Требования к качеству товаров
За соблюдением со стороны продавцов и производителей прав покупателей зорко «следят» ГКУ, ХКУ и Закон о защите прав потребителей. Причем при продажах товаров юрлицам и ФЛП работают ГКУ и ХКУ, а при продажах обычным физлицам — ГКУ и Закон о защите прав потребителей. Как правило, физлица менее защищены, поэтому этот Закон устанавливает более жесткие правила. Разумеется, они требуют более внимательного рассмотрения, поэтому в статье прежде всего обращаем внимание на них.
Эти документы выдвигают жесткие требования к качеству товаров, которые продавец (производитель) передает своим покупателям. Так, товар, который продавец (производитель) передает или обязан передать покупателю, должен отвечать требованиям к его качеству в момент его передачи, если другой момент определения соответствия товаров этим требованиям не установлен договором купли-продажи (ч. 1 ст. 675 ГКУ). А вот ч. 1 ст. 6 Закона о защите прав потребителей говорит нам о том, что
продавец (производитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции
Более того, производитель должен обеспечить надлежащую работу (использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, т. е. гарантирует качество товара, в течение всего гарантийного срока (ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
Что же такое гарантийный срок и как определить его продолжительность?
Гарантийный срок
Гарантийный срок — это срок, в течение которого производитель (продавец или какое-либо третье лицо) берет на себя обязательства об осуществлении бесплатного ремонта или замене продукции (п. 5 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).
Гарантийный срок, как правило, должен быть установлен нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором (ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей). Но не думайте: если гарантийный срок в перечисленных документах не установлен — это означает, что его нет. На самом деле в таком случае «работает» правило ч. 5 ст. 7 Закона о защите прав потребителей: в отношении продукции, на которую гарантийный срок не установлен, потребитель может предъявлять требования продавцу (производителю), если недостатки были выявлены в течение 2 лет, а в отношении объекта строительства — не позднее 10 лет с момента передачи товара/объекта строительства покупателю.
В общем случае расчет гарантийного срока начинают с момента передачи товара покупателю (ч. 1 ст. 676 ГКУ)
В то же время есть и несколько исключений из общего правила. Так, при продаже (ч. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей):
(1) товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара покупателю не совпадают, — гарантийный срок считают со дня передачи товара покупателю;
(2) товаров, которые требуют специальной установки (подключения) или составления — гарантийный срок отсчитывают со дня их осуществления;
(3) товаров и недвижимого имущества, время передачи, установки (подключения) или составления которых определить невозможно, или если имущество находилось у покупателя до заключения договора купли-продажи — гарантийный срок считают со дня заключения договора купли-продажи;
(4) сезонных товаров (одежда, меховые и другие изделия, а также обувь) — расчет гарантийного срока ведут с начала соответствующего сезона (см. Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, утвержденный постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172).
При проведении гарантийного ремонта гарантийный срок увеличивается на время пребывания продукции в ремонте (ч. 6 ст. 7 Закона о защите прав потребителей)
При этом период, на который вам придется продлить гарантийный срок, рассчитывают со дня, когда покупатель обратился с требованием об устранении недостатков.
А при обмене товара его гарантийный срок исчисляют заново со дня обмена (ч. 7 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
Если в течение гарантийного срока покупатель обнаруживает недостатки в товаре, то он может предъявить продавцу (производителю) ряд требований. Итак, на что имеет право покупатель, если купленный им товар вышел из строя в течение гарантийного срока?
Последствия выявления недостатков товара
Тут все будет зависеть от характера выявленных недостатков. Так, если в пределах гарантийного срока покупатель выявляет простой недостаток, т. е. несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договора и т. д., тогда он имеет право требовать от продавца (производителя) по своему выбору (ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, ч. 1 ст. 678 ГКУ):
(1) пропорционального уменьшения цены;
(2) бесплатного устранения недостатков товара (т. е. проведения гарантийного ремонта)*;
* Также заметим: если в товаре выявлены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя, покупатель имеет право предъявлять производителю (продавцу) требования о бесплатном устранении недостатков товаров и после окончания гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если он не установлен — в течение 10 лет (ч. 10 ст. 8 Закона о защите прав потребителей).
