Темы статей
Выбрать темы

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине

Утверждено постановлением Правления Национального банка Украины 29 декабря 2017 года № 148

I. Общие положения

1. Это Положение разработано в соответствии с Законом Украины «О Национальном банке Украины» и определяет порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины юридическими лицами (кроме банков) и их обособленными подразделениями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее — предприятия), органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении ими деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или другой хозяйственной деятельности (далее — учреждения), физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (далее — физические лица — предприниматели) (далее вместе в тексте — субъекты хозяйствования), физическими лицами.

2. Требования этого Положения не распространяются на:

1) расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, которые пользуются иммунитетом и дипломатическими привилегиями;

2) представительства иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность;

3) банки и филиалы иностранных банков.

3. В этом Положении нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) выплаты, связанные с оплатой труда — выплаты, отнесенные к фонду оплаты труда, а также к прочим выплатам, которые не относятся к этому фонду согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13 января 2004 года № 5, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27 января 2004 года под № 114/8713;

2) обособленные подразделения — филиалы, представительства, отделения и прочие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины;

3) наличность — денежные знаки национальной валюты Украины (банкноты и монеты, в том числе разменные, оборотные, памятные монеты, которые являются платежными средствами);

4) наличная выручка (наличность) — сумма фактически полученных наличных денег от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также от операций, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества;

5) наличные расчеты — платежи наличностью субъектов хозяйствования и физических лиц за реализованную продукцию (товары, произведенные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества;

6) депонируемая заработная плата — наличность, полученная субъектами хозяйствования для выплат, связанных с оплатой труда, и не выплаченная в установленный срок отдельным физическим лицам;

7) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов — документ, который применяется для регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и прочих кассовых документов;

8) касса — помещение или место осуществления наличных расчетов, а также принятия, выдачи, хранения наличных денег, других ценностей, кассовых документов;

9) кассовая книга — документ установленной формы, который применяется для осуществления первичного учета наличности в кассе;

10) кассовый ордер — первичный документ (приходный или расходный кассовый ордер), который применяется для оформления поступлений (выдачи) наличных денег из кассы;

11) кассовые документы — документы (кассовые ордера и ведомости на выплату наличных денег, расчетные документы, квитанции программно-технических комплексов самообслуживания, ведомости закупки сельскохозяйственной продукции, другие приходные и расходные кассовые документы), с помощью которых в соответствии с законодательством Украины оформляются кассовые операции, отчеты об использовании средств, а также соответствующие журналы установленной формы для регистрации этих документов и книги учета;

12) кассовые операции — операции субъектов хозяйствования между собой и с физическими лицами, связанные с принятием и выдачей наличности во время проведения расчетов через кассу с отражением этих операций в соответствующих книгах учета;

13) книга учета — кассовая книга, книга учета выданной и принятой старшим кассиром наличности, книга учета расчетных операций, книга учета доходов и расходов / книга учета доходов;

14) книга учета доходов и расходов / книга учета доходов — документ установленной формы, который применяется в соответствии с законодательством Украины для отражения движения наличности. Формы соответствующих книг учета доходов и расходов / книг учета доходов утверждаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины;

15) книга учета выданной и принятой старшим кассиром наличности — книга, которая применяется для учета наличных денег и оплаченных документов;

16) лимит остатка наличности в кассе (далее — лимит кассы) — предельный размер суммы наличных денег, которые могут оставаться в кассе в нерабочее время и обеспечить работу в начале следующего рабочего дня;

17) операционное время — часть операционного дня банка или другого учреждения — участника платежных систем, в течение которой принимаются документы на перевод и документы на отзыв, которые должны быть обработаны, переданы и исполнены этим банком в течение этого же рабочего дня. Продолжительность операционного времени устанавливается банком или другим учреждением — участником платежных систем самостоятельно и закрепляется в его внутренних актах;

18) оприходование наличности — проведение субъектами хозяйствования учета наличных денег в кассе на полную сумму их фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов / книге учета доходов / фискальном отчетном чеке / расчетной квитанции;

19) физическое лицо — гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства, которое не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Другие термины в этом Положении употребляются в значениях, приведенных в законах Украины.

II. Требования к организации наличных расчетов

4. Субъекты хозяйствования, которые открыли текущие счета в банках и хранят на этих счетах свои средства, осуществляют расчеты по своим денежным обязательствам, которые возникают в хозяйственных отношениях, в безналичной форме, а также в наличной форме с соблюдением ограничений и в порядке, установленном законодательством Украины.

5. Субъекты хозяйствования осуществляют расчеты наличными между собой и с физическими лицами через кассу как средствами, полученными как наличная выручка, так и средствами, полученными из банков. Указанные расчеты проводятся также путем перевода наличности для уплаты соответствующих платежей.

Субъекты хозяйствования осуществляют учет операций с наличными в соответствующих книгах учета.

6. Субъекты хозяйствования имеют право осуществлять расчеты наличностью в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам:

1) между собой — в размере до 10000 (десяти тысяч) гривень включительно;

2) с физическими лицами — в размере до 50000 (пятидесяти тысяч) гривень включительно.

Платежи сверх установленных предельных сумм проводятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета, путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк или небанковское финансовое учреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке. Количество субъектов хозяйствования и физических лиц, с которыми осуществляются наличные расчеты, в течение дня не ограничивается.

Ограничение, установленное в пункте 6 раздела II этого Положения, касается также расчетов при оплате за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет наличных денег, полученных с помощью электронного платежного средства.

7. Физические лица имеют право осуществлять расчеты наличностью:

1) с субъектами хозяйствования в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам — в размере до 50000 (пятидесяти тысяч) гривен включительно.

Платежи на сумму, превышающую 50000 гривень, проводятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством Украины порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета, путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк или небанковское финансовое учреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке;

2) между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, в размере до 50000 (пятидесяти тысяч) гривень включительно.

Платежи на сумму, превышающую 50000 гривень, осуществляются путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения и/или перевода средств на текущие счета (в том числе на депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте).

8. Ограничения, установленные в пунктах 6 и 7 раздела II этого Положения, не касаются:

1) расчетов субъектов хозяйствования с бюджетами и государственными целевыми фондами;

2) добровольных пожертвований и благотворительной помощи;

3) использования наличных денег, выданных на командировку.

9. Предприятие / физическое лицо — предприниматель, которое в соответствии с законодательством Украины принимает к обслуживанию электронные платежные средства с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг и оснащено платежным терминалом [в том числе соединенным или соединенным с регистратором расчетных операций (далее — РРО)], имеет право за счет наличной выручки или наличности, полученных из банка, предоставлять держателю электронного платежного средства (если такая услуга предусмотрена правилами соответствующей платежной системы) услуги по выдаче наличных денег с печатанием квитанции платежного терминала (или расчетного документа) и отражением таких операций в книге учета расчетных операций (далее — КУРО) или расчетной книге (далее — РК).

Национальный банк Украины имеет право устанавливать ограничения по выдаче наличных денег по электронным платежным средствам.

Ограничения по выдаче наличных денег по электронным платежным средствам могут устанавливаться платежной организацией соответствующей платежной системы и банками — членами этой системы.

10. Расчеты субъектов хозяйствования и физических лиц в случае их осуществления наличными без открытия текущего счета путем внесения наличности в банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета, для дальнейшего ее перевода на счета других субъектов хозяйствования или физических лиц для плательщиков средств являются наличными, а для получателей средств безналичными.

11. Наличные, которые приходят в кассы, оприходуются в день получения наличности в полной сумме.

Оприходованием наличности в кассах учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

Оприходованием наличности в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением книги учета доходов и расходов (или книги учета доходов), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета доходов и расходов (или книге учета доходов) на основании товарных чеков (квитанций).

Оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений учреждений/предприятий, а также в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО без ведения кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО.

Субъекты хозяйствования, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО, используют КУРО для:

1) подклеивания и хранения фискальных отчетных чеков на соответствующих страницах КУРО;

2) осуществления операций с расчетными квитанциями в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии;

3) учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, проверок конструкций и программного обеспечения РРО.

12. Учреждение/предприятие на основании этого Положения обязано разработать и утвердить внутренним документом порядок оприходования наличности в кассе учреждения/предприятия, в котором максимально учесть особенности работы как учреждения/предприятия, так и его обособленных подразделений [внутренний трудовой распорядок, режим работы, графики сменности, порядок и особенности сдачи наличной выручки (наличности) в банк]. Для обособленных подразделений учреждения/предприятия порядок оприходования наличности в кассе устанавливается и доводится внутренними документами учреждения/предприятия. Разработанный порядок должен отвечать требованиям этого Положения и не противоречить законодательству Украины.

13. Предприятия и физические лица — предприниматели, которым Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон о применении регистраторов) дано право проводить расчеты наличными с потребителями без использования РРО с использованием соответствующих книг учета и специфика функционирования которых делает невозможным оформление ими каждой операции кассовым ордером (продажа проездных и перевозочных документов; билетов государственных лотерей; билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений), оприходуют наличность в конце рабочего дня по совокупности операций в целом за рабочий день с оформлением кассовыми документами и отражением в КУРО или РК.

Суммы наличных денег, которые оприходуются, должны отвечать суммам, определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах.

14. Учреждение/предприятие, которое осуществляет операции с наличностью в национальной валюте, лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) устанавливает, исходя из потребности ускорения оборота наличности и своевременного ее поступления в кассы банков.

Требования пункта 14 раздела II этого Положения распространяются на небанковские финансовые учреждения.

Банкам и физическим лицам — предпринимателям лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) не устанавливаются.

15. Учреждения/предприятия имеют право держать в нерабочее время в своих кассах наличную выручку (наличность) в пределах, которые не превышают самостоятельно установленный ими лимит кассы. Наличная выручка (наличность), которая превышает самостоятельно установленный лимит кассы, сдается в банки для ее зачисления на банковские счета. Обособленные подразделения учреждений/предприятий имеют право сдавать наличную выручку (наличность) непосредственно в кассы юридических лиц или банк или небанковское финансовое учреждение, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета для ее перевода и зачисления на банковские счета юридических лиц.

Предприятие имеет право осуществлять сбор наличной выручки (наличности), полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг), для дальнейшей ее сдачи в банк с использованием комплекса технических и программных средств, расположенных в месте осуществления наличных расчетов, которые бы обеспечивали безопасную передачу средств с рабочих мест кассиров в специально оборудованное помещение для хранения и дальнейшей сдачи наличных денег в кассы банков.

16. Субъекты хозяйствования сдают наличную выручку (наличность) для перевода на банковские счета субъектов хозяйствования операторам почтовой связи, национальным операторам и небанковским финансовым учреждениям, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета.

Наличная выручка (наличность) сдается субъектами хозяйствования самостоятельно (в том числе с применением платежных устройств и через пункты принятия наличных денег) или через соответствующие службы, которым согласно законодательству дано право на перевозку валютных ценностей и инкассацию средств, или через предприятия, которые получили лицензию Национального банка Украины на предоставление банкам услуг по инкассации.

Наличная выручка (наличность) сдается для зачисления на любой банковский счет субъекта хозяйствования по его выбору.

Небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета, и предприятия — агенты банков сдают наличные (наличную выручку), полученные через платежные устройства и пункты принятия наличности для дальнейшего перевода, на отдельный текущий счет/счета, открытый в банке/банках для учета средств, принятых для дальнейшего перевода. Небанковские финансовые учреждения, которые, кроме операций по принятию наличных денег для дальнейшего их перевода, осуществляют выдачу переводов наличностью, обязаны обеспечить сдачу на такие счета наличных денег в сумме превышения принятой для дальнейшего перевода наличности над выданными по переводам наличными.

17. Субъекты хозяйствования используют наличную выручку (наличность), в том числе наличные, полученные из банка, для обеспечения нужд, которые возникают в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам).

Субъекты хозяйствования не имеют права накапливать наличную выручку (наличность) в своих кассах сверх установленного лимита кассы для осуществления расходов до наступления сроков этих выплат.

18. Учреждения/предприятия имеют право хранить в своей кассе наличные и, полученные в банке для выплат, которые относятся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода) сверх установленного лимита кассы в течение пяти рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Наличные для проведения таких выплат работникам удаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов могут храниться в кассах таких учреждений/предприятий сверх установленного лимита кассы в течение десяти рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Наличные, полученные в банке на другие выплаты, выдаются учреждением/предприятием своим работникам в тот же день. Сумы наличных денег, полученные в банке и не использованные по назначению в течение установленных пунктом 18 раздела II этого Положения сроков, возвращаются учреждением/предприятием в банк не позже следующего рабочего дня банка или могут оставаться в его кассе (в пределах установленного лимита).

Учреждение/предприятие имеет право хранить в кассе наличные для выплат, которые относятся к фонду оплаты труда и осуществляются за счет наличной выручки, сверх установленного лимита кассы в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме, указанной в переданных в кассу ведомостях на выплату наличности (далее — расходная ведомость) (приложение 1).

19. Наличные под отчет или на командировку выдаются субъектами хозяйствования подотчетным лицам в соответствии с законодательством Украины.

Наличные выдаются под отчет:

1) на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья на срок не более 10 рабочих дней;

2) на закупку лома черных металлов и лома цветных металлов — на срок не более 30 рабочих дней со дня выдачи наличности под отчет;

3) на все прочие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более двух рабочих дней, включая день получения наличности под отчет.

Подотчетное лицо имеет право продлить срок использования выданных под отчет средств, если наличные одновременно выданы как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторичного сырья, в том числе лома черных металлов и лома цветных металлов). Срок использования такой наличности продлевается до завершения срока командировки.

Выдача подотчетному лицу наличных денег под отчет проводится при условии отчетности им в установленном порядке за ранее полученные под отчет суммы.

Отчетность за полученные под отчет или на командировку наличные осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

20. Физические лица — доверенные лица учреждений/предприятий — юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Украины получили наличность с текущего счета с применением корпоративного электронного платежного средства или личного электронного платежного средства, используют ее по назначению без оприходования в кассе. Указанные доверенные лица подают в бухгалтерию учреждения/предприятия отчет об использовании наличных денег вместе с подтверждающими документами в установленные сроки и порядке, определенные для подотчетных лиц законодательством Украины, а также документы о получении наличности с текущего счета (чек банкомата, копия расходного ордера, справки по установленным формам, слип, квитанция торгового терминала) вместе с неизрасходованным остатком наличных денег.

21. Субъекты хозяйствования при осуществлении расчетов с потребителями за наличные обязаны принимать в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) без ограничений банкноты и монеты (в том числе разменные, оборотные монеты, памятные банкноты и монеты, изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, которые выпускает Национальный банк Украины в обращение, являющиеся платежными средствами и не вызывающие сомнения в их подлинности и платежеспособности.

Субъекты хозяйствования имеют право предложить потребителю обратиться в любой банк (филиалы, отделения) с сомнительными банкнотами и монетами относительно решения вопроса об их подлинности и платежеспособности в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка Украины по вопросам ведения кассовых операций банками Украины.

22. Субъекты хозяйствования обязаны в случае получения от потребителей в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) изношенных банкнот не выдавать такие банкноты на сдачу и в дальнейшем сдать их вместе с наличной выручкой (наличными) в обслуживающие банки. Субъекты хозяйствования должны обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи [за исключением тех номиналов монет (банкнот), чеканка и выпуск в обращение / дополнительный выпуск в обращение которых прекращены Национальным банком Украины]. Субъекты хозяйствования, в случае принятия Национальным банком Украины решения относительно прекращения чеканки и выпуска в обращение / дополнительного выпуска в обращение определенных номиналов монет, обязаны осуществлять округление общей суммы покупки в порядке, предусмотренном нормативно-правовым актом Национального банка Украины по вопросам, которые регулируют обращение монет мелких номиналов.

III. Порядок оформления кассовых операций

23. Кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением электронных платежных средств, другими кассовыми документами, которые согласно законодательству Украины подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) наличности.

Учреждение/предприятие в случае наличия сертификата открытого/усиленного ключа применяет электронную цифровую подпись юридического лица при предоставлении услуг в электронной форме или при осуществлении информационного обмена с другими субъектами электронного взаимодействия.

Кассовые документы могут быть бумажными или электронными. Электронные кассовые документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Украины в сфере электронного документооборота.

24. Расчетные операции, которые проводятся в соответствии с Законом о применении регистраторов, оформляются согласно требованиям данного Закона.

25. Принятие наличности в кассу проводится по приходному кассовому ордеру (приложение 2), подписанному главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем учреждения/предприятия. К приходным кассовым ордерам могут прилагаться документы, которые являются основанием для их составления.

О принятии учреждениями/предприятиями наличных денег в кассу по приходным кассовым ордерам выдается квитанция (которая является отрывной частью приходного кассового ордера), подписанная главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем, подпись которых может быть заверена оттиском печати этого учреждения/предприятия. Использование печати учреждением/предприятием не является обязательным.

Кассиры (лица, которые исполняют их функции) во время работы с наличными руководствуются правилами определения платежеспособности банкнот и монет Национального банка Украины.

26. Выдача наличности из касс производится по расходным кассовым ордерам (приложение 3) или расходным ведомостям. Документы на выдачу наличных денег подписываются руководителем и главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем. К расходным ордерам прилагаются заявления на выдачу наличности, расчеты.

Подпись руководителя учреждения/предприятия на расходных кассовых ордерах не обязательна, если на приложенных к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах есть его разрешительная надпись.

Предприятия, занимающиеся закупкой товаров сельскохозяйственной продукции, проведение расчетов за которые не урегулировано законодательством Украины, осуществляют выдачу наличных денег сдатчикам такой сельскохозяйственной продукции по ведомостям, в которых указываются фамилии сдатчиков, их адреса, объемы сданной продукции и сумма выплаченных наличных денег, которые подписываются сдатчиком.

27. Кассир требует предъявить паспорт или другой документ, который удостоверяет лицо и в соответствии с законодательством Украины может быть использован на территории Украины для заключения сделок, в случае выдачи отдельным физическим лицам наличности (в том числе работникам учреждения/предприятия) по расходному кассовому ордеру или расходной ведомости, записывает его наименование и номер, кем и когда он выдан. Физическое лицо расписывается в расходном кассовом ордере или расходной ведомости о получении наличных денег с указанием полученной суммы (гривень — словами, копеек — цифрами). Получатели предъявляют паспорта или документы, их заменяющие, если расходная ведомость составлена на выдачу наличных денег нескольким лицам, и расписываются в соответствующей графе документа.

Расходные кассовые ордера или расходные ведомости не принимаются для вывода остатка наличности в кассе, если выдача наличных денег из кассы не подтверждена подписью получателя.

Выдача наличности физическим лицам, которых нет в штатном расписании учреждения/предприятия, проводится по расходным кассовым ордерам, которые выписываются отдельно на каждое лицо, или по отдельной расходной ведомости.

Предприятие, которое предоставляет держателям электронных платежных средств услуги по выдаче наличных денег с помощью платежного терминала (импринтера) на основании квитанций платежного терминала (слипов), регистрирует в установленном порядке эти операции в расчетных документах РРО или РК, составляет расходный кассовый ордер на общую сумму проведенных операций за день и осуществляет запись в кассовой книге.

28. Кассир проводит выдачу наличности только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или расходной ведомости.

Выдача наличных денег проводится по доверенности, оформленной в установленном порядке согласно законодательству Украины, лицам, которые по уважительным причинам не имеют возможности поставить подпись собственноручно. В расходном кассовом ордере после фамилии, имени и отчества получателя наличности бухгалтер указывает фамилию, имя и отчество лица, которому доверено получить наличные, а в случае выдачи наличности по расходной ведомости перед подписью о получении денег кассир делает в ней надпись «По доверенности». Выдача наличности по доверенности проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 27 раздела III этого Положения. Доверенность или нотариально заверенная копия доверенности остается у кассира и прилагается к расходному кассовому ордеру или расходной ведомости.

29. Принятие полученных из банка наличных денег в кассу и выдача наличности из кассы для сдачи ее в банк оформляются соответствующими кассовыми ордерами (приходным или расходным) с отражением такой кассовой операции в кассовой книге.

Изъятие наличности с места осуществления наличных расчетов с применением РРО или РК для сдачи ее в банк оформляется соответствующими чеками РРО с выполнением операции «служебная выдача».

Документом, который свидетельствует о сдаче выручки в банк и является подтверждением оприходования наличности в кассе субъектов хозяйствования, являются:

1) квитанция к приходному документу банка на внесение наличных денег, подписанная ответственными лицами банка и заверенная оттиском печати банка;

2) квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

3) экземпляр сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличностью), заверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика;

4) чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

30. Выплаты, связанные с оплатой труда, проводятся кассиром учреждения/предприятия по расходным кассовым ордерам, составленным на каждого получателя, или по расходным ведомостям.

Разрешительная надпись о выдаче наличности за подписями руководителя и главного бухгалтера или лиц, уполномоченных руководителем, делается на титульной странице расходной ведомости с указанием сроков выдачи наличных денег и суммы (гривень — словами, копеек — цифрами).

Одноразовые выдачи наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, отдельным лицам проводятся по расходным кассовым ордерам.

31. Кассир обязан после окончания установленных сроков выплат, связанных с оплатой труда по расходным ведомостям:

1) в расходной ведомости напротив фамилий лиц, которым не осуществлена выплата, поставить оттиск штампа или сделать надпись «Депонировано»;

2) составить реестр депонируемых сумм;

3) в конце расходной ведомости указать фактически выплаченную сумму и недополученную сумму выплат, которая подлежит депонированию, сверить эти суммы с общим итогом по расходной ведомости и заверить надпись своей подписью. Если наличность выдавалась не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Наличные по ведомости выдал (подпись)»;

4) осуществить запись в кассовой книге согласно выписанному бухгалтерией расходному кассовому ордеру на фактически выданную сумму по расходной ведомости.

Бухгалтер осуществляет проверку записей, сделанных кассирами в расходных ведомостях и осуществляет подсчет выданных и депонируемых по ним сумм. Депонируемые суммы, которые подлежат сдаче в банк, оформляются путем составления одного общего расходного кассового ордера.

32. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и расходные ведомости заполняются бухгалтером (ответственным лицом учреждения/предприятия, на которое возложена обязанность по оформлению этих документов) любым способом, который обеспечил бы надлежащее сохранение этих записей в течение установленного для хранения документов срока.

В кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются приложенные к ним документы. Выдача кассовых ордеров и расходных ведомостей на руки лицам, которые вносят или получают наличные, запрещается.

Принятие и выдача наличности по кассовым ордерам проводится только в день их составления.

Исправления в кассовых ордерах и расходных ведомостях запрещаются.

Реквизиты в расходном ордере «Получил», «Дата», «Сумма», «Подпись получателя», данные документа, удостоверяющего личность получателя [которые заполняются получателем наличных денег (приложение 3 к этому Положению)] и в приходном ордере «Принято от» не заполняются в кассовых ордерах, которые оформляются на общую сумму проведенных учреждением/предприятием кассовых операций (выдача наличных денег по расходным ведомостям, электронным платежным средствам, сдача наличных денег в банк, получение наличности из банка по чеку и оприходование ее в кассе). Прочие реквизиты в кассовых ордерах и расходных сведениях являются обязательными к заполнению.

33. Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (приложение 4), который ведется отдельно по приходным и расходным операциям. Расходные кассовые ордера, оформленные на основании расходных ведомостей, регистрируются в таком журнале после осуществления выплат, указанных в расходной ведомости.

Бухгалтер (ответственное лицо учреждения/предприятия, на которое возложена обязанность по оформлению этих документов) имеет право осуществлять регистрацию кассовых ордеров и расходных ведомостей с помощью компьютерных средств, которые обеспечивают формирование и распечатку соответствующих кассовых документов. В документе «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», который формируется и распечатывается за соответствующий день, обеспечивается формирование данных для учета движения средств.

34. Кассир при получении кассовых ордеров или расходных ведомостей обязан проверить:

1) наличие и подлинность на документах подписей, предусмотренных приложениями 2 и 3 к этому Положению, а на расходной ведомости — разрешительной надписи руководителя учреждения/предприятия или лиц, которые им уполномочены;

2) правильность оформления документов, наличие всех реквизитов;

3) наличие перечисленных в документах приложений.

Кассир возвращает документы для оформления в случае неисполнения хотя бы одного из требований, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 34 раздела III этого Положения.

Кассовые ордера или расходные ведомости после их получения или выдачи по ним наличности подписываются кассиром, а на приложенных к ним документах проставляется оттиск штампа или надпись «Оплачено» с указанием даты (число, месяц, год).

35. Кассовые документы после составления кассиром отчета и обработки этого отчета комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел и хранятся в соответствии с законодательством Украины ответственным лицом, на которое руководителем возложена обязанность по их хранению.

Кассовые документы выносятся из помещения учреждения/предприятия только по письменному разрешению руководителя или главного бухгалтера. До конца рабочего дня такие документы обязательно должны быть возвращены в помещение учреждения/предприятия.

36. Для обозначения сумм национальной денежной единицы гривни в кассовых документах может использоваться ее графический знак — «».

37. Справки по кассовым документам (подписанные руководителем и главным бухгалтером) выдаются государственным органам/учреждениям по их требованию в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

Кассовые документы могут изыматься в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

IV. Порядок ведения кассовой книги и обязанности кассира

38. Учреждения/предприятия обязаны иметь кассу, а их руководители обязаны обеспечить обустройство этой кассы и хранение наличных денег в ней. Руководители несут ответственность в установленном законодательством Украины порядке за несоздание условий для обеспечения сохранности средств при их хранении и транспортировке.

Учреждению/предприятию запрещается хранить в кассе наличные и другие ценности, которые не являются его собственностью.

39. Учреждения/предприятия отражают в кассовой книге все поступления и выдачу наличных денег в национальной валюте (приложение 5).

Каждое учреждение/предприятие (юридическое лицо), которое имеет кассу, ведет одну кассовую книгу для учета операций с наличными в национальной валюте (без учета касс обособленных подразделений).

Обособленные подразделения учреждений/предприятий, которые проводят операции по приему наличности за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением ее приходным кассовым ордером, а также по выдаче наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции с оформлением их расходными кассовыми ордерами и ведомостями, ведут кассовую книгу.

Обособленные подразделения учреждений/предприятий, страховые агенты, брокеры, распространители лотерей, которые осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операций по приему (выдаче) наличных денег по кассовым ордерам, а также физические лица — предприниматели кассовую книгу не ведут.

Листы кассовой книги нумеруются и прошнуровываются. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения/предприятия.

Записи в кассовой книге осуществляются в двух экземплярах. Первые экземпляры, которые являются неотрывной частью листа кассовой книги — «Вкладные листы кассовой книги», остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры, которые являются отрывной частью листа кассовой книги — «Отчет кассира», являются документами, по которым кассиры отчитываются о движении денег в кассе. Первые и вторые экземпляры имеют одинаковые номера.

Исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления подписываются кассиром, а также главным бухгалтером или лицом, которое его замещает.

40. Кассир производит записи в кассовой книге по операциям получения или выдачи наличности по каждому кассовому ордеру и расходной ведомости в день ее поступления или выдачи. При отсутствии движения наличных денег в кассе в течение рабочего дня записи в кассовой книге в этот день не производятся.

Кассир ежедневно в конце рабочего дня подытоживает операции за день, выводит остаток наличности в кассе на начало следующего дня и передает в бухгалтерию как отчет кассира вторые экземпляры, которые являются отрывной частью листа кассовой книги (копию записей в кассовой книге за день), с приходными и расходными кассовыми ордерами под подпись в кассовой книге. Наличные, выданные по расходным ведомостям на выплаты, связанные с оплатой труда, отражаются в кассовой книге после окончания сроков этих выплат согласно пункту 18 раздела II этого Положения, а закрытие вышеупомянутых документов и выписка соответствующих расходных кассовых ордеров осуществляются в порядке, определенном в пункте 31 раздела III этого Положения.

Предприятия, имеющие обособленные подразделения, которые проводят кассовые операции и режим работы которых не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия — юридического лица (в том числе в выходные и праздничные дни), внутренним документом определяют порядок взаимодействия обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия — юридического лица в соответствии с требованиями законодательства Украины.

41. Учреждения/предприятия при условии обеспечения надлежащего хранения кассовых документов имеют право вести кассовую книгу в электронной форме с помощью компьютерных средств. Программное обеспечение, с помощью которого ведется кассовая книга, должно обеспечивать визуальное отражение и распечатку каждой из двух частей листа кассовой книги («Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира»), которые по форме и содержанию должны воссоздавать форму и содержание кассовой книги в бумажном виде.

42. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера или работника учреждения/предприятия, который на это уполномочен руководителем.

43. Старший кассир перед началом рабочего дня (при наличии в учреждении/предприятии нескольких кассиров) выдает другим кассирам авансом нужную для расходных операций сумму наличных денег под подпись в книге учета выданной и принятой старшим кассиром наличности (приложение 6), которую ведет старший кассир.

Кассиры обязаны в конце рабочего дня сдать остаток наличных денег и кассовые документы по проведенным операциям старшему кассиру под подпись в книге учета выданной и принятой старшим кассиром наличности.

Книга учета выданной и принятой старшим кассиром наличности используется также для учета наличных денег, выданных из кассы учреждения/предприятия доверенному лицу, которое выплачивает заработную плату в течение установленного срока, и возврата им имеющихся наличных денег и кассовых документов.

44. Руководитель учреждения/предприятия при принятии на работу кассира заключает с ним договор о полной материальной ответственности и ознакомляют его под подпись с требованиями этого Положения.

Руководитель учреждения/предприятия для осуществления функций кассира может принять решение об исполнении таких функций работником другого учреждения/предприятия, привлеченного на основании заключенного между учреждениями/предприятиями соглашения на предоставление услуги по предоставлению персонала, в котором обязательно указывается требование о полной материальной ответственности такого работника.

45. Кассир/работник другого учреждения/предприятия, привлеченный на основании заключенного договора на предоставление услуги по предоставлению персонала, несет полную материальную ответственность за сохранение всех принятых им ценностей в соответствии с законодательством Украины.

Кассиру/работнику другого учреждения/предприятия, привлеченному на основании заключенного договора на предоставление услуги по предоставлению персонала, запрещается передоверять исполнение порученной ему работы другим лицам.

В/на учреждениях/предприятиях, которые имеют одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя. С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности на время исполнения им обязанностей кассира.

Ценности, переданные кассиру под ответственность, в случае его отсутствия пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера или в присутствии комиссии, назначенной руководителем учреждения/предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт с подписями указанных лиц.

Учреждения/предприятия, штатным расписанием которых не предусмотрена должность кассира, исполнение его обязанностей возлагают на бухгалтера или другого работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности, в соответствии с письменным распоряжением руководителя.

46. Учреждения/предприятия обязаны проводить инвентаризацию кассы. Материально ответственные лица до начала проведения инвентаризации дают расписку, форма которой определена в приложении 7 к этому Положению.

Комиссия проверяет наличие средств путем полного пересчета всех наличных денег, которые есть в кассе, ценных бумаг, чековых книг. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

Один экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения/предприятия, второй остается у материально ответственного лица.

Акт составляется в трех экземплярах (для материально ответственного лица, сдавшего ценности, материально ответственного лица, принявшего ценности, а также бухгалтерии) в случае изменения материально ответственных лиц.

Инвентаризация касс проводится в/на каждом учреждении/предприятии в сроки, установленные руководителем, с пересчетом всех наличных денег и проверкой прочих ценностей, которые хранятся в кассе. Остаток наличности в кассе сверяется с данными учета по книгам учета. Наличные, которые хранятся в кассе, но не подтверждены кассовыми документами, считаются излишком наличности в кассе. В случае применения предприятием в расчетах РРО сверяется сумма имеющихся наличных денег на месте проведения кассиром расчета с суммой, указанной в отчете РРО (в РК и КУРО). В случае выявления во время инвентаризации недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается сумма недостачи или излишка и выясняются обстоятельства их возникновения. Сумма недостачи возмещается в соответствии с законодательством Украины, а излишек оприходуется в кассе и зачисляется в доход соответствующего учреждения/предприятия.

Учреждение/предприятие обязано проводить проверку правильности работы программных средств обработки кассовых документов в случае автоматизированного ведения кассовой книги.

47. Проверки соблюдения порядка ведения операций с наличными осуществляют органы Государственной фискальной службы Украины в соответствии с их компетенцией.

Руководители субъектов хозяйствования несут ответственность за соблюдение порядка ведения операций с наличностью. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличными, привлекаются к ответственности в установленном законодательством Украины порядке.

Органы Государственной фискальной службы Украины в случае выявления нарушений установленного порядка ведения операций с наличностью применяют к нарушителям штрафные санкции согласно законодательству Украины.

V. Порядок определения сроков сдачи наличной выручки (наличности) и лимита кассы

48. Учреждение/предприятие определяет и устанавливает по согласованию с банком (в котором открыт счет учреждения/предприятия, на который зачисляются средства) сроки сдачи им наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках в соответствии со следующими требованиями:

1) для учреждений/предприятий, расположенных в населенных пунктах, где есть банки, — ежедневно [в день поступления наличной выручки (наличности) в их кассы];

2) для предприятий, у которых время окончания рабочего дня (смены), установленное правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности в соответствии с законодательством Украины, не дает возможности обеспечить сдачу наличной выручки (наличности) в день ее поступления, — на следующий за днем поступления наличной выручки (наличности) в кассу день;

3) для учреждений/предприятий, расположенных в населенных пунктах, где нет банков, — не реже чем один раз в пять рабочих дней.

Предприятия (юридические лица), которые осуществляют страховую деятельность и деятельность по выпуску и проведению лотерей, устанавливают сроки сдачи наличной выручки (наличности) для страховых агентов и распространителей лотерей, которые действуют на основании заключенных договоров, с учетом специфики их функционирования (режима работы в вечерние часы, выходные и праздничные дни) и объемов выручки, которая сдается, но не реже один раз в пять рабочих дней.

49. Предприятия, которые работают в выходные и праздничные дни и не имеют возможности сдать полученную ими за эти дни наличную выручку (наличность) в банк из-за отсутствия соответствующего условия в договоре, заключенном с банком на инкассацию средств, сдают такую наличную выручку (наличность) через банкоматы / программно-технические комплексы самообслуживания в день ее поступления в кассу предприятия или непосредственно в банк в течение операционного времени следующего рабочего дня банка и предприятия.

Сроки сдачи наличной выручки (наличности), установленные пунктом 48 раздела V этого Положения, согласуются учреждениями, предприятиями, небанковскими финансовыми учреждениями с банком и обязательно определяются в договорах банковского счета между учреждениями, предприятиями, небанковскими финансовыми учреждениями и банками.

Учреждение/предприятие, которое в отдельные дни не имеет превышения лимита кассы, имеет право в эти дни не сдавать в установленные сроки наличные.

Порядок проведения инкассации средств и случаи непроведения инкассации средств определяются в договоре на инкассацию средств. Сумма остатка наличности за день, в котором не было инкассации по вине банка, не является превышением лимита кассы учреждения/предприятия.

50. Учреждение, предприятие, небанковское финансовое учреждение на основании этого Положения и с учетом особенностей работы обязаны разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы учреждения, предприятия, небанковского финансового учреждения и их обособленных подразделений. В расчете учитывается срок сдачи учреждением, предприятием, небанковским финансовым учреждением наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках, определенный соответствующим договором банковского счета. Лимит кассы учреждения, предприятия, небанковские финансовые учреждения устанавливают на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы по решению руководителя учреждения, предприятия, небанковского финансового учреждения или уполномоченного им лица.

Учреждение, предприятие, небанковское финансовое учреждение утверждает внутренними документами установленный лимит кассы. Для обособленных подразделений лимит кассы устанавливается и доводится до их ведома соответствующим внутренним документом учреждения, предприятия — юридического лица, небанковского финансового учреждения.

Учреждения/предприятия, которые начинают свою деятельность, а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые в соответствии с установленным законодательством Украины порядком получают право на осуществление дополнительного вида деятельности, предусматривающего осуществление наличных расчетов, на первые три месяца их работы (со дня первого наличного расчета) лимит кассы устанавливают согласно прогнозным расчетам. Лимит кассы, установленный с учетом прогнозных расчетов, в двухнедельный срок после окончания первых трех месяцев их работы пересматривается по фактическим показателям деятельности.

51. Религиозным организациям [религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения], которые не осуществляют производственной или иного вида предпринимательской деятельности, лимит кассы и сроки сдачи наличных денег не устанавливаются.

52. Государственная казначейская служба Украины и распорядители и получатели бюджетных средств, которые обслуживаются в органах Государственной казначейской службы Украины, самостоятельно определяют порядок установления лимита кассы. Сроки сдачи наличности из касс Государственной казначейской службы Украины и распорядителей и получателей бюджетных средств, которые обслуживаются в органах Государственной казначейской службы Украины, устанавливаются в соответствии с требованиями пункта 48 раздела V этого Положения.

53. Лимит кассы считается нулевым, если учреждением/предприятием он не установлен (независимо от причин такого неустановления). Все наличные, находящиеся в кассе учреждения/предприятия на конец рабочего дня и не сданные им в соответствии с требованиями этого Положения, считаются сверхлимитными, если учреждением/предприятием лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления).

54. Наличность не считается сверхлимитной в день ее поступления, если она сдана в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позже следующего рабочего дня банка или выдана для использования учреждением/предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи ее в банк и одновременного получения из кассы банка) на следующий день на нужды, связанные с деятельностью учреждения/предприятия.

Наличные не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они поступили в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и сданы в сумме, которая превышает установленный лимит кассы, в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка и предприятия или выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка) на следующий рабочий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия.

55. Установленный лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) могут пересматриваться в связи с изменениями законодательства Украины или при наличии соответствующих обстоятельств (изменения в поступлениях/расходах наличных денег, внутреннего трудового распорядка / графиков сменности и т. п.). Документы [нормативно-правовые акты, внутренние документы (расчеты) учреждения/предприятия, утвержденные (подписанные) руководителем или уполномоченным им лицом], на основании которых пересмотрен лимит кассы, сроки сдачи наличной выручки (наличности), прилагаются к соответствующим приказам (распоряжениям), договорам банковского счета учреждения/предприятия.

56. Руководители учреждений/предприятий несут ответственность за соблюдение требований этого Положения относительно установления лимита кассы и за достоверность соответствующих показателей, указанных в расчете установления лимита остатка наличных денег в кассе.

VI. Контроль за соблюдением порядка ведения операций с наличностью

57. Государственная фискальная служба Украины (далее — контролирующий орган) при проведении проверок относительно соблюдения порядка ведения операций с наличными учреждениями/предприятиями применяет требования раздела VI этого Положения.

58. Контролирующий орган по результатам проведенной проверки составляет акт о проверке соблюдения порядка ведения операций с наличностью (далее — акт о проверке) по форме, приведенной в приложении 8 к этому Положению.

Нарушения и выводы, выявленные в результате проверки, указываются в разделах акта о проверке.

Контролирующий орган при проведении проверки:

1) проверяет исполнение учреждением/предприятием требований этого Положения относительно соблюдения порядка ведения кассовой книги и оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы, ведению соответствующих кассовых документов;

2) проверяет полноту и своевременность оприходования в кассах наличных поступлений, полученных учреждением/предприятием (за реализованную продукцию, проданные товары, произведенные работы, предоставленные услуги и за внереализационные операции). Наличные, которые поступают в кассы, должны своевременно и в полной сумме оприходоваться. Порядок оприходования наличности в кассах, в том числе и при расчетах с применением РРО (или РК), определен в пункте 11 раздела II этого Положения;

3) определяет наличие самостоятельно установленного лимита кассы и его соответствие самостоятельно осуществленным расчетам. Сумма наличных денег по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям, в которых выдача наличности из кассы не подтверждена подписью получателя (абзац второй пункта 27 раздела III этого Положения), прибавляется к остатку наличных денег в кассе исключительно в день, в который оформлены указанные расходные документы, и в дальнейшем указанная сумма не берется для расчета сверхлимитных остатков наличности;

4) проверяет обязательность обеспечения постоянного наличия в кассах предприятий в сфере торговли, общественного питания и услуг, которые проверяются, монет для выдачи сдачи [за исключением тех номиналов монет (банкнот), чеканка и выпуск в обращение / дополнительный выпуск в обращение которых прекращены Национальным банком Украины];

5) сверяет с банковскими документами все случаи получения субъектом хозяйствования значительных сумм наличности, а при необходимости использует также соответствующие данные банков, в которых открыты его текущие счета;

6) проверяет соблюдение учреждением/предприятием порядка расходования наличной выручки (наличности). Выплаты наличными должны осуществляться с учетом требований Налогового кодекса Украины в случае наличия у предприятия налогового долга;

7) проверяет соблюдение учреждением/предприятием установленного порядка выдачи наличности под отчет (в том числе на командировку) и ее использования в соответствии с требованиями этого Положения и других нормативно-правовых актов Украины. Сроки и условия выдачи наличности под отчет, определенные законодательством Украины, пунктом 19 раздела II этого Положения, не должны нарушаться;

8) проверяет соблюдение субъектами хозяйствования установленных ограничений при осуществлении ими наличных расчетов между собой и/или с физическими лицами;

9) проверяет расчетные операции субъекта хозяйствования. Во время такой проверки учитывается: что такие наличные расчеты могут осуществляться в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в пределах предельных сумм расчетов наличными, установленных пунктом 6 раздела II этого Положения; что количество субъектов хозяйствования и физических лиц, с которыми осуществляются наличные расчеты, в течение дня не ограничивается; что указанные ограничения не касаются случаев, определенных этим Положением. Платежи сверх установленных предельных сумм проводятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета, путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения наличности в банк или небанковское финансовое учреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке.

Заместитель директора Департамента денежного обращения — начальник управления организации наличного обращения О. В. Галиц

СОГЛАСОВАНО:

Первый заместитель Председателя Национального банка Украины Я. В. Смолий

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше