Темы статей
Выбрать темы

Декларация по налогу на прибыль: как отчитаться сельхознику?

Адамович Наталия, налоговый эксперт
У сельхозников в 2017 году с отчетностью по налогу на прибыль сложилась напряженка. Мало того, что налоговики вдруг запретили для них особый отчетный период «с июля по июнь», так еще и основной годовой период ставят под сомнение. Поэтому разберемся, как сельхозникам отчитаться по налогу на прибыль по итогам 2017 года. Какой период декларировать? Как заполнить декларацию?

Отчетный период для сельхозников...

Все уже свыклись с тем, что сельхозники в отличие от других плательщиков налога на прибыль могут использовать два варианта налогового (отчетного) периода:

1) обычный налоговый отчетный год, который совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря) — п.п. «б» п. 137.5 НКУ. Этот период исключительный для сельхозпроизводителей. То есть остальные условия (в частности, превышение/непревышение 20 млн грн. дохода, определенного по показателям Отчета о финансовых результатах за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период, продиктованные в п.п. «в» п. 137.5 НКУ), которые делят обычных плательщиков налога на прибыль на квартальщиков и годовиков, сельхозников абсолютно не касаются.

Так что независимо от того, отнесен ли сельхозпроизводитель к высокодоходникам (доход за прошлый год у которых превышает 20 млн грн.) или малодоходным предприятиям, отчитываться он должен исключительно за год;

2) особый налоговый отчетный год, который начинается с 1 июля текущего года и заканчивается 30 июня следующего года (п.п. 137.4.1 НКУ). Такой период могли избрать производители сельскохозяйственной продукции, определенной ст. 209 НКУ, если доход от ее продажи выше 50 %.

Однако с 01.01.2017 г. ст. 209 НКУ, регламентировавшая действие специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства (с ним, судя по всему, и определение сельхозпродукции), утратила силу (п.п. 4 п. 2 разд. XIX НКУ).

И после этого налоговики перестали признавать особый период «с июля по июнь», установленный п.п. 137.4.1 НКУ. Причина: с 01.01.2017 г. НКУ не определено, какая продукция считается сельскохозяйственной для целей обложения налогом на прибыль. И объявили, что сельхозники в августе 2017 года последний раз подали «прибыльную» декларацию за особый период (см. письмо ГФСУ от 31.05.2017 г. № 422/6/99-99-15-02-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 49, консультацию из 102.23.01 БЗ // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 67, с. 7). Поэтому…

…применявшие особый год «с июля по июнь». Что остается бывшим «особым» сельхозникам? Отчитаться за 2017 год наравне со своими «обычными» коллегами — сельхозниками (которые особый период не избирали). То есть, опираясь на особую норму п.п. «б» п. 137.5 НКУ («на закуску» поданной в августе декларации за смежный 2016-2017 год), они должны перейти на обычный для сельхозников период и подать годовую декларацию за 2017 год, но (!) урезанную — с показателями за период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г.*.

* Именно так отчитывались сельхозники, меняющие особый период на обычный по своей воле.

Все бы хорошо, да вот в преддверии «прибыльной» отчетной кампании за 2017 год налоговики снова напомнили о переходе (см. письмо ГФСУ от 11.01.2018 г. № 105/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Поясняя теперь, как подать отчетность сельхозникам, применявшим период «с июля по июнь», налоговики вдогонку к прошлым выводам, теперь еще и не разрешают им переходить на обычный годовой сельхозпериод, установленный п.п. «б» п. 137.5 НКУ (ср. ).

По их мнению, с 01.07.2017 г. производители сельскохозяйственной продукции определяют отчетные (налоговые) периоды по общим правилам, предусмотренным для плательщиков налога на прибыль.

То есть если у ранее применявших особый период сельхозников годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный в финансовой отчетности за 2016 год:

— превысил 20 млн грн., то начиная с 01.07.2017 г. они применяют отчетные (налоговые) календарные периоды — календарные три квартала и год;

— не превысил 20 млн грн., — исчисляют и предоставляют отчетность по налогу на прибыль за период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. в сроки, предусмотренные для предоставления налоговой декларации, рассчитываемой нарастающим итогом за год, — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем ​​отчетного (налогового) года.

Такой ход событий весьма возмутителен, да и пояснения налоговиков поступили с опозданием. И получается, что высокодоходные сельхозники (с доходом за 2016 год более 20 млн грн.) должны были после подачи в августе годовой декларации за особый период подать еще и декларацию за три квартала 2017 года.

Внимание! Предельный срок ее подачи — 9 ноября, а уплатить налог на прибыль по ней нужно было не позднее 17 ноября (так как предельный срок уплаты 19 ноября приходится на выходной день (воскресенье) и не переносится). Вот так придумали налоговики очередную уловку, чтобы наполнить бюджет штрафами: за (1) неподачу декларации (п. 120.1 НКУ — как минимум 170 грн.); (2) неуплату налогового обязательства (п. 123.1 НКУ — 25 % от суммы налога на прибыль, если декларация так и останется неподанной и контролеры начислят налог на прибыль самостоятельно).

Однако, на наш взгляд, здесь с налоговиками нужно спорить и настаивать на том, что для сельхозников п.п. «б» п. 137.5 НКУ установлен годовой период.

Прямой ссылки на утратившие силу нормы ст. 209 НКУ в п.п. «б» п. 135.7 НКУ и близко нет. Поэтому

утверждать, что с 01.01.2017 г. НКУ не определено, какая продукция считается сельскохозяйственной для целей обложения налогом на прибыль, нельзя

Да, не спорим, в НКУ определения сельхозпродукции в целях налога на прибыль нет (в п.п. 14.1.234 НКУ дано определение сельхозпродукции только в целях гл. 1 разд. XIV НКУ, для сельхоз-единоналожников, работающих на ЕН в группе 4).

Тем не менее, пользуясь нормой п. 5.3 НКУ, ищем его в других законах. Ведь в п. 5.3 НКУ четко указано, что термины, применяемые в НКУ и не определенные в нем, используются в значении, установленном другими законами. И, в частности, идеально здесь подходит определение сельхозпродукции из п. 2.15 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV — это сельхозпродукция (товары), определенная в группах 1 — 24 УКТ ВЭД в соответствии с Законом Украины «О таможенном тарифе Украины», если при этом такие товары (продукция) выращиваются, откармливаются, вылавливаются, собираются, изготавливаются, производятся, перерабатываются непосредственно производителями этих товаров (продукции), а также продукты обработки и переработки этих товаров (продукции), если они были приобретены или произведены на собственных или арендованных мощностях (площадях).

Да и сами налоговики в своих разъяснениях о сроках отчетности аграриев еще в начале года (учитывая выход из строя ст. 209 НКУ) говорили о производителях сельхозпродукции, определенной п. 2.15 Закона № 1877 (см. консультацию из БЗ 102.23.01, которая переведена в состав недействующих только с 02.01.2018 г.).

Так что сельхозники вправе перейти на обычный для них годовой период и подать годовую декларацию за 2017 год, но (!) урезанную — с показателями за период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г.

Тем же, кто не намерен спорить с налоговиками, прежде чем подавать декларацию по налогу на прибыль за 2017 год, можно хотя бы увернуться от 20 % штрафа за несвоевременную уплату согласованной суммы денежного обязательства по п. 126.1 НКУ. Для этого нужно сначала подать декларацию с нулевым объектом налогообложения за три квартала 2017 года, а затем составить к ней же УД (и в ней уже правильно задекларировать пропущенный, по мнению налоговиков, период). Тогда вы по УД заплатите помимо налоговых обязательств хотя бы только 3 % штрафа.

…применявшие обычный год. Производители сельхозпродукции с обычным годовым периодом, так же пользуясь аргументами, приведенными нами выше, подают «прибыльную» декларацию за 2017 год. И хотя налоговики прямо не указали о том, как отчитываться сельхозникам из этой категории, считаем, что нельзя настаивать на том, что если по итогам 2016 года (опираемся на показатели финотчетности за 2016 год) у сельхозника окажется более 20 млн грн., то ему предстояло отчитываться в квартальные сроки: и что совершенно дико для сельхозников — подавать «прибыльные» декларации еще и за первый квартал, полугодие и три квартала. А это, учитывая «сезонную» специфику производства основной части сельхозпродукции, посеет дисбаланс при определении налога на прибыль.

Так что надеемся, что налоговики все-таки пересмотрят свою позицию и оставят для производителей сельхозпродукции законный обычный годовой отчетный (налоговый) период (не разделяя их на годовиков и квартальщиков).

…новички — бывшие плательщики ЕН группы 4. Еще одна категория сельхозпроизводителей, которым весьма интересен отчетный период по налогу на прибыль, — производители сельхозпродукции — единоналожники группы 4, которые с 01.01.2017 г. перешли на общую систему налогообложения.

Если рассуждать, то получается, что такие «перебежчики» спецпериод «с июля по июнь» выбрать не могли. Для них действует лишь один обычный годовой отчетный период (с 1 января по 31 декабря). И как поясняют налоговики, такие сельхозники применяют годовой период, ориентируясь (!) на п.п. «а» п.п. 137.5 НКУ, т. е. как вновь созданные — новички (см. письмо ГФСУ от 15.06.2017 г. № 669/6/99-99-12-02-03-15/ІПК). То есть приоритет налоговики в таком случае отдают особому периоду для новичков — отчетному году*.

* Заметим, что аналогичные правила первого годового периода по налогу на прибыль налоговики применяют и к бывшим несельхоз- единщикам (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 7, с. 33).

Поэтому бывшие плательщики ЕН группы 4 железно подают декларацию по налогу на прибыль по итогам 2017 года (за период с 1 января по 31 декабря). В следующем году для них включается годовой сельхозпериод — п.п. «б» 137.5 НКУ.

Тем не менее не исключено, что налоговики будут продолжать игнорировать годовой период, безоговорочно предназначенный для производителей сельхозпродукции.

Сроки подачи декларации

Для декларации по налогу на прибыль предприятий, составляемой за отчетный год, определен единый срок ее подачи — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года, независимо от того, за какой базовый отчетный период составляется декларация — квартал или год (п.п. 49.18.6 НКУ).

Этих сроков должны придерживаться и сельхозники, покинувшие особый период, подавая декларацию по налогу на прибыль за урезанный год (с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г.).

Для всех сельхозников предельный срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2017 год — 1 марта 2018 года

Соответственно, уплатить задекларированную сумму налога надо не позднее чем 9 марта 2017 года**.

** Предельный срок уплаты налога на прибыль за 2017 год приходится на 11 марта 2018 года (воскресенье), поэтому уплатить его надо не позднее пятницы 9 марта 2018 года.

Форма декларации

Особой формы декларации по налогу на прибыль для сельхозников нет. Производители сельхозпродукции, как и все другие плательщики налога на прибыль, составляют декларацию по налогу на прибыль по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 г. № 897 (в редакции приказа Минфина от 28.04.2017 г. № 467).

В общем порядке при заполнении декларации по налогу на прибыль сельхозники руководствуются разд. III НКУ, в котором особенная оговорка — только в части определения отчетного (налогового) периода. В остальном все правила как для всех.

Пересказывать заново их не будем (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 8, и материал этого номера). Сосредоточимся лишь на отдельных сельхозособенностях.

Декларация сельхозника — без особой отметки

Единственное, где упоминается сельхозпроизводитель в декларации по налогу на прибыль, так это в заглавном поле 9 «Особливі відмітки». На первый взгляд, это поле обязано идентифицировать того, кто подает декларацию, в частности и «виробника сільськогосподарської продукції».

Однако, по разъяснению налоговиков, отметка в поле 9 «Особливі відмітки» идентифицирует сельхозника не с точки зрения «сельхозпризводственного» статуса (то, что он является производителем сельхозпродукции), а с точки зрения распространения на него особого годового периода «с июля по июнь». Сельхозники с обычным годовым периодом (с 1 января по 31 декабря) пометку в поле 9 «Особливі відмітки» декларации по налогу на прибыль не ставят (см. письмо ГФСУ от 30.06.2017 г. № 16989/7/99-99-15-02-01-17).

Поэтому, учитывая, что особого периода «с июля по июнь» уже нет (и судя по категоричности налоговиков, скорее всего и не будет, хотя бы до тех пор, пока законодатели не уберут в п.п. 137.4.1 НКУ ссылку на ст. 209 НКУ), получается, что декларации по налогу на прибыль за 2017 год и за все последующие отчетные периоды сельхозники составляют без отметки в поле 9 .

Финотчетность и расчет налога

Вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль за 2017 год все налогоплательщики обязаны подать годовую финотчетность за 2017 год (п. 46.2 НКУ) как приложение ФЗ к декларации.

Внимание! Механизм такой: подаем «прибыльную» декларацию за 2017 год (!) после подачи финансовой отчетности за 2017 год и получения второй квитанции о ее приеме. То есть сначала нужно подать финотчетность, получить две квитанции и только после этого подать декларацию с пометкой о поданном приложении ФЗ.

У сельхозников — обычных годовиков (с отчетным периодом с 1 января по 31 декабря) проблем с этим не будет. Как приложение к декларации (ФЗ) у них пройдет финотчетность за 2017 год. Именно о подаче в качестве приложенния финотчетности за 2017 год и следует сообщить в поле «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності». Поставьте отметку «+» в клеточках напротив поданных форм финотчетности. Вот и все.

А вот бывшим особопериодным сельхозникам с финотчетностью придется помудрить. После перехода на обычный годовой период они подают «урезанную» годовую декларацию за 2017 год. То есть, по сути, в ней должны быть указаны показатели работы (доход, финрезультат) не за весь 2017 год, а только за период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. Ведь показатели (доход, финрезультат) за первое полугодие у таких плательщиков уже поучаствовали в определении налога на прибыль. И облагать их повторно (нарастающим итогом) в декларации уже не нужно. Так что доход и финрезультат за первое полугодие просто отсекаем.

Поэтому финотчетность к «урезанной» декларации следует подать так, чтобы налоговики имели возможность «выделить» доходы, финрезультат, полученные не за весь год, а только за второе полугодие.

Напомним, по итогам последнего особого годового периода сельхозники в угоду п. 46.2 НКУ к декларации по налогу на прибыль подали «трехмерную» финотчетность: (1) за первое полугодие 2016 года; (2) за 2016 год; (3) за первое полугодие 2017 года. Эти требования в части подачи промежуточной финотчетности должны были выполнить в том числе и сельхозники, относящиеся к малым предприятиям (см. письмо Минфина от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779). Так что, по сути, первое полугодие 2017 года у таких плательщиков уже «подотчетно».

Тем не менее правила есть правила и к «урезанной» декларации по налогу на прибыль за 2017 год сельхозники должны подать как приложение к декларации финотчетность за весь 2017 год. То есть в поле «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності» вы ставите отметки «+» в клеточках напротив поданных форм финотчетности именно за 2017 год.

Для того, чтобы налоговики имели возможность «выделить» из годовой финотчетности доходы и финрезультат за второе полугодие 2017 года,

вместе с финотчетностью за 2017 год, одновременно придется подать и финотчетность за первое полугодие 2017 года

Заметим, такой механизм подачи «вспомогательно-дополнительной» финотчетности не нов. Его интенсивно рекомендуют применять сами же налоговики в схожей ситуации — при смене плательщиком в середине года системы налогообложения (см. БЗ 102.23.02, письмо ГФСУ от 05.04.2017 г. № 7102/6/99-99-15-02-02-15). Так что пользуемся таким же принципом.

При этом, учитывая, что финотчетность за первое полугодие 2017 года сельхозники уже подали в составе «трехмерного» комплекта (при составлении декларации по итогам с июля 2016-го по июнь 2017 года), то подаем ее не как приложение ФЗ, а как дополнение (по почте или лично) согласно п. 46.4 НКУ, записав информацию об этом в поле «Наявність доповнення» (под своим номером и с кратким пояснением).

Это также поможет налоговикам проверить (определить) финрезультат — показатель стр. 02 декларации: финрезультат из финотчетности за 2017 год, уменьшив на финрезультат из финотчетности за первое полугодие 2017 года.

Определяемся с налоговыми разницами

Нормы из п.п. 134.1.1 НКУ о правилах корректировки финрезультата на разницы, установленные в разд. III НКУ, распространяются на всех плательщиков налога на прибыль, и сельхозпроизводители — не исключение.

Так что сельхозники, у которых доход за последний годовой период свыше 20 млн грн., при расчете налога на прибыль бухгалтерский финрезультат обязаны корректировать на все разницы, установленные НКУ, в том числе и в разд. ІІІ.

А вот сельхозники с годовым доходом не более 20 млн грн. могут отказаться от применения разниц, определенных разд. ІІІ НКУ (за исключением убытков прошлых лет, а также разниц «для всех» из разд. І, ІІ и подразд. 4 разд. ХХ НКУ).

Сельхозники с обычным годовым периодом (новички, бывшие плательщики ЕН группы 4) при определении, считать или не считать разницы по итогам такого года, безоговорочно ориентируются на доход за 2017 год, т. е. на показатель стр. 01 составляемой декларации.

Сельхозникам, сменившим в этом году особый годовой период, на обычный, строка 01 «урезанной» декларации за 2017 год (с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г.), для определения того, считать или не считать разницы по итогам такого отчетного года, на наш взгляд, не помощник. Не помогут здесь и данные стр. 01 из декларации за последний особый период (июль 2016-го — июнь 2017 года).

Внимание! Поменявшим особый период сельхозникам для расчета/нерасчета разниц правильнее ориентироваться на доход за весь 2017 год. Даже несмотря на то, что часть его уже поучаствовала в прошлой декларации за особый период.

Для этого доход для расчета/нерасчета разниц берем из финотчетности за 2017 год:

— из строки 2280 Отчета о финансовых результатах (формы № 2-м или № 2-мс) — те, кто отчитывается по «малым» формам;

— из стр. 2000 (обороты по Дт 701, 702, 703 с Кт 791 минус оборот по Кт 704 с Дт 791), 2120 (оборот по Дт 71 с Кт 791), 2200 (оборот по Дт 72 с Кт 792), 2220 (оборот по Дт 73 с Кт 792), строка 2240 (оборот по Дт 74 с Кт 793) Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) по форме № 2 — те, кто отчитывается по обычным формам.

И в первом и во втором случае, если доход не превысил 20 млн грн., то сельхозник может принять решение не считать разницы, сделав об этом отметку в поле «Наявність рішення». Кстати, по последней версии налоговиков (см. БЗ 102.23.02), ставить эту отметку следует в каждом последующем отчетном периоде. Поэтому, следуя таким указаниям, ставим отметку о принятом решении, даже если решение о неприменении разниц сельхозник принял еще по итогам прошлого, особого или обычного годового периода (ссылайтесь при заполнении поля на все тот же документ). Внимание! Для тех, кто не считает разницы, вовсе не означает, что стр. 03 декларации (приложение РІ) заполнять не нужно. Заполнить их придется:

— при наличии непогашенных убытков прошлых лет (стр. 3.2.4 приложения РІ);

— при корректировке финрезультата на суммы некоторых разниц, предусмотренных подразд. 4 разд. ХХ НКУ (разницы по сомнительной задолженности, резервам по отпускам до 01.01.2015 г., «денежные» разницы и пр.).

Не забываем и об Отчете о льготах

Если сельхозники по итогам года намерены декларировать убытки прошлых лет (стр. 3.2.4 приложения РІ) и/или сумму «ценнобумажных» убытков (стр. 03 в приложении ЦП), то их нужно включить в Отчет о льготах (приложение к Порядку учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

Внимание! По последней версии налоговиков, Отчет о льготах прибыльщики-годовики должны подавать в «квартальный» срок (БЗ 102.23.01).

Так что, сельхозники, заявляющие в декларации льготные суммы (убыток прошлых лет -11020301* и прошлогодний отрицательный результат от продажи ЦБ — 11020302), будьте готовы подать Отчет о льготах за 2017 год не позднее 9 февраля 2018 года.

* Справочник № 85/2 прочих налоговых льгот по состоянию на 31.12.2017, доведенный письмом ГФСУ от 29.12.2017.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше