Действительно, налоговый кредит (НК), сформированный при покупке, необходимо компенсировать по п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Но данная норма не разъясняет, какую ставку НДС использовать.
Контролеры прямо заявляют: при списании испорченных медикаментов следует применять ту ставку НДС, которая применялась при их приобретении (см. письмо ГУ ГФС в Киевской обл. от 30.11.2017 г. № 2767/ІПК/10-36-12-01-18, письмо ОКПН ГФС от 11.10.2018 г. № 2204/ІПК/28-10-01-03-11, разъяснение ГФСУ от 06.08.2015 г., письмо ГФСУ от 31.12.2015 г. № 48122/7/99-99-19-03-02-17, БЗ 101.08; утратило силу).
Такой подход кажется вполне приемлемым. Ведь он учитывает суть компенсации, заложенной в п. 198.5 НКУ, — нивелировать «входной» НДС.
Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Когда законодатели не прописывают в НКУ специальных норм, что делают налогоплательщики? Применяют общие правила обложения НДС. Согласно им (а точнее, п. 194.1 НКУ) к операциям поставки в общем случае применяют ставку НДС 20 %. За исключением необъектных, льготных операций и операций, к которым применяются нулевая ставка и ставка НДС 7 %.
Выходит, если доказать, что списание лекарств — это операция, к которой применяется пониженная НДС-ставка 7 %, ее можно будет использовать, не опасаясь последствий.
Ставка НДС в размере 7 % применяется, в частности, к операциям поставки лекарств и медизделий, соответствующих требованиям абз. «в» п. 193.1 НКУ.
Причем 7 %-ная ставка действует на всех этапах поставки таких лекарств/медизделий, даже несмотря на то, что они могли быть куплены (ввезены на таможенную территорию Украины) с начислением НДС по ставке 20 % (письма ГФСУ от 05.02.2018 г. № 3375/7/99-99-15-03-02-17 и от 30.12.2016 г. № 28706/6/99-99-15-03-02-15, БЗ 101.12).
Заметьте: списание не пригодных к использованию лекарств полностью вписывается в понятие «поставка товаров» (п.п. «в» п.п. 14.1.191 НКУ). Единственный вопрос: будет ли это поставка именно лекарств/медизделий, если такие препараты стали не пригодны для использования?
Считаем, что да. Не пригодные для использования препараты (некачественные или с истекшим сроком годности), которые подлежат утилизации или уничтожению и запрещены для продажи, Закон о лекарствах* все равно называет лекарствами (см. ст. 21 и ст. 23 этого Закона).
* Закон Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.96 г. № 123/96-ВР.
Более того, можно сказать, что и налоговики согласны с этим. Ведь они же разрешают начислять «компенсирующие» налоговые обязательства (НО) по пониженной ставке НДС 7 % при списании лекарств с «входным» НДС по ставке 7 % (см. письмо ГУ ГФС в Киевской обл. от 30.11.2017 г. № 2767/ІПК/10-36-12-01-18). А значит, признают, что даже подпорченные лекарства остаются лекарствами.
Выходит, применение ставки НДС 7 % при списании непригодных лекарств и медизделий, соответствующих условиям, прописанным в абз. «в» п. 193.1 НКУ, вполне законно.
Вот только вряд ли фискалы согласятся с начислением «компенсирующих» НО по ставке НДС 7 % при списании лекарств, купленных с «входным» НДС по ставке 20 %. Скорее всего, за такой подход придется бороться.