(3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Если же выявленные в течение гарантийного срока недостатки товара оказались существенными и возникли по вине производителя (продавца), тогда набор прав-требований покупателя другой.
Напомним: существенными считают недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование товара по его целевому назначению, возникли по вине производителя (продавца) и после их устранения появляются снова по не зависящим от покупателя причинам (п. 12 ст. 1 Закона о защите прав потребителей). При этом такие недостатки должны быть наделены одним из признаков: (а) вообще не могут быть устранены; (б) для их устранения необходимо более 14 календарных дней; (в) они делают товар существенно другим, нежели это предусмотрено договором.
Так вот, если потребитель обнаруживает существенные недостатки в товаре на гарантии, тогда он может требовать (ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей):
(1) расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар денежную сумму.
При этом расчеты с покупателем в таком случае производят так (ч. 7 ст. 8 Закона о защите прав потребителей):
— если на момент предъявления требования цена товара повысилась — покупателю возвращают стоимость товара на момент предъявления соответствующего требования;
— если же цена товара снизилась — с покупателем рассчитываются исходя из стоимости товара на момент покупки.
В любом случае деньги, уплаченные покупателем за товар, возвращают в день расторжения договора, а если это невозможно — в другой срок, оговоренный сторонами, но не позднее 7 дней;
(2) заменить товар на такой же или аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя). Причем при замене неисправного товара (ч. 7 ст. 8 Закона о защите прав потребителей):
— на такой же товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула, модификации) перерасчет стоимости в случае изменения цены не делают;
— на аналогичный товар надлежащего качества другой марки (модели, артикула, модификации) перерасчет стоимости товара с недостатками проводят:
(а) при повышении цены — исходя из стоимости на момент обмена;
(б) при снижении цены — исходя из стоимости на момент покупки.
При наличии товара требование покупателя должно быть удовлетворено немедленно, а в случае проверки качества — в течение 14 дней или по договоренности сторон
Если же товар отсутствует, то требование покупателя должно быть удовлетворено в течение 2 месяцев с момента предоставления соответствующего заявления. Если выполнить замену товара в срок невозможно, тогда покупатель может продолжить ждать или же может предъявить продавцу (производителю) другие требования, предусмотренные пп. 1, 3, 4 или 5 ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей* (ч. 6 ст. 8 Закона).
* На самом деле имеется в виду, что покупатель вправе реализовать любое из требований, прописанных в ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей. По крайней мере это же предусмотрено и ч. 2 ст. 709 ГКУ.
К кому предъявляют гарантийные требования?
Все описанные нами выше требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, покупатель может предъявлять по своему усмотрению (ч. 3 ст. 8 Закона) продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, которое удовлетворяет такие требования по местонахождению покупателя (попросту — сервисному центру). При этом все убытки продавца, который рассматривает претензию потребителя к приобретенному товару, обязан возместить производитель (ч. 12 ст. 8 Закона о защите прав потребителей).
Очень похожая норма предусмотрена и в ч. 3 ст. 678 ГКУ. Здесь говорится, что если продавец товаров ненадлежащего качества не является его производителем, требования о бесплатном устранении недостатков товара могут быть предъявлены как к продавцу, так и к производителю.
В случае продажи импортных товаров гарантийный ремонт финансирует продавец (импортер) (ч. 13 ст. 8 Закона о защите прав потребителей).
При этом производители (продавцы) могут проводить гарантийное обслуживание собственными силами и за свой счет, а также силами сторонних организаций (специализированных сервисных центров).
выводы
- Товары, передаваемые продавцом (производителем) покупателю, должны соответствовать установленным требованиям к их качеству.
- В течение установленного на товар гарантийного срока производитель (продавец) должен обеспечивать надлежащую работу (использование) продукции, в том числе комплектующих изделий.
- Если в течение гарантийного срока покупатель обнаруживает недостатки в товаре, то он может предъявить продавцу (производителю) ряд требований, установленных ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей.