Темы статей
Выбрать темы

Нет принтера — «нет» и хозиспользованию

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Директор установил в офисе свой личный принтер. На балансе предприятия принтер не числится. Можно ли обслуживать такой принтер (менять, заправлять картридж) за счет предприятия и при этом понесенные расходы списывать как административные, а сумму НДС отражать в составе налогового кредита?

Так как получение и использование принтера директора, как следует из вопроса, никак не задокументированы (на балансе предприятия принтер не числится), то, строго говоря, у предприятия, использующего в офисе принтер директора, нет правовых оснований для его обслуживания. Ведь расходы на обслуживание объекта должны непременно предполагать наличие в учете самого обслуживаемого объекта.

В былые времена, до «налоговоприбыльных» перемен, вопрос оформления «пользования» был особо важен, прежде всего потому, что только при оформленных отношениях с собственником принтера «прибыльщики» могли спокойно отражать в составе налоговых расходов стоимость обслуживания такого принтера.

А вот если такое использование происходило без должного оформления, это было поводом для налоговиков такие расходы снять. Контролеры в этом случае считали, что расходы на обслуживание принтера не участвуют в хозяйственной деятельности именно по причине отсутствия у предприятия самого принтера.

Однако с 01.01.2015 г. хозяйственность для налога на прибыль не так важна.

Сегодня

расходы на обслуживание принтера уж точно уменьшат прибыльный объект налогообложения

Причем независимо от того, числятся принтеры в учете (на балансе) предприятия или нет. То есть расходы на обслуживание принтера уменьшат финансовый результат для налоговых целей если не в составе административных, то хотя бы как прочие расходы на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Необходимы только основания для отражения таких расходов в бухгалтерском учете. А таким основанием, как вы помните, является первичный документ (акт предоставленных услуг по обслуживанию принтера либо товарная накладная на приобретение заменяемого картриджа).

Но это только налоговоприбыльная часть учета. В остальном же для предприятия при обслуживании чужого принтера:

— во-первых, есть риск того, что налоговики расходы на обслуживание принтера, оплаченные предприятием и не компенсируемые директором, признают дополнительным благом работника (в виде бесплатно полученной услуги по замене, заправке картриджа согласно п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ). А его, как вы знаете, придется обложить НДФЛ и ВС (военным сбором);

— во-вторых, хозяйственность по-прежнему важна для целей НДС-учета. Ведь (!) НК хоть и формируется независимо от назначения использования, но согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ

в случае «нехозяйственного» обслуживания чужого принтера вам придется доначислять «компенсирующие» НО

И грозит это предприятию по крайней мере до тех пор, пока принтер не станет официально «хозяйственным» объектом (то есть пока предприятие зачислит его на баланс или хотя бы на забаланс).

Конечно, можно рискнуть и немного схитрить. Но получится это провернуть, только если у вас на балансе офиса уже есть хотя бы один принтер.

Тогда к расходам на обслуживание принтера, принадлежащего предприятию, можно под шумок привязать и обслуживание директорского.

Можно, конечно же, попытаться приобрести новый картридж как запас для производственных целей (субсчет 209 «Прочие материалы») и установить его на принтер директора. Однако, опять-таки, он должен быть универсальным (технически подходить и под принтер офиса).

Но как бы там ни было, пока принтера нет в учете предприятия (не важно, как объекта ОС или МНМА, либо как необоротного актива, полученного в аренду или в ссуду), он будет считаться нехозяйственным объектом и соответственно расходы на его обслуживание так же могут быть расценены налоговиками как нехозяйственные.

Так зачем рисковать, когда можно все оформить правильно и пользоваться принтером директора законно, а также обслуживать его не в ущерб ни директору, ни предприятию?

Чтобы обслуживание принтера директора шло в одном строю с обслуживанием офисной техники (и не расценивалось как допблаго директора или не носило клеймо «нехозяйственности»), советуем вам задокументировать получение и «использование» принтера на предприятии (в офисе).

Самый оптимальный вариант — заключить с директором договор ссуды.

Напомним вам несколько важных моментов, которые следует учесть при его оформлении. Договор с директором на ссуду для принтера должен быть оформлен в письменной форме (ч. 2 ст. 828 ГКУ). Заверять его у нотариуса не нужно.

Единственное — при подписании договора директор должен делегировать право подписи от предприятия другому работнику. Дело в том, что договор ссуды не может быть подписан от обеих сторон одним и тем же лицом).

Основной плюс договора ссуды в том, что пользование вещью является бесплатным, если стороны прямо договорились об этом или если это следует из сути отношений между ними (ч. 2 ст. 827 ГКУ).

При этом

именно пользователь по договору ссуды обязан нести обычные расходы на поддержание в надлежащем состоянии вещи,

переданной ему в пользование (ч. 1 ст. 833 ГКУ).

Так что, по сути, финансово от заключения этого договора ни предприятие, ни директор не пострадают. Только вот

предприятию придется ежемесячно начислять «символический» доход за бесплатное пользование принтером

на уровне средней арендной платы за пользование подобным имуществом: Дт 92 — Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».

В то же время по договору ссуды использование принтера будет бесплатным, так что никаких доходов от использования своего принтера директор в данном случае не получает.

То есть облагать НДФЛ и ВС по договору ссуды с директором предприятию стопроцентно будет нечего. Подтверждают это и налоговики (БЗ 103.04).

В бухгалтерском учете затраты на техобслуживание принтера с привлечением сторонней организации включаем в расходы отчетного периода и отражаем (учитывая направленность использования — офис) в составе административных расходов (Дт 92).

Если решите заменить картридж и купите его самостоятельно, то сперва отнесите его стоимость на субсчет 209 «Прочие материалы», а затем при установке на принтер директора (по мере расходования, т. е. выдачи со склада в эксплуатацию) покажите в расходах отчетного периода на счете 92 «Административные расходы».

Подробнее об учете расходов на заправку картриджа см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 74, с. 9.

В налоговоприбыльном учете затраты на расходные материалы для принтера (на техобслуживание) фактически уменьшают финрезультат, а значит, и объект обложения налогом на прибыль.

Так что с расходами на обслуживание принтера, полученного от директора по договору ссуды, у вас не будет проблем и в учете по налогу на прибыль (см. письмо ГУ ГФС в Запорожской обл. от 25.05.2016 г. № 1739/10/08-01-12-03-11).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше