Темы статей
Выбрать темы

Плата за простой транспорта: учетные грани

Адамович Наталия, налоговый эксперт
О юридических подробностях природы простоя транспорта читайте на с. 25 этого номера. Здесь же рассмотрим, как правильно суммы, начисленные (выставленные) перевозчиком за простой транспорта, учитывать заказчику. Ведь плата за услуги и неустойка — разные учетные категории, которые и в налоговом учете облагаются по-разному. Давайте разбираться.

«Услужный» формат простоя

НДС. Нештрафная плата за простой транспорта попадет под объект обложения НДС на основании п.п. «б» п. 185.1 НКУ, если место поставки услуги перевозки (в составе которой оплачивается и простой транспорта) — таможенная территория Украины.

Как и по услуге перевозки, место поставки услуги «простой транспорта» определяем по месту регистрации поставщика-перевозчика (см. п. 186.4 НКУ, ОНК № 610*).

* Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610.

Важно! В особый п.п. 186.2.1 НКУ не заглядываем — он касается исключительно услуг погрузки, разгрузки, перегрузки, складской обработки и проч. Услуга «простой под погрузкой/разгрузкой» (как плата за дополнительное время использования транспорта перевозчика) к ним совершенно не относится. Плата за простой транспортасоставляющая самой услуги перевозки груза. Так что

в «услужном» формате плата за простой транспорта, начисленная украинским перевозчиком — плательщиком НДС, будет облагаться НДС по ставке 20 %

В таком случае заказчик получит счет на оплату простоя транспорта с учетом НДС и на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН, покажет НК.

А вот услуга «простой транспорта» от перевозчика-нерезидента НДС не облагается, так как место поставки вне Украины. Поэтому самостоятельно облагать НДС сумму платы за простой транспорта нерезидента заказчику перевозки не придется (п. 180.2 НКУ, ст. 208 НКУ).

Налог на прибыль. Если заказчик, оплачивающий простой транспорта как услугу, малодоходный плательщик и не проводит корректировку финрезультата, то для него ориентир — бухучет. А в бухучете плата за простой-услугу у заказчика будет отражаться в зависимости от того, какой товар перевозится. Так, если перевозится купленный товар, то плата за простой включается в себестоимость приобретенных товаров (Дт 20, 28 — Кт 631).Если перевозится свой товар для реализации — то в расходы на сбыт (Дт 93 — Кт 631), которые будут отражаться в периоде их понесения (п. 14 П(С)БУ 9 «Запасы»).

А вот если заказчик — высокодоходник или малодоходник-«доброволец» (который не принял решение об отказе от разниц), то здесь придется дополнительно принять во внимание п.п. 140.5.4 НКУ. И если это не контролируемая операция, то будет вот что.

Получая услуги перевозки от нерезидентов (в том числе связанных лиц— нерезидентов), зарегистрированных в государствах (на территориях) из Перечня особых стран/территорий, утвержденного распоряжением КМУ от 16.09.2015 г. № 977-р, придется отразить увеличивающую разницу в размере 30 % стоимости получаемой услуги перевозки (в состав которой соответственно входит и плата за простой транспорта).

Обратите внимание! Упомянутый Перечень содержит, помимо всяких «оффшорных» государств, и такие государства, как Республика Болгария, Республика Молдова, Узбекистан, Туркменистан, Киргизская Республика, Черногория. И если перевозчик «родом» оттуда, то от разницы вам не уйти.

Напомним: увеличивающую разницу по услугам, полученным от «особого» нерезидента, следует отражать в периоде составления акта или другого документа, подтверждающего предоставление услуг. При этом за ориентир для расчета разницы в 30 % следует брать договорную (контрактную) стоимость услуг независимо от того, отражены расходы на их получение при формировании финрезультата в отчетном периоде или нет (см. письма ГФСУ от 04.01.2017 г. № 29/6/99-99-15-02-02-15 и от 26.06.2017 г. № 816/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Отразить сумму такой разницы следует в стр. 3.1.7 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль.

Налог с доходов нерезидента. По общему правилу перечисление средств нерезиденту в счет полученной от него услуги — это обыкновенная выручка за предоставленные услуги/работы.

Если услуга «простой транспорта» проходит в рамках договора перевозки, соответственно оплата простоя транспорта нерезиденту будет так же, как и сами услуги перевозки, считаться фрахтом. Напомним: фрахт — это вознаграждение (компенсация), которое уплачивают по договорам перевозки, найма или поднайма судна или транспортного средства (их части) для (п.п. 14.1.260 НКУ):

— перевозки грузов и пассажиров морским или воздушным судном;

— перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом.

Так вот, сумма фрахта, уплачиваемая резидентом нерезиденту по договорам перевозки, является доходом, полученным нерезидентом с источником происхождения из Украины. И облагается налогом на доходы нерезидентов по ставке 6 % у источника выплаты таких доходов и за их счет (п.п. 141.4.4 НКУ).

Так что при выплате суммы фрахта, в составе которой будет учтена и «услужная» плата за простой транспорта, вам придется «выдернуть» из такой суммы 6 % налога с доходов нерезидента-перевозчика и уплатить их в бюджет.

Причем напомним: облагаются как фрахт и услуги перевозки, оказанные нерезидентом-экспедитором (перевозчиком) (см. БЗ 102.18).

А вот если экспедитор-нерезидент заказывает для вас услуги перевозки у третьих лиц (нерезидентов) и перевыставляет их вам, будьте готовы: выплату за простой-услугу, как и сами услуги перевозки экспедитору-нерезиденту, налоговики расценят как «прочие доходы» (по п.п. «й» п.п. 141.4.1 НКУ) и потребуют удержать с нее 15 % налога на репатриацию. (см. письма ГФСУ от 08.02.2017 г. № 2485/6/99-99-15-02-02-15, от 31.05.2016 г. № 11818/6/99-99-15-02-02-15, консультацию из БЗ 102.18). Правда, суды указывают, что для удержания налога в этом случае оснований нет (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 75, с. 8).

Штрафной формат платы за простой

Если платеж за простой транспортного средства является штрафом (в договоре между заказчиком и перевозчиком оговаривается в «штрафном» разделе, оформлен претензией/актом), то соответственно плата за простой позиционируется как штраф.

НДС. Штрафные суммы за сверхнормативный простой не облагаются НДС. Ведь согласно п. 188.1 НКУ в состав договорной (контрактной) стоимости не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), полученные налогоплательщиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

Так что перевозчик на сумму штрафной платы за простой транспорта налоговые обязательства не начисляет и не учитывает сумму простоя в НН, составленной на услугу перевозки. Соответственно у заказчика налоговый кредит по НДС из платы за простой не возникает.

Налог на прибыль. Если заказчик, оштрафованный за простой транспорта, — малодоходный плательщик и не проводит корректировку финрезультата, то для него ориентир — бухучет.

В бухучете признанные суммы штрафных санкций отражаются в составе прочих операционных расходов (п. 20 П(С)БУ 16 «Расходы»). Так что уже

по дате согласования/подписания акта или претензии заказчик сумму штрафа за простой транспорта должен показать в расходах

При этом он делает запись: Дт 948 «Признанные штрафы, пеня, неустойки» — Кт 631 (685).

Добавим, что если вы работаете по схеме: «заказчик → экспедитор → перевозчик», то предъявленную перевозчиком претензию экспедитор вправе перевыставить заказчику и получить от него свои кровные (ч. 1 ст. 1191 ГКУ).

Транзитные средства, перечисленные заказчиком в порядке компенсации понесенных экспедитором расходов на штраф за простой транспорта, не включаются в состав доходов и расходов экспедитора (п. 6.2 П(С)БУ 15 «Доход» и п. 9.1 П(С)БУ 16). Для учета расчетов экспедитора с клиентом в части покупки услуг третьих лиц, как правило, используют субсчет 685 «Расчеты с прочими кредиторами». В свою очередь, расчеты экспедитора с третьими лицами, привлеченными для выполнения услуг по такому договору, показывают на субсчете 377 «Расчеты с прочими дебиторами».

Соответственно, штрафные расходы отражает не экспедитор, а непосредственно заказчик.

То есть сумма признанного (начисленного) штрафа через бухрасходы автоматически уменьшит объект обложения налогом на прибыль у заказчика перевозки.

Если заказчик — высокодоходник или малодоходник-«доброволец» (который не принял решение об отказе от разниц), то именно ему придется принять во внимание п.п. 140.5.11 НКУ, регулирующий порядок применения «штрафной» разницы.

Он требует увеличить финрезультат до налогообложения на сумму расходов от признанных штрафов, начисленных согласно гражданскому законодательству и гражданско-правовым договорам, в случае если штраф признан в пользу:

1) лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль (кроме физлиц);

2) «прибыльщиков-нулевиков» согласно п. 44 подразд. 4 разд. XX НКУ.

Так что увеличивать финрезультат заказчику на сумму штрафа за простой транспорта или нет, зависит от «статуса» перевозчика

Финрезультат НЕ увеличиваем, если штраф за простой транспорта начислен в пользу:

— перевозчика — плательщика налога на прибыль. Заметим, что в эту категорию по сути попадает и перевозчик-нерезидент (юрлицо), получающий доход с источником происхождения в Украине (об учете штрафа за простой транспорта в пользу нерезидента см. ниже);

— перевозчика-физлица-предпринимателя, работающего на общей системе (плательщика НДФЛ).

А вот в части штрафов в пользу физлиц-единоналожников Минфин, а вслед за ним и ГФСУ, требуют считать разницы, исключив их из категории «физических лиц» (см. письмо Минфина от 10.04.2017 г. № 11210-09-10/9617, письмо ГФСУ от 18.04.2017 г. № 9772/7/99-99-15-02-02-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 39, с. 3, консультацию в БЗ 102.13). Хотя из НКУ это не следует.

Место такой разницы — в стр. 3.1.11 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль за тот отчетный период, в котором признан штраф за простой транспорта.

Отдельно рассмотрим, если штраф за простой транспорта предъявил вам перевозчик-нерезидент.

Штраф выставил нерезидент

Если перевозчик-нерезидент оштрафовал вас за простой транспорта (т. е. предъявил вам претензию, акт), нужно ли сумму штрафа облагать как доход с источником происхождения из Украины?

Сразу скажем: штраф за нарушение условий ВЭД-договора в виде платы за сверхнормативный/дополнительный простой транспорта — не выручка (не компенсация) по договору перевозки. Соответственно под фрахт, облагаемый налогом с доходов нерезидента по ставке 6 %, его суммы не попадают.

Тем не менее список доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины, из п.п. 141.4.1 НКУ не исчерпывающий. И завершают его «безразмерные» прочие доходы.

А из прочих доходов сделано исключение (!) только в части доходов нерезидента в виде выручки или прочих видов компенсации стоимости товаров/выполненных работ/предоставленных услуг, переданных/выполненных/предоставленных резиденту от такого нерезидента (п.п. «й» п.п. 141.4.1 НКУ).

По сути штраф является прочим доходом нерезидента, поэтому во время выплаты штрафа нерезиденту украинское предприятие должно вынуть из этой суммы 15 % и уплатить в бюджет.

Да и главные налоговики ранее, ссылаясь на п.п. «й» п.п. 141.4.1 НКУ, поясняли, что выплаты резидентом нерезиденту штрафных санкций за ненадлежащее выполнение условий договора — доход, полученными нерезидентом с источником его происхождения из Украины. И требовали из суммы выплачиваемого штрафа начислять и платить налог на репатриацию по ставке 15 % (см. консультацию из 102.18 БЗ, действовавшую до 01.01.2017 г.).

Причем даже в том случае, если нерезидент предоставил справку о резидентстве страны, с которой заключен международный договор об избежании двойного налогообложения. По их мнению, выплата нерезиденту штрафных санкций за ненадлежащее выполнение условий договора под освобождение не попадает.

Правда, были и более лояльные разъяснения налоговиков (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 17.08.2016 г. № 18414/10/26-15-14-06-04-29 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 73, с. 4), где они поясняли, что неустойку нельзя считать получением прочих доходов, поскольку нерезидент не проводит действий или операций, приводящих к ее начислению.

Соответственно начисленные пеня, штраф и неустойка не могут быть доходами от деятельности на территории Украины с целью обложения налогом на репатриацию доходов нерезидента.

Да и суды неустойку по ВЭД-договору рассматривают как способ защиты и компенсации имущественных прав участников договорных отношений, а не отдельным объектом дохода от осуществления предпринимательской деятельности (см. определение ВАСУ от 22.08.2016 г. № К/800/62230/13).

Поэтому здесь лучше либо уплатить из суммы штрафа за простой транспорта общие 15 % налога на репатриацию, либо же получить «отбой» в индивидуальной консультации.

Но даже если признать, что штраф не является доходом с источником происхождения из Украины, это еще не означает, что, будучи высокодоходником, вам придется увеличивать финрезультат на сумму признанного штрафа.

Статус плательщика налога на прибыль ваш перевозчик-нерезидент получит за счет дохода по договору перевозки — фрахта. Такой доход (облагаемый налогом на репатриацию) его автоматом делает плательщиком налога на прибыль, даже несмотря на то, что налог с доходов согласно п. 141.4 НКУ платите за нерезидента в украинский бюджет вы (п.п. 133.2.1 НКУ).

Так что выставивший вам штраф перевозчик-нерезидент в любом случае (уже на основании дохода с источником происхождения из Украины — в частности, фрахта по договору перевозки) будет считаться плательщиком налога на прибыль.

Сумма начисленного штрафа за сверхнормативный простой транспорта у заказчика его финрезультат не увеличивает.

Правда, учтите! Статус контрагента (плательщик он или не плательщик налога на прибыль) следует брать (!) на дату признания штрафа, ведь именно тогда устанавливается, в пользу кого он начислен. То есть

если до даты начисления штрафа облагаемые доходы в пользу нерезидента еще не выплачены, то и статуса плательщика налога на прибыль такой нерезидент не имеет

Обобщать эти даты отчетным периодом опасно. Ведь, например, по поводу разницы согласно п.п. 140.5.4 НКУ статус нерезидента налоговики определяют именно на дату операции, а не на отчетный период операции (см. письмо Межрегионального ГУ ГФС от 30.10.2015 г. № 24463/10/28-10-06-11).

выводы

  • Нормативный простой транспорта (плата за простой за оговоренное в договоре время), если такая плата взимается отдельно, следует рассматривать как услугу и облагать НДС на общих основаниях.
  • В качестве штрафной санкции может быть признана только плата за сверхнормативный простой.
  • Однако для «высокодоходных» заказчиков и «услужный», и штрафной формат отражения в учете платы за простой транспорта может привести к возникновению разниц, увеличивающих финрезультат.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше