Темы статей
Выбрать темы

«Спецводорента»: впервые по-новому

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
В радостном гуле вторичных водопользователей, сбросивших наконец-то с себя иго плательщиков «спецводоренты»*, отдельные всхлипывания первичных водопользователей, на которых это иго возложили, может, не очень и слышны. Несмотря на это, забыть о них мы не можем. Ведь именно им отныне придется отбывать повинность за остальных. Не растеряются ли они вдруг? Не заблудятся ли в трех соснах «спецводорентной» отчетности? На всякий случай, чтобы этого не произошло, обозначим те ориентиры, которые помогут им качественно отчитаться за І квартал.

* Подробности см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 5, с. 4.

И начнем с того, что окончательно убедим вторичных водопользователей в их полной непричастности с начала этого года к взиманию «спецводоренты».

Неужто и вправду повезло? ☺

Вот что гласит свежая» консультация из БЗ 121.02: вторичные водопользователи — прошлогодние плательщики «спецводоренты», получающие воду по договору на поставку воды, в последний раз определяют налоговые обязательства за IV квартал 2017 года. За следующие налоговые периоды декларации с приложением(ями) 5 они не подают (см. письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 02.04.2018 г. № 1324/ІПК/20-40-13-11-11). При этом

заявление об исключении из перечня плательщиков рентной платы в контролирующие органы вторичным водопользователям подавать не надо

Более того, производители напитков, которые раньше платили «спецводоренту» по повышенным ставкам из п.п. 255.5.6 НКУ, с нового года не являются ее плательщиками, если они получают воду как вторичные водопользователи, т. е. по договору поставки, а не на основании разрешения на спецводопользование (см. письмо ГФСУ от 02.01.2018 г. № 7/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, письмо Офиса КПН ГФС от 30.01.2018 г. № 357/ІПК/28-10-01-03-11).

Попутно отметим, что, как и раньше, освобождены от этого вида рентной платы единоналожники группы 4 (п.п. 5 п. 297.1 НКУ). Причем независимо от того, являются они первичными или вторичными водопользователями.

Кто остался плательщиком?

С 1 января 2018 года обязанность плательщика «спецводоренты» возложена на субъектов хозяйствования, относящихся к первичным водопользователям, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов (письмо ГФСУ от 19.01.2018 г. № 1579/7/99-99-12-03-04-17).

Ключевым признаком первичных водопользователей является наличие водозаборных сооружений и соответствующего оборудования для забора воды (ч. 3 ст. 42 ВКУ**).

** Водный кодекс Украины.

Обратите внимание! Водные объекты могут быть как поверхностные, так и подземные. Поэтому к первичным пользователям относятся и те субъекты хозяйствования, которые забирают воду из подземных водоносных горизонтов через скважины.

Являются ли плательщиками «спецводоренты» те, кто имеет скважины и осуществляет забор воды в объеме до 5 куб. м в сутки?

Дело в том, что не относятся к спецводопользованию, в частности, забор и/или использование воды в объеме до 5 куб. м в сутки, кроме используемой для изготовления (входящей в состав) напитков и фасуемой питьевой воды (абзац двенадцатый ч. 3 ст. 48 ВКУ). Однако контролеры, ссылаясь на абзац девятый ч. 3 ст. 48 ВКУ, настаивают на том, что добыча подземных вод (как одного из вида полезных ископаемых) является спецводопользованием. Поэтому, по их мнению, уплачивать «спецводоренту» следует даже в том случае, если объемы забранной и/или использованной воды из скважины составляют до 5 куб. м в сутки (БЗ 121.05, письмо ГФСУ от 10.04.2018 г. № 1506/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Что будет объектом налогообложения?

С 01.01.2018 г. вступили в силу и другие изменения к ст. 255 НКУ. В частности, исключен п.п. 255.4.6 НКУ, который раньше предусматривал, что «спецводорента» не взимается за воду, утраченную, в частности, в магистральных водогонах. То есть потери воды в системе водоснабжения теперь не уменьшают объект налогообложения. А все потому, что согласно п. 255.3 НКУ

объектом обложения рентной платой за спецводопользование является фактический объем воды, который изъят из водного объекта

Вместе с тем на сегодня остаются действующими остальные подпункты п. 255.4 НКУ, которыми определены «необъектные» виды водопользования. Иначе говоря, на объемы воды, перечисленные в п. 255.4 НКУ, законодатель, как и раньше, разрешает уменьшить объект обложения «спецводорентой».

Один из таких самых распространенных случаев — использование воды для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, а также юрлиц, физлиц — предпринимателей и плательщиков единого налога (п.п. 255.4.1 НКУ).

К сожалению, контролеры заняли крайне фискальную позицию насчет уменьшения объекта налогообложения на такие объемы воды (см. письма ГФСУ от 19.01.2018 г. № 1579/7/99-99-12-03-04-17 и от 23.03.2018 г. № 1194/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

По нашему мнению, их аргументы не основываются на действующих нормах НКУ. Поэтому тем, кто получит аналогичные ИПК, мы советовали бы обжаловать их в суде, чтобы заставить фискалов с учетом выводов суда вернуться к законной позиции.

И еще. Если предприятие для обеспечения хозяйственной деятельности изымает воду из водного объекта собственными водозаборными сооружениями, а остальные потребности в воде удовлетворяет из систем централизованного водоснабжения, объектом обложения «спецводорентой» будут лишь объемы воды, изъятые собственными водозаборными сооружениями (письма ГФСУ от 16.03.2018 г. № 1076/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 10.04.2018 г. № 1520/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Какие ставки использовать?

С начала года заработали также изменения, внесенные в ст. 255 НКУ, согласно которым были увеличены на 16,8 % (по сравнению с действовавшими в 2017 году) ставки «спецводоренты».

Увеличенные ставки вы должны применять при исчислении рентной платы по результатам хозяйственной деятельности в 2018 году (БЗ 121.03)

То есть на самом деле они стартуют только сейчас, при составлении «водной» отчетности за І квартал.

Коэффициенты, которые применяют при расчете налогового обязательства по рентной плате за спецводопользование, остались неизменными — 0,005, 0,3, 2 и 5 (БЗ 121.03).

По какой форме отчитываться?

Официальная позиция фискалов: еще начиная с отчетности за ІІІ квартал 2017 года следовало пользоваться формой декларации с учетом изменений, внесенных приказом Минфина от 31.05.2017 г. № 545 (БЗ 121.05). Однако она не согласуется с тем, что отдельные изменения в «спецводорентное» приложение 5 вступили в силу с 01.01.2018 г.

Изменения эти «косметические» (удалены из примечаний к приложению 5 упоминания о вторичных водопользователях, а также приведен в соответствие с НКУ порядок начисления пени). Поскольку они продиктованы обновленными с 01.01.2018 г. правилами (а отчитываться за І квартал нужно уже с учетом этих правил), то логично было бы применять обновленную форму уже с 01.04.2018 г.

К счастью, никаких методологических изменений в порядке заполнения декларации с начала года не произошло. Уверены, вы без проблем справитесь с этой задачей. Подсказки — в БЗ 121.05.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше