Темы статей
Выбрать темы

Кассовые операции у предпринимателей

Алешкина Наталья, налоговый эксперт, Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Предприниматели, так же как и юридические лица, имеют право осуществлять расчеты в наличной форме. Но какие правила ФЛП как субъекты хозяйствования при этом должны соблюдать? Что такое касса предпринимателя? Какими документами ФЛП оформляют кассовые операции? Как осуществляют оприходование наличности? Ответим на эти и другие важные для предпринимателей вопросы.

9.1. «Предпринимательские» особенности кассовых операций

При осуществлении кассовых операций предприниматели должны учитывать требования Положения № 148. Это прямо прописано в п. 1 этого документа. В то же время в отношении ФЛП его нормы применяются весьма выборочно и специфично. Начнем с определения кассы предпринимателя.

Согласно п.п. 8 п. 3 Положения № 148, касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличности, других ценностей, кассовых документов. Исходя из этого определения, кассой может считаться как специальное помещение, так и просто специально отведенное место проведения расчетов.

У предпринимателя, который не имеет возможности выделить для помещения кассы специальную комнату, кассой будет считаться место, где он:

— проводит наличные расчеты, например, принимает деньги от покупателей;

— выдает наличные (выплачивает зарплату, авансы на командировку, денежные средства под отчет и т. п.);

— хранит наличные денежные средства и Книгу учета доходов или Книгу учета доходов и расходов.

То есть

ФЛП может определить для себя кассу как место, где находится он сам (его кассир) и его портфель (барсетка или другое средство) для хранения наличности и кассовых документов

Если ФЛП (его кассир) будет в постоянном движении, то и касса будет постоянно перемещаться с ним.

У предпринимателей, применяющих РРО, кассой в понимании Положения № 148 будет РРО. Мы в самом начале акцентируем на этом внимание по одной важной причине. Дело в том, что особые требования относительно обустройства кассы по-прежнему выдвигаются только к предприятиям (п. 38 Положения № 148). На предпринимателей указанная норма не распространяется (см. также письмо НБУ от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464, которое хотя и ссылается на отмененное Положение № 637, однако по-прежнему актуально и сейчас).

Также очень важно, что на ФЛП, как и раньше, не распространяется требование об установлении лимита кассы и соблюдении сроков сдачи наличности в банк. Это прямо определено п. 14 Положения № 148. А значит, наличность у предпринимателя может храниться в любой сумме и любое количество дней. Сдавать ее в банк вовсе не обязательно. Да и вообще текущий счет в банке ФЛП открывать не обязано.

А вот соблюдать предельные размеры расчетов наличными предприниматели должны. То есть при наличных расчетах с предприятиями и предпринимателями применяется ограничение в 10 тыс. грн., а при расчетах с физлицами — 50 тыс. грн. в день по одному или нескольким платежным документам (п. 6 Положения № 148). Превышение угрожает ФЛП штрафными санкциями (см. раздел 11 на с. 96). Подробнее о «наличных» ограничениях см. в разделе 6 на с. 62.

Осуществлять кассовые операции и заниматься их оформлением может как сам предприниматель, так и его наемный работник. При этом помните: с лицом, которое работает с наличными средствами, следует заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности (пп. 44 и 45 Положения № 148). Если предприниматель сам «ведает» своей кассой, то договор о матответственности самому с собой заключать, конечно же, не надо ☺.

А теперь рассмотрим, какие документы обязан оформлять предприниматель при осуществлении кассовых операций.

9.2. Оформление операций с наличностью

Сначала — о самом главном:

предприниматели, в отличие от предприятий, не ведут кассовую книгу

Об этом прямо говорит абзац четвертый п. 39 Положения № 148. Подтверждают этот факт и налоговики (см. консультацию в подкатегории 109.15 БЗ).

В отношении оформления ФЛП кассовых ордеров Положение № 148, как и отмененное Положение № 637, однозначного указания не содержит (ни об обязательности их применения, ни о запрете их использовать).

При этом ранее НБУ указывал на то, что:

— формы кассовых ордеров предусматривают их применение только юридическими лицами (см. письмо от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507);

— оприходование наличности ФЛП осуществляют без оформления ПКО (см. письмо от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354);

— к предпринимателям не выдвигаются требования об оформлении кассовых операций приходными и расходными кассовыми ордерами (см. письмо от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464).

Тем не менее на практике некоторые ФЛП использовали кассовые ордера, хотя налоговики были против.

Заметим, что в новом Положении № 148 в этом вопросе практически ничего не изменилось. Единственное, что настораживает, — появление нормы-загадки в п. 13 Положения № 148. В соответствии с ней предприятия и ФЛП, которые осуществляют расчеты наличными без РРО и специфика функционирования которых делает невозможным оформление ими каждой операции кассовым ордером (!), оприходуют наличность в конце рабочего дня по совокупности операций в целом за день с оформлением кассовыми документами и отражением в КУРО или РК. Не означает ли это, что ФЛП теперь обязательно должны оформлять ПКО?

Как нам кажется, это больше похоже на техническую ошибку НБУ при составлении текста Положения № 148. Ведь больше нигде не упоминается об обязанности предпринимателей выписывать кассовые ордера.

Кроме того, формы ПКО и РКО по-прежнему предусматривают их применение только юрлицами. Да и налоговики в консультации из подкатегории 109.15 БЗ*, как и ранее, в категоричной форме утверждают: ФЛП кассовые ордера не составляют.

* Осторожные предприниматели могут получить для себя индивидуальную налоговую консультацию по этому вопросу.

А какие же документы, по мнению фискалов, должен выписывать предприниматель? Они считают, что при приеме наличности ФЛП обязаны по требованию покупателя выдавать кассовый чек, товарный чек или расчетную кассовую квитанцию. Давайте поговорим о расчетных документах подробнее.

Начнем с приема наличности. Из п. 2 ст. 3 Закона об РРО мы можем сделать вывод, что предприниматели обязаны выдавать расчетный документ на полную сумму проведенной операции. При применении РРО такими расчетными документами являются: фискальный кассовый чек, расчетная квитанция, упрощенная расчетная квитанция. Формы указанных документов приведены в приложениях к Положению № 13.

Если же предприниматель не применяет РРО и РК, то он обязан выдавать каждому покупателю расчетный документ, удостоверяющий факт покупки, с указанием даты продажи. Этого требует ч. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей. Заметим, что форма и содержание расчетного документа для «безРРОшников» законодательно не установлены.

На наш взгляд, в качестве таких расчетных документов могут выступать:

квитанция. На практике ФЛП, оформляя поступление денег квитанциями, зачастую в угоду налоговикам отталкиваются от расчетной квитанции по форме № РК-1 (приложение 3 к Положению № 13). При этом можно купить книжку с такими квитанциями или распечатать квитанции самостоятельно. А вот регистрировать РК с расчетными квитанциями у налоговиков в такой ситуации не нужно. Равно как и не нужно заводить/регистрировать КУРО;

товарный чек. Заметьте: в письме ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 налоговики констатировали, что форма товарного чека не установлена и признавали право ФЛП составлять его в произвольной форме. Однако при этом

они требовали, чтобы товарный чек для признания его расчетным документом содержал реквизиты кассового чека

Аналогичный вывод содержится и в консультации из подкатегории 109.10 БЗ. В ней фискалы приходят к выводу, что субъект хозяйствования может выдавать товарные чеки произвольной формы. Однако в то же время настаивают, чтобы в таких чеках была надпись «Товарний чек» и по содержанию они соответствовали требованиям п. 2 разд. II Положения № 13, за исключением отражения в них фискального номера РРО и надписи «Фіскальний чек».

Мы считаем данное требование налоговиков не очень корректным. Если предприниматель имеет право не использовать РРО, то с чего бы ему в товарном чеке соблюдать требования, предъявляемые к кассовому чеку? Но если не хотите вступать с фискалами в спор, прислушайтесь к их мнению.

Теперь несколько слов об оформлении расходных кассовых операций. Составлять РКО предприниматели не обязаны. Предприниматель (его кассир) может (но не обязан!) выдать денежные средства по ведомости на выплату наличности, форма которой приведена в приложении 1 к Положению № 148. Также для передачи наличности можно использовать закупочные акты и другие документы, составленные в произвольной форме. В частности, подтверждением выдачи наличности может служить расписка получателя.

Но при этом помните: какой бы вариант оформления кассовых операций вы ни выбрали, для придания документу статуса первичного он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. А именно: название документа и дату его составления, Ф. И. О. предпринимателя, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения, должности лиц, ответственных за осуществление операции, подписи лиц, принимавших участие в ее осуществлении.

9.3. Оприходование наличности

Вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день поступления) и в полной сумме оприходоваться (п. 11, п.п. 2 п. 58 Положения № 148). Это правило распространяется и на ФЛП.

Согласно «общему» определению оприходованием считается проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / Книге учета доходов и расходов (п.п. 18 п. 3 Положения № 148).

Запомните:

теперь запись в КУРО с точки зрения оприходования наличности ничего не значит

Как мы уже выяснили, предприниматели кассовую книгу не ведут. Поэтому ФЛП могут оприходовать наличность только одним способом — в Книге учета доходов (или Книге учета доходов и расходов).

А как часто нужно вносить записи в указанные книги — по каждому фактическому поступлению или по итогу за день?

В абзаце первом п. 11 Положения № 148 сказано, что наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день ее получения в полной сумме. При этом предприятиям предписывается утвердить внутренним документом порядок оприходования наличных в своей кассе (п. 12 Положения № 148). По предпринимателям подобного требования нет. Равно как и нет других специальных норм по оприходованию, не считая «загадочного» п. 13 Положения № 148 (см. на с. 87). Поэтому, считаем, как и прежде, при заполнении «предпринимательских» книг нужно ориентироваться на порядки их ведения.

Для общесистемщиков это Порядок № 481. Из самой формы Книги учета доходов и расходов для общесистемщиков видно, что в графе 1 предусмотрены только такие периоды учета, как день, месяц, квартал и год. Кроме того, в п. 5 Порядка № 481 прямо указано: записи в Книге выполняются по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход. То есть в течение рабочего дня ничего записывать не требуется, а уже по его окончании нужно проставить дату в графе 1 и заполнить необходимые графы такой строки.

У физлиц-единоналожников порядки заполнения Книги учета доходов и Книги учета доходов и расходов утверждены приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 579. Из указанных порядков следует, что такие субъекты хозяйствования тоже имеют право записывать в соответствующую Книгу доход общим итогом за день, не расшифровывая его по отдельным операциям.

Подробно с особенностями заполнения «предпринимательских» книг вы можете ознакомиться в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 76, с. 19 и 67.

Имейте в виду: неоприходование, неполное или несвоевременное оприходование наличных является штрафоопасным (см. раздел 11 на с. 96).

Разобравшись с особенностями учета наличности предпринимателями, переходим к вопросу о том, каковы механизмы контроля за соблюдением кассовой дисциплины субъектами хозяйствования.

выводы

  • Предприниматели кассовую книгу не ведут.
  • Предпринимателям лимит кассы и сроки сдачи наличности в банк не устанавливаются.
  • ФЛП, не применяющие РРО, обязаны выдавать каждому покупателю расчетный документ, предусмотренный ч. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей.
  • Если предприниматель не отразит полученную наличность в Книге учета доходов (Книге учета доходов и расходов), то ему грозит штраф за неоприходование согласно ст. 1 Указа № 436.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше