Темы статей
Выбрать темы

«Самый гуманный...», или Обжалование решений налоговиков в судебном порядке

Амброзяк Наталья, юрист
Обращение в суд — это тяжелая артиллерия в процессе защиты своих прав. Такая процедура требует кропотливой подготовки и денежных вливаний. Этот способ решения проблем чаще всего дорогостоящий, затяжной, но наиболее эффективный. Если правильно выстроить свою позицию и грамотно обосновать ее в зале суда — успех гарантирован. В этой статье разберемся с тем, каким образом нужно обратиться к помощи Фемиды, чтобы получить желаемый результат. Что, куда, как подаем и в какие сроки?

Перед тем как погрузиться в судебные «дебри», сделаем несколько оговорок.

Во-первых, обжалование в административном (внесудебном) порядке незаконного, на ваш взгляд, решения никак не влияет на право обратиться в суд. Поэтому прибегать к помощи служителей Фемиды можно как после прохождения всей вертикали админобжалования, так и сразу после вынесения «нехорошего» решения.

Во-вторых, на сегодняшний день в самом разгаре судебная реформа. Вот-вот появятся новые редакции процессуальных кодексов (ГПКУ, ХПКУ, КАСУ). Кроме всех прочих изменений, модернизируется Закон № 3674*. Однако эти масштабные реформы были приняты народными депутатами, но соответствующий закон** еще не подписан Президентом.

* Ставки судебного сбора см. на с. 31 этого номера.

** Проект Закона о внесении изменений в ХПКУ, ГПКУ, КАСУ и иные нормативно-правовые акты (зарегистрированный в ВРУ под № 6232) (далее — Проект № 6232 (закон).

Поскольку изменения пока не стали былью — опираться будем все-таки на действующее законодательство. Но о реформе скажем несколько слов чуть позже.

За исключением некоторых нюансов, касающихся сроков подачи иска в административный суд, процедура обращения за помощью к служителям Фемиды по поводу обжалования различных решений, действий или бездействий схожа.

Куда подаем иск?

Вопрос подсудности — один из самых важных в процессе судебного обжалования. Итак, как же определиться с «правильным» судом?

Первый момент — обратить внимание на то, что мы обжалуем, т. е. на предмет иска.

Если речь идет о постановлении о привлечении к административной ответственности, то вам прямая дорога в местный суд общей юрисдикции (например, Киевский районный суд города Харькова). Подробнее об обжаловании административных штрафов см. на с. 20 этого номера.

Когда же мы говорим о решениях, действиях или бездействии государственных органов (в том числе об обжаловании НУР), то подавать иск нужно в окружной административный суд.

Второй момент — местонахождение суда, в который вы собираетесь обратиться.

Здесь действуют следующие правила:

1. Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия (например, НУР), а также действий или бездействия субъектов властных полномочий решаются по выбору истца административным судом по:

а) зарегистрированному в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) истца;

б) местонахождению ответчика.

2. Окружным административным судом города Киева рассматриваются административные дела относительно обжалования:

— нормативно-правовых актов КМУ, министерства или иного субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины;

— решений АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере госзакупок и решений в сфере государственной помощи хозсубъектам,

Также «киевляне» рассматривают административные дела, ответчиком в которых является заграничное дип- или консульское представительство Украины, его должностное лицо.

3. Административные дела по поводу обжалования решений субъектов властных полномочий, принятых на контрольных пунктах въезда (выезда) на временно оккупированную территорию, их действий или бездействий решаются административным судом по местонахождению соответствующего контрольного пункта.

В случае, когда решение суда первой инстанции вас не устраивает, нужно обращаться в соответствующий апелляционный административный суд. При этом

апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции, который и принял «нехорошее» решение

А уж если и апелляционный суд вас не удовлетворил, тогда наступает время кассации. Кассационная жалоба в нашем случае пока подается в ВАСУ. Обратите внимание: в скором времени судом кассационной инстанции станет Верховный Суд. К этому вопросу мы еще вернемся.

В какие сроки нужно подать иск?

Стоит отметить, что вопрос сроков подачи административного иска, кроме КАСУ, регулируется еще и профильными нормативно-правовыми актами.

Так, в вопросах судебного обжалования решений, действий или бездействия налоговиков в рамках контроля за соблюдением налогового законодательства нам стоит заглянуть еще и в НКУ. Если же говорить об обжаловании, например, финансовых санкций по «алкогольным» и «табачным» вопросам, то обращаемся к Закону Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (далее — Закон № 481).

Тем более сам КАСУ позволяет обращаться к профильному в конкретном вопросе законодательству.

В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 99 КАСУ для защиты прав, свобод и интересов лица КАСУ и другими законами могут устанавливаться иные сроки для обращения в административный суд.

И это, нужно сказать, иногда на руку плательщику. Причина в том, что ч. 2 ст. 99 КАСУ устанавливает 6-месячный срок для подачи административного иска.

А налогоплательщик в соответствии с НКУ

имеет право обжаловать в суде НУР или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения в течение 1095 календарных дней

Тем же, кто обращается в суд по поводу незаконности финансовых санкций, на основании Закона № 481 для обращения в суд предоставляется всего 1 месяц (ч. 7 ст. 17 Закона № 481).

Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

В случае, если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде НУР или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение 1 месяца, который наступает за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с п. 56.17 НКУ.

К слову, это положение схоже с правилами ч. 4 и 5 ст. 99 КАСУ: если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец им воспользовался, то для обращения в административный суд установлен месячный срок. И исчисляется последний со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездействие госоргана (в нашем случае — органа ГФС или непосредственно ГФСУ).

Конечно, норма далеко не самая справедливая, так как у лица, воспользовавшегося административной процедурой, срок на судебное обжалование выходит значительно меньше. И так бы дальше и применялось это кощунственное правило, но ВАСУ и даже (!) налоговики все-таки встали на сторону налогоплательщика. Последние выразили свое согласие в письме ГНАУ от 20.05.2011 г. № 6082/5/10-1016.

А ВАСУ, в частности, в письме от 10.02.2011 г. № 203/11/13-11, проанализировав нормы п. 56.18 и п. 56.19 НКУ, пришел к выводу, что пункты:

— во-первых, регулируют одни и те же правоотношения по-разному;

— во-вторых, между ними возникает коллизия, что приводит к неоднозначному толкованию.

Поэтому было решено,

применяя принцип «любое противоречие норм решается в пользу налогоплательщика» (п. 56.21 НКУ), учитывать срок в 1095 календарных дней после получения «спорного» решения

Стоит признать, что формулировка п. 56.18 НКУ с использованием слова «после» не очень-то удачная. Но, учитывая общие положения об исчислении сроков, 1095 дней нужно отсчитывать со дня, следующего за датой получения «спорного» решения.

Решение суда первой инстанции вас не удовлетворило? Обращаемся в апелляционный суд. В соответствии с ч. 2 ст. 186 КАСУ апелляционная жалоба подается в течение 10 дней со дня ее провозглашения*.

* Если (1) при рассмотрении вашей жалобы провозглашение было отложено на более поздний срок (в порядке ст. 160 КАСУ); или (2) постановление по вашему делу принималось в письменном производстве, то апелляционная жалоба подается в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Если и здесь все решилось не в вашу пользу — обращаемся в суд кассационной инстанции. Для этого у вас есть 20 календарных дней после вступления в законную силу решения апелляционного суда или со дня составления постановления в полном объеме (в порядке, предусмотренном ст. 160 КАСУ)**. Решение суда апелляционной инстанции (как и кассационной) вступает в силу с момента:

** После вступления в силу Проекта № 6232 увеличатся. Для подачи в апелляционную и кассационную инстанции будет установлен срок в 30 календарных дней.

а) его провозглашения или

б) через 5 дней с момента направления копий лицам, которые участвовали в деле (если решение принималось в порядке письменного производства).

Согласовано/не согласовано

Решая проблему «когда подавать иск?», нужно учесть один очень важный момент! Дело в том, что денежное обязательство будет считаться согласованным на следующий день после окончания срока на административное обжалование.

То есть после истечения 10 календарных дней несогласованное денежное обязательство превратится в налоговый долг. Это, в свою очередь, повлечет начисление штрафных санкций. Поэтому если вы уж решили не ввязываться в административные процедуры обжалования, лучше не откладывать подачу иска в долгий ящик, а уложиться в 10-дневный срок***.

*** Среди некоторых специалистов бытует мнение, что уже согласованное налоговое обязательство после окончания процедуры административного обжалования «рассогласуется», если после этого мы подадим иск. Опираются они в своих пояснениях на п. 56.18 НКУ.

Впрочем, эту проблему тоже можно решить. В частности, можно ходатайствовать о приостановлении выполнения незаконного решения (вместе с иском подать заявление об обеспечении иска) (ч. 1 ст. 117 КАСУ). В случае вынесения решения в вашу пользу проблем с налоговым долгом возникнуть не должно. Такие ходатайства суды удовлетворяют (см., например, определение Житомирского окружного административного суда от 10.04.2012 г. по делу № 0670/1690/12****).

**** См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/24079161#.

А вот когда вы обращаетесь в суд с иском по поводу признания противоправным и/или отмены решения контролирующего органа,

денежное обязательство также считается несогласованным, но уже до дня вступления судебного решения в законную силу

Подобное правило установлено п. 56.18 НКУ.

Напомним: постановление или определение суда первой инстанции, если иное не установлено КАСУ (например, определение не подлежит обжалованию), вступает в законную силу после окончания срока для подачи апелляционной жалобы (т. е. 10 календарных дней), если такая жалоба не была подана.

В случае подачи апелляционной жалобы судебное решение, если оно:

1) не отменено, вступает в законную силу после возврата апелляционной жалобы, отказа в открытии апелляционного производства или

2) вступления в законную силу решения по последствиям апелляционного производства (см. выше).

Таким образом, если вы подали иск, то денежное обязательство считается несогласованным до тех пор, пока:

а) или пройдет срок для апелляционного обжалования решения суда первой инстанции;

б) или апелляционный суд вынесет решение по жалобе на решение суда первой инстанции по поводу «спорного» денежного обязательства.

Ни раньше, ни позже! На этот момент обращает свое внимание и ВАСУ в определении от 06.06.2017 г. по делу № 810/6395/13-а*.

* См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/67035615.

Если же вы намерены обращаться в суд кассационной инстанции — помните, что решение апелляционного суда уже вступило в силу!

Значит, обязательство считается согласованным (см. определение Харьковского окружного административного суда от 05.02.2013 г. по делу № 2а-1670/6733/12**).

** См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/29328924#.

Поэтому, подавая кассационную жалобу, «впихните» в нее ходатайство о приостановлении выполнения решения апелляционного суда.

Если ходатайство удовлетворят — налоговое обязательство по-прежнему будет считаться согласованным, но вы не обязаны будете его уплачивать до момента вынесения решения кассационным судом. Поэтому в дальнейшем вам не должны начисляться штрафные санкции.

В связи с процессом согласования денежных обязательств возникает еще один вопрос: как о подаче иска в суд узнают налоговики.

Ранее, еще до существования НКУ, на налогоплательщика возлагалась обязанность сообщить фискальному органу о подаче иска (п.п. 5.2.5 ст. 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III). Но Закон № 2181 утратил силу, а новых подобных положений так и не появилось.

По сути, налоговый орган должен узнать о подаче иска, когда ему поступит копия искового заявления и определения об открытии производства по делу.

Однако, несмотря на подобную ситуацию, советуем вам в случае обращения в суд уведомить автора спорного решения.

Последствия несоблюдения сроков обращения в суд

Скажем сразу: они не самые приятные.

Так, административный иск, поданный после окончания сроков, установленных законом, остается без рассмотрения.

Однако суд на основании искового заявления и прилагаемых к нему материалов может признать причины пропуска срока уважительными. В таком случае допускается его рассмотрение.

А что влечет за собой «оставление» иска без рассмотрения? В соответствии с ч. 3 ст. 155 КАСУ лицо, иск которого оставлен без рассмотрения, имеет право обратиться в административный суд в общем порядке только после устранения оснований, по которым иск был оставлен без рассмотрения.

А значит, остается лишь искать уважительные причины пропуска сроков подачи иска. Иначе вам его никак не подать.

Что должен в себе содержать иск?

Административный иск подается в административный суд в форме письменного искового заявления лично истцом или его представителем. Исковое заявление может быть направлено в административный суд по почте***.

*** К слову, со вступлением в силу Проекта № 6232 (закона) появится возможность подать иск в электронном виде. Но скорее всего такое ноу-хау сразу не заработает, ведь техническая часть этих грандиозных планов требует доработки.

Письменное исковое заявление может быть составлено путем заполнения бланка искового заявления, предоставленного судом

В исковом заявлении указываются (ч. 1 ст. 106 КАСУ):

1) наименование административного суда, в который подается исковое заявление;

2) имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адреса электронной почты, если они есть;

3) имя (наименование) ответчика, должность и место службы должностного лица, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если они известны;

4) содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования, а в случае подачи иска к нескольким истцам — содержание исковых требований в отношении каждого из ответчиков;

5) в случае необходимости — ходатайство об освобождении от уплаты судебного сбора; об освобождении от уплаты правовой помощи и обеспечения предоставления правовой помощи, если соответствующий орган отказал лицу в обеспечении правовой помощи; о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей и т. д.;

6) перечень документов и других предоставляемых материалов.

Для подтверждения обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец предоставляет доказательства, а в случае невозможности — указывает доказательства, которые не может самостоятельно предоставить, с указанием причин.

К исковому заявлению прилагаются его копии и копии всех документов, которые «подшиваются» к нему, в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Не забывайте о необходимости приложить также документ об уплате судебного сбора. Естественно, кроме случаев, когда он не подлежит уплате. Но об этом чуть позже.

То есть, например, вы подаете иск, где ответчиком выступает ГФСУ. Значит, в суд вы подаете:

1) иск и копии документов (для суда);

2) оригинал квитанции об уплате судебного сбора;

3) копию иска и копии всех документов, которые вы приложили к иску для суда (для ГФСУ).

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты подписания

Если иск подается представителем, то в нем дополнительно указываются:

1) имя представителя;

2) его почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если они имеются.

Одновременно с исковым заявлением подается доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия представителя.

Админиск может содержать требования об:

а) отмене или признании недействительным решения ответчика — субъекта властных полномочий, полностью или отдельных его полномочий;

б) обязательстве ответчика — субъекта властных полномочий принять решение или осуществить определенные действия;

в) обязательстве ответчика — субъекта властных полномочий воздержаться от осуществления определенных действий;

г) выполнении приостановленного или неосуществленного действия;

д) установлении наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий;

е) взыскании с ответчика — субъекта властных полномочий средств на возмещение вреда, причиненного его незаконными решением, действием или бездействием.

Подобные требования рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. Иначе требования о возмещении вреда рассматриваются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства.

К слову, подобная норма, судя по Проекту № 6232 (закону), останется и в новой редакции КАСУ.

И еще...

Первое — нюанс, касающийся судебного обжалования НУР. Он должен быть вынесен в результате законных действий налоговиков.

Смысл в том, что если уведомление-решение было вынесено на основе проверки, то проверка должна проводиться в соответствии с нормами действующего законодательства. Любой «прокол» фискалов — это незаконная проверка. А незаконная проверка означает и незаконность НУР.

Подобный вывод основывается на положениях ч. 2 ст. 19 Конституции Украины: органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (см. определение ВАСУ от 25.01.2017 г. по делу № 811/3255/13-а*по фактическим проверкам; постановление ВАСУ от 01.09.2014 г. по делу № 816/3090/13-а**по невыездным документальным проверкам).

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/64335246.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 73, с. 4.

Второе — обязанность доказать законность того или иного решения. Обратите внимание на следующий момент.

КАСУ в ч. 2 ст. 71 возлагает бремя доказывания правомерности решения, действия или бездействия госоргана на ответчика, если он возражает против админиска.

Поэтому доказывать свою правоту должен именно госорган, так как он и будет выступать ответчиком в процессе судебного обжалования.

Внимание: реформа!

О судебной реформе в последнее время не говорил разве что ленивый. Продолжается она уже не первый год, однако именно сейчас работа значительно ускорилась.

В частности, нардепы активно правят процессуальные кодексы (см. выше). К тому же формирование состава нового Верховного Суда вышло на «финишную прямую» и он вот-вот начнет свою работу.

Но к чему нужно быть готовым, кроме этого, в ближайшие несколько лет в связи с реформой?

Во-первых, стоит обратить внимание на представительство интересов в суде. Точнее, на то, кто будет иметь право представлять ваши интересы перед служителями Фемиды. А расклад здесь следующий.

Представительство интересов в судах будет проводиться только прокурорами и адвокатами

Исключение составят трудовые споры, дела, в которых будут представляться интересы малолетних или несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных, и дела небольшой сложности (малозначительные).

Как определить, малозначительное ли дело? Конкретные критерии будут предусматриваться процессуальными кодексами, в том числе КАСУ. Один из блоков, которые подверглись изменениям, как раз и касается нюансов представительства.

В ВСУ и кассационных судах (ВАСУ и ВХСУ) (только Верховного Суда — после того как он начнет функционировать) представлять ваши интересы могут только адвокаты и прокуроры еще с 01.01.2017 г. Обращения в апелляционные суды постигнет та же участь с 01.01.2018 г., а в местные суды — с 01.01.2019 г.

Что же это значит?

А значит это то, что в скором времени без адвоката хозсубъекту никуда. И повлечь это может за собой только лишние затраты, ведь штатный юрист вам помочь не сможет (если у него отсутствует заветная «корочка»).

Исключение составят директора (ФЛП), которые в состоянии самостоятельно отстоять свои права в суде (т. н. «самопредставительство»).

Во-вторых, система судов претерпевает изменения. Единственным судом кассационной инстанции станет Верховный Суд.

Все высшие суды специальной юрисдикции (ВАСУ, ВХСУ, Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел) прекратят свое существование.

Произойдет это с момента начала функционирования нового Верховного Суда (п. 7 разд. ХІІ Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 02.06.2016 г. № 1402-VIII).

Конечно, разбирательство с привлечением служителей Фемиды — дело трудоемкое и порой дорогостоящее.

Но уже на протяжении многих лет решение суда считается жирной точкой в любом споре. Этого процесса не стоит бояться и нужно активно применять. Уверены, что наша статья вам поможет.

Дорогу осилит идущий!

выводы

  • Дела об обжаловании решений (действий, бездействия) органов государственной власти рассматриваются системой административных судов.
  • Дела об обжаловании постановлений о применении административных штрафов в первой инстанции рассматриваются судами общей юрисдикции.
  • Когда в иске объединены два и более требования неимущественного характера, судебный сбор уплачивается за каждое требование неимущественного характера.
  • Представительство интересов в судах будет проводиться исключительно адвокатами или прокурорами, с учетом исключений, предусмотренных КАСУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше