Темы статей
Выбрать темы

Горючее и все понемногу: о Законе № 2628

Амброзяк Наталья, юрист, Децюра Сергей, налоговый эксперт, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Савченко Елена, податковий експерт
Вы, уважаемые читатели, наверное, уже привыкли, что в нашей стране практически ни один год не обходится без того, чтобы в конце года не были внесены масштабные изменения в НКУ. Не стал исключением и 2018-й. Поэтому давайте разбираться, какие изменения нам принесет Закон № 2628!

Закон № 2628 касается многих вопросов. Львиная его доля посвящена изменениям, которые касаются акцизного налога, в отношении которого мы рассмотрим только наиболее важные изменения. Также в этой статье не будем рассматривать изменения касательно турсбора — о них читайте в статье на с. 24. Остальные изменения рассмотрим более подробно. Поэтому обо всем по порядку.

Администрирование

Отказ от льгот. В соответствии с п. 30.4 НКУ плательщик имеет право отказаться от льготы или приостановить ее использование. Однако Закон № 2628 делает из этого правила исключение для НДС-льгот. Поэтому после 01.01.2019 г. п. 30.4 НКУ будет прямо провозглашать, что от НДС-льгот нельзя отказаться.

Строго говоря, фискалы и сейчас говорят о том, что НДС-льготы предоставляются не плательщикам, а определяются по операциям и применяются в обязательном порядке без возможности отказаться от их применения (БЗ, 101.12). Однако, например, для пользователей «угольной» НДС-льготы прямо прописана возможность отказа (п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Очевидно, что после 01.01.2019 г. такой возможности больше не будет. Не принимая во внимание то, что собственно в п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ соответствующие изменения не внесены.

Хранение первички. «В полку» норм, регулирующих сроки хранения документов, прибыло. Закон № 2628 в п. 44.3 НКУ добавил новый абзац. В случае ликвидации плательщика первичные документы за период его деятельности не менее чем 1095 дней до даты его ликвидации в установленном законодательством порядке передаются в архив.

По сути, юрлица делали это и раньше, поскольку одним из документов, который необходимо было подать госрегистратору при ликвидации, была (и остается) справка из архива о приеме документов, подлежащих долгосрочному хранению (п. 2 ч. 13 ст. 17 Закона № 755).

А вот у ФЛП со сдачей в архив первички, наверное, возникнут проблемы. Ведь порядок хранения и передачи в архив документов этими субъектами законодатель до сих пор не урегулировал. Подробнее о хранении и передаче документов в архив читайте в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 68-69.

Обжалование & возражения. Начиная с 01.01.2019 г. изменятся сроки подачи жалобы вышестоящему контролирующему органу в порядке ст. 56 НКУ. На сегодняшний день срок составляет 10 календарных дней, после 01.01.2019 г. он будет составлять 10 рабочих дней.

Обратите внимание! Срок обжалования решений об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН тоже должен составлять 10 рабочих дней. Действие п. 56.3 НКУ также распространяется на такую процедуру обжалования. Надеемся, что до вступления в силу обновленной редакции НКУ Кабмин приведет в соответствие порядок обжалования решений об отказе в регистрации НН/РК. Хотя новая редакция п. 56.3 НКУ в любом случае будет иметь приоритет над подзаконным порядком обжалования.

Также изменились сроки для подачи возражений к акту (справке) по результатам проверки или документов, которые подтверждают показатели налоговой отчетности: 10 рабочих дней вместо 5-ти. А вот фискалами такие возражения и/или документы рассматриваются, как и раньше, в течение 7 рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за днем получения возражений и/или документов) (п. 86.7 НКУ).

Поскольку были увеличены сроки для подачи возражений к акту, то и сроки для принятия фискалами налогового уведомления-решения (НУР) также «подвинулись». Начиная с 01.01.2019 г. НУР будет приниматься в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения плательщику акта проверки. Сейчас этот срок составляет 10 рабочих дней (п. 86.8 НКУ).

Пеня. Закон № 2628 уточнил порядок, по которому должна начисляться пеня при самоисправлении (п.п. 129.1.3 НКУ). В течение достаточно длительного времени между плательщиками и фискалами шли споры о том, с какого дня следует начислять эту пеню, если плательщик не уложился в 90-дневный срок на беспеневое самоисправление. Фискалы время от времени настаивали на том, что в этом случае пеню следует начислять уже начиная с 1-го дня, следующего за предельным сроком уплаты (см., например, письмо ГФСУ от 19.11.2018 г. № 4882/6/99-99-07-02-01-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 99, с. 2).

Отныне в п. 129.4 НКУ прямо прописано, что при самоисправлении пеня начисляется начиная с 91-го календарного дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства. А п. 129.9 НКУ исключен — с новой формулировкой п. 129.4 НКУ в нем больше нет нужды.

Лицензирование. Здесь законодатель дал время на подготовку. Положения о лицензировании производства и торговли горючим начнут действовать с 01.07.2019 г. Равно как и модифицированная под этот механизм редакция ст. 164 КоАП, а также другие нормы, связанные с этой темой (в частности, это касается финансовой ответственности по НКУ).

Кроме того, с 01.07.2019 г. «заработает» более детализированное правовое регулирование лицензирования производства и торговли биоэтанолом, а также зерновым дистиллятом.

Налог на прибыль

Неприбыльные организации. Закон № 2628 конкретизировал, что определение неприбыльной организации, которое содержится в п.п. 133.4.1 НКУ, используется для целей обложения налогом на прибыль.

Также уточнены требования относительно учредительных документов неприбыльных организаций. Во-первых, их учредительные документы вместе с передачей активов (в случае прекращения неприбыльной организации как юрлица) одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида могут также предусматривать передачу активов другим юрлицам, которые осуществляют негосударственное пенсионное обеспечение. Во-вторых, уточнено, что участниками, между которыми запрещено распределять доходы неприбыльной организации, являются лица, являющиеся участниками юрлица в понимании гл. 7 ГКУ.

Внимание! Согласно п. 1 разд. ІІ Закона № 2628 указанное изменение имеет обратное действие и применяется к налоговым периодам начиная с 01.07.2017 г.

Основные средства группы 4. Описание основных средств (ОС) группы 4 с минимальным сроком амортизации 2 года (п.п. 138.3.3 НКУ) наконец приведено в соответствие с определением ОС в соответствии с п.п. 14.1.138 НКУ. Старый стоимостный критерий в 2500 грн. заменен на актуальный в настоящее время — 6000 грн. И хотя это сугубо формальная и техническая поправка, она убирает «камень преткновения», которым было (судя по многочисленным обращениям наших читателей) наличие в п.п. 138.3.3 НКУ старого стоимостного критерия.

Активы по праву пользования по договорам аренды. Отныне в ст. 138 НКУ появляется п. 138.4 НКУ, который провозглашает, что «разничные» правила, прописанные в пп. 138.1 — 138.3 НКУ, не применяются к операциям с активами по праву пользования по договорам аренды. Что это за актив такой? Согласно п.п. 14.1.12 НКУ, это — признанный арендатором согласно МСФО актив, который представляет право арендатора использовать базовый актив в течение срока аренды.

Появление такой нормы — отголосок п. 22 МСФО 16 «Аренда», где предусмотрено, что на дату начала аренды арендатор должен признать актив в форме права пользования и обязательства по аренде. Поэтому по таким активам разницы, предусмотренные ст. 138 НКУ, не определяются. Пока что это изменение будет касаться только тех предприятий, которые составляют отчетность по МСФО.

Ускоренная «налоговая» амортизация. Согласно п. 43 подразд. 4 разд. ХХ НКУ на ОС группы 4 при соблюдении определенных условий разрешено начислять ускоренную «налоговую» амортизацию. А именно: прямолинейным методом исходя из минимального срока амортизации 2 года. Действие указанного пункта продлено. Ускоренная амортизация также будет применяться к ОС группы 4, которые будут введены в эксплуатацию до 31 декабря 2019 года.

НДС

Международные почтовые и экспресс-отправления. Здесь — едва ли не больше всего НДСных изменений. Основное из них —

почтовые операторы и экспресс-перевозчики при ввозе товаров на таможенную территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях обязаны подавать контролерам реестры таких отправлений

Форму и порядок ведения этих реестров должен утвердить КМУ с учетом актов Всемирного почтового союза (пп. 191.1.3, 191.1.4 НКУ).

Также отметим, что база налогообложения для операций, особенности которых определены ст. 191 НКУ, отныне определяется в зависимости от того, кто является получателем. Для обычных физических лиц это фактурная стоимость, а вот для субъектов хозяйствования (юрлиц и ФЛП) — таможенная (п.п. 191.1.1 НКУ).

Датой НДС-обязательств является дата подачи таможенной декларации или ее заменителя (п.п. 191.1.2 НКУ). А лицом, ответственным за уплату такого НДС, будет лицо, которое осуществляет таможенное оформление ввезенных товаров. Если это делает оператор почтовой связи или экспресс-перевозчик, то он и отвечает за уплату «международного почтового» НДС в бюджет (п. 180.21 НКУ).

Сразу успокаиваем операторов и экспресс-перевозчиков: эта обязанность на них будет возложена лишь после 31 декабря 2020 года. Как и обязанность подавать в контролирующие органы реестры отправлений (п. 68 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

«Ввозная необъектность». Очевидно, что в связи с новой редакцией ст. 191 НКУ изменения коснулись и критериев «необъектности», прописанных в п.п. 196.1.17 НКУ.

Для товаров, ввезенных в несопровождаемом багаже, все по-прежнему. Нет НДС-объекта, если суммарная фактурная стоимость не превышает эквивалент 150 евро.

А вот для международных почтовых и экспресс-отправлений, получателем которых является физическое лицо, порог фактурной стоимости снижен до эквивалента 100 евро от одного отправителя в одной депеше или в одном грузе. Однако не переживайте: до 30 июня 2019 года для получателей — обычных физических лиц будет действовать старый порог в эквиваленте 150 евро (п. 68 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Наконец, для международных почтовых и экспресс-отправлений, получателем которых является субъект хозяйствования (юрлицо или ФЛП), оставили порог необъектности на уровне 150 евро в эквиваленте (от одного отправителя в одной депеше или в одном грузе). Однако теперь для таких получателей речь идет не о фактурной, а о таможенной стоимости.

Кассовый метод по услугам ЖКХ. Внесены изменения в п. 187.10 НКУ. Отныне дату налоговых обязательств по кассовому методу определяют плательщики, поставляющие тепловую энергию, природный газ (кроме сжиженного), предоставляющие услуги по транспортировке и/или распределению природного газа, другие жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определен законом, услуги (работы), стоимость которых включается в состав платы за услугу по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий или услугу по управлению многоквартирным домом.

Как видим, по сравнению с предыдущей редакцией больше не упоминаются отдельно услуги водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в абзаце третьем п. 187.10 НКУ больше не упоминаются услуги по вывозу и утилизации твердого бытового и грубого мусора. Фактически этой поправкой законодатель поддержал фискалов, уже отказывавшихся признавать услуги по вывозу мусора как такие, которые подпадают под действие кассового НДС-метода, выдвигая для его применения требование, которое практически невозможно выполнить (см., например, письмо ГФСУ от 23.05.2018 г. № 2290/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Реквизиты НН. В п. 201.1 НКУ, который определяет перечень обязательных реквизитов налоговой накладной, добавлен п.п. «й», предусматривающий, что к обязательным реквизитам НН относится индивидуальный налоговый номер. Вообще-то всегда считалось, что ИНН уже есть среди обязательных реквизитов НН — в п.п. «г» п. 201.1 НКУ. Однако в связи с тем, что в новой форме НН одновременно должны указываться и налоговый номер, и ИНН*, законодатель решил разграничить их и в ст. 201 НКУ.

* Подробно о новой НН читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 96.

НДС и электроэнергия. Кассовый метод для налоговых обязательств поставщика электроэнергии продлен до 1 января 2022 года (п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ)**.

** Это же касается и поставщиков угля. За исключением товарной позиции 2703 00 00 00 (торф, поставщики которого больше не могут использовать кассовый метод).

Также учтено, что согласно постановлению НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 312 для многих категорий потребителей электроэнергии изменится поставщик. Однако вполне вероятно, что некоторые потребители будут продолжать платить за электроэнергию старым поставщикам. Следовательно, старый поставщик будет обязан начислить НДС на дату оплаты. Так вот, согласно п. 69 подразд. 2 разд. ХХ НКУ

старый поставщик сможет составить РК и откорректировать свои налоговые обязательства на дату, когда перечислит «лишние» средства новому поставщику

Сделать это нужно до 1 апреля 2019 года.

НДС-льготы. Закон № 2628 продлил, а также несколько видоизменил некоторые из НДС-льгот. Назовем их!

«Металлоломно-макулатурная» льгота (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие этой льготы продлено до 1 января 2022 года.

Льгота относительно лекарственных средств, медизделий и медтехники (п. 38 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие этой льготы продлено до 31 декабря 2020 года.

«Угольная» льгота (п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие «угольной» льготы также продлено до 1 января 2022 года. За исключением товарной позиции 2703 00 00 00 (торф), для поставщиков которой действие льготы закончилось. Кроме того, теперь от применения указанной льготы, вероятно, нельзя будет отказаться. Ведь Закон № 2628 прямо прописал, что право плательщика на отказ от льгот не распространяется на НДС-льготы (п. 30.4 НКУ). Поэтому пусть вас не вводит в заблуждение, что право на отказ по-прежнему прописано в абзаце третьем п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

«Электромобильная» льгота (п. 64 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие этой льготы продлено до 31 декабря 2022 года. Кроме того, действие льготы распространено на товарные подкатегории 8502 31 00 00, 8541 40 90 00, 8504 23 00 00, 8504 40 88 00 согласно УКТ ВЭД.

АТО/ООС-льгота (п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Эта льгота действует на период проведения АТО/ООС. Начиная с 01.01.2019 г. ее действие будет распространяться на товарные позиции 8525 60 00 00, 8529 90 20 00. Но только по аппаратуре для передачи и приема голоса, изображений и другой информации, включая аппаратуру для коммуникации в сети проводной или беспроводной связи, аппаратуры прослушивания направленного действия, радиостанций ультракоротковолнового и коротковолнового диапазона военного назначения, разведывательно-сигнальной аппаратуры, их частей и принадлежностей, в случае если поставка (закупка) таких товаров осуществляется для государственных заказчиков по оборонному заказу.

НДС-рассрочка. Товарные подкатегории 6902 10 00 00, 6902 20 99 00, 6903 90 90 00 и 8416 20 80 00 согласно УКТ ВЭД добавлены в перечень оборудования, при импорте которого фискалы по заявлению предоставляют рассрочку по уплате НДС на срок, указанный в заявлении плательщика, но не больше 24-х календарных месяцев, без начисления процентов, пени и штрафов, предусмотренных НКУ (п. 65 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

ЕСВ

Уже много лет ФЛП-работодатели, использующие труд лиц с инвалидностью, не имеют возможности применять к их доходам пониженную ставку ЕСВ 8,41 % (в отличие от предприятий, учреждений, организаций). Они должны были начислять ЕСВ на «трудовые» выплаты работников-инвалидов по полной ставке 22 %.

Сейчас эта несправедливость наконец-то устранена ☺. Так, Законом № 2628 внесены изменения в ч. 13 ст. 8 Закона № 2464, согласно которым с 01.01.2019 г. ФЛП-работодатели наряду с предприятиями получают возможность применять ставку ЕСВ 8,41 % к доходам (зарплата, больничные, декретные) работающих у них лиц с инвалидностью.

Обратите внимание: на вознаграждение за выполнение работ/услуг по гражданско-правовым договорам лицам с инвалидностью ЕСВ по-прежнему нужно начислять по ставке 22 %.

Налог с доходов физлиц

Неденежные подарки. Наконец-то с 01.01.2019 г. будет «утрясен» вопрос с налогообложением неденежных подарков. Напомним, что он возник неожиданно в конце 2017 года, когда фискалы решили вдруг изменить свою позицию по включению в налогооблагаемый доход подарков в натуральной форме, стоимость которых превышает необлагаемый предел.

С 01.01.2019 г. Закон № 2628 вносит изменения в п.п. 165.1.39 НКУ, благодаря чему этот подпункт будет звучать так: не облагается НДФЛ стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований) — в части, не превышающей 25 процентов одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2019 году — 1043,25 грн.), за исключением денежных выплат в любой сумме.

Таким образом, если стоимость подарка превысит необлагаемую величину, то НДФЛ будет облагаться только «вершок» неденежного подарка (сумма превышения над необлагаемой величиной). ☺

Налоговая скидка. Несколько смягчены требования для получения налоговой скидки на сумму уплаченной арендной платы за жилье (квартиру, дом) лицами, имеющими статус внутренне перемещенных лиц. Так, с 01.01.2019 г. (по итогам декларирования за 2019 год) право на налоговую скидку по сумме средств в виде арендной платы по договору аренды жилья (квартиры, дома), фактически уплаченных налогоплательщиком, имеющим статус внутренне перемещенного лица, будет возникать при условии, если такие лица и/или члены семьи только первой степени родства не имеют в собственности пригодной для проживания жилой недвижимости соответствующей жилой недвижимости (условие о неполучении бюджетных выплат тоже остается). Члены семьи второй степени родства в п.п. 166.3.9 НКУ больше не фигурируют.

Стипендии. Как гласил п.п. 165.1.26 НКУ, сумма стипендии, выплачиваемой из бюджета учащемуся, студенту, курсанту военных учебных заведений, ординатору, аспиранту, адъюнкту, не включается в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога (в части, не превышающей размера месячного прожиточного минимума, который действует для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 грн.). Теперь из этого подпункта убрали уточнение, что стипендия должна выплачиваться именно из бюджета.

Соответственно, под освобождение попадают теперь уже не только стипендии из бюджета, но и другие виды стипендий

Льготирование страховых выплат по п.п. 165.1.27 НКУ. Как сказано в п.п. 165.1.27 НКУ, суммы страховых выплат/страховых возмещений/выкупных сумм, перечисленные страховщиком физлицу, не включаются в его налогооблагаемый доход. При этом ранее от обложения НДФЛ освобождались страховые выплаты/страховые возмещения/выкупные суммы (при соблюдении ряда условий, которые остались неизменными), полученные от страховщика-резидента. Теперь Законом № 2628 эту норму расширили и дали возможность не облагать указанные суммы по договору, в том числе и со страховщиком-нерезидентом.

Военный сбор

Военным сбором не будут облагать сумму дохода, полученную плательщиками за сданные (проданные) вторичное сырье, бытовые отходы, лом черных металлов (код 7204 согласно УКТ ВЭД), лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8548 21 10 00 согласно УКТ ВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8548 10 91 00 согласно УКТ ВЭД) и лом драгоценных металлов, проданный НБУ.

Освобождение действует с 01.01.2019 г. согласно изменениям, внесенным Законом № 2628 в абз. 1 п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Единый налог

Торговля сидром и перри. Согласно п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ запрещено быть единоналожниками производителям и торговцам подакцизными товарами. Но из этого правила есть исключение для ФЛП, которые осуществляют розничную продажу пива и столовых вин. После 01.01.2019 г. физлицам-единоналожникам также разрешена розничная продажа сидра и перри (без добавления спирта).

СельхозЕН. Определенные послабления сделаны также сельхозЕНщикам. Начиная с 01.01.2019 г. сельхозЕНщиками могут быть также аграрии, которые являются малыми производствами винодельческой продукции, т. е. субъектами хозяйствования, осуществляющими по полному технологическому циклу без добавления спирта производство и разлив в потребительскую тару вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых в объеме, не превышающем 10000 декалитров в год (ст. 1 Закона № 481).

При этом, чтобы аграрий — малый винодел был плательщиком ЕН, он должен заниматься производством вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых из виноматериалов исключительно собственного производства (не приобретенных), полученных путем переработки плодов, ягод, винограда, меда собственного производства (п.п. 291.51.2 НКУ).

Кроме того, с 01.01.2019 г. в п. 5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ будет указано, что для индексации НДО за 2017 — 2023 гг. при расчете налоговых обязательств по ЕН группы 4 следует применять индекс потребительских цен в размере 100 %. Таким образом, индексировать НДО земли для расчета ЕН на 2019 год, как и на 2018 год, не нужно. Чтобы рассчитать ЕН на 2019 год, плательщик ЕН, у которого не изменилась НДО сельхозугодий, может просто взять ее из декларации по ЕН, которую он подавал в прошлом году.

РРО при «медицинской» торговле. Правило п. 296.10 НКУ, согласно которому определенные единоналожники могут не применять РРО, не распространяется на единоналожников, осуществляющих реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такие единоналожники с 01.01.2019 г. в любом случае обязаны применять РРО. Это предусмотрено изменениями не только в п. 296.10 НКУ, но и в ст. 9 Закона об РРО (ср. ).

Заметьте! Для целей применения РРО изделием медицинского назначения является любой инструмент, аппарат, прибор, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, предназначенные для диагностики, лечения, профилактики организма человека и/или обеспечения этих процессов. Это законодатель прописал в ст. 2 Закона об РРО*.

* Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 101, с. 22.

Экологический налог

Некоторым коррективам подвергся и порядок уплаты эконалога. Отныне субъекты хозяйствования, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, не являются плательщиками этого вида эконалога за выбросы двуокиси углерода в объеме, не превышающем 500 тонн за год (п. 240.7 НКУ). За все другие загрязняющие вещества, которые выбрасываются в атмосферу при эксплуатации стационарного источника загрязнения, придется платить с любого объема.

При этом, если субъект хозяйствования при эксплуатации стационарного источника загрязнения осуществляет выбросы только двуокиси углерода (что происходит достаточно редко), то он не обязан даже регистрироваться плательщиком эконалога. Но только до того времени, пока годовой объем выбросов двуокиси углерода не превысит 500 тонн за год. Как только это случится, субъект хозяйствования обязан зарегистрироваться плательщиком эконалога в налоговом (отчетном) периоде (квартале), в котором произошло такое превышение. Кроме того, он будет обязан составить и подать налоговую отчетность, начислить и уплатить налог за налоговый (отчетный) период, в котором произошло такое превышение.

Если говорить об уже действующих плательщиках эконалога, а также о тех, которые превысили 500-тонный предел и были обязаны зарегистрироваться плательщиком, то они будут платить эконалог за выбросы двуокиси углерода только за размер выбросов, который превышает 500 тонн. Дело в том, что согласно новому п. 242.4 НКУ база налогообложения таких плательщиков по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов двуокиси углерода в размере 500 тонн за год.

Как именно будет происходить такое уменьшение до обновления формы декларации по эконалогу, говорить сложно. Формально из п. 242.4 НКУ следует, что это нужно делать по итогам года, т. е. в декларации за IV квартал. Хотя на практике все может быть по-другому.

Ставка эконалога на выбросы двуокиси углерода увеличена более чем в 24 раза. И на сегодня размер эконалога за выбросы двуокиси углерода равен 10,00 гривень за 1 тонну (п. 243.4 НКУ). Сначала планировалось установить в переходных положениях поэтапное повышение этой ставки до 25,00 гривень за 1 тонну, однако в окончательной редакции Закона № 2628 эта норма была исключена.

Акцизный налог

Изменений по акцизному налогу, которые Закон № 2628 вводит в действие, очень много. Однако большая их часть вступает в силу не с 1 января 2019 года, а позднее*. Следовательно, в этой статье мы остановимся на «акцизных» изменениях только тезисно, а подробно их осветим позже.

* Так, с 01.07.2019 г. в круг плательщиков акцизного налога добавятся лица, которые ведут учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности (п.п. 212.1.15 НКУ).

Движение горючего — в разрезе мест хранения. Законом № 2628 с 01.07.2019 г. вводится отражение в СЭАРГ информации о фактическом движении горючего в разрезе мест хранения, а не в разрезе субъектов хозяйствования, как сейчас. Поэтому изменяется подход к определению акцизного склада, определяется его распорядитель (пп. 14.1.6, 14.1.224 НКУ), а также вводится понятие передвижного акцизного склада (пп. 14.1.61, 14.1.2241 НКУ).

Поэтому реализацией горючего для целей разд. VI НКУ становятся любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада / акцизного склада передвижного: (а) на акцизный склад; (б) на акцизный склад передвижной; (в) для собственного потребления или промышленной переработки; (г) любым другим лицам (п.п. 14.1.212 НКУ).

В связи с этим плательщики акцизного налога обязаны с 01.05.2019 г. до 01.06.2019 г. зарегистрировать в СЭАРГ все акцизные склады, распорядителями которых они будут по состоянию на 1 июля 2019 года (п. 22 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). За отсутствие такой регистрации предусмотрены огромные штрафы — в сумме от 1 млн грн. (п. 1281.2 НКУ). Применяться эти штрафы будут с 01.10.2019 г. (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Акцизные склады с горючим нужно оборудовать расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего и уровнемерами — счетчиками уровня горючего в резервуаре (п.п. 230.1.2 НКУ). Данные показателей этих приборов нужно будет передавать фискалам, а фискалы будут их сравнивать с данными СЭАРГ (пп. 230.1.3, 230.1.4 НКУ). За отсутствие указанных счетчиков предусмотрены существенные штрафы (п. 1281.1 НКУ).

Попутно напомним: требование относительно оборудования акцизных складов с горючим указанными счетчиками уже было раньше. Теперь же сроки оборудования опять перенесли и установили их в зависимости от вместимости резервуара. Так, для акцизных складов, где расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20000 м3, расходомеры и уровнемеры нужно установить не позднее 01.07.2019 г., для акцизных складов с резервуарами вместимостью менее 1000 м3 — не позднее 01.01.2020 г., а для акцизных складов с резервуарами менее 20000 м3 и более 1000 м3 — не позднее 01.10.2019 г. (п. 12 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Сравнение данных СЭАРГ с данными счетчиков «на полную» заработает с 01.01.2020 г. — именно тогда вступит в силу ст. 233 НКУ, которая определяет порядок такого сопоставления (п. 1 разд. ІІ Закона № 2628).

Спирт этиловый — теперь тоже в СЭА. Итак,

начиная с 01.07.2019 г. СЭАРГ преобразуется в систему электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЭАРГСЭ)

Именно под это изменена редакция ст. 232 НКУ и определение реализации в п.п. 14.1.212 НКУ, которое распространено Законом № 2628 на спирт. Заметьте: термин «реализация спирта» для целей разд. VI НКУ применяется исключительно для производителей спирта.

Кроме того, Закон № 2628 вводит контроль через СЭА за перемещением спирта. Аналогично акцизным складам с горючим акцизные склады со спиртом также будут подавать фискалам данные расходомеров, которые фискалы будут сопоставлять с данными СЭА (п.п. 230.1.1 НКУ). Как и в случае с горючим, это сравнение «на полную» заработает только с 01.01.2020 г., когда появится ст. 233 НКУ (п. 1 разд. ІІ Закона № 2628).

Также Законом № 2628 установлена нулевая ставка «спиртового» акциза для производителей уксуса, парфюмерно-косметической продукции, биоэтанола, а также продукции химического и технического назначения, включенной в перечень, утвержденный КМУ (пп. «д» — «ж» п.п. 229.1.1 НКУ). Такие производители должны учитывать через расходомеры не только использованный спирт, но и произведенную из него продукцию (п.п. 229.1.8 НКУ).

Акцизные накладные и их регистрация. Очевидно, что акцизные накладные (АН) вскоре будут составляться не только на реализацию горючего, но и на реализацию спирта. Соответствующим образом с 01.07.2019 г. изменяется перечень реквизитов, которые должны указываться в АН (п. 231.1 НКУ). Но еще интереснее, что

с 01.07.2019 г. вводится составление АН в двух экземплярах

Правда, только в случаях, когда происходит реализация горючего или спирта с одного акцизного склада другому. При реализации для собственного потребления, промышленной переработки, на объемы потерь или неплательщикам акцизного налога АН составляется в одном экземпляре (п. 231.3 НКУ).

В случае, когда реализация горючего или спирта требует двух экземпляров АН, они оба составляются в день реализации. При этом первый экземпляр АН в общем случае должен регистрироваться в ЕРАН уже в день составления. А вот второй экземпляр АН регистрируется в ЕРАН после фактического получения горючего или спирта на акцизный склад, но не позднее трех календарных дней, следующих за днем получения такого горючего или спирта. Регистрировать этот второй экземпляр АН должен получатель горючего или спирта (п. 231.6 НКУ)*.

* Сроки регистрации АН, составленных до 01.08.2019 г., приведены в п. 23 подразд. 5 разд. ХХ НКУ.

Вот вам и контроль за горючим и спиртом в разрезе мест хранения! ЕРАН с 01.07.2019 г. должен работать круглосуточно (п. 231.8 НКУ). А штрафы, предусмотренные теперь ст. 1202 НКУ за несвоевременную регистрацию АН на горючее, будут распространяться и на НН на спирт (п. 1202.1 НКУ). Также будет установлен штраф в размере 2 % от суммы акциза в АН за отсутствие в течение более чем 120 календарных дней регистрации в ЕРАН второго экземпляра АН по вине получателя горючего или спирта (п. 1202.2 НКУ). Но, к счастью,

новые штрафные санкции, введенные пп. 1202.1 — 1202.3 НКУ, применяются с 01.10.2019 г.

Поэтому все плательщики акцизного налога, которые должны составлять АН на реализацию спирта, плательщики акциза, которые должны составлять АН на горючее в двух экземплярах, а также получатели горючего и спирта, реализация которых требует двух экземпляров АН, могут «передохнуть». До 1 октября 2019 года для них штрафов за несвоевременную ЕРАН-регистрацию не будет (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Ставки акцизного налога. Изменения в области акцизного налога касаются не только горючего и спирта. В частности, с 01.03.2019 г. изменяется редакция п.п. 215.3.1 НКУ в части, устанавливающей ставки акцизного налога для алкогольных напитков (п. 1 разд. ІІ Закона № 2628). А вот ставки акцизов на табачные изделия повышаются уже с 01.01.2019 г. (пп. 215.3.2, 215.3.3 НКУ).

Наконец, к ставкам акцизного налога за авиационные бензины и реактивное топливо с 01.01.2019 г. применяется повышающий коэффициент 10 в случае нецелевого использования этих подакцизных товаров (п.п. 215.3.4 НКУ). Связано это с усилением контроля за целевым использованием горючего, предназначенного для целей авиационного транспорта (п. 229.8 НКУ; п. 26 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Еще раз обратим внимание: большинство «акцизных» изменений вступают в силу с 01.07.2019 г.

Прочие изменения

Плата за землю. Индекс потребительских цен за период с 2017 по 2023 год, который используется для коэффициента индексации НДО земли, применяется для всех видов земель со значением 100 % (п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ). То есть индексация НДО за 2017 — 2023 гг. при расчете платы за землю (как земналога, так и арендной платы) не проводится.

Следовательно, индексировать НДО, как и в прошлом году, так и в текущем следует, опираясь на индексы, определенные в п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ, а не на индексы потребительских цен, установленные за год органом статистики.

К сведению! Учитывая то, что за 2018 год коэффициент индексации равен 1, для расчета налоговых обязательств за 2019 год плательщику платы за землю, у которого в 2018 году не произошло изменение НДО, достаточно взять НДО прошлого года, т. е. перенести ее значение из декларации на 2018 год.

Также установлен предельный размер ставок земналога за лесные земли. Так, если НДО лесных земель проведена, то размер ставок земельного налога не может быть больше 0,1 % от их НДО (п. 274.1 НКУ), а если не проведена — 0,1 % площади пашни по АР Крым или по области (ст. 277 НКУ).

Налог на недвижимое имущество. Закон № 2628 подкорректировал порядок использования льготы по налогу на недвижимость для зданий и сооружений сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенных для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности (п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ).

Отныне в НКУ прямо прописано, что льгота касается исключительно зданий и сооружений сельхозпроизводителей (юридических и физических лиц), которые отнесены к классу «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (код 1271 согласно ДК 018-2000). Кроме того, чтобы пользоваться льготой, сельхозпроизводитель, который является собственником указанных зданий, не должен сдавать их в аренду, лизинг или ссуду.

Итак, законодатель фактически узаконил трактовки фискалов, которыми они максимально суживали круг сельхозпроизводителей, которые могут воспользоваться льготой, определенной п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ (см. БЗ, 106.02 и письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 22.03.2018 г. № 1167/ІПК/2040-12-03-25)*.

* Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 98, с. 31.

АТО/ООС. Закон от 18.01.2018 г. № 2268-VIII (вступил в силу 24.02.2018 г.) и Указ от 30.04.2018 г. № 116/2018 (вступил в силу 30.04.2018 г.) на законодательном уровне закрепили преобразование АТО в ООС. В связи с этим мы уже предлагали вам подробный анализ тех последствий, которые будет иметь смена АТО на ООС для налоговых и хозяйственных АТО-правил**.

** Читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 45, с. 22.

В Законе от 19.06.2018 г. № 2463-VIII (вступил в силу 04.07.2018 г.) законодатель сделал попытку распространить действие налоговых АТО-правил на период проведения ООС. Однако мы в нашем комментарии к Закону № 2463***сразу обратили внимание на то, что законодатель обошел вниманием специализированный п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. И спрогнозировали, что за него «возьмутся» в декабре 2018 г.

*** Читайте этот комментарий в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 59, с. 6.

Закон № 2628 подтвердил наш прогноз. Он распространил на период до 31 декабря года, в котором будет завершена ООС, действие АТО-льгот по уплате налога на недвижимость (п. 38.6), платы за землю (п. 38.7) и сельхозЕН (п. 38.8).

Также на период проведения ООС распространено правило, относительно которого для АТО/ООС-плательщиков приостанавливается: (1) начисление штрафов и пени за несвоевременное погашение денежных обязательств, определенных по состоянию на 14.04.2014 г. и (2) применение норм ст. 59, 60 (в части налоговых требований) и ст. 87 — 101 НКУ. Плательщики, которые имеют филиал на оккупированной территории, на период ООС также освобождаются от ответственности в пределах деятельности, которая осуществляется через этот филиал (пп. 38.2, 38.4 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Кроме того, на период проведения ООС распространены спецправила подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности АТО/ООС-плательщиков и мораторий на их проверки относительно АТО/ООС-периодов в связи с невозможностью вывезти документы из оккупированной территории (п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Итак, входим в новый год! А уже в нем сполна насладимся очередными НКУшными изменениями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше