Темы статей
Выбрать темы

Санитарно-гигиенические нужды — хоздеятельность

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Письмо ГФСУ от 11.07.2017 г. № 1115/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

вывод документа


Суммы НДС, начисленные (уплаченные) в связи с приобретением хозматериалов, которые будут использоваться для текущих потребностей общего пользования (туалетная бумага, мыло, моющие средства, щетки и т. п.), включаются в состав НК.

Если стоимость этих товаров включается в состав расходов и, соответственно, в стоимость товаров/услуг, облагаемых НДС и связанных с получением доходов, такие товары признаются использованными в хоздеятельности, и начисление НО согласно п. 198.5 НКУ не осуществляется.

Считаются ли использованными в хоздеятельности моющие средства и инвентарь, использующиеся для уборки производственного помещения, а также средства личной гигиены сотрудников? Возможно, многие и не задумывались над этим вопросом, тем не менее он не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Если говорить об уборке помещения, то расходы на приобретение моющих средств, одноразовых и многоразовых приборов, инструментов и инвентаря (пылесосы, швабры, щетки, веники, перчатки, пакеты для мусора и т. д.) являются не чем иным, как расходами на охрану труда, т. е. являются обязательными и прямо связаны с хоздеятельностью.

Современный офис сложно представить без компьютеров. Поэтому обратимся к Правилам № 7, которые регламентируют санитарные правила и нормы работы с ЭВМ. В п. 2.15 этого документа прямо сказано, что в помещениях с визуально-дисплейными терминалами следует ежедневно проводить влажную уборку.

Более того, санитарно-гигиенические мероприятия и средства, направленные на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности, прямо названы охраной труда (определение термина в Законе № 2694). А необходимость содержать помещения в соответствии с требованиями нормативных актов об охране труда предусмотрена в ст. 153 КЗоТ. В ней же указано и об обязанности создавать безопасные и безвредные условия труда (подробнее см. с. 29).

Немного сложнее с теми средствами гигиены, которые напрямую не связаны с уборкой помещений, а касаются именно работников (моющие, обеззараживающие средства и т. д.). Однозначно к охране труда можно отнести те из них, которые прямо предусмотрены нормативно-правовыми актами как обязательные. Речь идет об обеспечении работников моющими средствами и средствами, которые нейтрализуют опасное действие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ (п. 5 Перечня № 994). А вот когда речь идет об офисных работниках (где нет вредных и опасных составляющих*), то тут прямую норму найти сложно (разве что апеллировать к коллективному договору, которым может быть установлен перечень мероприятий по охране труда).

* Если соблюдены все правила по охране труда при работе с компьютером (ГСанПиН 3.3.2.007-98, Правила № 65), такую работу не рассматривают как тяжелую или вредную. На это обращало внимание Минсоцполитики в письме от 11.08.2014 г. № 348/13/166-14.

Из данного письма можно сделать вывод, что начислять «нехозяйственные» компенсирующие НО не нужно. При этом налоговики считают, что эти товары должны включаться в стоимость товаров/услуг, поставка которых облагается НДС. Считаем, что тут должна идти речь не о включении в себестоимость (ведь, как правило, такие расходы будут административными), а о включении в конечную цену продаваемых товаров. Ну а поскольку цена товара калькулируется исходя из всех понесенных расходов (включая и административные), то проблем с хоздеятельностью быть не должно.

Важно, что такой же подход продемонстрирован в другом письме ГФСУот 05.05.2017 г. № 77/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, т. е. его можно назвать устоявшимся.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше