Темы статей
Выбрать темы

Кто возьмет билетов пачку… или ГФСУ об обложении «бесплатно-рекламных» раздач

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Письмо ГФСУ от 08.12.2017 г. № 2908/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

вывод документа

Если при поставке шести блоков воды по цене пяти поставка одного блока осуществляется бесплатно, такая бесплатная поставка облагается НДС в общем порядке по ставке 20 %. А в «налоговоприбыльном» учете отражается по бухгалтерским правилам — налоговые разницы по ней не возникают

В комментируемом письме налоговики говорят о том, как отражаются в «налоговоприбыльном» и НДС-учете операции по поставке шести блоков воды по цене пяти, осуществляемые в рекламных целях.

Заметьте: фискалы однозначно видят в такой операции бесплатную передачу одного блока воды. Отсюда и соответствующие рекомендации по налогообложению:

— в «налоговоприбыльном» учете отражать бесплатную поставку по бухгалтерским правилам. При этом налоговики не упоминают, что бухгалтерский финрезультат таки придется увеличить, если бесплатная поставка осуществляется неплательщикам налога на прибыль (кроме физлиц*) или «нулевикам» (п.п. 140.5.10 НКУ), а также неприбыльным организациям (п.п. 140.5.9 НКУ);

* По мнению налоговиков, в это исключение не попадают физлица-предприниматели на едином налоге.

— в НДС-учете облагать бесплатную поставку в общем порядке — начислять налоговые обязательства (НО) исходя из цены приобретения / обычной цены /балансовой (остаточной) стоимости (согласно абзацу второму п. 188.1 НКУ), на которые составляют две налоговые накладные (одну — нулевую, вторую — на соответствующую стоимость).

Кстати, все подробности о бесплатных раздачах в ходе рекламной акции вы можете узнать из «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 100, с. 27. Поэтому углубляться в этот вопрос не будем. Тем более, что ничего нового фискалы по этому поводу не озвучили. Разве что в сегодняшнем письме они не оговорили возможность не начислять НДС в случае, если стоимость бесплатно розданного товара включена в стоимость самостоятельно изготовленных товаров/услуг и увеличивает их базу налогообложения (как это допускается в БЗ 101.06 и в письме ГФСУ от 06.10.2016 г. № 21760/6/99-99-15-03-02-15). Но это скорее всего по той причине, что рассматриваемая «рекламная» поставка под это исключение точно не подпадает.

В общем, мы обращаем ваше внимание на другое. На наш взгляд, при реализации шести блоков воды по цене пяти бесплатной поставки может и не быть. Все зависит от того, как будет оформлена такая рекламная акция.

Так, если по условиям акции при покупке пяти блоков воды шестой получаешь в подарок — бесплатная передача одного блока налицо. То есть плательщик осуществляет две операции: поставку пяти блоков воды по их обычной цене реализации и поставку одного блока бесплатно. Тогда все сегодняшние рекомендации налоговиков — в силе. То есть «лишних» НО по НДС в таком случае не избежать.

Если же условия акции звучат по-другому, например: при покупке шести блоков воды покупатель получает скидку в размере стоимости одного блока, то здесь уже бесплатной поставки не усматривается. Есть поставка шести блоков воды по сниженной цене. То есть предоставленная скидка уменьшает цену реализации каждого из шести блоков воды.

В таком случае и «налоговоприбыльные» разницы из пп. 140.5.10 и 140.5.9 НКУ не светят, и «лишних» НО по НДС не будет. Разве что в результате предоставления скидки продажа окажется убыточной. Тогда нужно будет доначислить НО на разницу между ценой реализации и ценой приобретения/балансовой (остаточной) стоимостью/обычной ценой. Но даже в этом случае «скидочный» вариант привлекательнее, ведь сумма «лишних» НО будет меньше (подробнее о скидках см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 92, с. 21).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше