Темы статей
Выбрать темы

Прозевали с «земельной» отчетностью: что делать теперь?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Жилищный кооператив (ЖК) приобрел земельный участок еще год назад — в марте 2017 года — и до сих пор не подал ни одной декларации и не уплатил земельный налог. Как сейчас можно исправить такое положение? Какие санкции при этом грозят? То ли из-за того, что «не знал, не знал, да еще и забыл», то ли на самом деле из-за собственной забывчивости, но такие ситуации не единичны. Об этом свидетельствуют ваши обращения на «горячую линию». Поэтому читайте и узнавайте. И больше не забывайте.

Ситуация, вообще-то, не из приятных… Хотя выход можно найти всегда — вопрос лишь в цене. К сожалению, информации в вашем вопросе недостаточно, чтобы до копейки подсчитать финансовые потери. Поэтому ответим в общем.

Как должно было быть?

Во-первых, не вызывает сомнения, что ваш ЖК как собственник земельного участка вот уже второй год подряд является плательщиком земельного налога (п.п. 269.1.1 НКУ). Конечно, если вы не избрали для своего ЖК упрощенную систему налогообложения. Потому что тогда все совсем иначе — плательщиком земналога вы не будете и декларацию по плате за землю подавать не должны (если используете землю для хоздеятельности (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

Во-вторых, приобретя статус плательщика земельного налога, вы ежегодно должны были самостоятельно исчислять его сумму по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля подавать в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год (п. 286.2 НКУ). Правда,

за новоотведенные земельные участки налоговая декларация по плате за землю подается в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.4 НКУ)

Следовательно, за прошлый год вам следовало отчитаться не позднее 20 апреля (поскольку приобретение земельного участка состоялось в марте). Причем если на начало 2017 года ваш ЖК не был плательщиком платы за землю, то декларация за приобретенный в течение года земельный участок подается по типу «Звітна» (БЗ 112.05).

Предельный срок предоставления «земельной» отчетности за текущий год — 20.02.2018 г. Его вы тоже прозевали.

Заметим, что у вас была еще возможность отчитываться ежемесячно в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НКУ), однако последствия несоблюдения любого из двух вариантов — месячного или годового — для вас одинаковы (БЗ 112.07). Поэтому дальше будем обсуждать только вариант годового (не)декларирования.

В-третьих, уплатить налоговое обязательство по плате за землю, определенное в годовой налоговой декларации, вы должны были равными долями по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ).

И наконец, в-четвертых. По общему правилу, собственники земли вносят плату за землю со дня возникновения права собственности на земельный участок (п. 287.1 НКУ), которое теперь связывается с моментом госрегистрации этого права (ст. 125 ЗКУ).

В то же время в случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника — юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности (п. 286.5 НКУ). Именно этого подхода придерживаются и налоговики, разъясняя, с какой даты следует уплачивать земельный налог в случае приобретения земельного участка частной собственности по гражданско-правовому соглашению (БЗ 112.06).

Как следует из вашего вопроса, ни декларирования, ни уплаты налоговых обязательств вы не осуществляли, что, безусловно, является нарушением действующего законодательства. Ведь п. 49.2 НКУ обязывает плательщика налогов за каждый установленный этим Кодексом отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями этого Кодекса подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является.

Поэтому советуем как можно быстрее, не ожидая, пока к вам пожалуют проверяющие, исправить сложившуюся ситуацию.

Как исправиться?

Прежде всего обращаем ваше внимание на то, что в этом случае не идет речь о самостоятельном исправлении ошибок в понимании ст. 50 НКУ. Воспользоваться процедурой, предусмотренной данной статьей, можно лишь тогда, когда отчетную налоговую декларацию вы уже подали (не имеет значения, своевременно или нет), а уже потом обнаружили ошибки, которые содержатся в такой ранее поданной декларации. Следовательно, предоставление уточняющих деклараций — не для вас.

Ваш «рецепт» другой: составить и подать две декларации по плате за землю — отдельно за 2017 год и отдельно за 2018-й, причем обе — отчетные, а не уточняющие!

По какой форме подавать обе декларации?

Этот вопрос вовсе не праздный, поскольку с 01.01.2018 г. для составления отчетности используется новая форма налоговой декларации по плате за землю*, в том числе и для самостоятельного исправления ошибок, допущенных в налоговой отчетности за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (БЗ 112.05).

* Утверждена приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560 (в редакции приказа от 23.01.2017 г. № 9).

Наш совет: обе декларации подайте по новой форме.

При этом не забудьте, что в прошлогодней отчетности следует задекларировать налоговые обязательства не за весь год, а начиная с 1 марта (первого числа месяца, в котором вы приобрели земельный участок). В таком случае придется заполнить графу, «починаючи з» декларации, где указать число и месяц (БЗ 112.05). Порядковый номер налогового (отчетного) месяца проставляется арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»). То есть вы в этой графе должны проставить «01.03».

При предоставлении отчетной декларации за новоотведенные земельные участки в колонке 13 раздела І в соответствующей строке 1.n для указанной категории земельного участка приводится сумма земельного налога, подлежащая уплате за год (с даты возникновения права собственности на земельный участок до конца года). В связи с этим расчет по формуле не осуществляется. В строке 3 колонки 3 раздела ІІІ отражается годовая сумма земельного налога, указанная в колонке 17 строки 2 раздела І. Такие рекомендации даны в БЗ 112.05.

Еще один нюанс: при предоставлении первой декларации (фактическом начале деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки (НДО) земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой НДО земли (п. 286.2 НКУ). Поэтому если у вас есть прошлогодняя справка о размере НДО приобретенного земельного участка, не забудьте подать ее вместе с декларацией за 2017 год. Если же такой справки нет, позаботьтесь о ее получении. Хотя если вы ее не подадите, налоговики примут декларацию и так (БЗ 112.05).

И еще. Справку задним числом вам, скорее всего, не выдадут — в ней будет указан размер НДО вашего земельного участка по состоянию на 01.01.2018 г. Но даже если так, то все равно ничего страшного, ведь индекс потребительских цен за 2017 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, в 2018 году применяется со значением 100 % (см. п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ). Иначе говоря,

размер НДО, являющийся базой для исчисления земельного налога, и в 2017, и в 2018 году один и тот же

А вот ставка налога может быть разной, поскольку нельзя исключать того, что местный совет в этом году решил ее пересмотреть. О том, что у него есть такое право, свидетельствует п. 3 разд. ІІ Закона Украины от 07.12.2017 г. № 2245-VIII (ср. ).

Поэтому, исчисляя налоговые обязательства за прошлый и за текущий годы, обратитесь к соответствующему решению вашего органа местного самоуправления об установлении ставок местных налогов.

Заполнение отчетности на текущий год — без каких-либо особенностей. Обо всех подробностях вы можете узнать из тематического номера «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 12.

Что надо уплатить?

Для ответа на этот вопрос еще раз напомним, что несвоевременное предоставление налоговой отчетности по тому или иному налогу происходит не по процедуре исправления ошибок, предусмотренной ст. 50 НКУ. Следовательно, требования п.п. «а» п. 50.1 НКУ уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 % от такой суммы до предоставления уточняющего расчета здесь неприменимы. По той же причине не подходит к рассматриваемой ситуации и п.п. «б» этого пункта, который требует отразить сумму недоплаты, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 % от такой суммы, в составе ближайшей отчетной декларации.

Одним словом, никакого самоштрафа вам платить не надо. А вот налоговые обязательства, определенные в несвоевременно поданных декларациях, придется уплатить. В какие сроки?

В отношении прошлогодней декларации по земельному налогу отметим, что стандартные сроки его уплаты уже истекли. То есть если бы все шло по плану, то ежемесячно, начиная с апреля 2017 года, вы должны были уплачивать до 30 числа соответствующую часть суммы земельного налога за 2017 год. А последнюю такую часть (за декабрь 2017 года) вы должны были уплатить не позднее 30.01.2018 г. Вместе с тем отдельного срока уплаты налоговых обязательств, задекларированных с опозданием, НКУ не определяет.

Да, собственно, это и ни к чему, ведь абзацем первым п. 57.1 НКУ установлен единый срок уплаты налогового обязательства, задекларированного самим плательщиком, — в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления соответствующей декларации (хотя по плате за землю есть нюансы — см. ниже). Причем этот срок не зависит от того, своевременно или с опозданием плательщик подал такую декларацию. Кстати, истечение именно этого срока влияет на размер финсанкций по ст. 126 НКУ, которые могут быть применены к забывчивому плательщику (о них — в следующем разделе). Поэтому в вашем случае целесообразнее уплатить прошлогоднюю сумму земельного налога еще до или вместе с предоставлением декларации за 2017 год.

Что касается сумм земельного налога, определенных в декларации на 2018 год, то обратите внимание на особый порядок уплаты этого налога (см. выше) — равными частями ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ). Следовательно, сроки уплаты земельного налога за январь — февраль 2018 года уже истекли. Из-за этого исходя из тех же рассуждений, которые изложены в предыдущем абзаце, такие суммы тоже лучше уплатить до или вместе с предоставлением декларации. А в отношении остальных месяцев 2018 года придерживайтесь тех сроков уплаты налога, о которых мы только что сказали. Ближайший из них (за март) — не позднее 27.04.2018 г. (с учетом переноса рабочих дней в апреле).

Чего ожидать?

«Профильный» штраф. Санкции за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговых деклараций (расчетов) установлены ст. 120 НКУ. Так, неподача или несвоевременная подача налоговой декларации влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждую такую неподачу/несвоевременную подачу.

Те же действия, совершенные плательщиком, к которому на протяжении года уже был применен штраф за такое нарушение, наказываются штрафом в размере 1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

Для ситуации, когда плательщик не подал ни годовую, ни месячные «земельные» декларации, налоговики отмечают, что применяется только один штраф по п. 120.1 НКУ — 170 грн. за неподачу годовой декларации (БЗ 112.07). Если же предприятие, которое не отчитывалось по плате за землю два года подряд, одновременно подаст декларации по плате за землю с нарушением сроков их предоставления, то, по мнению фискалов*, за эти налоговые периоды к нему будут применены штрафные санкции в размере 1190 грн. (1020 грн. + 170 грн.).

* См. вопрос 11 по ссылке http://sfs.gov.ua/garyacha-liniya/ 178813.html

По нашему же мнению**, к «повторности» нарушения для увеличенного штрафа следует подходить иначе. Если проверкой впервые на протяжении года установлено одновременно несколько фактов неподачи (несвоевременной подачи) деклараций, то за каждый из таких случаев выписывается штраф в размере 170 грн. При этом ни одно из обнаруженных нарушений не является повторным.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 27, с. 7.

Кстати, в свое время такой подход исповедовали и контролеры. Так, отвечая на вопрос, сколько актов составляется при выявлении нескольких случаев несвоевременного предоставления деклараций по одному или разным налогам/сборам, они указали, что акт составляется один, но штраф 170 грн. налагается за каждый случай неподачи (см. БЗ 136.06 с пометкой «недействительная»). Поэтому при таком подходе максимальная санкция, грозящая вам согласно п. 120.1 НКУ, — это 340 грн. (170 грн. + 170 грн.).

Штраф за несвоевременную уплату. Санкции за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов установлены ст. 126 НКУ. Их размер зависит от того, сколько календарных дней продолжалась задержка уплаты суммы согласованного денежного обязательства. Так, при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, налагается штраф в размере 10 % погашенной суммы налогового долга. Если же задержка длилась больше 30 календарных дней — размер штрафа составляет 20 % погашенной суммы налогового долга (п. 126.1 НКУ). Отсчет такой задержки по земельному налогу для каждого месяца свой.

Но вам волноваться по этому поводу не стоит. Как разъясняют налоговики в БЗ 138.01, начисление штрафных санкций в случае нарушения субъектом хозяйствования сроков уплаты денежных обязательств осуществляется контролирующими органами. В то же время

самостоятельное начисление и уплата штрафных санкций за задержку сроков уплаты денежных обязательств плательщиком налогов НКУ не предусматривает

Лучше подумайте о том, как такие возможные штрафы минимизировать, не выходя при этом за пределы действующего законодательства. А пока вы решаете, ☺ предложим свой вариант.

Итак, для этого надо:

1) подать обе пропущенных декларации (за 2017 и 2018 годы) с нулевым объектом налогообложения. Как следствие, уплачивать в бюджет по таким декларациям вы ничего не должны. А если нет налога к уплате, то соответственно не будет и наказания по ст. 126 НКУ за его несвоевременную уплату;

2) после этого через процедуру самоисправления правильно задекларировать земельный налог за эти два года в порядке, прописанном в п. 51.1 НКУ. И лучше исправление провести через уточняющий расчет к поданной с опозданием декларации.

Об остальных подробностях такой нехитрой налоговой оптимизации читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 28, с. 10.

Пеня. Начисление пени начинается, в частности, при начислении суммы налогового обязательства, определенного плательщиком налогов, после истечения 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства (п.п. 129.1.3 НКУ).

В таком случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки в уплате денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 100 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день (абзац второй п. 129.4 НКУ).

Обратите внимание: в вашем случае вышеупомянутые 90 календарных дней не прошли еще после предельного срока уплаты земельного налога ни за декабрь 2017 года, ни за январь — февраль 2018 года. Поэтому за просрочку уплаты налога за эти месяцы пени еще можно избежать, если, конечно, поторопиться с предоставлением пропущенных деклараций. Подробнее о порядке начисления и уплаты пени читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 28, с. 33.

Админштраф. Что касается админнаказания за неподачу декларации (расчета) должностным лицом предприятия, то здесь надо отметить следующее. «Профильная» ст. 1631 КУоАП ответственности за такое нарушение прямо не предусматривает. В ней, напомним, идет речь об отсутствии или нарушении установленного порядка ведения налогового учета (в том числе непредоставление или несвоевременное предоставление аудиторских заключений, подача которых предусмотрена законами Украины). А штраф за такое нарушение составляет от 85 грн. до 170 грн. или от 170 грн. до 255 грн. — за повторное нарушение на протяжении года. На наш взгляд,

непредоставление/несвоевременное предоставление декларации не должно считаться ни отсутствием, ни нарушением порядка ведения налогового учета

Оно может быть результатом этих нарушений, но никоим образом не ими самими. То есть неведение учета и неподача декларации — вещи разные по своей сути.

Однако, насколько нам известно, на практике некоторые фискалы считают иначе и применяют этот админштраф, в том числе и за неподачу налоговых деклараций. При этом они утверждают, что поскольку неподача аудиторских заключений считается нарушением налогового учета, то неподача налоговых деклараций и подавно. По нашему твердому убеждению, такой вывод неправильный, потому что, как мы отметили, это разные виды нарушений.

Но это еще не все. По-видимому, понимая призрачность этого админштрафа, фискалы зачастую применяют другой — за непредоставление или несвоевременное предоставление должностными лицами платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей) согласно ст. 1632 КУоАП (БЗ 138.01). Санкция данной статьи — штраф в таком же размере, как и по ст. 1631 КУоАП (см. выше), однако шансов, что он не будет оспорен в судебном порядке, значительно больше.

Если не делать ничего

Попробовать проигнорировать предоставление пропущенных «земельных» деклараций, конечно, можно, но смысла в этом нет никакого.

Во-первых, контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, если плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую декларацию (п.п. 54.3.1 НКУ). И рано или поздно контролеры это сделают.

Во-вторых, если налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана, то денежное обязательство может быть начислено или прооизводство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности (п.п. 102.2.1 НКУ).

Иначе говоря, земельный налог вам все равно доначислят, причем начиная с марта 2017 года (т. е. с периода, в котором возникло налоговое обязательство), даже если вы «продержитесь» без предоставления декларации свыше 1095 дней (БЗ 112.05).

Обратите внимание: при определении контролирующим органом денежного обязательства на основаниях, указанных в п. 54.3 НКУ, вы обязаны уплатить его сумму в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения. Такой срок для этого случая устанавливает п. 57.3 НКУ.

В-третьих, кроме «профильного» штрафа по ст. 120 НКУ, о котором шла речь выше, вас ожидает дополнительный штраф, предусмотренный ст. 123 НКУ, который применяется в случае определения контролирующим органом суммы налогового обязательства. А его размер достаточно значителен — 25 % суммы определенного налогового обязательства.

В-четвертых, не забудьте также о пене. Причем на суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты такого обязательства, включая день погашения, из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день (абзац первый п. 129.4 НКУ).

Ну и, в-пятых, угроза админштрафа остается тоже.

Теперь вы знаете все. А как действовать, решайте самостоятельно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше