Темы статей
Выбрать темы

Туристический сбор — 2019

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Закон № 2628 мы проанализировали на с. 15, но поскольку этот Закон с 2019 года изрядно «переиначил» туристический сбор (турсбор), посвящаем ему отдельную статью. Давайте вместе изучим основные изменения и обозначим ряд проблемных вопросов. Вот только как и кем будут многие из них решаться, пока совершенно не ясно.

Плательщики

Плательщиками сбора, как и прежде, являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, прибывающие на территорию админ. единицы, где установлен турсбор. Однако далее уточнено, что это лица, временно размещающиеся в местах проживания (ночевки), определенных в п.п. 268.5.1 НКУ. То есть, чтобы понять, является плательщиком турсбора конкретное лицо или нет, нужно сначала разобраться с местом его проживания (ночевки).

Места проживания (ночевки). По сравнению со старой редакцией они изрядно дополнены — см. их в новой редакции п.п. 268.5.1 НКУ. Там (в пп. «а» и «б») указаны теперь две группы таких мест (объектов):

а) гостиницы, кемпинги, мотели, общежития для приезжих, хостелы, дома отдыха, туристические базы, горные приюты, лагеря для отдыха, пансионаты и другие учреждения гостиничного типа, санаторно-курортные учреждения;

б) жилой дом, пристройка к жилому дому, квартира, коттедж, комната, садовый дом, дачный дом, любые другие объекты, используемые для временного проживания (ночевки).

То есть круг мест проживания стал гораздо шире — в основном он пополнился объектами, вошедшими в группу из п.п. «б», которые чаще всего находятся в ведении обычных физлиц.

Неплательщики. В перечне лиц, не являющихся плательщиками сбора (полный перечень см. в п.п. 268.2.2 НКУ) два важных изменения.

Первое: как и ранее, турсбор не должны платить лица, прибывшие в командировку, но теперь — только из числа резидентов! Кроме того, турсбор не должны уплачивать лица-резиденты, которые размещаются в местах проживания, указанных в п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ (см. выше), принадлежащих исключительно физлицам на праве собственности или пользования.

То есть почти все нерезиденты, останавливающиеся как в местах проживания у физлиц (кроме близких родственников «хозяина» — см. ниже), так и в любых других местах проживания, попадают в плательщики и обязаны платить турсбор

Второе: к неплательщикам отнесены члены семьи физлица первой и второй степени родства* (кто это — см. в п.п. 14.1.261 НКУ), которые временно размещаются таким физлицом в месте проживания, указанном в п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ, принадлежащем такому физлицу (на праве собственности или пользования).

* Включая и нерезидентов!

В то же время, если к физлицу приезжают дальние родственники или друзья (и т.п.), то турсбор с них удерживать тоже не нужно (так как они неплательщики — см. выше). А вот если к физлицу («хозяину») приедут нерезиденты, то плательщиками сбора из них не будут — только первой или второй степени родства.

Кроме того, здесь напомним читателям, что согласно постановлению КМУ от 15.03.2006 г. № 297 физлица — собственники или арендаторы индивидуальных средств размещения могут предоставлять услуги по временному размещению (проживанию) без государственной регистрации их как субъектов предпринимательской деятельности. В этой связи также отметим, что обычных физлиц нет и в перечне налоговых агентов (об этих читайте ниже).

Ставки и база взимания сбора

В этой части все существенно изменилось.

Если до 2019 года ставка турсбора представляла собой «вилку» от 0,5 до 1 % от базы, которой являлась стоимость всего периода проживания (без НДС), то теперь базой взимания турсбора является общее количество суток вре́менного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1 НКУ (см. выше).

Кстати, непонятно, как при расчете суммы турсбора быть с неполными сутками проживания плательщика — то ли считать любой временно́й «кусок» суток за целые, то ли считать пропорционально количеству времени из неполных суток, то ли еще как-то?..

А вот ставки сбора теперь дифференцированы относительно видов «туризма» и исчисляются фиксированно* — от размера минимальной заработной платы (МЗП), установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, для одного человека за каждые сутки временного размещения:

* То есть в четкой сумме — независимо от размера оплаты за проживание.

— до 0,5 процента — для внутреннего туризма;

— до 5 процентов — для въездного туризма.

(В 2019 году 0,5 % от МЗП составит 20,87 грн., а 5 % — 208,65 грн.)

Определение этих видов «туризма» (специально для целей взимания турсбора) приведено в новом п.п. 14.1.277 НКУ.

«Внутренний туризм» определен как перемещение в пределах Украины граждан и/или лиц, постоянно проживающих в Украине.

«Въездной туризм» — прибытие на территорию Украины и/или перемещение в пределах Украины (в любых целях) лиц, которые постоянно не проживают на ее территории.

То есть, говоря по-простому, применение конкретной ставки зависит от факта: размещаемое физлицо — «рез» или «нерез». Выходит, чтобы налог взимался по пониженной, «резидентской», ставке, плательщик (т. е. поселяемое лицо — «турист»), видимо, должен будет предъявлять налоговому агенту документ, подтверждающий его украинское «резидентство»: например, паспорт или специальное свидетельство (для иностранцев).

Как видим, для нерезидентов (которые почти все теперь попадают в плательщики!) предельная ставка — в 10 раз выше. То есть максимальные ставки турсбора за сутки размещения одного человека (особенно — «нереза») отнюдь не маленькие!

В то же время обращаем внимание, что ставки турсбора, как и раньше, должны устанавливаться по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады, созданной в соответствии с законом и перспективным планом формирования территориальных громад. Поэтому здесь размер и соотношение между собой ставок турсбора для «резов» и «нерезов» будет зависеть от решений местных советов.

Налоговые агенты — не всегда «размещающие лица»

Налоговыми агентами по взиманию турсбора (согласно решениям местных советов) п.п. 268.5.2 НКУ определяет следующие три категории лиц:

а) юрлица, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения юрлиц в соответствии с п.п. 268.7.2 НКУ**, ФЛП, которые предоставляют услуги по временному размещению лиц в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1;

** Согласно этому подпункту юрлицо, имеющее подразделение, предоставляющее услуги по временному размещению в местах проживания, обязано зарегистрировать такое подразделение в качестве налогового агента турсбора по местонахождению этого подразделения.

б) квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц с целью их временного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ, принадлежащих физлицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юрлица, уполномоченные сельским, поселковым, городским советом или советом объединенной территориальной громады взимать турсбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Перечень налоговых агентов и информация о них размещаются и обнародуются на официальном веб-сайте сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады

Но в то же время думаем, что факт неопубликования на сайте местного совета такого перечня (или неуказания в нем конкретного налогового агента) вряд ли освободит налогового агента от его обязанностей взимать сбор и уплачивать его в бюджет.

«Размещающие лица». Заметим, что новые нормы НКУ, касающиеся турсбора, помимо «плательщиков» и «налоговых агентов», фактически оперируют (см. п.п. 268.6.2 НКУ) еще более широким понятием, условно назовем его «размещающие лица».

Причем такие лица могут как являться налоговыми агентами (обязательно будучи при этом юрлицом, в том числе его подразделением, или ФЛП), так и не являться ими.

В частности, в перечне налоговых агентов отсутствуют обычные физлица (не ФЛП), но при этом они могут временно размещать граждан в местах проживания (ночевки), указанных в п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ, которые принадлежат им на праве собственности или пользования. Поэтому, если такое физлицо действует не через налогового агента, а договаривается с гражданином («туристом») напрямую, и если при этом «турист» — нерезидент (который не является ему родней 1-2 степени — см. выше о неплательщиках), то поселить его возможно только по предъявлении документа об уплате турсбора (п.п. 268.6.2 НКУ). Кроме того, «размещающим» физлицам, сдающим жилье, не стоит забывать об НДФЛ и ВС и о своей обязанности задекларировать такие доходы (разумеется, если жилье предоставляется на платных условиях)...

Порядок взимания и сроки уплаты

В этой части тоже без чудес не обошлось.

В п.п. 268.6.1 НКУ предусмотрено, что плательщики сбора («туристы») уплачивают сбор авансом перед их временным размещением в местах проживания (ночевки) налоговым агентам, которые взимают сбор, по ставкам, установленным соответствующими местными советами.

Как такая уплата будет производиться и какой документ налоговый агент обязан выдать плательщику («туристу») в подтверждение уплаты сбора, абсолютно непонятно. Поскольку уплата сбора не является оплатой за товары/работы/услуги, то проводить ее через РРО с выдачей плательщику кассового чека не обязательно (но если очень хочется, то можно и провести)...

Видимо, когда сбор будет платиться наличными, то прием сбора налоговыми агентами будет производиться через кассу с выдачей плательщику приходного кассового ордера (ПКО)*. Если же оплату турсбора плательщик проведет по безналу (с применением ПК и др.), то здесь подтверждающий уплату сбора документ плательщика должен «организовать» себе сам, взяв выписку банка, или др.

* Налоговые агенты — ФЛП в Книге учета доходов такие суммы, видимо, отражать не должны (так как турсбор у них в доходы не включается — см. БЗ, 107.04). В то же время здесь может встать вопрос насчет оприходования сумм турсбора...

А для чего он нужен, читаем в следующей норме — п.п. 268.6.2 НКУ, где предписано: лицо осуществляет временное размещение плательщика сбора в местах проживания (ночевки), принадлежащих такому лицу на праве собственности или на праве пользования, исключительно при наличии у плательщика сбора документа, подтверждающего уплату им турсбора в соответствии с НКУ и решением местного совета.

То есть эта норма прописана уже явно не для налоговых агентов, которым никакой подтверждающий документ не нужен, ведь они сами должны авансом принять от плательщика турсбор. Поэтому если налоговый агент также является и «размещающим лицом» (такие агенты перечислены в п.п. «а» п.п. 268.5.2 НКУ — см. выше), то ему никаких «подтверждающих» документов от плательщика не нужно**. Но, как мы уже указали, круг «размещающих лиц» гораздо шире круга налоговых агентов. Поэтому если «размещающее лицо» не является налоговым агентом, то оно может разместить «туриста»-нерезидента (так как резиденты освобождены — см. выше) только при наличии у него документа, подтверждающего уплату турсбора налоговому агенту.

** Однако выдать соответствующий документ об уплате турсбора (при расчете наличными) он «туристу» обязан.

Кстати, в такой ситуации при продлении времени проживания плательщик-нерезидент, по идее, должен «добровольно» пойти доплатить налоговому агенту суммы турсбора и предъявить документ о такой доплате «размещающему лицу».

А вот если плательщик авансом уплатил много, но хочет уехать раньше, то в п.п. 268.6.3 НКУ указано, что в случае досрочного убытия плательщика сбора

сумма излишне уплаченного сбора подлежит возврату такому лицу в установленном настоящим Кодексом порядке

Оно-то все хорошо, но порядок возврата излишне уплаченного налога для такой ситуации (когда оплата через налогового агента) НКУ не предусмотрен. Поэтому до тех пор, пока не появится порядок, ни налоговый агент, ни бюджет турсбор плательщикам возвращать, скорее всего, не будут.

Впрочем, может, тут имелся в виду порядок, установленный в ст. 43 НКУ? Но он сюда вообще не клеится, так как логично, чтобы деньги возвращал налоговый агент. Ведь вряд ли какой-то спещащий уехать «турист» пойдет в местную налоговую (с подтверждающим уплату им турсбора документом) подавать заявление о возврате да еще и ждать 5 дней реакции налоговиков.

К тому же, не имея информации от налогового агента и пока налоговый агент не перечислит этот турсбор в бюджет, налоговики никакой переплаты не подтвердят и денег «туристу» не вернут. Так что пока здесь будет «игра в одни ворота». В общем, этот вопрос требует нормативного урегулирования (или хотя бы разъяснений)...

На этом фоне меркнет даже обозначенная нами выше (см. о базе обложения) проблема с исчислением налога, когда плательщик будет проживать не полные сутки...

Кроме того, непонятно также, должен ли авансом уплачиваться турсбор при бронировании плательщиком мест? По нашему мнению, нет, так как фразу уплачивается «перед размещением» мы склонны понимать как непосредственно «перед». Впрочем, этот момент тоже требует дополнительных разъяснений...

Уплата налоговыми агентами. Базовый отчетный период — квартал. Для налоговых агентов есть два варианта уплаты сбора— или по итогам квартальной декларации (в стандартный 10-дневный срок), или авансовыми платежами до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале — до 28 (29) включительно). Налоговые агенты, которые будут платить турсбор авансами, отражают в декларации за отчетный квартал суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов. При этом окончательная сумма сбора, исчисленная в соответствии с декларацией за отчетный (налоговый) квартал (с учетом фактически внесенных авансов), уплачивается ими в сроки, определенные для квартального налогового периода.

Но заметим: поскольку там (в п.п. 268.7.1 НКУ) имеется приписка «на основании решения местных советов», то, видимо, вариант уплаты сбора будет не по выбору налогового агента, а один из этих двух вариантов должен установить местный совет в своем решении.

Переходный период

Обратите внимание! Чтобы новый турсбор начали нормально взимать с 1 января 2019 года, местные советы должны успеть до этой даты вынести соответствующие решения о его введении на их «подконтрольной» территории и об установлении ставок и порядка взимания, хотя формально до 01.01.2019 г. Закон № 2628 не действует. (Кроме того, у местных советов еще есть обязанность обнародовать перечень налоговых агентов, о чем — см. выше.)

Но до тех пор, пока такое решение принято не будет, взимание турсбора на соответствующей территории с 01.01.2019 г. будет противозаконным

И дело тут даже не в принципе стабильности налогового законодательства, сроках принятия, обнародования и вступления в силу решений местных органов («накануне», а не «после»), ведь законодатель тут перестраховался и Законом № 2628 до 31.12.2019 г. деактивировал пп. 4.1.9, 12.3.3—12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ.

Главный вопрос в том, по какой ставке следует платить сбор, если местное решение не принято.

Применение нормы п.п. 12.3.5 НКУ, в которой указано, что если местный совет не принял решение об установлении соответствующего налога-сбора, то такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм НКУ с применением их минимальных ставок, ничего не даст. Ведь минимальные ставки для турсбора не установлены. Предусмотрены только максимальные ставки. Считать максимальную ставку минимальной никаких оснований нет. Поэтому для целей применения этой нормы п.п. 12.3.5 НКУ можно говорить, что минимальная ставка составляет 0 гривень, в связи с чем мы считаем, что до принятия местными советами специальных решений и установлении ставок в 2019 году турсбор взимать незаконно.

А принять решение об установлении турсбора местный совет может в любое время, даже после начала бюджетного периода, ведь принцип стабильности (см. выше) не действует. Впрочем, нам к этому не привыкать...☹

Админштраф-new и проч.

Серьезность намерений законодателей по внедрению нового вида турсбора подтверждает введение ими с 01.01.2019 г. достаточно строгой админответственности за нарушение правил его уплаты и взимания.

В КоАП добавлена статья 16317, частью 1 которой за неуплату турсбора плательщиком («туристом») ему предусмотрен админштраф в размере 50 ннмдг (850 грн.). Налагать этот штраф должны админкомиссии при исполкомах на основании протоколов представителей органов внутренних дел (Нацполиции). То есть, видимо, полицейские будут ходить по «ночлежкам» и проверять, уплатил ли «турист» турсбор, и если у него документа об уплате нет — то получи админштраф 850 грн. ☹.

Кроме этого, ч. 2 и 3 ст. 16317 КоАП предусмотрены штрафы, причем как к налоговым агентам, так и к «размещающим лицам», за нарушение порядка и/или особенностей взимания и/или уплаты турсбора, установленного НКУ и решением местного совета.

Заметим, что в этой норме не конкретизировано: если это будут юрлица (а не ФЛП) — к каким физлицам должен применяться штраф. Впрочем, вряд ли на этом основании можно будет от него отбиться... Скорее всего у юрлиц будут штрафовать руководителя.

Размер этого штрафа — 100 ннмдг (1700 грн.), а если в течение года опять поймают, то штраф уже будет двойным — 200 ннмдг (3400 грн.). Налагать эти админштрафы (выносить решения) должны суды — на основании протоколов, составленных налоговиками. То есть налоговых агентов и «размещающих лиц» «админ-щучить» должны фискалы — при проверках вопросов взимания турсбора.

В то же время всегда помните, что если штрафуемые нарушения будут не длящимися, то сроки давности по ним составят: для штрафа из ч. 1 ст. 16317— 2 месяца, а для штрафа из ч. 2 и 3 этой статьи — 3 месяца с момента нарушения. Так что кому-то, может, удастся и проскочить...

Прочие штрафы. При этом налоговые агенты (как юрлица, так и ФЛП) не должны забывать и о штрафах, предусмотренных НКУ, которые они тоже могут отхватить от фискалов — по ст. 120 (неподача отчетности), 126 (несвоевременная уплата) и 127 (неначисление/неудержание/неперечисление) НКУ.

Поэтому, если нашкодите с турсбором, в итоге (вместе с админштрафом), может «нарисоваться» немалая сумма санкций.

Отчетность

Заметим, что в связи с обновлением турсбора с будущего года уже станет непригодной действующая форма декларации по турсбору (утвержденная приказом Минфина от 09.07.2015 г. № 636). Последний раз декларация по этой форме должна быть подана за отчетный период — 2018 год (по сроку не позднее 11.02.2019 г.).

Таким образом, чтобы налоговые агенты смогли нормально отчитаться по итогам первого квартала 2019 года, Минфин должен утвердить ее форму уже в декабре этого года (см. п. 46.6 НКУ). Это маловероятно по той причине, что Закон № 2628 заработает лишь с 1 января.

Поэтому здесь, скорее всего, налоговики просто «порекомендуют» налоговым агентам отчитываться по турсбору за первый квартал 2019 года по новой форме декларации (которую Минфин, возможно, в первых месяцах следующего года таки утвердит). Но, заметим, при этом ими сознательно будет нарушена норма п. 46.6 НКУ...

Надеемся, мы вам прояснили некоторую часть вопросов относительно нового турсбора, а вот как утрясется еще куча проблемных моментов, которые мы обозначили выше, покажет «вскрытие». Так что ждем новых «турсборных» решений местных советов и исправления (разъяснения) того, что «накосячили» законотворцы.

Но помните, что админштрафы по ст. 16317 КУоАП могут применять уже с 1 января нового года!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше