствует, зато добавился ряд новых оснований (и — новых проблем?).

О действующих договорах. Наверное, всех волнует ответ на вопрос: а что же будет с действующими договорами о признании ЭД?

Ответ на него дает п. 4 комментируемого приказа. Им установлено, что договоры о признании электронных документов, действующие на день вступления этого приказа в силу, продолжают действовать до возникновения оснований, определенных п. 14 разд. III Порядка № 557. Ну а как оно выйдет на практике, поживем — увидим. «Сюрпризы» от фискалов очень даже не исключаются ☹

И еще. В течение двух недель со дня вступления в силу Порядка № 557 (т. е. до конца ноября) ГФСУ должна обеспечить обнародование нового Договора на сайтах своих территориальных органов.

Надеемся, что при новом Порядке № 557 плательщикам станет работать в «ЭД-области» хоть немного легче…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше