Темы статей
Выбрать темы

Компенсация стоимости сельхозтехники: реалии нынешнего времени

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Недавно Кабмин в который раз за последний год внес изменения в механизм получения частичной компенсации стоимости приобретенной отечественной сельхозтехники. В связи с этим аграрии все чаще спрашивают, как именно, учитывая эти нововведения, получить такую компенсацию. Чтобы расставить все точки над «ї», в сегодняшней публикации напомним тонкости получения компенсации стоимости приобретенной сельхозтехники.

Требования к получателям

Перечень субъектов хозяйствования, которые имеют право получить такой вид государственной поддержки, как частичная компенсация стоимости приобретенной сельхозтехники и оборудования отечественного производства (далее — частичная компенсация), от даты его утверждения и доныне остался без изменений.

То есть получить такую компенсацию имеют право юрлица и физлица-предприниматели независимо от формы собственности и выбранной системы налогообложения, которые соблюдают требования, прописанные в п. 3 Порядка № 130:

1) являются сельхозтоваропроизводителями, то есть субъектами хозяйствования, основная деятельность которых — поставка сельхозтоваров. А именно товаров, относящихся к числу сельскохозяйственных, перечисленных в п. 2.15 Закона № 1877, и произведенных ими на собственных или арендованных основных средствах;

2) удельный вес стоимости вышеупомянутых сельхозтоваров должен составлять не менее 75 % стоимости всех товаров, поставленных такими юридическими и физическими лицами в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

К сведению! Вышеупомянутый порядок расчета 75 % доли касается уже действующих аграриев.

Вновь созданные сельхозтоваропроизводители (осуществляют хозяйственную деятельность менее чем 12 календарных месяцев) такую долю считают по результатам каждого отдельного отчетного периода (месяца)

В то же время, если аграрий соблюдает вышеупомянутые требования, то он просто становится потенциальным получателем такой компенсации. Если же он захочет фактически получить такую компенсацию, то ему следует также соблюдать требования, перечисленные в п. 10 Порядка № 130, а именно:

— против него не должно быть возбуждено дело о банкротстве и/или он не должен быть признан банкротом и/или находиться на стадии ликвидации;

— он не должен иметь просроченной более 6 месяцев задолженности перед госбюджетом, Пенсионным фондом и фондами соцстрахования.

Если аграрий соблюдает все эти требования, то он без проблем сможет получить такую компенсацию.

Порядок получения компенсации

Чтобы получить частичную компенсацию стоимости приобретенной сельхозтехники, аграрий должен произвести несколько действий.

Действие 1. Выбрать «компенсирующую» сельхозтехнику

Частичная компенсация предоставляется за приобретение не любой техники, а только той техники отечественного производства, которая внесена в Перечень отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса, стоимость которого частично компенсируется за счет средств государственного бюджета.

Этот перечень формирует специально созданная комиссия при Кабмине на основании заявок отечественных заводов-производителей, которые подтверждают соблюдение ими критериев, перечисленных в пп. 5 — 7 Порядка № 130. Что это за критерии, покупателю сельхозтехники знать не обязательно.

Он должен помнить только одно. Перечень «компенсирующей» техники агротоваропроизводитель может отыскать на официальных веб-сайтах Минэкономразвития (http://www.me.gov.ua/) и Минагрополитики (http://minagro.gov.ua/).

В нем сейчас находится сельхозтехника около 100 отечественных производителей.

При этом обновление этого перечня происходит в течение двух дней после принятия решения Комиссией о внесении в него изменений и включении или исключении из него производителя и его техники.

Внимание! На сегодня, чтобы сельхозтехника отечественных производителей в течение конкретного года получила статус «компенсирующей» (была в вышеупомянутом перечне), они должны ежегодно в период с 1 января по 30 апреля подавать заявку в подтверждение соответствия ее критериям, определенным в пп. 5 и 7 Порядка № 130. Если этого не сделать, то технику исключат из перечня. А значит, за ее приобретение аграрий компенсацию не получит с момента обнародования решения об исключении техники из перечня, который размещен на официальном веб-сайте Минэкономразвития (пп. 7 и 71 Порядка № 130).

Поэтому тем аграриям, которые собираются приобрести сельхозтехнику в начале года, следует быть очень внимательными и поинтересоваться у продавца, подтвержден ли на определенный год «компенсационный» статус его сельхозтехники. Чтобы при приобретении такой техники из-за халатности производителя не утратить право на компенсацию.

Действие 2. Фактически приобрести технику

После того как аграрий определился с техникой, чтобы получить компенсацию, ее следует обязательно приобрести. При этом под приобретением подразумевается полное окончание операции покупки. То есть аграрий должен перечислить деньги за выбранную им технику и получить ее в собственность (на руках у него должен быть акт приема-передачи).

Платить за приобретение сельхозтехники аграрий должен не через любой, а через так называемый уполномоченный банк (пп. 8 и 10 Порядка № 130).

Таким банком может быть любой банк, как государственный, так и коммерческий, в том числе с иностранными инвестициями, который подписал Меморандум об общих основах сотрудничества с Минагрополитики

Перечень банков, которые уже подписали с Минагрополитики Меморандум, можно отыскать на веб-сайте Минагрополитики (http://minagro.gov.ua/en/node/25625). В Перечне таких банков на сегодня содержится целых 19 банков разных форм собственности, в том числе и все государственные банки Украины.

До этого, чтобы получить компенсацию, проводить расчеты за приобретенную сельхозтехнику аграрии должны были только или через государственный банк, или через другой банк, в уставном капитале которого 75 % и более акций принадлежат государству. Таких банков в Украине маловато — всего 5. И это создавало значительные трудности при получении компенсации. Предприятиям, которые не имели счетов в госбанке, приходилось идти в эти банки и открывать отдельные счета. С ростом количества банков, через которые можно проводить расчеты за приобретение «компенсирующей» техники, такие проблемы будут у меньшего количества субъектов.

Счета, открытые в таких банках, аграрий должен использовать не только для перечисления средств за сельхозтехнику, но и для получения на них компенсации.

Действие 3. Подача документов

После приобретения сельхозтехники аграрий, чтобы получить компенсацию, должен подать в уполномоченный банк, через который осуществлена оплата за сельхозтехнику (п. 11 Порядка 130):

— заявку для получения частичной компенсации — форма № 1, утвержденная приказом Минагрополитики от 18.04.2017 г. № 228. В ней аграрий указывает информацию о себе и дает расписку о получении сельхоздоли на уровне 75 %, а также помечает (указывает отметку «Х»), какие документы подает вместе с заявкой, и приводит информацию о приобретенной им технике;

— копию платежного поручения;

— акт приема-передачи техники и оборудования;

— свидетельство о регистрации транспортного средства и/или машины (если техника подлежит обязательной государственной или ведомственной регистрации);

— справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам, контролируемым ГФСУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 89, с. 10).

К сведению! Если посмотреть на саму форму заявки, то окажется, что, кроме этих документов, аграрию еще следует подать и:

— извлечение из ЕГР о том, что он не банкрот и не находится в стадии ликвидации;

— сведения, подтвержденные соответствующими органами, об отсутствии просроченной более чем шесть месяцев задолженности перед бюджетом, ПФ и соцфондами.

Поэтому если аграрий хочет получить компенсацию, придется позаботиться о получении и таких документов.

Внимание! Заявки для получения компенсации стоимости сельхозтехники подают в случае приобретения техники (п. 11 Порядка № 130):

— с 1 января до 1 декабря текущего года — до 5 декабря текущего года;

— с 1 декабря и по 31 декабря текущего года — до 1 марта следующего года.

Такое распределение установлено с целью определения, из средств какого бюджета будут браться деньги для получения компенсации. За технику, приобретенную до 1 декабря, компенсацию выплачивают из ассигнований, заложенных в бюджете на текущий год, с 1 декабря — из ассигнований в следующем году.

Действие 4. Получение средств

После подачи документов аграрию в соответствии с п. 14 Порядка № 130 нужно подождать около месяца, пока уполномоченный банк не получит от Минагрополитики средства и не перечислит их на ваш текущий счет. При отсутствии средств в бюджете на практике придется ждать и больше.

Размер компенсации на сегодня составляет 25 % стоимости техники (без учета НДС), которая указана в документах на ее приобретение (п. 10 Порядка № 130)

В то же время, если такую компенсацию получает фермерское хозяйство, то для него размер компенсации составляет 40 % стоимости техники (без учета НДС). Увеличение размера компенсации на 15 % по сравнению со стандартным размером (25 %) предусмотрено в п. 10 Порядка № 106. Этот Порядок был утвержден с целью распределения между фермерскими хозяйствами выделенного в Госбюджете на 2018 год 1 млрд грн. по программе «Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств».

К сведению! Если аграрий получил компенсацию стоимости сельхозтехники, то он должен помнить о том, что до истечения трех лет такую технику нельзя отчуждать. Это не касается только случая, когда такая техника принята уполномоченным банком в залог и она отчуждается им в случае невыполнения заемщиком обязательств по кредитному договору.

В случае отчуждения «компенсирующей» техники по другим причинам (в том числе в результате невыполнения обязательств по кредитному договору) аграрий подпадает под санкции, а именно (пп. 10 и 13 Порядка № 130):

1) ему придется вернуть полученные бюджетные средства в течение месяца с даты выявления нарушения;

2) он теряет право на получение частичной компенсации в течение трех лет от даты выявления нарушения.

Учет компенсации

Получение компенсации стоимости сельхозтехники следует расценивать как целевое финансирование капитальных инвестиций. А потому в бухучете по правилам, которые прописаны п. 18 П(С)БУ 15, аграрий должен признавать полученную компенсацию доходом, но не сразу, а в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов.

Учитывая это, а также порядок получения компенсации (сначала аграрий расходует средства и приобретает технику, а только потом ему перечисляют средства), в учете аграрий должен сразу после получения возмещения (Дт 311 — Кт 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов») зачислить целевые средства в состав доходов будущих периодов: Дт 482 — Кт 69. И только потом по мере начисления амортизации и пропорционально ее размеру отражают доход: Дт 69 — Кт 745. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 38, с. 17.

В налоговоприбыльном учете получение таких средств целевого финансирования будет отражаться по бухучетным правилам. Дело в том, что в НКУ не предусмотрено налоговых разниц для такой операции.

При этом у высокодоходников, которые приобрели сельхозтехнику и получили компенсацию ее стоимости, налоговые амортизационные разницы будут возникать в общем порядке, то есть так, как этого требуют пп. 138.1 и 138.2 НКУ.

Что касается НДС-учета, то здесь также без особенностей. Имеете зарегистрированную налоговую накладную на приобретенную технику — есть право на налоговый кредит. Кроме того, у агрария нет нужды при получении компенсации начислять налоговые обязательства. Дело в том, что в соответствии с п.п. 196.1.6 НКУ не являются объектом обложения этим налогом дотации за счет бюджетов (кроме тех, которые предоставляются в имущественной форме).

Плательщики единого налога группы 4 такую компенсацию признают доходом только в бухгалтерском учете, а вот для расчета сельхоздоли не включают. На это указывает форма Расчета сельхоздоли. А именно такие суммы аграрий указывает в стр. 3.1 «Сума одержаних з державного бюджету коштів фінансової підтримки», данные которой исключаются из общего размера дохода сельхозтоваропроизводителя при расчете сельхоздоли.

Единоналожники группы 3 — юрлица и ФЛП в состав дохода полученную компенсацию не включают. Аргументы содержатся в п.п. 4 п. 292.11 НКУ. В соответствии с этим подпунктом в состав дохода единщика не включаются суммы средств целевого назначения, которые поступили из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ. С этим недавно согласились и фискалы в письме ГФСУ от 22.02.2018 г. № 724/6/99-99-12-02-03-15/ІПК.

Пример. Юридическое лицо — фермерское хозяйство в октябре 2018 года приобрело у отечественного производителя жатку для сбора кукурузы ЖК-80 стоимостью 635304,00 грн., в том числе НДС — 105884,00 грн.

В том же месяце жатка была введена в эксплуатацию со сроком полезного использования 7 лет и прямолинейным методом начисления амортизации.

Документы для получения компенсации поданы в октябре 2018 года, и в конце ноября была получена частичная компенсация стоимости сельхозтехники в сумме 211768,00 грн.: (635304,00 - 105884,00) х 40 % : : 100 %.

Учет частичной компенсации стоимости сельхозтехники

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Перечислена предоплата поставщику за жатку для сбора кукурузы ЖК-80

371

311

635304,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

644

105884,00

641/НДС

644/1

105884,00

3

Получена жатка от поставщика

152

631

529420,00

4

Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

105884,00

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

635304,00

6

Введена в эксплуатацию жатка

104

152

529420,00

7

Поступила частичная компенсация из бюджета

311

482

211768,00

8

Полученная компенсация признана доходами будущих периодов

482

69

211768,00

9

Начислена амортизация за ноябрь 2018 года (529420,00 грн. : 84 мес.)

231

131

6302,62

10

Признан доход пропорционально начисленной амортизации за ноябрь 2018 года (211768,00 грн. : 84 мес.)

69

745

2521,05

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше